Загадка шумерских мифов

В  работе "Тайна Шумерской цивилизации"  http://www.proza.ru/2014/05/26/1416  было отмечено о некотором сходстве шумерского языка с тюркским.

Попробуем перевести имена шумерских богов на кыргызский язык. 

Сначала были боги АБЗУ (пресные воды) и ТИАМАТ (солёные воды). Кроме них ничего. 

АБЗУ(АПСУ) — мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю. Представляется как элемент, из соединения которого с пучиной ТИАМАТ (океан соленых вод) возникли Земля и Небо. 

АБА - дядя, старший из старших; климат, атмосфера
СУУ - вода
  (АБЗУ - СТАРШАЯ  ВОДА; АТМОСФЕРНАЯ ВОДА)
АБЗЫЙ (тат) - обращение к старшему по возрасту мужчине

ТИАМАТ  — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги).  Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат  изображалась четвероногим чудовищем с крыльями. Тиамат иногда представляют в виде морского змея, дракона или пятиглавого огнедышащего змея.

ТАМААМАТ - всегда, постоянно
ТООМАТ - злословие, хула, клевета, оговор
ТЫЙА - та сторона
ТЫЙ - запрещать
ТИЙ - касаться
МАТА - хлопчатобумажная ткань; гнуть, сгибать
  (ТИАМАТ - ДРУГАЯ СТОРОНА ТКАНИ; ТА СТОРОНА СГИБА)

Однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги.  В слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно сформировавшиеся божества стихии: ЛАХМУ и ЛАХАМУ. 

ЛАК - сто тысяч; несметное количество
ЛАКЫЙ - быть высоким, крепким 
ЛАКАМ - мудрое изречение, афоризм
МАА - Я
МЭЭ - мозг
МУЙУ - относиться с сочувствием, принимать близко к сердцу (чувства?)
  (ЛАХМУ - НЕСМЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО Я (количество?)
  (ЛАХАМУ - КРЕПКОЕ МУДРОЕ Я (качество?)

От них появились бог АНШАР и богиня КИШАР.

АН - зверь; мысль, сознание
КИЙ - надевать одежду (материя?)
ЖАР - оповещение, объявление; колоть
   (АНШАР - СОЗНАНИЯ ПРЕДВЕСТНИК)
   (КИШАР - МАТЕРИИ ПРЕДВЕСТНИК)

От этих богов родились— АН(АНУ), ЭНЛИЛЬ и ЭНКИ(ХАЙА, ЭА). 

АН -  верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. 

АН - зверь; мысль,  сознание

ЭНКИ(аккад. ХАЙА, ЭА) - Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений. ЭНКИ - создатель человечества,  благосклонно относился к людям. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным.
ЭНКИ -  его храм в  ЭРЕДУ (позже — в УРЕ) носил название АБЗУ или «дом Энгурры» 

ЭН - название материи, ширина, семенники, метка на ухе
ЭН - разумное основание; очень, самый
КИЙ - надевать одежду 
ЭЭ - бог, хозяин, дух, покровитель
НИКЕ - обряд бракосочетания

ЭНЛИЛЬ (ЭЛЛИЛЬ)  - «Владыка-ветер» . Сын Ану (неба) и богини Ки (земли). Персонификация природных сил, бог воздуха и, видимо, бог плодородия.  Согласно мифам, Энлиль создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. 

ЭН - название материи, ширина, семенники, метка на ухе
ЭН - разумное основание; очень, самый
ИЛЭЭЛЕ - двигаться очень медленно
ЭЛ - народ, род
ИЛ - зацепить, подцепить

Энлиля называли также БЭЛ.

БЕЛ - поясница, опора, поддержка, сила, горный хребет

Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. АБЗУ решил убить своих отпрысков. Но внуки его план раскусили. Мудрый Энки с помощью магических заклинаний усыпил, а затем убил Апсу.   ЭНКИ  разрубил деда на много кусков, превратившихся в реки и сушу, воду и огонь. ЭНКИ  возводит жилище АБЗУ над убитым АБЗУ и зачинает в нем Мардука. 

ТИАМАТ сильно разгневалась на своих детей и внуков за убийство своего мужа, и, создав 11 чудовищ, двинулась на младших богов. В этот момент боги пировали, они узнали об угрозе и стали решать, кому выпадет честь идти против Тиамат. Вызвался младший бог МАРДУК, за право называться царём богов. Он вооружился сетью, дубиной и луком, ещё взял в помощь 4 ветра, 7 бурь. После чего отправился на битву. Он кинул в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», и та не смогла закрыть свою пасть, ее тело сразу раздулось. Тогда он кинул свою сеть и опутал ею Тиамат.

  МАТАУ (каз) - связывать, держать в загоне, путаться, запрещать

 Далее Мардук начал творить мир: он рассёк тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо, а из глаз — реки Тигр и Евфрат.Расправившись с чудовищами, Мардук захватил таблицы судеб  МЕ, определяющие движение мира.

МАРДУК (сын чистого неба) — верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии, сын ЭА (Энки). отец НАБУ, бога писцового искусства.
Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют «судьёй богов», «владыкой богов» и даже «отцом богов». Он управлял ветрами, вихрями и ураганами. Наряду с богиней-целительницей Гулой он наделялся способностью воскрешать мёртвых. О внешности его сказано, что он имеет четыре глаза, четыре уха и дышит огнем. Иногда представлялся в фантастическом виде грифона, полузмеи, полухищной птицы.

МАРТУУ - демоническое существо (главная опасность от которого якобы грозит роженицам)
УК - слушать, внимать, слышать
МЕРТ - скоропостижная смерть; вывих
МЕРТИК - искалечиться, повредить себе что-либо (вывихнуть руку или ногу)
МАРТТЫК - щедрость 
МАР - змея
МАРА - впиться взглядом
ДУКУЙ - вздуваться, вспухнуть

Обратите внимание, в данном случае, в переводе слова МАРДУК идет совпадение с качествами его соперницы.
ТИАМАТ изображалась иногда в виде ЗМЕИ, а также после битвы с МАРДУКОМ - ВЗДУЛАСЬ.
На некоторых изображениях МАРДУК обращен к зрителям передом, а его руки оказались почему-то обращены тыльной стороной; есть изображения Мардука, где одна рука его как бы ВЫВЕРНУТА.

МАРДУ (каз) - быть продуктивным, развиваться, расти

МЭ —  таинственные и могущественные божественные силы. Считалось, что эти силы управляют ходом развития мира, всеми божественными и земными институтами. Силами «мэ» могли обладать как боги, так и их храмы и даже целые города. При этом «мэ» могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои свойства. 

МЭЭ - мозг

Шумеры считали, что МЭ (в значении морального кодекса) были переданы людям богами через своих посредников — семерых мудрецов АБГАЛЛУ.
АБГАЛЛУ - семь мудрецов-помощников бога мудрости Энки, основатели семи первых шумерских городов.
По легенде, эти мудрецы были созданы Энки, и пришли к людям из мирового океана Абзу. Первым шумерским царям (правившим до великого потопа) мудрецы-Абгаллу служили в качестве советников и министров, а также были жрецами бога Энки.

АБА - старший из старших; климат, атмосфера
КАЛА - накладывать что-либо в виде круга, одно на другое

(Семь Мудрецов АБГАЛЛУ. Семь уровней Мироздания)

Шумеры считали, что Земля является полусферой и накрыта сверху другой полусферой значительно больших размеров — небом. Небеса состоят из трех (или семи) этажей, созданных из драгоценных камней, по которым и движутся космические тела. Боги при желании могут опускать их вниз или поднимать выше. В этажах есть створы, через которые льется вода небесного океана, и тогда на Земле падает дождь.

КИ (НИНХУРСАГ) -  богиня земли, богиня-мать, супруга бога Энки. Прародительница всех живых существ, покровительница плодородия и урожаев. Она — мать богов и её черты обнаруживаются во многих божествах женского пола. Нинхурсаг играет также чрезвычайно важную роль в сотворении Человека.

КИЙ - надевать одежду

НЫМ - влага, влажное место, сырость
НЫМСАК - сыроватый, влажный
КУР - жирный, упитанный; дева рая; пояс; большой кусок материи 
КУР - воздвигать, устраивать
КУРА - составлять из отдельных кусочков; собирать, копить
КУРСАК - брюхо, утроба, чрево

ЭРИШКИГАЛЬ  (великая подземная госпожа) — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия, и супруга Нергала — бога подземного царства и палящего солнца. Иногда называлась также Иркаллой по названию своего царства.
ЭРИШКИГАЛЬ, вероятно, изначально олицетворяла зимний, непродуктивный период года, подобно тому как Инанна (Иштар) воплощала собой весенне-летний период. Видимо, позднее её основной функцией стал контроль над смертью и загробным миром.

ЭРИШ - основа, ткань
ЫРЫСКЫ - хлеб насущный, пропитание, доля человека в мирских благах
КИЙ - надевать
КАЛ - отставать, прекращаться, проходить, лишаться чего-либо
  (ЭРИШКИГАЛЬ - ЛИШАТЬСЯ ХЛЕБА НАСУЩНОГО или МИРСКИХ БЛАГ; ЛИШАТЬСЯ НАДЕТОЙ ОСНОВЫ)

ИРКАЛЛА -  «нижний мир», подземное царство, из которого нет возврата. Управляет Иркаллой богиня Эрешкигаль

ИРИ - прокиснуть, гнить
КАЛА - накладывавать что-либо в виде круга, одно на другое

ИШТАР (Нана, Инанна) —  богиня плодородия и плотской любви, войны и распри; ассоциируется с пятницей.

ИШ - работа
ТАРА - распространяться, разбредаться

ДУМУЗИ (ТАММУЗ) - божество, связанное с плодородием.  Прототип всех богов растительности, которые умирают осенью и возрождаются вновь весной вместе с пробуждением всех растений. 

ДЫМЫ - медленно и плавно течь
СУУ - вода

ТАМ - капать; загораться; стена
МУЗ - лёд

УТУККУ - категория демонов, преимущественно злых. Воспринимается как единое целое.  В мифе о лунном затмении Ан посылает «Семёрку» против бога луны, чтобы окружить его и затемнить.  Энки вместе с богом огня пытается проникнуть в тайну «Семёрки», чтобы найти против неё действенное заклинание.

УТУУ - выигрывание
УТТУУ -с узким отверстием
КУЙ - нрав, характер; гореть; положение, состояние
КУЙА - беда, напасть
УТУРКУ - противоположный, противостоящий

ЭРИДУ  (ЭРЕДУ, ЭРИДУГ, УРУДУГ) — один из древнейших городов Шумера. Шумерские легенды говорят, что перед Великим потопом "После того, как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал местом "престола".
Начало своей истории и культуры шумеры отсчитывали от создания древнейшего в мире города. Этот город — первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первородного хаоса. В шумерской традиции Эриду, подобно священной горе НИЦИР, отмечал центр мира. Его создатель — Бог Энки, владыка мирового океана и земли, плавающей на его поверхности, наделил Эриду скрижалями МЭ (таблицы судьбы), содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над ними. 
 Не случайно, иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом — первобытным Эдамским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес». 

ЭР - мужчина, герой
ИЙ - выделка, дубление; гнуть, сгибать
ИРИ - крупный, прокиснуть, свернуться, разлагаться, деморализовываться
ЫРАЙ - состояние, настроение
ДУУ - шум, гвалт, гул
ТУУ - родиться, нарождаться; знамя, стяг
ТУК - место отвода головы арыка
ИДАРА - учреждение, канцелярия
ЭРДЕ - проявлять мужество, энергию
ЭРИТУУ - плавка (металла)
ИРЕТ - ряд, порядок; очередь; удобный момент, удобный случай
ИРИДЕ - прежде, раньше
ИРАДА - воля, собственная воля, желание
ИДА - стодневный срок после смерти мужа или развода с мужем (до истечения которого женщина не может выйти замуж)

НИЦИР - в вавилонском мифе о всемирном потопе,  гора к которой пристал корабль УТНАПИШТИМА.

НИЕТ - намерение, замысел; чаяние, упование
СЫР - тайна, секрет

Здесь, в ЭРИДУ, в центре мира из столетия в столетие люди возводили свои храмы, молились богам на одном избранном в незапамятные времена месте, месте священного мирового дерева - КИШКАНУ.
Мировое древо КИШКАНУ (NUN KI — «Город Дерева»), являлось именно тем местом, откуда должна была начать развиваться жизнь. Там находились её истоки, туда человек стремился вернуться, в надежде на достижение истинного знания или покоя. На этом священном месте он обретал возможность непосредственного сообщения с Богами и получения от них необходимых наставлений.

КИШИ - человек, настоящий человек, мужчина, другой, посторонний
КАН - место спайки, соединение
КАН - хан; кровь; удовлетворяться, утоляться

В Эриду правил мифический АДАПА — первый человек, бывший наполовину богом, наполовину человеком-героем (сын ЭНКИ). Адапа один из "семи мудрецов", помощник в заклинаниях против женщины-демона Ламашту.
Согласно мифу Адапа правил в городе Эриду и рыбачил, снабжая рыбой родной город и святилище отца. Однажды южный ветер опрокинул его лодку, за что Адапа обломал ветру крылья. Бог неба Ану, разгневанный отсутствием южного ветра, потребовал Адапу к ответу. Отец Адапы, Энки посоветовал сыну пойти к Ану, облачившись в траурные одежды, и не пить и не есть предложенных ему напитков и явств.
Перед вратами бога Ану на страже стояли божества Гишзида и Думузи. На их вопрос, почему он в трауре, Адапа объяснил, что он скорбит по двум богам, исчезнувшим с земли - Гишзиде и Думузи; те вступились за него перед Ану. Ану великодушно решил помиловать Адапу и предложил ему хлеб и воду вечной жизни, но Адапа, по совету Энки, отказался. За отказ от божьей милости раздосадованный Ану прогнал его снова на Землю.

АДА - конец, окончание, завершение
БАА - цена, ценность
АДАМ - человек
АЙДАМА - сеяный, искусственно разведенный

Считалось, что именно Адапа принес в город цивилизацию с острова ДИЛЬМУН.
ДИЛЬМУН -   «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», не знающая ни болезней, ни смерти.  В представлениях шумеров Дильмун представлялся родиной человечества и колыбелью цивилизации в целом и шумерского народа в частности.

ДИН - религия, вера
ТИЛ - язык
МУН - печаль, тоска
МУУН - недостаток, дефект
МУНУ - это, этот

Энки — мудрый отец всех стран, основавший города, определяет местоположение своего дома на земле Эриду так: «Владыка дом основал, святилище светлое, чье сердце сотворено искусно!»... «Сердце святилища — нить скрученная, никто её не размотает! Положение святилища — звезда Площадь (на Небе) стоящая!»

Истории ИНАННЫ (ИШТАР), богини Урука, повествуют, как она отправилась в Эриду, чтобы заполучить дары цивилизации. Вначале Энки, бог Эриду, попытался вернуть эти источники своей власти, но позднее охотно признал, что теперь УРУК — центр земли. Это, по-видимому, мифическое описание перемещения центра власти на север, упомянутое выше.

ИЙИН - плечо, одежда; нора
ИН - недостаток, дефект
ИНАМ - дар, подарок
АН - зверь, мысль, сознание

УРУК - дух; семена; род, племя

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ, или поэма «О всё видавшем» — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока.
ГИЛЬГАМЕШ (БИЛЬГАМЕС) - царь (лугаль) шумерского города УРУКА. Гильгамеш  был правителем, чьи деяния завоевали ему огромную  широкую славу.  Гильгамеш  стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия. 

КИЛЕЙ - высовываться
КЫЛ - совершать действия; сорт, вид
ГУЛ - цветок
БЕЛ - опора, поддержка
БИЛ - знать, понимать
БИЛГИ - сведущий, знаток, мудрый; вожак
КАМ - забота; незрелый, неспелый
КАМА - вызывать оскомину, набивать оскомину
ЭШ - вить, свивать; опора, поддержка
ИШ - дело, работа
ЭС - память, веять
ЭСЕЙ - возрасти

Главными героями «Эпоса» являются полубог Гильгамеш — могучий воин, царь Урука, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его.

ЫНКИТУ - ударить наповал, крепко ударить, удар наповал
ЭН - название материи, ширина, семенники, метка на ухе
ЭН - разумное основание; очень, самый
КИЙ - надевать
КЫЙ - пожертвовать чем-либо, рискнуть, осмелиться
ДУУ - шум, гвалт
КУТ - кусочек студенистого вещества темно-красного цвета, якобы падающий через тундук и приносящий счастье тому, кто сможет его взять (взять его сможет только хороший, чистый человек) 
КУТ (кырг) - дух, душа
КУТ (кырг) - оберег, охраняющий скот и человека; маленький идол
КУТ (кырг) - счастье, удача, благодать; Полярная звезда; север
КУТТУ - ожидание, забота
КЫТ - то, чем заполнятся альчик-биток, чтобы он был тяжелым
КИТИ - зад, сзади
КЕТ - удаляться, уходить, уплывать
КЕТТЕ - большой, огромный

Энкиду с цивилизованной жизнью не знаком, живёт в степи среди диких животных и не подозревает о том, для чего он создан. При этом у Гильгамеша возникают видения, из которых он понимает, что ему суждено найти друга
Однажды в Урук пришло известие о том, что в степи появился какой-то могучий человек, который не даёт охотиться, защищая животных. Гильгамеш решает послать к нему блудницу, считая, что это заставит зверей покинуть Энкиду. Цели своей он добился — Энкиду был соблазнён, после чего блудница забирает его с собой в город, где он приобщается к цивилизации и впервые вкушает хлеб и вино.
В городе Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сразились со свирепым ХУМБАБОЙ, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык, которого послала богиня Иштар, разъярённая на Гильгамеша за его отказ разделить с ней любовь. Убийство Хумбабы вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает.

КОМ - зарывать, закапывать, хоронить
КУМ - песок, накипь
КАМ-КУМ - надежда, упование
БАБА - дед, предок; патрон, покровитель

Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей.
В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт УТНАПИШТИМ (ЗИУСУДРА) — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Утнапиштиму, который рассказывает об истории всемирного потопа, после которого он оказался единственным выжившим. После этого Утнапиштим говорит Гильгамешу, что ради него вторично совет богов не станет собираться. Далее он предлагает Гильгамешу найти способ побороть сон, однако это оказывается неисполнимым.

УТ - выигрывание
УТ - узкое отверстие; узкий просвет солнечного луча
НАП - польза, выгода
ЭШ - опора, поддержка
ИШ - дело, работа
НАЙ - флейта
БЕШ - пять;  сила, мощь
ТИМ - молчание, спокойствие
ДИН - религия, вера

ЗИЛ - происхождение; душевная боль
СЫЙ - подарок, уважение, почёт; вмещаться
УЗ - искусница, искусник
УТ - выигрывание
АР - каждый, совесть
АРА - промежуток

Жена Утнапиштима, пожалевшая героя, уговорила мужа сделать ему на прощание подарок. Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти. Гильгамешу удалось найти, но не отведать цветок: когда он решил искупаться, змея съедает цветок, сбрасывает кожу и становится молодой.

ГУЛ - цветок
КЫЛ - сорт, вид; отменный; делать, совершать действия; сеять
КАМ - незрелый, неспелый; забота
ЭШ - вить; опора, поддержка

После произошедшего герой возвратился в Урук, где предложил  кормчему УРШАНАБИ прогуляться с ним по стенам города, которые были построены самим Гильгамешем. Гильгамеш показывает стены и высказывает надежду, что потомки будут помнить о его деяниях.

УРШАНАБИ - в шумерской мифологии перевозчик по водам смерти подземного океана.
УРШАНАБИ помог УТНАПИШТИМУ переплыть мировую реку.

УР - нарост, наплыв, гриб; гурия; свет, луч света
УР - бить, ударять; производить решительное действие; накладывать; строить, возводить; наказать
ШАН - величие, важность, торжественность, восхваление
ШАН - образ, силуэт, неясные очертания, контуры
АБА - дядя, старший из старших; климат, атмосфера
САЙ - русло реки; сажать
ЖАА - радуга; идти
ШАА - знатный, важный
НАП - польза, выгода

NABI (др.тюрк) - пророк, посланник неба


Рецензии
А есть у Вас подобный анализ по поводу хурритов и субареев?

Менцингия   12.02.2018 15:56     Заявить о нарушении
KURRA в переводе с чеченского и ингушского значит “гордый”
В узбекском языке есть слово ХУР - свободный, вольный
ХУР(Р) (таджикский) - свободный, независимый; 2. кн. благородный человек 

Маришка 22   13.02.2018 15:09   Заявить о нарушении
КУР (кырг) - слово, в различных сочетаниях выражающее силу, здоровье
КУР (кырг) - ставить, строить, воздвигать
КУРА (кырг) - составлять из отдельных кусочков, из лоскутков

Маришка 22   13.02.2018 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.