Занятие философией как жребий аутсайдера

Григорий Хубулава
Хотим мы этого или нет, а мыслитель обязан быть аутсайдером. Постоянно оказываться "снаружи" бытия, немного в стороне от него (outside), умудряясь при этом быть всецело поглощенным бытием. Быть аутсайдером - не значит быть любителем, не профессионалом, напротив, именно философ  должен  научиться чувствовать и понимать язык жизни, язык бытия с полуслова. Мыслитель как аутсайдер,  всегда следящий за всеобщим весельем в окно (даже присутствуя на вечеринке) должен уметь безошибочно отыскивать общие черты во всех сторонах жизни: познавать политику,  не  являясь политиком, чувствовать фальшь, не будучи виртуозом, и не насаждать свои взгляды в среде  суровых профи.
Одно из главных существительных в словаре мыслителя – «внимание». Человек мыслящий внимателен, он внимает жизни, вслушивается, вчитывается в нее, пребывая снаружи как изнутри, а изнутри, как снаружи.
 Его искусство, -  оставшись в самой гуще события, незаметно и вовремя покинуть аванс сцену,  ухватив суть происходящего. Уходить, не потому что его дело -  сторона, а затем, что со стороны виднее. Мыслитель  как аутсайдер вовсе не должен разбираться во всем понемногу,  он обязан попытаться, найти то главное, что делает "все понемногу" возможным, реальным, настоящим. Для этого аутсайдеру нужно  оставаться в конце списка, за спинами "лидирующей группы", это стоит хотя бы того, чтобы на бегу,  суметь увидеть бег, поскольку тем, кто возглавил гонку, уж точно не до этих  пустяков.
Общество, навязывающее мыслителю необходимость быть в струе, идти в ногу с людьми и временем, оставаться актуальным, отвлекает философа от главного вопроса, на который само общество ответить не в состоянии. Пищей для живого ума может стать и выпуск новостей, и рекламный слоган. Философ не оперирует отвлеченными категориями, он всегда находится «в теме», живет, переполненный моментом здесь и сейчас, но человека способного мыслить интересует вовсе не вопрос о том, что, с кем происходит, и когда происходит. Он спрашивает себя о том, как почему и зачем происходит нечто. По этой причине мыслитель в глазах обывателя, занятого «достижением целей и решением проблем», -  опасный, бесполезный и непонятный зверь. Мыслитель, при этом, остается «обывателем» в подлинном, чистом смысле слова. Он «обывательствует» иначе, охватывая разумом все, что бывает, «обывая», обживая общий космос, отыскивая смысл и цель в самых незаметных или незначительных, по мнению обывателя, профессионала-ремесленника сторонах, уголках и едва тлеющих угольках привычного, скучного бытия. 
Разум философа должен стать линзой, способной и фокусировать внимание (свое и постороннее внимание) на любой «мелочи». Линза его разума должна уметь проанализировать любую идею, разложив платонический свет идеи на спектр. («В свете идей», в «свете открывшихся фактов», «светлая мысль», «ясный ум»). Его разум, детализирующий все вокруг, должен, к тому же, уметь обратить внимание слушателя на свет идеи с такой силой, сфокусировать этот свет так мощно, чтобы добыть огонь: слушатель должен загореться идеей. 
В своем светлом дилетантизме мыслящий человек «неисправим и безнадежен» (Эмиль Чоран), он сам оставляет надежду стать своим в любой среде, и покорно и скрупулезно на собственном опыте познает науку бытия, кусочек за кусочком собирая пазл реальности.
Мыслитель - всегда "ничего не добившийся неудачник", "ноль без палочки", особенно на фоне крепких "мастеров своего дела", что не успевают, не могут,  боятся и не хотят задать себе вопрос: - Что происходит и чем, собственно, я  занят? Философа, среди прочих, волнует и этот вопрос. Философ, как никто другой, осознает, что любой занятый «полезной» и монетизированной деятельностью  профессионал-ремесленник, который боится задать себе вопрос: «Зачем?», волей-неволей обрекает себя на судьбу собирателя песка на необитаемом острове.
 Мыслитель всегда "дилетант", "проигравший", последний. Последний,  кто может спасти нас.