Мгновения Парижа. Palais Garnier

Анжела Конн
Двое разговаривали. О чем? Никто не знает. И не узнает никогда. Но...
Если известно кто они, место и время, можно предположить...

Писатель и архитектор. Они встретились однажды, чтобы расстаться навсегда. Расстаться и посеять массу домыслов. Будущее неравнодушно к этой даже единственной встрече. Оно пытается докопаться до истины  прошлого.

Гастон Леру и Шарль Гарнье. Оба авторы, один - детективов, другой - GRAND OPERA. Перед величием этого дворца меркнет всё, теряется разум, отнимается язык...  Красота поражает, но не меньше поражают тайны, окутавшие появление и жизнь  театра. Тайн много. Одна удивительнее другой.
В них есть зловещая закономерность - цифра тринадцать.

Во время оперы "Фауст" срывается тяжелейший противовес люстры и убивает зрителя в кресле N13.
 
Одна из балерин умирает, поскользнувшись на тринадцатой ступеньке лестницы.
 
Новая Опера - тринадцатый оперный зал Парижа.

 И кульминация  мистических событий - Призрак.

 Слухи  окутывали  здание Оперы, а вечерами, когда небо черно и светит луна,в людях возникало ощущение смеси страха и преклонения перед величественным творением. Призрак не даёт покоя никому; самый любознательный из парижан Гастон Леру выпытывает у архитектора, где правда, где вымысел. Сжалившись над любителем тайн, Гарнье отсылает его к своему сочинению "Новая Парижская Опера", в котором  даёт подробную историю создания и постройки дворца.

Совсем недавно он был безвестным архитектором, однако молодым и амбициозным. Античность Великого Рима и путешествия по Греции спровоцировали молодого человека к мечтам. Шарль возвращается в Париж, а перед взором - памятники и скульптуры, божественной красоты росписи и мифические герои не дают покоя. Ах,  какое  завидное наваждение!

 История всеядна - порой она соткана из судьбоносных событий, перекроивших мир и сознание народов, порой она в качестве дорогого блюда преподносит мелкое, ничего не значащее в глобальном масштабе действие, вкус которого долго будет ощущаться последующими поколениями и вызывать восторг.
   Факт остаётся фактом - случай свел в одной точке троих талантливых мужчин.А история свила одно из тончайших кружев загадочных мгновений Парижа.

Кто из правителей не подвергался покушению на жизнь! Во власти свои риски. Не избежал этой участи и Наполеон III, какая досада...Но ведь остался жив! И решил- никогда не ступит ногой в здание старой Оперы, где итальянец Орсини задумал коварное убийство. Возникла срочная необходимость в новой Опере. Каприз правителя!  Может быть...Но не из капризов ли сотканы уникальные мгновения Парижа...
 
 Префект  Османн  объявляет конкурс на лучший проект нового здания.И вот тут наступает звездный час неизвестного Шарля Гранье. Он выигрывает! Из почти двухсот претендентов,затем во втором туре из пяти лучших - он победитель. Его мечты приобретают реальные очертания.

Наполеон III,  барон Османн, Шарль Гарнье - вот они, ключевые фигуры  прошлого и настоящего Парижа. Талантливые люди, влюбленные в красоту и думающие о величии своего народа.

С Наполеоном III в Париж пришла свежая кровь. Под его управлением происходит расцвет Второй Империи. А сначала- безжалостный снос всего старого, примитивного,   жалкого.
 
Главой   работ назначается  барон Османн - человек огромной энергии.И вкуса! И новаторства! Он сносил трущобы, уничтожал целые кварталы прокладывая бульвары и возводя дома нового стиля - стиля  Наполеона III.
 .. О, это стало новым  рождением города. Но каким!

Во второй половине девятнадцатого века Париж превратился в роскошный, благодаря умным действиям власть имущих. Сделать город современным, удобным и в то же время гламурным, оставляя местами - бриллиантами в оправе - памятники прошлых эпох- нужны смелость и любовь.

Именно любовь и смелость двигали Гарнье, когда в возрасте тридцати пяти лет он приступил к возведению  Оперы. Но сначала неимоверный труд - откачивали воды в течение 240 дней, чтобы преодолеть заболоченность местности и возвести фундамент здания. Кто знает или думает об этом, любуясь шедевром Парижа...

 Красота захватывает с первого мгновения и уже навсегда. Роскошь снаружи, роскошь внутри...

Идеолог стиля боз-ар  Шарль Гарнье воплотил свои профессиональные мечты в этом дворце экстравагантности, помпезности и  претенциозности. Он задействовал все архитектурные приемы: итальянские аркады, базилику Палладио, элементы  старого Лувра, лестницы, напоминающие греческие храмы...
Смешав все стили, их элементы, богатые краски архитектор уловил дух времени, как и те двое, затеявшие перестройку города. Вот в чём талант - уловить дух времени...  И сделать его вектором в будущее... В период Второй Империи слова "роскошь" и "шик" были самыми главными в словаре француза. И Гарнье не жалел  ни роскоши, ни шика. Грандиозное здание театра, выдержанное в духе эклектики с набором ренессансно-барочных архитектурных форм и богатейшей отделкой интерьеров...

Мрамор, оникс, яшма, сусальное золото, зеркала, бархат поступали со всех концов  света, а деньги на строительство текли  рекой. Не в этом ли заключается подвиг создателей современного Парижа, начавшего своё триумфальное шествие во главе  красивейших городов мира полтора века назад.
   
 Так что власть - это не только страх  быть убитым во время покушений, это- служба отечеству во имя  гордости и величия нации. Современным правителям не ведомы подобные чувства.

Монументальность дворца  подчёркивает важность эпохи для дальнейшего развития Франции; неспроста Поэзия и Гармония венчают строение, а скульптуры Аполлона и Пегаса на куполе зовут к искусству, красоте и покою.

Но о каком покое может идти речь, пока Гастон Леру ищет ответ на вопрос, будоражащий  страну - слухи о Призраке. Он штудировал одну книгу за другой, собирал рассказы людей мало-мальски знакомых с этой историей, но достоверных фактов не было.
 
И вот однажды его приглашает директор Гранд Опера, чтобы показать скелет человека, которого обнаружили рабочие во время  работ в недрах дворца. Гастон Леру склонился над находкой... Вот оно, воплощение слухов! Странная форма черепа говорила о невероятной уродливости несчастного. Писатель нашёл то, что искал. И он увенчал свои поиски романом  "Призрак Оперы". Теперь ему есть что предъявить полному слухов и страхов народу.

Призрак в здании Оперы существовал, существовал во плоти. Внешне уродливый от  рождения, - полная противоположность изысканным  красотам дворца, - но с гениальными способностями. И пылким сердцем!
Эрик, так назвал Леру своего героя, влюбляется в молодую певицу Кристину. Он часто слушает её божественный голос,сидя в кресле под номером 5. О, это мистическое кресло, оно до сих пор принадлежит Призраку... К нему невозможно дотронуться, невозможно сфотографировать. Все усилия будут напрасны. На него можно только смотреть и представлять Эрика в черном фраке с маской, скрывающей изъяны на лице.

И под впечатлением этого образа выйти из шикарного зала в Большое фойе, где игра зеркал и отражающаяся в них роскошь убранства удваивается, утраивается; вдруг то там, то здесь в створках и заломах переливающихся стекол мелькает человек в черном. Тщетно он ищет свою возлюбленную, которую сам же отпустил с Раулем, когда понял, что сердце её принадлежит другому. Ему же остается доживать свой век  в бесконечных подвалах Оперы, куда порой доносится музыка.
    
Трудно покидать это волшебное место... Оно поднимает тебя над обыденностью и уносит в вечность.
   Вечность - в каждом мгновении, в каждом элементе театра,созданном гением Гарнье и временем.

Находясь здесь  невольно думаешь,в чем величие нации? И находишь ответ - в генетическом коде, заложенном  в историческую  память, передаваемую  из поколения  в поколение.