Мои деревенские каникулы 4-7 глава

Нина Салина
                - 4 -
Когда я ещё в первый раз увидела Онисью Назаровну, то заметила такую странность. Она разговаривает с тобой, но не смотрит на тебя, а взор её направлен куда-то в сторону. И так было всегда. И я не понимала по малолетству почему? И думала, что она не хочет со мной говорить. Наконец, я спросила её напрямик об этом. Она ничуть не смутилась и не возмутилась такому вопросу. А спокойно сказала: -"Это память о моём первом мужике. Горячий он был больно. Когда меня отдавали за него замуж, то тятенька, предупредил меня, чтобы ему не перечила ни в чём. Уж больно он горяч. И руки у него всегда чешутся. Говорили шабры, что его первая жена умерла из-за него. Больно он её избил сильно и повредил ей всё нутро. Она долго болела, а потом представилась перед богом. Когда Маркел посватался за меня, я не хотела идти за него. Но тятенька приказал и мне пришлось подчиниться. Маркел был мужик состоятельный и держал мельницу. Да и скотины у него было много, и по  дому ему была нужна работница. Я очень уставала по первости, но потом ничего втянулась.

Он был не только горяч, но и придирчив. И всё таки я однажды не выдержала обид и дала ему отпор. Он так сильно ударил меня по голове, что я упала без сознания. Вот с той поры у меня и повредился глаз-то. Стал косить в сторону. С той поры если он был пьян или недовольный чем-нибудь я уходила куда-нибудь на подворье от греха подальше, с глаз долой. А вскоре нас раскулачили. Отобрали мельницу, скотину. А самого то забрали и увезли из деревни. Так и сгинул он где-то на стороне. Я о нём ничего не знаю до сих пор. Меня не тронули. Оставили вот этот дом и всё. А не тронули только по тому, что в комитете бедноты был мой родной дядька по материнской линии. Он и заступился за меня, а то не знай, что и со мной то было.

Бабушка, а расскажи мне ещё что-нибудь про себя, прошу я. -"А чего рассказывать? Жизнь прошла, а вспомнить не чего."- с   сожалением говорит она. В школе я научилась читать и спрашиваю у бабушки, есть ли в доме какие-нибудь книги. -"Нет. Кроме библии ничего нет. Только она." -"А можно я библию почитаю?" -"Нет!"-говорит бабушка. -"Она писана на старинном языке и тебе будет не понятно ничего."- Она достаёт из сундука библию и открывает её. Действительно мне ничего не понятно. Витиеватые буквы,  слова оканчиваются на твёрдый знак и не понятные мне слова. -"Жаль, что я читать не умею"- говорит она. -"Но когда-то моя бабушка рассказывал мне, что там писано"- говорит мне бабушка. -"А, что она тебе рассказывала? Расскажи мне тоже." -"Да много чего! Вот например она говорила, что будут девицы - бесстыжие лица. Или ещё говорила, что вся земля будет опутана паутиной!" -"А ещё, что?"- интересуюсь я. -"Да я уж и не помню."-  Бабушка морщит лоб, как бы вспоминая чего-то. -"А ещё говорила, что воды на земле не будет. То есть она будет, но пить её будет нельзя. Людей будет мучить  жажда. Они будут бежать и искать воду. А она блестит  вдалеке. Люди подойдут к воде, а она плохая и пить её нельзя."- Мне не верится, как это всю землю паутиной накроют или воды не будет? Сколько кругом воды, и реки, и озёра, да целые моря и океаны! И я не согласна с бабушкиными рассказами. -"Поживёшь, может ты и увидишь"- говорит она. -"Или твои дети доживут до этого."-

Я живу в деревне почти неделю и каждый раз бабушка старается меня чем-нибудь занять. Вот сегодня она говорит мне: -"Посиди на крыльце, курей и наседку с цыплятами постереги."- А от чего их стеречь-то? Ходят они себе и пусть ходят, что-то ищут разгребая мусор лапками. -"Да смотри, что бы в огород не попали. Там сейчас дыньки, арбузы, да огурцы пошли. А если они попадут туда, то беда, всё поклюют, испортят. А знаешь какие дыньки с арбузами у меня вкусные растут? Объедение! На следующей неделе рвать будем. А ещё, сегодня день хороший, солнечный. Может и коршун залететь и сцапать цыплёнка. В прошлый выводок у меня коршун унёс цыплёнка. Большенький уже курёнок был. А вот отвлеклась я что-то и проворонила."-  Вот коршуна мне бы хотелось увидеть, такую птицу я ещё не видела. Она приносит длинную палку, на конце которой привязана большая красная тряпка, как флаг прямо. -"Вот если увидишь его, то кричи, что было мочи и шестом размахивай. Он и побоится воровать."- Я сажусь на крыльцо и смотрю на небо. Там только печёт яркое солнце, да редкие облака проплывают мимо. Потом я устаю смотреть и переключаюсь на муравья, который ползёт с травинкой больше себя в несколько раз. Я так увлеклась, что забыла про бабушкин наказ. Вдруг внимание моё привлёк петух, который издавал какой-то странный звук и куры мигом побежали под крыльцо. Я глянула в небо. Там кружила большая птица и с каждым разом снижалась всё ниже и ниже. Наседка тоже беспокоилась и кудахтала, но глупые цыплята разбрелись по всему двору.

Я схватила шест с красной тряпкой и стала им размахивать в разные стороны, бегая по двору. Видимо я так испуганно закричала, что на крик из избы прибежала бабушка и мы с ней заорали в два горла. Бабушка открыла сарайку и стала туда загонять кур и наседку с цыплятами. -"Пусть посидят  взаперти"- сказала она. -"Это настолько хитрая птица, что может улететь, а потом вернуться и сделать своё чёрное дело. Ну, а ты молодец!"- хвалит меня бабушка. -"Углядела стервятника."- За ужином она рассказывает всё деду и опять меня хвалит. Мне приятно. Вот какая я хорошая! Я с ужасом думаю, чтобы было бы, если бы не заорал петух? Как-то бабушка говорит мне: -"Ты уже неделю живёшь, а в гости к родственникам ещё не ходили." -"К каким это родственникам?"- удивляюсь я. -"Как это к каким? Да к тёткам твоей матери!"- Мне к ним не хочется идти. Это будет скучно сидеть со старухами и слушать, пока они не переговорят все деревенские новости. -"А может не пойдём?"- робко я спрашиваю бабушку. -"Нельзя, не удобно. Это родные по крови тётки твоей матери. Да и на меня у них обида будет. Вот помоемся в баньке, чистенькими будем, тогда и пойдём.
                - 5 -
Завтра банный день. С утра дедушка достаёт воду из колодца, а бабушка на коромысле носит её в баню. Колодец во дворе напротив дома, а баня в саду. Над колодцем стоит журавль. Так называется вкопанное в землю бревно, на котором поперёк, лежит длинная жердь. На одном конце жерди привязана на цепь большая бадья, а на другой конец привязали большущий тяжёлый камень. Когда нужно достать воды, бадью с силой тянут вниз, зачерпывают воду и она сама под тяжестью камня поднимается вверх. Дедушка тянет бадью в сторону, выливает воду в стоящие рядом вёдра, а бабушка подхватив их коромыслом, чинно идёт по меже, между картофельных кустов. Огород разделён на три части. В одной посажены овощи, другая засажена картофелем, а третья - это сад, там трава которую дед скашивает скотине на корм. Баню и не видно среди вишнёвых кустов, которые разрослись и занимают весь дальний угол сада. Странная, какая-то баня у дедушки! Половина баньки в земле, остальная над землёй. Так, землянка какая-то. Прямо, как блиндаж, который я видела в кино. -"Топится по чёрному"- сказала мне бабушка, когда я спросил её про трубу. Я не знала, как это по чёрному? И решила посмотреть, как дедушка будет её топить. Мне всё было интересно. В городе мы с мамой каждую   неделю ходили в общественную баню, где было много народу и приходилось стоять в очередь, чтобы помыться. Мне самой хочется попробовать достать воду из колодца. Дед даёт мне в руки цепь с бадьёй, но у меня не хватает силёшек, чтобы тянуть её в низ. -"Попробовала ?"- спрашивает он. -"Вот и не  пытайся этого делать больше, а то улетишь в колодец и утонишь. Поняла?"- Я киваю головой. И мы идём с дедом топить баньку. Там пахнет дымом и темно. Единственное окно пропускает мало света и в ней стоит полумрак. Но когда привыкнешь, начинаешь всё различать.  Вот большой чан с водой, а под ним дрова. Вокруг чана положены большие круглые гальки. Полок и лавки белые, вымытые и поскобленные косарём. В углу стоит бочка с холодной водой. Дед растапливает дрова и дым наполняет всю баню и предбанник. Я задыхаюсь и бегу на верх, на свежий воздух. А дедушка остаётся там и я беспокоюсь за него. Наконец он выходит и говорит -"Дрова разгорелись, теперь нужно их помешивать, чтобы дружно горели и не было головёшек. А то угарно будет. Летом мало идёт дров, не то что зимой. Один раз протопишь и всё."-
         Накануне мы с бабушкой готовили щёлок и репейный настой, для мытья головы. Бабушка достала из  русской печи золу  и залила её кипятком в большом чугунке. -"Пусть настаивается. Это для мытья головы и стирки белья"- поясняет она. Затем мы берём лопатку и идём за плетень, копать репейные корешки. Моем их, режим на кусочки и тоже заваривает горячей водой. -"Это для ополаскивания волос. Волосы будут мягкие, как шёлковые. Вон у тебя какая большая баская коса! Волосам нужно питание, а репешок издавна помогает росту волос."-

Наконец банька истоплена. Бабушка моет полок и лавки. Дедушка лезет на подоловку и достаёт от туда берёзовый веничек и идёт мыться в первый пар. У бабушки уже кипит самовар, чтобы всем вместе попить чаю после баньки. Затем идём мыться мы с бабушкой. Бабушка предупреждает -"Стенок не касайся, а то перемажешься сажей."- Мы моемся, она поддаёт жару и мне не чем дышать, а бабушка парится так сильно, что я выбегаю в предбанник.   -"Иди сюда, я тебя веничком похлещу."- зовёт она. Я конючусь, но иду. -"Ладно, не лезь на полок. Там действительно жара. Давай я тебя на лавке похлопаю веничком-то. Все косточки рсправятся, легко станет. Вот сама увидишь!"-  Она принимается меня хлопать веничком. Мне больно, но я терплю. Затем ополаскивает меня из ведра ковшиком и приговаривает -" С гуся вода, с лебедя вода, а с Ниночки раба вся худая худоба!"-  И я бегу в предбанник одеваться. А она кричит мне в след -"Домой -то быстрей беги, а то сороки утащат!"-    -"Как это утащат?"- недоумённо спрашиваю я. -"Да чистая ты больно, блестишь вся. А они всё блестящее себе в гнездо тянут!"- Мы смеёмся над этой шуткой. Я одеваюсь и быстро бегу домой. Дед уже отдохнул и собирает еду на стол, ставит самовар. -"Иди приляг немного отдохни, пока бабушка придёт, потом трапезничать будем"- говорит он мне.

  Наконец все садимся за стол трапезничать. Бабушка сидит близко у самовара и разливает всем чай. Сегодня воскресенье, да и банный день. По такому случаю у бабушки заварен настоящий чай,  а так, в будние дни, пьём заваренный зверобой с матрёшкой, мятой и ещё с какими-то травками. На столе, в сахарнице мелко наколотый комовой сахар. Пьём в прикуску. По воскресеньям бабушка печёт пироги с черёмухой, калиной и рыбник. Я протягиваю руку за пирожком, как вдруг она ловит мою руку за запястье и говорит -"Что это у тебя? Никак могильная кость выросла?"- Я пугаюсь от таких слов и от неожиданности, что меня поймали за руку. Я смотрю на неё испуганными глазами, а она обходит во круг стола и подойдя  ко мне, стала рассматривать мою руку. Утвердительно говорит  -" Да, да это  могильная кость! И давно она у тебя?"-   Действительно на запястье у меня растёт какая-то косточка. Откуда она взялась? Мы с мамой не знали. -"Вот приедешь из деревни и сходим к хирургу."- сказала мне мама. -" С весны. Я её весной заметила."- отвечаю я бабушке. Она качает головой и говорит -" Такая баская девчина, а вся за паршивила там, в своём городу-то. И бородавка  на ноге  большущая и могильная косточка повылазила. Но ничего - то вы не знаете городские -то. Вам ещё учиться, да учиться надо у нас, у деревенских."- делает она вывод. Иди - ко к рукомойнику локоток помой, цапанула сажи в бане-то. И действительно, у меня весь локоть замазан сажей.

         Мне было интересно, как будет лечить меня бабушка?  Мы сидим на крыльце. Она  берёт суровую нитку, а я сижу  вытянув ногу с бородавкой. Она что-то шепчет над бородавкой и завязывает узлы из нитки. Потом  отдаёт нитку мне и  велит положить её под колоду. Колода - это длинное бревно выдолбленное, как корыто. В нём всегда чистая вода.  Из неё пьёт скотина воду. Я приподнимаю край колоды и кладу туда нитку. -"Ну вот"- говорит бабушка -"Бородавку мы тебе свели. И могильную косточку сведём тоже. Только попозже, не всё сразу."-

Дня через два, вечерком, мы сидим с ней на крыльце. Дедушка ушёл в ночь на дежурство. Как любит говорить моя бабушка. -"Охранять колхозное добро"- Она берёт мою руку в свою и указательным пальцем  водит вокруг косточки при этом шепчет какое - то заклинание или молитву. Говорит она так тихо, что я не могу ничего разобрать, что она бормочет. Терпеливо  сижу и смотрю на её действия. Затем она говорит мне - "Следи за дорогой. Как увидишь,  что двое едут на одной подводе. Беги к воротам и трижды кричи -"Трое на одной, возьмите  мою могильную кость с собой! И ещё нужно, чтобы они ехали по ветру. То есть в ту сторону, куда ветер дует. "Поняла?"- Я кивнула головой.  -"Только как я узнаю куда ветер дует?"-   -"Ну городские! Это же очень просто!"-  Она облизывает  свой палец и поднимает к верху над головой и показывает рукой, куда дует ветер. - "Теперь определяй ты."- говорит она. Я тоже облизала палец и подняла его над головой. Ну и что? Ничего не поняла, но вида не подала.

На другой день мимо ехали  два мужика на одной лошади. Я им трижды прокричала вслед, как велела мне бабушка. Потом долго ждала, когда же они поедут обратно. Наконец они нагруженные травой поехали назад, я им опять прокричала трижды вслед, потому, что не могла определить направление ветра. А так оно надёжнее будет, думала я. Каждый день я смотрела, то на бородавку, то на косточку. И, что? Всё было на месте ничего не исчезало. Потом я забыла об этом. А когда я приехала домой в город, посмотрела на руку и ногу их не было. Когда, в какой момент они исчезли я не заметила.
                - 6 -
-"Завтра пойдём к тётке Марии в гости"- говорит мне бабушка. -"А послезавтра навестим тётку Онисью."- Этих тёток я никогда не видела, да и они меня тоже. С утра бабушка прихорашивается сама и наряжает меня тоже. Она открывает замок на сундуке и достаёт оттуда свою выходную одежду. Юбку, кофту и новые чулки с носками и платок на голову. Я заглядываю в этот сундук, мне больно интересно, что же ещё там хранит бабушка под таким большим замком? Но она закрывает его и я ничего не успеваю разглядеть. В следующий раз, когда она будет его открывать, я непременно встану рядом и постараюсь рассмотреть, что же там она ещё держит? Мы одеваемся и идём к тётке Марии. Дом у неё на этой же улице, что и наш, только подальше в глубине деревни. Живёт она в большом доме. Высокая худощавая старушка лет семидесяти встречает нас, как мне показалось, не очень тепло. Так встречают непрошенных гостей. Узнав, что я дочь её родной племянницы, она пристально смотрит на меня и говорит: -"Нашей породой тут и не пахнет. Да и на породу Егора Захарыча намёков нет. Скорее всего она в Блиновскую породу."- Как я поняла, что я похожа на своего отца. -"Да ничего, баская девка! Блиновы-то баские были, даром, что голытьба! Она ставит самовар, который у неё ещё не остыл. Достаёт сахар, хлеб с маслом, режет солёное сало и всё это ставит на стол. Они обсуждают с бабушкой, каких-то деревенских кумушек. Мне скучно. Тётка Мария вдруг говорит мне: -"Идём ко я тебе свои наряды покажу."- Мы идём в другую комнату, где стоит большой сундук. Он так же, как и у бабушки закрыт на большой замок. Тётка Мария открывает его и достаёт из него свои наряды. Юбки, кофты и полушалки и всё это раскладывает на рядом стоящую кровать. Делает это она с большой любовью. Похоже  она похваляется передо мной и бабушкой своим богатством. Показав всё, она так же не торопливо складывает обратно и закрывает на замок. Самовар вскипел и мы садимся за стол. Пьём чай с сахаром и едим хлеб с маслом. Затем бабушка говорит: -"Загостились мы у тебя Мария. Пора и честь знать!"- Толкает меня к выходу. Мы прощаемся и выходим за ворота.

Бабушка быстро идёт впереди, а я семеню за ней следом. Чувствую, что она не довольная и злится. Наконец она не выдерживает, берёт меня за руку и начинает выговариваться, что у неё наболело на душе. -"Подумаешь богатая она, нарядов у неё много! Хоть бы дала родной - то племяннице юбку, какую-нибудь, либо кофту. Или хоть полушалок какой? Зачем ей сейчас эти наряды? Одной ногой в могиле стоит, а туда же? Что она телегу прицепит к гробу-то и заберёт своё добро с собой в могилу, что ли?"- Я возражаю. -"Эти юбки и кофты, мама и носить -то не будет!"- "Ну и что? Перешила бы тебе на что ни будь. А если она передо мной похваляется, то мне это ни к чему! У меня есть, что надеть по дому и на выход. Лишнего мне не надо. А если понадобится, то купим. Дед, как никак работает ещё. Копейка в доме есть."- "Ну вот!"- говорю я бабушке  -"Не нужно было к ней ходить, а то ты вся расстроенная прямо."- "Да не расстроенная я, а не приятно просто."- отвечает она. Дома, за ужином, она рассказывает деду, как мы сходили и как нас принимала Мария. На что дед сказал: -"Она всю жизнь в богатстве жила. И какая жадная была, так и к старости не изменилась."- А когда в городе я рассказала об этом маме, то  та сказала: -"Да, скряга она порядочная! Как говорила моя покойная мать, "царство ей небесное," у неё зимой снега не выпросишь. Так и до старости такая же!"-               
                - 7 -
На другой день у нас с бабушкой запланировано посещение второй маминой тётки. Онисьи Спиридоновны. Живёт она не далеко от тётки Марии. У неё есть муж, которого зовут Иван Спиридонович. Но после посещения тётки Марии, у меня нет желания идти туда. -"Надо сходить"- говорит твёрдо бабушка, а то я себя виноватой чувствовать буду. -"Люди скажут, что я тебя к родне не пускаю."-"Ну надо, так надо, придётся потерпеть."- И вот мы с бабушкой, разодетые, как и вчера, идём к Онисье Спиридоновне. Дом у них большой, стоит на берегу пруда. За тесовыми воротами гавкает собачонка. -"Не бойся"- говорит мне бабушка. -"Собачка у них безвредная не укусит. Так брешет, оповещает хозяев, что чужие пришли."- На лай собаки выходит пухленькая бабушка лет под семьдесят. Глаза у неё лучистые и она весело смотрит на нас. -"Ну вот и гости пожаловали, заходите в дом"- приглашает она. -"Иван"-кричит она в сторону сараев. -"Иди домой."- Мы заходим в комнату, наполненную солнечным светом. На окнах цветут герани разного цвета, белые, розовые и ярко красные, даже с оранжевым оттенком. От этой бабушки, исходит какая-то теплота. Узнав, что я дочка её родной племянницы, она смотрит на меня. -"На мать то она не похожа. Но девка баская!"- делает она вывод. В комнату заходит дедушка. Он такой же, как и жена невысокого росточка, коренастый. На лице у него усы, которые торчат в разные стороны.  Мне они показались смешными. -"Назаровна, здравствуй!"- приветствует он бабушку. -"Каким это ветром занесло тебя к нам?" -"Да вот внучку привела познакомиться с вами. Уже больше недели у нас с Егором живёт, а к тёткам ещё не ходили." -"Не порядок!"- смеётся Иван Спиридонович, и протягивает мне свою широкую ладонь. -"Ну, как нас зовут? Я называю своё имя. -"Ну вот и хорошо! Мать давай готовь стол, угощай гостей!" -"Я, как знала"- говорит Онисья Спиридоновна. -"Вчера стряпалась, так, что пироги есть с яблоками и с творогом шанежки!"- Они начинают с бабушкой разговор, обсуждают деревенские новости. А меня Иван Спиридонович ведёт во двор. Там показывает, где живёт свинья, корова, куры, рассказывает про собачку, каким кутёнком он её брал. Я играю с собакой и кошкой на крыльце. Затем нас кличут за стол. Мы пьём чай с пирогами и мёдом. Потом Онисья Спиридоновна подводит меня к окну из которого виден сад и говорит: -"Вот видишь яблоньку? На ней уже розовые бочки. Это скороспелка и яблоки на ней уже можно есть, пойди набери их и поешь." -"Да не ходи в вишняк"- предупреждает Иван Спиридонович. -"Там у меня пчельник, не дай бог пчёлы покусают. Там вишня ещё есть, так что не соблазняйся больно-то, пчёл там много, целых два дадана стоит. Покусают, мало не покажется."-

Я иду в сад. Рву  яблоки в подол, затем сажусь на чурбачок у сарайки и поедаю их. Огрызки кидаю курам, которые собрались вокруг меня и ждут. Вдруг я слышу из дома раздаётся протяжная песня. Поют в три голоса. Я усмехаюсь, вот почему они меня из дома выпроводили ? Они медовуху пьют! Наконец они втроём выходят на крыльцо. Обе бабушки раскраснелись, да и Иван Спиридонович навеселе. Он шутит со мной. Бабушка пошатываясь спускается с крыльца. Мы направляемся домой. Вдруг Онисья Спиридоновна с подхватилась -"Подождите малость."- и ушла в дом. Возвращается она с банкой мёда и говорит. -"Вот матери гостинец от меня передай. Пусть теперь в гости сама приезжает."- Я говорю ей  -"Спасибо!"- Мы прощаемся с ними  и идём домой. Бабушка весёленькая и довольная. -"Вот я понимаю в гости сходили!"- говорит она мне. -"Всё  как у людей."-