Совесть и страх

Михаил Анохин
Есть у меня приятель, с которым мы часто вступаем в полемику и вот однажды вспыхнула промежду нами  тема и огненным шлейфом охватила нас.
Да и как она не могла нас ожечь, если вопрос касался самого важного в сегодняшнем дне – к отношению к деньгам.

- А деньги все-таки лучше совести и гораздо лучше медицинского полиса. С деньгами везде «прохонже», а без денег ты никто – бомж и звать тебя никак.

Противопоставив деньги – совести приятель меня загнал в тупик. Ну, какие такие заслуги у совести в мире людей? Бессовестность не преступление и потому можно жить припеваючи и без совести. Бес совести так оно и лучше и легче.
Заткнув таким образом мне рот, приятель словно в издевку заметил: «Вот ты имел возможность хапнуть, но оказалась твоя должность «не в коня овес». Вот я бы…

И приятель стал расписывать мне, чтобы он сделал, будучи на моём месте. А я думал, почему в то время когда все хапали, я брезгливо морщился и во все информационные трубы доступные мне, дудел о совести.

Понятно без  толку, как и все мои писания и прочие «души прекрасные порывы». Ни кого не предостерег, ни кого не уберег, ни кого не вразумил. Да и были прежде люди – Эвересты гениальности по сравнению со мной – кочкой на ровном месте, но и они ни кого не уберегли и не вразумили. Так что не стоит сожалеть о бесполезности умственной и душевной работы – она есть плод потребности духа соединенного с моей душой. Надо признать – я раб этого, творящего во мне духа.

Это первое признание, о совести парализующей мои желания, а что желания хапнуть были, то это нужно признать, ибо я есть человек. Ни что человеческое мне не чуждо, в том числе жажда денег и власти.

Однако не только это останавливало меня от того чтобы не присоединится к общему порыву и не «хапнуть. Был еще внешний фактор, может быть изрядно мной переоцененный – это страх наказания.

Вот так и прожил жизнь подпертый с двух сторон с одной стороны совестью с другой стороны страхом. Союз благодатный для устроения нравственного государства, но кто же об этом думает? Да и смешно это нынче думать о таком, поскольку все заполонила жажда прибылей, «навара», моржинальности. Идол – Мамона расселся и начал поглощать один общественный институт за другим.

Вот даже церковь православная сдается под натиском времени, и начинает оправдывать стремление к богатству нормами ветхозаветных писаний, как это сделал Виталий Кандалинцев в капитальном труде «Политическая экономия библии».

Можно конечно надергать цитат из книг Ветхого завета и доказать ими все что угодно в том числе корневую основу протестантизма – кого Бог любит тому он дает богатство и здоровье, а кого не любит того ввергает в нищету и скорби тела.

Это собственно и пытается сделать Кандалинцев, уже под эгидой православия. Однако, цитатами из ветхозаветных и особенно новозаветных книг можно доказать обратное – Бог не имеет отношения к богатству в лучшем случае он попускает это, как способ вразумления человека. Но, увы, мало кто чему вразумляется. Даже если бы Христос снова пришел, то кто бы стал его слушать?

А ведь внутренний закон, данный нам как голос совести невозможен без Бога?! Ведь кто возразит против того, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным?

То есть совесть явно вступает в противоречие не только с духом времени, но и с тем, что принято в обществе считать благом? Следовательно, совесть чего-то знает такого, о чем человек атеистического мировоззрения не знает, или только догадывается?

Это такое явно выходит за круг того, что принято в обществе считать благом, и нацеливает на что-то по ту стороны этого бытия. Проще говоря – совесть указывает на то, что есть другое бытие, где благое отличается от нашего представления об этом.
Прокопьевск. Октябрь 2012