Паспорт

Калина Горькая
  Опять нечем платить за хозяйскую квартиру. Долг растёт вместе
с процентами. Пугающие предупреждения управляющего о выселении
вполне реальны.
Ты, как в мышеловке - ни приватизировать, ни поменять, ни сдать
эти сто квадратных метров  развалюхи с проваленными полами и
обрушенными потолками в аварийном доме, вмиг оказавшемся чей-то
собственностью, не можешь...
А платить за хибару надо, причём вовремя. Квартплата порой была
выше зарплаты, пенсии. Наступили такие времена в нашей Риге...
Хочешь жить - плати!Не хочешь жить - не живи. Кого это волновало?
Время было суровое. Многие остались на улице.Так было в начале 90-х.
Муж мой, как ни старался, всё не мог найти хоть какую достойно
оплачиваемую работу. Ещё и латышского языка не знал, несмотря на
бесконечные курсы. А потому приходилось "челночить", чтобы как-то выжить.

    Долго не собираясь, поехали мы с муженьком на очередные мои
выходные опять-таки в славный город Питер за книгами.
Всю дорогу я была на одних нервах, да и давление уже стало резко
подскакивать. Мой авиатор, мой самый умненький муж в штыки принимал
новую жизнь с её звериным оскалом. Специалисты его квалификации
(инженер-электрик) оказались невостребованными в то мутное время...
Одни, имеющие хватку, как и во все времена, наживали миллионы,
пользуясь неразберихой, а иные(не все, конечно) пили горькую,
ну как Есенин, не понимая "Куда несёт нас рок событий".
А третьи стали торговать, трясясь  в общих вагонах, ломая плечи и
теряя здоровье. А потом стоять на рынке и пряча глаза торговать.

  Я не сдавалась. Я была из третьих. Потому, ничего не сказав на
службе, одолжив у друзей деньги, поехали мы с мужем за книгами.
Всю дорогу мой милый трепал мои и так уже истрепанные нервы: то
куражился с попутчиками, то игнорировал законное требование
пограничников показать паспорт. Там на фото он был молодым и
трезвым, из того "прекрасного далёко".
Ну, а в поездке ...ну сами понимаете...
То спрашивал таможню будут ли нас пытать в "Пыталово"...
И так всю дорогу. Тошно ему было - электронщику высшего класса,
на коих держалась и "Альфа" и "Эллар" - огромные предприятия
союзного значения, заниматься этой гнусной спекуляцией, чтобы
только выжить. А у нас ещё подрастал сынишка.
Горько ему, коренному латвийцу вдруг оказаться вмиг
"негражданином" в родной, как казалось, стране.
Я его понимала и  потому и терпела все его выкрутасы.

  Весь день мы бегали по книжным ярмаркам. Мужу прикупили
новые джинсы. Для подруги, что одалживала деньги,
тефлоновые сковородки. На оставшиеся рублики  прямо на перроне
в киоске приобрели дешёвый коньяк.

Садимся мы вечером в тот же поезд, которым приехали, раскладываем
подальше от таможни книги и  сковородки. А я всё продолжаю
тревожиться за своего мужика: "Где джинсы? Паспорт не потерял?"
Муженёк с достоинством отвечает, пытаясь овладеть бутылкой:
"Мой-то на месте, а вот твой где?" 
Я начинаю искать и с ужасом понимаю, что паспорта нет.

  Бегу по составу в тот вагон, которым утром приехали в Питер.
Там уже пассажиры укладываются спать. Я не могу вспомнить в
каком купе мы приехали.
"А, Вы билет мой куда дели?"- с надеждой спрашиваю я. "В печке",
 равнодушно отвечает проводник. Я смело забираюсь в бойлер для
варки кипятка и достаю оттуда скомканные клочки билетов,
невостребованных по приезду пассажирами.
На одной смятой бумажке (билете) с радостью читаю свою фамилию
и узнаю своё место.Быстро поднимаю устроившихся спать пассажиров
и переворачиваю все матрасы. Паспорта нет.

Что делать? Руки опускать нельзя. Дома ждёт маленький сынишка.
На службе никто не знает и знать не должен, что я без разрешения
"махнула" в другое государство.
Муж предлагает сделать "новый" паспорт. Мы прикалываем скрепкой
к мятому и грязному билету мою, чудом оказавшуюся в кошельке
затёртую фотку, и муж неровным почерком подтверждает на этом
"документе", что я действительно являюсь его женой с указанием
имени, фамилии и возраста. "Теперь тебя точно не примут за
американскую шпионку"- шутит мой любимый. Мне не до шуток.
Я тоже пишу записку коллеге, прошу её получить мою  зарплату
и отдать мужу. "Возьми сковородки - пригодятся на первое время
и жди меня на вокзале. Я за тобой приеду."- утешает меня муж,
складывая мою записку в нагрудный карман рубашки.
А потом мирно засыпает на второй полке.
 
Вот и российская граница. Зябко. Меня выводят со сковородками и
"новым паспортом". Прихватываю с собой бутылку на всякий случай.
Ведут вместе с каким-то ещё бедолагой на КПП. Там происходит
невероятное. Сначала на меня кричат, мне категорически запрещают
ехать дальше. "Вас всё-равно высадят латыши! А нас уволят со службы!"
"Вот вчера пожалели безногого, рвался в Ригу Папу Римского увидеть
(Папа был в Риге с визитом, пропустили. Так всю смену уволили!"
"Миленькие,"- голосила я,- "У меня дома ребёнок один остался без
еды и ключей! Да я вас, ей Богу, не подведу! Скажу на латвийской
границе, что курила в тамбуре (в жизни никогда не курила) и билет
случайно выронила в открытое окно!" Я клялась и умоляла. Сердце
командира дрогнуло (русский же человек) и он махнул рукой: "Пусть
едет!" Я сунула ему коньяк и побежала, гремя сковородками, в свой
родной вагон.
 Муж немало молча удивился моему возвращению, в замешательстве
посмотрев на меня с верхней полки. Наверное, он уже строил совсем
другие планы.
 Я уселась поудобнее, радуясь убаюкивающему теплу. "Надо расслабиться
и отдохнуть.Я ничего уже изменить не могу. Надо беречь силы.
Сколько ещё всего придётся пережить. Чудес на свете не бывает..."

 Поезд резко качнуло и он остановился. Латвийская граница.
"Всё ближе к дому", - подумала я. Послышалась ходьба и звонкая речь
пограничников на двух языках.
Дверь в наше купе резко открылась. На пороге стоял проводник с
того вагона, которым мы ехали утром. В руке он держал МОЙ ПАСПОРТ!
Я бросилась его целовать!Я спасена! Оказывается,он случайно полез
под свою коечку(что-то там закатилось),а под ней лежит мой
документ. Видимо, сдала утром вместе с бельём, а он складывая
простыни, не заметил, как мой паспорт юркнул под его спальное место.

Вечером я купила две бутылки ликёра "Киви" и отнесла моему
спасителю, отправляющемуся очередным рейсом из Риги в Питер.
А фамилия у него была "Хороший". Или "Нехороший"...
Уже подзабыла.

Вот и не верь в чудеса!

Вывод: береги паспорт пуще глаза.
Храни в нагрудном кармане с пуговкой.
Бери с собой копии и другие документы.
Не трать всё до последней копейки.