Мой сквер

Сергей Кузнецов 69
«У каждого из нас на свете есть места…», так пелось в одной знаменитой песне. У меня таких мест много. В основном это места, где я люблю ходить пешком, один или с женой. С каждым из них у меня что-то связано.

Среди таких мест есть одно, особенное. Его видно из окна нашей квартиры. Это сквер «Юность». Так его назвали в 2008 году в честь юбилея Ленинского комсомола. До этого он был просто сквер на Заводской улице. С ним у меня связана вся моя жизнь. Когда я смотрю на него из окна, то передо мной проносятся картинки из моего прошлого.

Вот я, зимним днём, одетый в чёрную котиковую шубку, подпоясанный ремнём стою на вершине горы, крепко сжимая в детских руках деревянные лыжные палки, с которыми ещё каталась на лыжах моя мама. Нижняя часть тоже была  соответсвенная моему спортивному настроению. Обязательные валенки с галошами и натянутые на них шаровары с начёсом. Валенки воткнуты в крепления лыж и закреплены резинкой от трусов или еще, от какой нибудь одежды. И вот я отталкиваюсь палками и лечу как ветер целых пятнадцать метров. Потом разворачиваюсь и еду на неуверенных ногах покорять клумбу, мою первую вершину, которую дворники завалили снегом.

Мне сейчас сложно передать ощущение праздника, которое наполнял город, улицу, сквер, дома во время официальных торжеств. Всего два дня в году, 7 Ноября и 1 Мая. Весна, когда природа только просыпается и осень, когда всё и все готовятся пережить зиму. Но насколько я помню и весной, и осенью можно было наблюдать такой зимний атрибут, как снег. Издержки средней полосы.

Не смотря на выходной день все в нашей квартире, просыпались рано. Мама с бабушкой хлопотали на кухне, готовя праздничный стол. Пироги, холодец и конечно салат Оливье. В воздухе витал колбасно-праздничный запах.
Отец приводил себя в порядок в ванной, тщательно бреясь, как перед первым свиданием. Ему, как партийному лидеру цеха, который отвечает за всё, надлежало выглядеть соответствующим образом. Белая фланелевая рубашка, галстук на резинке, тёмный выходной костюм.

Я проснувшись сразу бежал к окну, боясь пропустить самое интересное сбор участников демонстрации. На улице ещё только началось светать, а в сквере, месте традиционного сбора работников нашего завода появились первые группы. Флаги, транспаранты с лозунгами, портреты членов политбюро, бумажные цветы, прикреплённые к берёзовым веткам, которые заблаговременно ставили в воду, чтобы на них распустились молодые листочки. Но я ждал другого. Воздушные шары. Вот что для меня было настоящим праздником. А если мне достанется летучий шарик, заполненный гелием, который был только в Кислородном цехе, то праздник удался.
Из-за того,что таких глобальных праздников было в году всего два, то моя праздничная одежда была мне или мала, или велика. Я был самым младшим в семье и донашивал всё за старшими братьями.

И вот мы собрались и идём в наш сквер. Отец большой и красивый, с неизменной папиросой в уголке рта. Нас все поздравляют и жмут руки, отцу и  мне как члену коллектива. Нам вешают на одежду красные банты, отец берёт какой-то транспарант, а мне вручают флажок и три шарика. Вся человеческая масса стоит в ожидании начала демонстрации.

Вот прошли школы, и настала наша очередь. Цеха выстраиваются в ряды, по очереди, согласно значимости цеха. И мы пошли. Громкая музыка, лозунги дикторов, крики демонстрантов "Ура" наполняли тебя сопричастностью с чем-то великим. Вся страна в эти дни дышала одним воздухом.

Тогда, в детстве, мне казалось, что мы идём очень долго, а я должен ещё успеть к маминой колонне взять шары и пройти мимо трибуны ещё раз. Сейчас это какие-то четыреста метров, по Заводской улице.

Всё когда нибудь заканчивается, и вот мы идём с охапкой шаров домой, через сквер, где мужики уже начали отмечать праздник.

Потом помню, как уже будучи школьником, в красном галстуке бежал в колонне вместе со своими одноклассниками высматривая в сквере родных.

Промчавшаяся по нашей стране перестройка смела всё на своём пути. Наш сквер тоже как-то опустел. Началась послепраздничная кома, которую изредка разбавляла молодёжь, взрывая тишину музыкой из автомобиля, припаркованого рядом.
И вот несколько лет назад сквер начал оживать. Сначала, как весной первоцветы, появились первые цветы на клумбе. Вместо асфальта положили брусчатку, потом поставили памятник Юности. Теперь я понимаю, что это памятник и моей юности тоже. Очень трогательно было наблюдать за ветеранами-комсомольцами, которых пригласили на открытие, многим из них было уже за семьдесят.  Возможно, наш сквер и у них вызывал воспоминания юности.

Когда я иду через сквер домой, или с работы, или из магазина, то я всегда смотрю на свои окна. Может сейчас меня кто-то ждёт возле окна, но нет, никто не ждёт. Дети выросли, у каждого свои дела. Жена на работе. Хотя нет, меня ждёт моя маленькая собачка, которая любит забираться на подоконник и смотреть в окно, греясь на солнце.

Возможно, уже скоро мне из окна будет махать своей детской рукой внук или внучка, и мы взявшись за руки, пойдём гулять в наш сквер.

Мне кажется, что родина это большое лоскутное одеяло, сшитое из таких вот мест. И мы чувствуем себя комфортно и уютно, укрывшись Арбатом, Патриаршими прудами, Сокольниками, Нескучным садом,  моим сквером "Юность".

Сергей Кузнецов
Москва, октябрь 2014.