Страна Геодезия

Алексей Прохожаев
               
                Если путь твой к познанию мира ведёт,
                Как бы ни был он труден и долог - вперёд!
                Фирдоуси

   Геодезия, как и всякая научная дисциплина, возникла из потребностей практической деятельности человека. Само название"геодезия" греческого происхождения, в переводе на русский язык означает "землеразделение". В употребление это слово ввёл Аристотель в четвёртом веке до нашей эры. С тех пор геодезия занимается преимущественно линейными и угловыми измерениями, необходимыми для изучения формы и размеров планеты Земля и создания различных видов картографической продукции.

   В последние годы геодезия широко внедряется в подземные и подводные кладовые земли. Сегодня она успешно штурмует околоземное пространство и уверенно прокладывает себе дорогу в ещё неведомые дали.

   В детстве, как и многие мальчишки, я зачитывался книгами о путешествиях и странствиях. Эти замечательные творения учёных и писателей однажды познакомили меня с геодезистами. Первая встреча с ними произошла на страницах книги Григория Федосеева "Злой дух Ямбуя". Прочитав эту книгу, я открыл для себя, что геодезисты - первопроходцы.

   Геологи и строители придут на их место позже, когда будет создана карта местности. Много ценных знаний дала мне эта книга, а главное - навсегда определила дальнейшую жизнь. Герои Федосеева зажгли моё сердце, которому так близка романтика сурового труда и радость первооткрывателя.

   Знакомство с другими произведениями писателя ещё больше потрясло меня. Оно привело к ответам на многие волнующие меня вопросы. Вот кто, оказывается, идёт первым там, где никогда не ступала нога человека! Вот перед кем открываются необъятные просторы нашей страны, заповедные тайны пушкинского Лукоморья и Берендеева царства! Вот кто - пионеры невиданных земель! Отважные исследователи из книг Федосеева  и военные топографы других писателей покорили меня своим мужеством и бескорыстием.

   Душа моя стала рваться в стан геодезистов. Туда, где мои любимые герои - люди изумительной профессии; туда, где моя любовь Геодезия!

   Тот памятный миг навсегда решил мою судьбу. Геодезист стал первым идолом в моей кумирне. В 1964 году после окончания 10-го класса я поступил на работу в 68-й отряд, который базировался тогда в г. Новохопёрске Воронежской области, где и вошёл в непосредственное знакомство с топографами и геодезистами. Бесконечно благодарен судьбе, что она свела меня с А.Л.Иоанниди, Н.Д. Зурелиди, Ю.Ф. Кузнецовым и другими мастерами своего дела. Примечателен тот факт, что впервые на практике приобщили меня к будущей профессии греки, передав мне из первых рук, как драгоценную эстафету, бесценный опыт своих древних предков.

   Работая на обновлении карт масштаба 1:10 000 в зоне 2-й очереди строительства Каракумского канала - от Ашхабада до Красноводска, окончательно  убедился в правильности своего выбора. Самые обыкновенные будни приносили радость, а сознание того, что вода в тех краях - символ жизни и процветания, обостряло это чувство до предела. Помню, мы прилагали все силы, чтобы быстро и качественно делать порученную работу, не забывали наслаждаться жизнью и дарить блаженство другим.

   Геодезисты - люди самой беспокойной и романтической профессии, для меня самые счастливые люди. "Для геодезиста - как говорил писатель-геодезист Григорий Анисимович Федосеев - настоящее счастье в перемене, пусть даже тяжёлой, но с которой он может бороться и преодолевать её". По-моему, только в геодезии можно ощутить всю полноту человеческой жизни. Здесь есть все возможности для раскрытия способностей и дарований каждого человека.

   Геодезист - это тот, в ком постоянно горит дерзновенный огонь Прометея, кто всегда в пути, кто страстно любит жизнь во всех её проявлениях. Работа геодезиста сложная, ответственная и до сих пор связана с риском. Быть геодезистом - значит никогда не быть самодовольным, самоуспокоенным, остановившемся в своём развитии. Геодезия - это всегда вечный поиск, порыв в неизведанное, мучительная и сладостная жажда совершенства!

   Геодезия - это сказочная страна. Геодезисты в ней волшебники. Я тоже мечтал быть волшебником и творцом в её фантастических лабораториях.

   Геодезия требует от человека, прежде всего профессиональной честности, элементарной порядочности, больших усилий воли и характера, мужества и чувства высокой ответственности за порученную работу.

   Человек за свою короткую жизнь просто обязан заглянуть в каждый угол природы и бытия, а где, как ни в геодезии, можно реализовать это на практике. Профессия геодезиста многогранна, как, пожалуй, ни какая другая. Геодезист должен совмещать в себе способности прирождённого организатора и руководителя, изобретателя и программиста, психолога и педагога, дипломата и юриста, врача и фармацевта, повара и шофёра, сапожника и портного. Совмещать, конечно, не в буквальном смысле - такое сегодня не под силу никому. Речь идёт о необходимости приблизиться к уровню современного культурного мышления, чтобы стать передовым человеком своего времени. Кроме этого, геодезист - это всегда чуткий, внимательный и заботливый товарищ, романтик, мечтатель и поэт.

   Геодезия тесно связана с множеством других наук. Без неё невозможно ни одно строительство, а значит и дальнейший рассвет научно-технического прогресса. Благодаря ювелирной работе геодезистов создаются уникальные, научные, промышленные и спортивные сооружения. Геодезия всегда была неразрывно связана с сельским и народным хозяйством нашей необъятной страны.

   Считаю, что геодезия не только служит делу мира, но и является одним из его надёжных гарантов.

   Очень много уже сделано российскими геодезистами - всего не перечислишь. Но какая увлекательная работа ещё впереди! Она ждёт своих отчаянных парней и девчат. Когда представляешь себе перспективу развития геодезии, дух захватывает...

   Впрочем не удивляйтесь столь возвышенному слогу. Настал решающий момент, ибо я нахожусь в скверике перед парадным подъездом усадьбы Демидовых в Москве. С обнажённой головой, сложив руки лодочкой перед грудью, делаю новое признание вечно юной греческой богине.

   "Специальность геодезиста я выбрал потому, что она целиком и полностью отвечает моим физическим и духовным запросам. Она даёт мне возможность чувствовать пульс времени и идти в ногу с ним. Геодезия бездонна, неисчерпаема. Только в ней я вижу свою жизнь - высокую, стремительную, с пронзительной высотой, ка июльское небо.

   Думаю, что насущная потребность расти, учиться, совершенствоваться и стремиться быть лучше с каждым днём - всё это и привело меня в ваши благодатные края. Дозвольте же странствующему путнику войти под своды вашего храма и прильнуть к живительному потоку геодезических знаний!".

   Врата Храма Геодезии распахнулись. Я, бывший абитуриент, войдя внутрь МИИГАиКа, стал студентом первого курса геодезического факультета и гражданином  страны с волшебным названием Геодезия! Это было в 1972 году, но до сих пор, всем своим существом, я предан этой удивительной стране, люблю её и с великим удовольствием проживаю в ней свою счастливую жизнь.  Она  позволила мне попробовать свои силы в журналистике, литературе и поэзии. И только уже за одно это я буду благодарить и воспевать её всю свою сознательную жизнь.


   В заключении своего эссе, пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить своих преподавателей МИИГАиКа, ставших сегодня патриархами Храма Геодезии: профессора, доктора технических наук Неймана Юрия Михайловича, профессора, доктора технических наук Краснорылова Игоря Ильича, профессора, доктора технических наук Юзефовича Александра Павловича и профессора, доктора технических наук Лебедева Станислава Владимировича. Великое вам спасибо, дорогие наставники и учителя за ваш многолетний доблестный и самоотверженный труд на благо нашей удивительной и уникальной страны с древнейшим названием Геодезия!

29.10.2014