Неизвестный авиаконструктор Москалёв. Часть 5

Александр Соханский
      На развороте книги вверху: редкие фотографии военных лет из жизни планерного завода № 499 в Заводоуковске.


      С О Д Е Р Ж А Н И Е:

      Часть 1. Путь в авиацию  http://www.proza.ru/2014/10/21/47
      Часть 2. Воронежский авиазавод  http://www.proza.ru/2014/10/22/259
      Часть 3. Самолёты Александра Москалёва  http://www.proza.ru/2014/10/24/320
      Часть 4. Технология вредительства в советском авиастроении  http://www.proza.ru/2014/10/28/311
      Часть 5. Заводоуковский авиазавод.
      Часть 6. Ленинградская военно-воздушная академия  http://www.proza.ru/2014/10/31/289
      Часть 7. Неизвестный авиаконструктор Александр Москалёв  http://www.proza.ru/2014/11/06/101


      5.  З А В О Д О У К О В С К И Й   А В И А З А В О Д

      В сентябре 1941 года немцы приблизились к Воронежу. Но даже под бомбёжками и обстрелами авиазавод продолжал работу. Боевые самолёты ИЛ-2 сразу же отправлялись в воинские части. В начале сентября 1941 года было принято решение об эвакуации завода № 18 и ОКБ-31 на восток.
      Александра Сергеевича Москалёва назначили директором и главным конструктором авиационного завода № 499, создаваемого в сибирском посёлке Заводоуковском под Тюменью.
      Эшелон с оборудованием завода прибыл на разъезд Заводоуковский в сентябре 1941 года.
      Завод расположился на территории МТС и на заброшенной, бывшей колмаковской купеческой мельнице. Помещения МТС приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с амбарами для столярных и сборочных работ. Здания пятиэтажной мельницы и грандиозных хлебных амбаров были сложены из столетних строевых сосен и хорошо сохранились, хотя мельница давно не использовалась.
      В полуподвальном помещении мельницы с помощью железнодорожников расконсервировали и запустили находившуюся там английскую паровую машину, подобрали подходящие электрогенераторы, смонтировали электропроводку и через десять дней мельница осветилась огнями.
      Днём и ночью занимались утеплением и застеклением корпусов, провели паровое отопление. Разворачивались столовые, пошивочные мастерские, лаборатория, медпункт и больница. Создали местную телефонную сеть, так как производство было разбросано по большой площади. Используя бесхозное имущество, брошенное на станционных путях, увеличили мощность электростанции, расширили станочный парк, установили прожекторы, усилили освещение.
      С большим трудом разместили семьи прибывших рабочих и служащих в домах и квартирах местных жителей, но многим пришлось селиться в землянках так называемого "копай-города".

      Еще перед войной Москалев предложил конструкцию десантной кабины ДК-12 для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3. Спустя 12 дней, завод начал собирать первую продукцию — это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой.
 
      Через некоторое время завод приступил к выпуску учебных планеров А-2 и, впоследствии, десантных планеров А-7  конструктора О.К.Антонова.

      Серийное производство нового планера А-7 до войны намеревались организовать под Москвой на планерном заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе ГВФ на аэродроме Быково. Но в октябре 1941 г. немцы уже подошли к столице и оба предприятия эвакуировали в Сибирь. Их разместили в Тюмени в просторных павильонах крытого городского рынка и в различных складах. Работы по выпуску планеров начались в конце 1941 г.
      В 1942 г. выпуск планеров Антонова А-7 начали также в Алапаевске Свердловской области на бывшей бондарной фабрике. Освоение новой продукции давалось с большим трудом. Изготовление деревянных бочек, кадушек и ушатов значительно отличалось от производства планеров. Поэтому планеры из Алапаевска имели более низкое качество, чем тюменские.
 
      В конце 1942 г. выпуск планеров из Тюмени и Алапаевска перенесли в Заводоуковск, где уже работал москалёвский авиазавод № 499.
      Кадровых рабочих насчитывались единицы, их заменили местные женщины и подростки, не имевшие никакой профессиональной подготовки.
      Весной 1943 г. завод выпустил первые планеры А-7. Лётные испытания проводились на местном аэродроме представителями летно-испытательного отряда ВДВ.

      В это время Антонова назначили руководителем филиала конструкторского бюро А.С. Яковлева на авиационном заводе № 153 в Новосибирске. В 1943 году Москалёв, по доверенности Антонова, модернизировал семиместный десантный планер А-7 в четырнадцатиместный АМ-14. После успешного испытания в полёте завод перешёл на серийное производство этого планера.
 
      В этом же году ОКБ Москалёва был разработан планер-бензовоз А-7, который был предназначен для дозаправки самолёта-буксировщика с целью увеличения дальности. Горючее переливалось электрическим насосом по дюритовому шлангу, прикреплённому к буксировочному тросу.

      В 1943 году деятельность завода была очень напряженной. В дополнение к выпуску планера АМ-14 ему поручили серийное производство первого ракетного истребителя ОКБ В.Ф.Болховитинова БИ-2 с ЖРД, заменившего свой прототип БИ-1. Завод изготовил партию в 30 планеров самолёта.
      В одном из испытательных полётов самолёт БИ-2 потерпел аварию, в результате которой погиб лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи при попытке достичь максимальной скорости полёта. Испытания были свёрнуты, производство БИ-2 было прекращено. 30 планеров самолётов БИ-2, находившихся на заводе № 499, были сожжены.

      Одновременно с разработкой ракетного истребителя БИ-2 ОКБ заводоуковского завода разработало проекты мотопланера САМ-28 на 21 пассажира. Кроме того, проводились государственные испытания штабно-связного самолёта САМ-25, являвшегося одной из модификаций САМ-5-2бис.

      В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планеров АМ-14 для переброски грузов в район Минска к осаждённым карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском. Фашисты создали крупные, хорошо оснащённые отряды карателей и приступили к уничтожению партизанских формирований.
      Срок выполнения заказа на планеры, 25 дней, был очень жёстким, а выполнение этого задания контролировалось лично товарищем И.В.Сталиным.
      С помощью этих планеров партизаны были усилены горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной.
      За успешное выполнение задания И.В.Сталина директора завода № 499 А.С.Москалёва наградили медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в нашем глубоком тылу.

      Разработанные Москалёвым самолёты САМ-5-2бис участвовали в войне как связные и санитарные, а с 1943 года по заказу ВДВ выпускался самолёт САМ-25, имевший более высокую скорость и грузоподъёмность, выполнявший связь с партизанами за линией фронта.

      Позже Москалёв в воспоминаниях напишет о самолёте САМ-25:
      «Самолет был хорошо доработан и в пределах принятой схемы доведен до возможного совершенства. Выпущен в 1943 г., однако в условиях послевоенных лет продвинуть его в серию, несмотря на отсутствие подобных экономичных самолетов, практически было невозможно.
      Очередное вмешательство Яковлева сорвало и этот заказ на САМ-25. Руководство ВДВ пыталось провести заказ непосредственно через наш завод, хотя бы на малую серию машин. Эта попытка была в грубой форме ликвидирована начальником 11-го ГУ товарищем И. В. Куликовым. Он вызвал меня в Москву и заявил: «Я запрещаю Вам брать заказ от ВДВ на САМ-25». Я ему ответил, что для страны это необходимо, это выгодно, тем более, что коллектив завода берется делать их сверх программы. «Вы что, не понимаете ситуации? Имейте в виду, что прежде чем Яковлев оторвет голову мне, я это сделаю с Вами!» Все было ясно. Даже малая серия САМ-25 должна была так заговорить о себе в боевой эксплуатации, что Яковлеву было бы трудно мешать дальнейшему продвижению самолета, а, следовательно, мне и коллективу».[10]

      К 1943 году Заводоуковский авиазавод № 499, непрерывно наращивая выпуск продукции, настолько упрочил своё положение, что был составлен генеральный план его развития.

      Успехи Красной армии на фронтах инициировали желание конструкторов завода подготовить к послевоенному времени гражданские самолеты, потребность в которых должна была резко возрасти. В ОКБ Москалёва начали разработку гражданского пассажирского самолета САМ-27 на перевозку 22 пассажиров со скоростью до 350 км/час. Самолет предназначался для эксплуатации на грунтовых аэродромах.
      Был разработан проект пассажирской амфибии САМ-18, которая могла перевозить 12-14 пассажиров, иметь скорость до 235 км/час и значительную дальность полета.

      В работе находился десантный планер САМ-23 на 22 десантника. Его строительство было закончено в начале 1945 года, он успешно прошел летные испытания и был принят для серийного выпуска. В планере могли разместиться танкетка или пушечное вооружение. Но окончившаяся война изменила все планы и строительство планера потеряло смысл.
 
      В период Великой Отечественной войны завод № 499 поставил на фронт свыше тысячи десантных  планеров.

      После окончания войны Москалёв некоторое время занимался в Заводоуковске созданием истребителя РМ-1 по проекту «Сигмы» с ракетным двигателем Л.С.Душкина. Работы не были закончены, так как завод  № 499 готовился к перебазированию на запад.




      Александр Соханский
             октябрь 2014



      И Н Ф О Р М А Ц И Я:

      1. Баргатинов В.А. Крылья России. Москва, Эксмо, 2005
      2. Белоконь В.А. Карточный домик истории нашей авиации. Журнал «Инженер» № 12, 1990
      3. Воеводина Т.С. Голубая спираль – 2. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013.
      4. Военная авиация России. Составитель Ионин С.Н. Москва, Вече, 2005
      5. В. В. Гагин Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения. Воронеж, 1999.
      6. Гагин В.В. «Технология Туполева-Яковлева» как яркий пример вредительства в советском авиастроении. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
      7. Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
      8. Козырев М., Козырев В. Авиация Красной армии. Москва, Центрполиграф, 2011.
      9. Лучшие люди страны. Энциклопедия.  http://www.bestpeopleofrussia.ru/.
    10. Москалёв А.С. Голубая спираль. Воронеж, 1995.
    11. Скрицкий Н.В. Самые знаменитые авиаконструкторы России. Москва, Вече, 2004.
    12. Тельминова И.Ю. Автобиография А.С.Москалёва. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013.
    13. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР (1938-1950).



.