Крещение. Автобиография. Чтиво для друзей

Игорь Шистеров
1 глава.1980 год. Лето.

Экзамены по русскому и литературе. Уже пару часов бессмысленно сижу над полу-исписанным листком, надеясь на чудо. Печорин. Герой нашего времени. Конечно, что положено, я немного написал. Но ошибки....

Наконец, двое членов экзаменационной комиcсии уходят на обед. В классе остаются только наша учитель и несколько безнадёг, вроде меня.

-Шистеров, ты идешь в девятый класс?
-Ну что вы, конечно же нет!
-Куда собираешься идти?
-В Зюкайку, или в Большую Соснову поеду, в СПТУ. На механизатора широкого профиля буду учиться, как отец.
-Тройка тебя устроит?
-Конечно!
-Чтобы осенью я тебя в школе не видела.
-Спасибо.

Так я получил свою первую путевку в жизнь. Аттестат о восьмилетнем образовании.

2 глава. Мама.

Мать смотрит на меня виновато.

-Игорёк, ну не могла я тебе помочь. У меня же всего 4 классов образования. Потом нянькой у людей жила, потом в колхозе работала, потом санитаркой всю жизнь...
-Мам, перестань. Буду учиться в СПТУ. И десятилетка будет, и профессия.
-Давай в Пермь с'ездим. Ты рисовать любишь,  а там училище есть, на художника-оформителя учат.
-Хорошо, с'ездим.
-Только вот, боязно тебя одного отпускать жить. Может, когда в Перми будем, окрестим тебя. Мне спокойнее будет. Хоть боженька за тобой присмотрит.

Мне неловко от маминой просьбы. Я, как любой современный молодой человек, не верую в бога, да и мама, в общем-то, тоже. Хотя Пасха, для нас, один из главных семейных праздников. Правда, выражается это только в покраске яиц в луковой шелухе и генеральной уборке к этому дню. Но какое яркое впечатление производят эти яйца на нас с братом!

А, вообще-то, Бога нет. Но. Маму обижать нельзя.

-Хорошо  мам, окрещусь.

3 глава. Крещение.

Вскоре заявления лежали и в Зюкайке, и в Большой Соснове. А мы, с матерью, на утренней, четырехчасовой, электричке ехали в Пермь. Город не понравился. Большой и длинный. Какой-то серый и замызганный.

Оказалось что на оформителя учат только после десятого класса. Тут же посоветовали поступать на маляра альфейных работ, объяснив, что это высокохудожественная работа по декорированию стен. Работа сложная и хорошо оплачиваемая. Ну, что-же, написал заявление и сюда. К осени решу, в каком из трех заведений буду учиться. Но, в Перми не понравилось.

Церковь удивила. Это Свято-Троицкий кафедральный собор пермской епархии. Голубое, высокое каменное здание  за старинной кирпичной оградой, зажатое современными многоэтажками. Всего лишь несколько кварталов и ты попадаешь из гомона современного большого города в какую-то патриархальную тишину. И самое странное, в церкви находятся не только бабки.

Минут сорок мы ожидаем когда закончат венчание. Венчаются две пары. Одна пара пожилая, а другая, неожиданно, молодые. Затем  начинается обряд крещения.

 Нас, новообращенных,человек шесть-восемь. Младенцев нет. Долго-долго читают молитвы непонятные. Окунают головой в чан. Одевают крестик алюминиевый на шнурочке. Наконец выходим с мамой и тетей Любой, моей крестной, на солнечный двор.

4 глава. Олимпиада-80.

А потом была Московская Олимпиада. Посмотрев  по телику открытие, разошлись по своим делам. Надо помогать дедушке и бабушке. Время ответственное. Только успевай, управляйся с сеном, да с поливом-прополкой. И обязательно надо, после обеда, с ребятами деревенскими встретиться. Покупаться на речке. Сходить в Кабаний Лог. Пострелять из поджиги. Закончить обустройство землянки, выкопанной за деревней.

Время от времени включаем черно-белый телевизор. Там смотреть совсем нечего. Кино нет, мультиков - и тех мало. Все время кто-то бегает, прыгает. Наши всех побеждают. Разве может быть иначе. Наконец-то закрытие. На трибунах, у Олимпийского Мишки скатилась слезинка. Только она единственная слезинка, но.... Мишка стал родным.

До свидания, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес,
До свидания, до новых встреч.

5 глава. Выбор.

Вот и лето заканчивается. Надо определяться с выбором. Где же я буду учиться? Что-то изменилось во мне за это лето. Иду в школу. Один. Без матери.

В школе пусто и гулко. Пахнет свежей краской. В приемной директора сидит деловая секретарша, бывшая десятиклассница, больше в школе никого нет. Все на обеде.

-Хочу заявление написать в девятый класс.
-Давай документы. Пиши заявление. Вот образец.

Через пять минут выхожу на школьное крыльцо. Светит солнце. Все так просто...

Осенью замечаю удивление в глазах учителей. Хожу по школе, словно ничего не произошло, словно так и должно было быть. Через шестнадцать лет такие же взгляды замечу уже в университете, во взглядах других преподавателей. Но сейчас....

Самое удивительное.... Сижу на уроках, и понимаю о чем рассказывают учителя. Не все, но многое. Геометрию вытягиваю на твердую четвертку. Физику, хоть на тройку, но тяну. На тройку, а не на троечку. Английский даже не пытаюсь понять. Все равно, в жизни не пригодится... (Если бы тогда знать, как он будет нужен когда изменится мир...)  И очень жалею, что больше нет предмета русский язык. Почему-то кажется, что смог бы порадовать Татьяну Михайловну.

6 глава. P.S.

Перед самой армией, оказался в замечательной компании, где заводилой была Светлана. Та самая молоденькая секретарша, принявшая мои документы. Немного выпивалось, много общалось. Часто гулялось всей компанией по заснеженным улочкам нашего городка.

Тогда-то и узнал, что Светлана получила офигенный нагоняй от директора в свое время, за то, что успела оформить мои документы как положено. Так, что отказать мне уже не могли.

Чудо произошло. Я получил еще одну путевку в жизнь.