Современное применение истории в пьесе Э. Ростана

Вера Сергеевна Мещерская
Пьеса Эдмона Ростана  «Орлёнок» была написана в 1900  году после завершения пьесы «Сирано д’ Бержерак».  Рубеж эпох, размышление об ушедшем и беспокойство за будущее – начало XX  века.  Драматург обращается к легендарной исторической личности Наполеона, так как осмысление её влияния на французскую историю продолжается. Но он берёт главным героем сюжета малоизвестную историческую личность – сына знаменитого императора – герцога Франца. Тот в ходе истории был всего лишь пешкой в игре политиков, обладая совсем иными качествами. В пьесе это изображается символически. К примеру, игрой юного герцога в солдатики.  Все персонажи пьесы существовали  в реальной истории.  Начав работать над пьесой, драматург тщательно изучал исторический материал эпохи. Целиком придуман только образ Фламбо. Этим образом автору , видимо, необходимо было показать преданность народа императору. Власть монарха всё-таки считается властью от Бога. Благодаря этому персонажу «орлёнок распускает крылья», но ненадолго, так как этот образ символизирует прошлое в целом с отношением народа к власти.  Грядущий век обещает попрать все устоявшиеся в обществе нормы. Среди придворных интриг наиболее острым конфликтом по мнению А.Дюкре  является личность Седлинского, чей заговор поражает своей циничностью.
Герцог.  Вы права не имеете.
Седлинский. Мы право возьмём себе
Герцог. О, всемогущий Боже!
По-моему. В этой пьесе Э.Ростан чутьём творческой личности узрел трагедию крушения идеалов государственной власти в грядущем веке. И возмездие злому гению Наполеона отражается также и на его родном сыне. И таким образом отдана дань наполеоновской легенде Франции.
     Если опустить исторический фон пьесы, то внутренним  конфликтом произведения будет взаимоотношение известного отца и ничем особенно непримечательного сына,  ответственность  сына за содеянное отцом, а ответственность личности – это в первую очередь ответственность перед собственной совестью.  Кстати, при издании пьеса Э.Ростана была посвящена его «старшему сыну Борису, в дальнейшем посредственному поэту-любителю,  бонвивану и рантье» .  Здесь вспоминается народная мудрость мира сего, что «на детях гениев природа отдыхает». Но «мудрость мира сего есть безумие перед Богом», и с точки зрения высшей мудрости, ребёнок, являясь продолжением родителя совершенно не должен  выполнять предназначение этого родителя – ему Богом дано собственное предназначение. Вполне вероятно, что автора заинтересовала именно эта тема сына Наполеона – тема сына известного и талантливого отца. Личное начало в процессе творчества играет чуть ли не главенствующую роль.
   Безусловно, личность императора Наполеона оказала громадное влияние на мир и возможно была предтечей более жестокому злому гению XX века, но уже в немецком обличии.  Историю необходимо знать, чтобы извлечь из неё определённые уроки,  ибо сам ход истории цикличен. Важно, кто её делает. Особенно важна ответственность личности, стоящей у власти. Думаю, это и имел в виду Э.Ростан.