Зомби в музыкальной школе

Анастасия Енина
Я расскажу вам страшную вещь...

В музыкальных школах обитают зомби.
Бродят по коридорам, ковыляют из класса в класс.
Особенно любят они появляться на техзачетах и наводить на преподавателей тихий ужас и глубокую тоску.

Без паники! Я о произведениях-зомби.

Зомби- “Пчелки”, зомби-“Бабочки”, “Кукушки”... Даже “Прялки”, “Танцы” и “Непрерывные движения” - и те превратились в ходячих мертвецов.

Немногие ученики могут сыграть виртуозную пьесу так, как она должна звучать (чисто, легко, в нужном темпе, нужным штрихом. Еще хорошо бы учесть характер пьесы, соблюсти динамические оттенки, добавить в исполнение яркости и эмоциональности – то, что оживляет ноты, делает их музыкой).

Между тем,  музыкально-школьные требования гласят: в таком-то классе должны играться вот эти произведения.
Или – еще хуже: в таком-то классе должны играться именно эти произведения (список из двух-трех названий), и никакие другие. По программе положено -  и все тут...


Большинство детей, учащихся в музыкальной школе, не слишком усердствует в занятиях. Учатся , в лучшем случае, “для себя”, в худшем - “для родителей”.
Приходя на урок, такие дети (особенно второй вариант) с тяжелым вздохом начинают играть, стоически выдерживают придирки злобного препода, и со вздохом же, но уже облегчения, уходят прочь.
С глаз долой – из сердца вон: в течение нескольких дней ребенок и не думает о скрипке, не говоря уж о том, чтобы смахнуть пыль с футляра, достать оттуда инструмент и немного позаниматься.

В идеале ребенок работает над произведением не только в школе с педагогом, но и дома, занимаясь самостоятельно.
В нашем же случае вся работа проводится в классе. Разбираем произведение с учеником в классе. Пытаемся освоить штрих, научить более или менее чисто интонировать – в классе. Наконец, учим наизусть тоже в классе.
Получается, если честно, не очень...
Во-первых, ученики, как уже было сказано, ничуть не горят желанием что-то выучить, им главное – отбыть урок, как наказание, и поскорее уйти. Во-вторых, время урока ограничено. А вот время технического экзамена неумолимо приближается...

И тогда вместо виртуозной пьески-”конфетки” появляется зомби... Жуткое создание, порожденное злой волей Системы и ученическим нерадением.

 Оно мертво и никогда не оживет - ученики даже не представляют себе, как должно звучать то, что они вымучивают (а послушать – и удивиться, а может, и вдохновиться – лень).

Оно собрано из кусочков, и на кусочки же и разваливается – наизусть не выучено, из памяти фрагменты музыкального текста выпадают...

Оно ужасно выглядит и пахнет – слушать невозможно, настолько это фальшиво, мерзко по звуку и антимузыкально по сути.

И все же оно ковыляет на неверных ножках, теряя куски плоти, вращая полуслепыми глазами...

 Так и слоняются ходячие мертвецы по музыкальной школе, из класса в класс, из года в год, наводя ужас и уныние.

Страшно? Мне тоже...