История аквариумиста-любителя

Евгений Радомысельский
Мы с Вами, жители Земли, живём на земле. Иногда она покрыта травой, иногда асфальтом или камнем, но всё равно это - твердь. Но, оказывается, что она составляет, приблизительно, лишь одну четвёртую поверхности Земли. Остальные 3/4 земной поверхности покрывает вода. Часто эти огромные пространства пустынны, но есть участки водных просторов, где «кипит» жизнь. Для нас она необычна и сказочна. Вот почему «20 000 лье под водой» Жуля Верна, «Тайна двух океанов» Адамова, «Человек-амфибия» Беляева остаются интересными и в наше информационное время. Многие посещают океанариум в Санкт-Петербурге, где можно посмотреть жизнь водных обитателей. Можно и самому завести уголок подводного мира - аквариум. В молодости я имел маленький аквариум. В нём содержались живородящие ситцевые вуалехвостые гуппи. Они чувствовали себя привольно в небольшом аквариуме и хорошо размножались. Но, однажды, эпидемия убила весь косяк.
В советское время в зоомагазинах был небольшой выбор рыбок. Причём, во всех магазинах он был одинаков. Огромное многообразие было на птичьем (Калининском) рынке. И летом и зимой энтузиасты-любители менялись, покупали и продавали всякую живность.
Вот как описывали птичий рынок поэты:

Птичий рынок,
Птичий рынок...
Золотым июньским днем
Между клеток и корзинок
Ходим с папою вдвоем.

Видим — рыбки продаются,
Плавники горят огнем.
Мы на рыбок посмотрели
И решили, что берем!  ...
         Эдуард Успенский «Птичий рынок»


— Кому синицу-озорницу?
— Певчий дрозд, черный хвост!
— Рыбки хвостатые, пучеглазые, усатые!
Блестят, переливаются, в воде кувыркаются.
— Смотрите, гражданочки,
Сидит лягушка в баночке,
Показывает погоду!
В дождик лезет в воду.   ...
  "Кому чего? (На птичьем рынке)" Агния Барто.

   За рыночными прилавками, а иногда и просто с ящиков, торговали сотни любителей. В лютый зимний холод аквариумисты согревали походные аквариумы свечками и грелками,
сами согреваясь чаем из термосов. А сколько там было умельцев, предлагавших самодельные фильтры и компрессоры. Цены были разные, но в основном, умеренные. Я помню, что купил там пару десяти сантиметровых макроподов. Самец закончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из аквариума. А самка прожила 3 года в компании с самцом рыбки-петушка.
   Прошли годы. Советская власть поменялась на буржуазно-демократическую. Импорт зоотоваров стал свободным. Зоомагазины стали частными. И картина торговли аквариумными рыбками кардинально изменилась. С птичьего рынка исчезли все любители. Остались только крупные магазины и ЧП, торгующие экзотическими птицами. Зато ассортимент зоомагазинов стал разнообразнее.
   Сосед предложил 50 литровый аквариум, за ненадобностью. Жена не захотела и слышать об аквариуме. Тогда я договорился с начальником, что поставлю аквариум в офисе. Туда я запустил пару гурами и пару макроподов. Прошло два года и начальник привёз аквариум в 120 литров. Это было уже серьёзно. С аквариумами такого объёма я никогда раньше дела не имел. Я решил запустить туда золотую рыбку - ракету. Аквариумы стали обрастать. Если 50 литровый аквариум можно почистить бритвой, то большой аквариум так чистить не просто. Поэтому я купил двух сомиков. Одного 7 см, другого 4-5см. Большого запустил в большой аквариум, маленького в маленький. За один день они очистили аквариумы. Мне хотелось подселить к золотой рыбке рыбок соседей помельче. Я пустил к ней гурами. На следующий день я увидел, что золотая рыбка мечется, а гурами её преследуют. В интернете прочитал, что гурами склёвывают слизь с тела золотых рыбок, при этом их жестоко травмируя. Пришлось гурами отсадить. Посадил к золотой рыбке макроподов. Вроде бы они прижились. Тем более, что водоросли давали макроподам хорошее укрытие. Тем временем гурами занялись любовными играми. Самец был «мраморным», а самка «медовая». Через пару недель у них появилось потомство. Потомство успешно выросло. Часть я отдал в зоомагазин, часть раздал любителям. Их отличие: одно большое чёрное пятно посередине каждого бока.
  Я решил получить потомство и от макроподов. Я отсадил их в отдельный заросший аквариум. Чуть подогрел воду и следил за уровнем, так как икра скапливалась на стенках у поверхности. В результате выросло порядка 20 больших макроподов.
 Родителей опять посадил к золотой рыбке. К этому времени она выросла до 15-20 см. и поедала всё что только помещалось в её рот. Так что эксперимент по совместному проживанию золотой рыбки и макроподов закончился плохо: от макроподов ничего не осталось.
  Тем временем сомик подрос и достиг размером золотую рыбку. Я стал кормить его Tetra Wafer Mix вместо Tetra Wafer Mini Mix. В пятницу, перед выходными, я насыпал корма чудь больше обычного. В понедельник я заметил, что золотая рыбка ведёт себя пассивно. Я усилил аэрацию аквариума. Сменил часть воды. Но это не помогло. На следующий день золотая рыбка лежала на дне, а сом объел ей плавники.
  Поменял воду в аквариуме и решил запустить туда других рыбок. Купил двух попугайчиков и маленьких астронотусов. Первое время попугайчики боялись, а потом привыкли и стали гонять астронотусов. Я ушёл в отпуск на две недели. За это время в офисе произошла авария и электричество отключили на неделю. В темноте (что губительно для растений и насыщения воды от них кислородом), без аэрации попугаи и астронотусы погибли.
  К моему приходу всех макроподов и второго сомика-птерогоплихта пересадили в большой аквариум. Наблюдая за  птерогоплихтами, я понял, что больший объедает меньшего и договорился, что верну его в 50 литровый аквариум. К этому времени они очень выросли. Старший достиг 30 см, а младший - 20 см. Таких удивительных рыбок я раньше не видел.
Уверяю Вас, что наблюдение и уход за рыбками действует успокаивающе на человека. Это стоит тех затрат, которые приходится осуществлять для  поддержания аквариума.
 При подготовке этой статьи прочитал очень убедительное и значимое замечание биолога, которое хочется тут привести: (http://aquatropic.uz/r9/fish_zoo.html)
"Увы, приходится опять повторять азбучные иситны: так, как мы
относимся к природе, она, рано или поздно, отнесется и к нам,
людям. Нужно это помнить всегда, особенно сейчас, когда шансов
выжить для человечества остается все меньше и меньше./Анна Белоусова (Россия)/
 Резюме. Опыт показывает, что изменение жизненных условий (созданных современной технологией) при экологической катастрофе (связанной с войной или природной бедой), может привести к гибели человечества, если оно не выработает механизмы разумной и гуманной жизни. Отключение электричества на 7 дней стало роковым для моих питомцев в большом аквариуме. Выжил только птеригоплихт, который готов был питаться их трупами. Кто из Вас готов последовать его примеру?