Воспоминания из детства. Родник

Татьяна Комиссарова
  Где  нам  бы  взять  такое  средство,
  Чтобы  вернуться  снова  в  детство,
  Увидеть  всех  своих  родных,
  Любимых,  близких,  дорогих.
 

  Кто  из  нас  не  мечтал  хотя  бы  ненадолго  вернуться  в  босоногое  детство.  Увидеть  всех   родных  и  близких,  наведать  своих  друзей,  с  которыми  днями  напролёт  гонялись  по  улицам,  лазали  по  чужим  садам,  а  самое  главное,  встретиться  с  мамой.  Прижаться  к  её  груди,  почувствовать  тепло  её  ласковых  рук.  Мы  часто  бываем  в  детстве,  но  лишь  в  воспоминаниях.  После  такого  путешествия  в  прошлое  на  душе  становится  тепло  и  немного  грустно.

  Нас  у  мамы  было  трое.  Растила  она  нас  одна.  Чтобы  как - то  свести  концы  с  концами,  ей  приходилось  целые  дни  проводить  на  ферме.  Я  была  старшей  среди  детей  и  считалась  главной  маминой  помощницей.  Сестрёнка  моложе  меня  на  шесть  лет.  Братишка  родился  значительно  позже.  К  тому  времени  сестра  подросла  и  была  ему  нянькой.

  Главной  моей  обязанностью  считалась  забота  о  сестрёнке.  Целыми  днями  она  ходила  за  мной,  вцепившись  в  мой  подол  цепкими  пальчиками.  Когда  я  пыталась  оторвать  её  от  себя  и  убежать,  сестричка  поднимала  крик  на  всю  улицу.  Сердобольные  соседи  начинали  меня  стыдить,  что  я  не  беру  её  с  собой. Они  так  и  называли  нас  "прицепом".  Иногда  мне  хотелось надавать  тумаков  сестрёнке  и  хоть  немного  отдохнуть  от  навязчивого  "прицепа".

  Уходя  на  работу,  мама  оставляла  мне  поручения  на  день.  Утром  поесть  самой  и  накормить  сестрёнку,  насыпать  корм  уткам  и  курам.  Затем  отогнать  уток  на  речку.  Вечером  они  сами  возвращались  домой.  Надо  было  успеть  до  прихода  мамы  наносить  полную  кадку  воды. В  ту  пору  мне  и  в  голову  не  приходило,  чтобы  не  выполнить  хоть  одно  из  маминых  заданий.  Я  её  любила  и  одновременно  побаивалась,  хотя  я  не  помню,  чтобы  она   хоть  раз  меня  побила.  Иногда  я  с  подружками  засиживалась  на  речке  до  поздна.  Услышав  мамин  голос  и  увидев  у  неё  в  руках  прут,  я  хватала  сестрёнку  за  руку  и  стремглав  неслась  к  маме,  на  ходу  рассказывая  ей  о   проделанных  за  день  делах.

  Несмотря  на  то,  что  наше  село  расположено  на  высоком  берегу  Волги,  а  с  двух  сторон  его  окружают  заливы,  долгое  время  водопровода  в  селе  не  было.  Воду  носили  из  залива,  а  питьевую  брали  из  родника,  который  находился  на  краю  села. 

  Со  своими  поручениями  я  справлялась  успешно,  но  самым  нелюбимым  и  трудным  для  меня  делом  считалось  принести  воды  из  родника.  Я  всегда  откладывала  это  задание  на  потом.  У  меня  тоже  были  свои  не  менее  важные  дела.  Сбегать  к  подружке,  которая  жила  через  два  дома  от меня  и  обменяться  фантиками.  Сходить  на  речку   искупаться.  Потом  позагорать  на  горячем  песке  и  понырять  солдатиком  с  кручи.  Для  этого  надо  хорошенько  разбежаться  и  подальше  прыгнуть  в  воду,  чтобы  ненароком  не  оказаться  на  мелководье.

  Иногда  заигравшись,  я  вспоминала  о  не  принесённой  родниковой  воде  и  оставив  сестрёнку  на  попечение  бабушки - соседки,  я  сломя  голову неслась  к  роднику.  Коромысло  прыгало  у  меня  на  плечах,  пустые  вёдра  колотили  по  худеньким  бокам.  Я  старалась  успеть  до  темна  сбегать  к  роднику  и  возвратиться  домой,  пока   мама  не  пришла  с  работы.

  Над  селом  опускались  сумерки.  Я  прошла  мимо  последних  домов.  Надо  было  спуститься  вниз  по  тропинке,  которая  вела  к  роднику.  По  левую  сторону  от  тропинки  нависала  огромная  круча.  Это  было  заброшенное  старинное  кладбище.  Проходя,  а  вернее  пробегая  мимо  него,  я  старалась  не  смотреть  на  торчащие  из  глины  белеющие  кости  и  остатки  тёмных  гробов.  Впереди  у  родника  было  ещё  страшнее.  Вода  под  дырявой  крышей  казалась  совсем  чёрной.  Пахло  сыростью  и  веяло  холодом.  Где - то,  казалось  совсем  рядом  лаяли  собаки.  Неподалёку  квакали  лягушки,  которых  я  очень  боялась.

  Испытывая  почти  панический  ужас,  я  наклонялась   над  родником  и  черпала  ведрами  воду.  Вокруг  быстро  темнело.  Подцепив  вёдра  коромыслом,  я  подныривала  под  него,  выпрямлялась  и  со  всех  ног  неслась  по  тропе.  Поднявшись  наверх  к  домам,  я  опускалась  чуть  ли  не  на  колени  и  снимала  с  коромысла  вёдра,  чтобы  передохнуть.  В  это  время  я  испытывала  огромное  облегчение.  Самое  страшное  позади,  а  рядом  свет  в  окнах  домов  и  сидящие  на  скамейках  возле  домов  люди.

  Постояв  немного,  я  шла  дальше.  До  сих  пор  помню  все  места,  где  я  останавливалась,  чтобы  передохнуть. Пока  добиралась  с  вёдрами  до  дома,  делала  четыре  остановки.

  Иногда,  где - нибудь  на  дороге  меня  встречала  мама.  В  редкие  дни,  придя  пораньше  с  работы  домой  и  не  обнаружив  там  детей,  она  шла  нас  искать.  Узнав  от  бабушки,  что  я  ушла  на  родник,  мама  торопливо  шла  мне  на  встречу.  Я  не  раз  рассказывала  ей  про  свои  страхи.  Мама  наказывала  мне  не  ходить  на  родник  вечером  и  не  набирать  полные  вёдра  воды,  а  чтобы  вода  не  выплёскивалась,  надо  класть  в  вёдра   маленькие,  тоненькие  дощечки,  приготовленные  специально  для  меня.

  Встретив  меня  на  полпути,  мама  забирала  у  меня  вёдра  и  мы  шли  домой.  Пятилетняя  сестрёнка  шла  рядом  держа  меня  за  руку  и  жаловалась  маме,  что  я  не  взяла  её  с  собой  на  родник.  Для  воды  у  неё  был  двухлитровый  бидончик.  Обычно  я  наливала  половину  бидона,  но  с  каждым  шагом  ёмкость  становилась  для  девочки  всё  тяжелее  и  вода  потихоньку  убывала,  оказываясь  на  дороге.  Придя  домой,  сестрёнка  выливала  остатки  своей  воды   в  бак  и  ждала,  когда  мама  нас  похвалит  и  назовёт  своими помощниками.

    Продолжение  следует.

   30. 10. 2014г.