Я хочу превратиться в птицу! Гл. 6 Напутствие!

Лариса Евсикова
Как-то незаметно пролетело три с лишним года. Позади госэкзамены и все треволнения связанные с этим. Уже в чемоданах лежат собранные и аккуратно сложенные вещи, новенькие дипломы и трудовые книжки. И девчата решили напоследок организовать прощальный ужин. Они пригласили к себе коменданта общежития - Нину Фёдоровну, которую ласково называли "мама Нина". У мамы Нины все последние дни глаза были на мокром месте. Она пришла к девушкам на прощальный ужин и, утирая глаза платком,  причитывала:
- Ой, Боженьки! Да как же я теперь без вас жить-то буду? Вы же для меня роднее всех родных. Ой, как быстро времечко-то пролетело. Не успела оглянуться, а вы уже повырастали, учёбу закончили, стали молодыми специалистами. Разлетитесь кто куда, и забудете про меня - старуху.
Девчата её успокаивали как могли. Они клятвенно пообещали, что каждый год будут приезжать к ней на день рождения, и саму её будут ждать к себе в гости на праздники. Наконец мама Нина успокоилась и, попробовав предложенное угощение, сказала:
- Я хочу вам, девоньки мои дорогие, сделать подарок на прощание. Не вещь какую-то подарить, а напутствие. Я вам раскрою один секрет. Если вы его запомните и сделаете как я вас научу, то познаете на вкус настоящее женское счастье.
Девушки заинтересовано подсели к ней поближе и приготовились внимательно слушать.
- Вот послушайте меня! Вы уже девушки взрослые, вам девятнадцатый годочек пошёл. У вас сейчас начнётся настоящая взрослая жизнь. А в жизни ой как много всяких искушений, много и соблазнов. Как отличить настоящее от подделки? Знаете?
Нет. Вот то-то и оно. Так вот слушайте и запоминайте. Вы - девушки видные, стройные, танцующие, вокруг вас парни табуном ходить будут. Запомните: никогда не обращайте внимание ни на внешность, ни на фигуру, ни на должности, ни на звания, ни на чины. Всё это мишура пустая. Смотрите на сердце! Если у мужика и сердце золотое, и руки золотые - умелые, и душа золотая чистая, то будет он беречь и любить свою жену и детей, и век не обидит! Вот таким у меня был Колюшка, Царствия ему Небесного, - Нина Фёдоровна перекрестилась. - И меня жалел, и хозяйство  всегда налажено, никакой работы не чурался, и детей любил. Я за ним как за каменной стеной была. Никакие трудности с таким мужем не страшны. С виду простой парень, не броский, а мне все подруги завидовали, как мы с ним душа в душу жили. Я сроду от него плохого слова не слышала. Смотрите, девчата, на сердце.
Ларка, которую все называли Тоськой Кислицыной, заёрзала на стуле:
- Мам - Нин, так как же в человеке разглядеть сердце или душу, золотые они или нет? Их же не видать!
Комендант кивнула головой в знак согласия:
- Не видать, но зато очень хорошо видны поступки. Вот взять к примеру вас. Как вы думаете почему я к вам всей душой привязалась? За что я вас люблю? За ваши красивые глазки? Или за курносые носики? - она взглянула на шуструю Ларку, у которой был вздёрнутый курносый нос. - Руки у вас умелые, сердца у вас добрые. Вы щедрые, уважительные и внимательные. Меня - одинокую старуху своим душевным теплом обогрели. Так вот я к чему? Поступки за человека говорят намного красноречивее, чем он сам о себе может сказать. Не верьте словам, судите о человеке по делам. Понятно?

На следующий день девчата всю мебель, бытовую технику, шторы, картины и полочки перенесли на хранение в кладовку коменданта. Татьяна будет работать в сельском клубе и жить у родителей. Ей старые вещи не нужны. А вот Ларке и Светлане всё это пригодится. Они получили распределение во Владивосток и по совету мамы Нины решили снять комнату в малосемейном общежитии гостиничного типа. Там и санузел есть, и ванная комната. И можно будет своё новое жильё обставить так, чтобы всё напоминало им о той счастливой и беззаботной жизни, которая у них была в студенческом общежитии.
Девчата, освободив помещение от своих вещей, подмели мусор и присели на дорожку. Их любимая комната хоть и чистая, и отремонтированная, но с голыми стенами и окнами сразу стала выглядеть как-то сиротливо: пустая, неуютная и необжитая. Койки, круглый стол и тумбочки - это всё, с чем они когда-то здесь начинали жить.

Разговор не клеился, и девушки молчали. Они, прижавшись друг к другу, сидели на койке и каждая думала о своём. Что их ждёт впереди? Как встретит их настоящая взрослая жизнь? Как сложатся у них судьбы? Света с Ларкой решили перед отъездом во Владивосток заскочить в колхоз к родителям Татьяны и попрощаться. Хоть ещё какое-то время они смогут с подругой побыть вместе. Ужасно не хотелось расставаться.
Наконец они встали и, подхватив тяжёлые сумки и чемоданы, двинулись к выходу. У входа в фойе их ждала Нина Фёдоровна. Она уже вызвала такси и решила проводить девушек до автовокзала.
И вот билеты куплены, все нужные слова на прощание сказаны, и девчата, зайдя в старенький междугородний автобус и разместив свою поклажу по полкам, прилипли к окнам. На перроне стояла их мама Нина и утирала слёзы. Автобус скрипнул, дёрнулся, затрясся и наконец покатил. Девчата махали на прощание, пока Нина Фёдоровна не скрылась из виду. Света закатила глаза к потолку и заморгала, чтобы остановить набежавшую слезу. Разревёшься - потечёт тушь, а носовой платочек где-то далеко в сумке. Татьяна же наоборот посильней зажмурила глаза:
- Ой, как щиплет сердце! Моченьки нету, - хлюпнула она носом. - Чует моё сердце: не увидим мы больше нашу маму Нину.
- Это почему? - встрепенулась Ларка. - У неё же скоро юбилей, а мы договорились каждый год приезжать к ней на день рождения.
- Сердце у неё слабое, - отвернувшись к окну, ответила Таня, - боюсь не дотянет до юбилея. 

В ближайшем будущем так оно и случилось. За несколько дней до своего шестидесяти-пятилетия Нина Фёдоровна скончалась. Старого директора наконец-то сняли с должности за махинации, а новый, рьяно взявшись за наведение порядка, лютовал не в меру. Он потребовал от старой и больной женщины увольнение по собственному желанию:
- У нас здесь не Дом престарелых! Нам нужны молодые и энергичные работники! Конечно, старикам у нас почёт, - заявил новый директор, - но молодым - дорога. Так что прошу Вас уйти на пенсию.
Нина Фёдоровна, почувствовав острую боль в сердце, молча написала заявление. Тихо поднялась она в свою комнату и прилегла на койку. Через некоторое время студент, собираясь поменять грязное постельное бельё, зашёл к коменданту и увидел её лежащей на постели с открытыми и уже застывшими глазами.

Девчата, как только узнали о её кончине, приехали и положили на её могилу огромный букет цветов и венок, на чёрной ленточке которого было написано: "Маме Нине от дочек. Спасибо за напутствие!".


( Продолжение следует - http://www.proza.ru/2014/10/31/352)