Достоинство горца

Борис Токиев
В этой статье я хочу затронуть весьма деликатную, непростую, многостороннюю и очень актуальную тему – кавказцы в Москве. Хотя эти три слова совсем не отражают всей сути проблемы. Её попросту невозможно выразить в нескольких словах, настолько много аспектов приходится иметь в виду, даже просто рассуждая об этом вопросе. При этом мнения оппонентов, от самых примитивных, до философски изысканных будут, зачастую, диаметрально противоположны.
Тем не менее, проблема существует, и говорить о ней надо. Замалчивание вряд ли приведёт нас к чему-то позитивному и уж точно не поможет продвинуться вперёд.
Надо начать с того, что мало кто вообще может чётко пояснить, что именно он вкладывает в этноним «кавказцы». Для кого-то это любой человек восточной внешности (тоже, кстати, неоднозначное понятие), для кого-то говорящий с акцентом, ну а кто-то и слова «Кавказ» не знает и где он находится, пояснить не может.
Есть такая шутливая песенка, называется она «Лица кавказской национальности». (Вот, кстати, тому, кто ввёл в современный лексикон этот словесный оборот, я бы даже сказал, этот новый перл русской словесности, следовало бы словами героя одной комедии «…в голову гвоздь забить…». Впрочем, сейчас и не такое можно услышать.) И есть в ней такие строки:
«… Тот Магомед, а этот Хачик,
Один Казбек, другой Кацо.
Но имена ничто не значат,
Мы все как на одно лицо!
Где им в Москве тут разбираться
Кто есть грузин, кто осетин?
Похож даргинец на аварца
Как мандарин на апельсин…»
Песенка весёлая и даже, местами, оптимистическая, но суть проблемы, которая является стержнем настоящей статьи, она выражает верно. Ведь для того, чтобы решать какой-то вопрос, прежде всего необходимо понимать, в чём этот вопрос, собственно, состоит?
Попробуем обратиться к истории проблемы в мире в целом и в России в частности. Следует понимать, что в многонациональном государстве межнациональные отношения всегда являются составной частью политических отношений. Государство налаживает и регулирует отношения между нациями и народностями, проводя национальную политику, которая представляет собой совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями. Само собой разумеется, что в каждой стране эта политика имеет свои особенности, но, наряду с этим, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.
Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос, то есть, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая, причём с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях (априори мы не будем говорить о методах Третьего Рейха).
После образования СССР национальный вопрос в нём решался сразу в нескольких аспектах. Так, был уничтожен национальный гнёт и в определённой мере - экономическое и культурное национальное неравенство. При этом были созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Но сам факт совместного проживания в одном союзном государстве более ста тридцати наций, народностей и национальных и этнических групп не мог не порождать противоречий и конфликтных ситуаций. Разумеется, не обошлось дело и без серьёзных ошибок и нарушений в ходе осуществления национальной политики. Национальные образования весьма и весьма существенно различались по этнически социальным, культурным и демографическим характеристикам, что и порождало противоречия, обусловленные различиями интересов и потребностей разных народов
Распад СССР и процессы, предшествующие и сопутствующие ему, вызвали многочисленные трения и конфликты на самых разных уровнях и в самых разных регионах страны. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов, чему способствовало множество причин, среди которых немалую роль играли такие, как неравномерность экономического, социального и культурного развития республик и национально-культурных образований, общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов, а также проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов.
Всё это, в своей совокупности и определяет состояние нынешних отношений между национальностями в России и её столице. Слишком много сил и игроков находятся на арене, слишком много интересов тут переплетено слишком много проблем накопилось, и решаются они куда медленнее, чем следовало бы. А решить, да ещё и решить правильно не всегда возможно, в силу тех же причин, вот и получается своего рода заколдованный круг. И разрывать его надо каждому человеку внутри себя, без этого все усилия государства не будут иметь успеха.
Приведу один единственный пример – выдержку из оперативной сводки по ЮАО города Москвы:
 «…в ОМВД по радиостанции поступил сигнал о помощи, были направлены дополнительные силы, установлено, что сотрудники полиции патрулируя участок, обратили внимание на группу из трех человек кавказской народности, которые вели себя вызывающе, один из них,  поравнявшись с патрульной а/м, плюнул на стекло, тем самым высказал свое неуважение к сотрудникам полиции. Экипаж попытался выяснить причину такого поведения. В адрес сотрудников полиции стали высказываться оскорбления и словесные угрозы о физической расправе. После этого данные граждане попытались окружить полицейских и со словами угрозы стали двигаться в их сторону. Сотрудники полиции неоднократно выдвигали требования остановиться, но неизвестные не реагировали и законных требований сотрудников полиции не выполняли, после чего, полицейский, согласно п. 1 ст. 23 и п. 2 статьи 23 ФЗ "О полиции" сделал словесное предупреждение "стой, стрелять буду " и произвёл предупредительный выстрел вверх из табельного оружия. После этого неизвестные были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ОМВД, где были установлены их личности…».
Все трое оказались жителями Республики Дагестан 1985, 1986 и 1987 годов рождения. Почему они считают возможным и допустимым такое поведение?
Таких сводок много, фигурируют там не только жители Северного Кавказа и Закавказья. И есть другие примеры, показывающие, что «горцы», как иногда пренебрежительно их называют не самые умные люди, ещё не забыли поговорки "когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела". В этой народной мудрости заложена идея коллективизма, идея общности интересов: чтобы дом твой не сгорел, с пожаром надо бороться всем аулом. Горец чувствовал себя членом того общества, в котором жил, ревностно защищал его интересы, понимая, что от благополучия общества зависело и благополучие его семьи. Вопрос лишь в том, какое общество люди считают своим?
На Кавказе было и есть множество прекрасных обычаев. Адаты, те самые «законы гор» складывались в непростых условиях, они предписывали людям почитание старших, уважение к женщине, сохранение мужчиной чести и достоинства.
Конечно, совсем не всё было так хорошо, складно и красиво, как выглядит это на словах. Но мир не идеален, совершенства в нём нет. И каждый человек сам для себя решает вопрос, оправдать собственные недостатки недостатками окружающего мира, или своим самосовершенствованием сделать его немного лучше. И национальность того, кто принимает решение в этом вопросе, не имеет значения.

Борис Токиев