Десять популярных сюжетов из российской истории ок

Владимир Бровко
    Чей флаг развевался над поверженным Рейхстагом?

    В этой десятой и заключительной части статей цикла о исторических мифах бытующих в российской истории мы с вами уважаемый читатель займемся изучением очень важного вопроса:
   «Чей флаг развевался над поверженным Рейхстагом?».
    И если вы основываясь на сведения подчерпнутых из советских и российских учениках истории скажите, что этот флаг «Победы» установили два советских солдата-героя: Кантария, и Егоров и в качестве довода приведете исторические снимки водружения этого флага над Рейхстагом, то вы ошиблись, ибо вас обманула государственная пропаганда взявшая на вооружение очередной исторический миф.
    А правильный ответ на вопрос «Чей флаг развевался над поверженным Рейхстагом?»  состоит в том, что тот флаг (так называемое «Знамя победы», что изображен на историческом снимке был водружён советскими солдатами под руководством военным корреспондентом ТАСС Евгением Халдея только 1 мая 1945 г.
   Причем Е. Халдея по своей «инициативе» стремясь создать псевдо исторические снимки «поверженного Красной Армией Берлина» успел водрузить в Берлине аж три «Знамени победы»!
Не верите! Считаете, что автор клевещет на самую светлую часть советской истории???
Ну, тогда опровергните меня.

А пока вы думаете я начну свое повествование:

1 мая 1945 г.  когда уже было объявлено о захвате Берлина и капитуляции остатков немецкого Вермахта руководство Телеграфного агентства Советского Союза срочно дало задание своему фронтовому корреспонденту, а скорее всего фронтовому фотографу Евгению Халдею, задание сделать для публикации в советской прессе несколько фото с водружёнными советскими солдатами над Берлином и в том числе над Рейхстагом красными знаменами.

Что делать? Ведь идет война и приказы не обсуждаются!
Для выполнения задания Е. Халдей делает следующие шаги.
1. Он находит в захваченном Берлине немецкого портного которому принес три красные скатерти. Которые и послужили основой для флага.
2. Для того чтобы придать этим «скатертям» вид флагов Е. Халдей лично вырезал из белых простыней серп и молот, а немецкий портной пришил их.
3. Так были Е. Халдеем, изготовленным сразу «три «Знамени победы» !!!

Следующим этапом было найти места где нужно повесить изготовленные флаги.
   И первым местом где был повещен Е. Халдеем его «Знамя победы» на крыше здания штаба Восьмой гвардейской армии. Это то самое здание, украшенное «немецким» орлом» держащим в когтях земной шар!
   К этому то «орлу» три советских солдата под началом фронтового фотографа Халдея и прикрепили первое «Знамя победы». И именно тут Е. Халдей сделал первые свои снимки «Знамен победы».
Фото:
    Втрое «Знамя Победы» Е. Халдею удалось установить и сфотографировать только 02 мая 1945 г. над «Бранденбургскими воротами». И сделали это кроме Е. Халдея лейтенант Кузьма Дудеев и сержант Иван Андреев.
Фото:
    Теперь оставалось последнее знамя и Е. Халдей решил его установить над Рейхстагом!
     Сказано сделано, но вот когда Халдей со своей командой «знаменосцев» добрался до Рейхстага, а это уже было во второй половине 2 мая 1945 г. то там его ждало большое разочарование!
Рейхстаг уже почти как новогодняя елка был украшен в смысле «утыкан» разными красными знаменами всех мыслимых размеров и форм и расписан автографами советских солдат!!!.
  Но Е. Халдею надо было выполнить приказ, и он обратился за помощью к слонявшимся по Рейхстагу группе бойцов из Гвардейской Краснознаменной ордена Б. Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии.
  Но желание помочь Е. Халдею изъявили только рядовые Алексей Ковалев и Леонид Горычев вместе со свои командиром старшиной Абдулхакимом Исмаилом.
   Затем эта четвёрка советских солдат поднялась на крышу Рейхстага где рядовой Алексей Ковалев стал укреплять «Знамя Победы», а Евгений Халдей сделал наконец свой исторический снимок вошедший затем в качестве иллюстрации во все советскую истории, стал украшение музеев и вообще стал служить» «фото доказательством» факта водружения над захваченным Рейхстагом   сержантами М. Егоровым и М. Кантария первого Знамени победы!
Вот разные варианты снимков Е. Халдея над Рейхстаом
В отношении самого же Е. Халдея надо сказать что его подвиг по водружению «Знамен победы» над Берлином был не первым.
  Аналогичным образом он сам водрузил, а потом сфотографировав выдав эти фото за подлинные исторические фотографии «красных знамен» над освобождёнными от немецких войск советскими городами: Новороссийском, Керчью и Севастополем!!!
   То есть мы как бы имеем дело с мастером изготовления «постановочных фотографий!
   Но и это еще не все. Часто фото Е. Халдея и им самим ретушировались, вследствие чего еще больше теряли свою историческую достоверность! Ретуширование фотографий
Одна из фотографий «Знамени Победы» над Рейхстагом» впоследствии подверглась ретушированию. Были добавлены грозовые облака, для подчеркивания драматизма момента.
   Было изменено знамя, чтобы оно было более красным. Так же были заретушированы вторые часы Абдулхакима Исмаилова, который поддерживал Алексея Ковалёва, водружающего флаг.
   В редакции посчитали, что это может послужить основанием для обвинения в мародёрстве, и фотограф перед публикацией удалил одни часы при помощи иглы.
    В 2013 году бизнесмен Роман Троценко передал приобретённый им у дочери Халдея подлинный негатив фотографии в московский «Еврейский музей и центр толерантности».
        Так же кроме Е. Халдея знамена над Рейхстагом снимали и другие фотографы. И пусть это тоже постановочные фото, но они сделаны как правило 2-3 мая 1945 г. и не сильно подданные последующему ретушированию. Но главное тут есть то, что фотографы не выдали свои подделки на подлинные исторические фото!
      Так согласно мемуарам участника штурма Рейхстага И. Ф. Клочкова, 2 мая Знамя Победы, перенесенное к тому времени уже на купол Рейхстага, было сфотографировано военным корреспондентом «Правды» Виктором Тёминым.
  На самолете снимок доставили в Москву, а 3 мая он был опубликован в газете «Правда», а затем обошёл весь мир. Согласно «Антологии советской фотографии» под редакцией Анри Вартанова, он сделал эту фотографию, поднявшись на самолете в небо Берлина, и в тот же день лично доставил снимок в Москву и вернулся в Берлин с номером газеты «Правда» с фотографией на развороте.
Еще одно фото «Знамя Победы над Рейхстагом» — наименование фотографий из серии исторических снимков советского военного корреспондента А. П. Морозова, сделанных на крыше здания полуразрушенного здания Рейхстага.
   Фронтовой фотокорреспондент старший лейтенант Морозов сделал снимок c Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария рано утром 2 мая 1945 года, уже после водружения ими «Знамени Победы».
   Плёнка была отправлена в Москву, и 3 мая все газеты СССР опубликовали этот кадр.
Фотографии данной серии являются одними из наиболее распространённых снимков Второй мировой войны.
Фото было использовано на почтовой марке Беларуси, выпущенной в 2005 году.

   Но я думаю нам пора закончить с критикой Е. Халдея, и чтобы внести ясность в нашу историю нам необходимо выслушать и показания нашего главного героя Евгения Халдея. И он такие показания правда в форме воспоминаний оставил для потомков. Но они существуют в двух разных вариантах!
А поскольку у нас не просто историческое расследование и историческое расследование проводимое по правилам и нормам судебного производства то я ниже и привожу оба эти варианта. А вы уж сами уважаемый читатель разберетесь где Е. Халдей сказал правду, а где приукрасил события.
      Вариант №1
      Евгений Халдей сам рассказал, как все тогда было: "Я работал в фотохронике ТАСС. Вдруг шеф вызывает и говорит, что нужно срочно лететь в Берлин. Там штурмуют центр, надо это заснять, а еще лучше сфотографировать, как бойцы водружают красный флаг над рейхстагом.
       Но ведь в Берлине я красный флаг не найду! Полковое знамя, раз там еще идут бои, мне не дадут... Решил пойти к завхозу фотохроники. Там работал друг Каплинский.
- Выручай, Капа...
   Срочное задание, лечу в Берлин, нужно достать красный материал для знамени.
- Где же я, Женя, тебе достану красный материал?
- А помнишь, когда у нас проходило профсоюзное собрание, ты стол застилал красным полотнищем... Так это ж нужно для торжественных случаев... Не беспокойся, я тебе его верну...
   C этим красным материалом я пошел к знакомому портному: "Моисей, - говорю,- есть срочная работа"!
- Что может быть более срочным, чем-то, что наши войска должны вот-вот взять Берлин и поймать "дэм газлен Гитлер" (злодея Гитлера)?
- Пожалуй, ты прав. Я как раз для этого дела завтра улетаю в Берлин. И ты, Моисей, должен мне помочь.
    Всю ночь мы вдвоем колдовали над красным полотнищем. Портной сшил три флага. На одном даже успел нашить звездочку и серп, и молот. А что я порезал материал, - друг Капа меня простит...
        В Берлине я с тремя солдатами отправился в уже захваченный рейхстаг делать исторический снимок.
       Кое-как добрались до крыши. Нужно было выбрать такую точку для съемки, чтобы не только были видны знамя и крыша, а и берлинская улица. Я нашел на крыше уцелевшую статую и обратился к солдатам:
    "Кто сумеет забраться на эту фигуру и прикрепить флаг"
- Я сумею, - вызвался молодой автоматчик.
      На чердаке нашли древко и прикрепили к нему красное полотнище. Автоматчик полез на статую, а друг страховал его.

     В тот же день вечером я вылетел в Москву с фотодокументом!!!
    Отпечатал контрольные снимки. Передал бильд-редактору.
    Вдруг меня вызывает сам генеральный директор ТАСС Пальгунов:

- Халдей, что ты привез?

- Как "что"? Снимки с рейхстага.

- Посмотри внимательней. Ты хочешь всему миру показать наших мародеров?

      Я стал дотошно рассматривать солдат. Действительно, у одного из них на обеих руках оказались часы.
    Пришлось мне ехать в лабораторию и иголкой счищать с руки автоматчика вторую пару наручных часов.
   Потом я снова вернулся в Берлине, продолжал снимать поверженную столицу Германии, солдат-победителей, оставляющих свои автографы на колоннах рейхстага, девушку-регулировщицу, строго следящую за движением транспорта у Бранденбургских ворот"

            Вариант №2
Рассказывает сам Халдей:

    «Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее – знамя победы над поверженным врагом!..
     К концу войны я уже не возвращался из командировок без снимков со знаменами над освобожденными или взятыми городами.
    Флаги над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы...
    И такой случай представился.
    Едва я вернулся в Москву из Вены, как редакция Фотохроники ТАСС приказала следующим же утром лететь в Берлин.
    Приказ есть приказ, и я начал быстренько собираться: понимал, что Берлин – это окончание войны.
        Мой дальний родственник, портной Израиль Кишицер, у которого я жил в Леонтьевском переулке, помог мне сшить три флага, раскроив красные месткомовские скатерти, которые мне «подарил» ТАССовский завхоз Гриша Любинский.
   Звезду, серп и молот я собственноручно вырезал из белого материала... К утру все три флага были готовы.
    Я помчался на аэродром и улетел в Берлин...»
Сколько было флагов?

Флаг номер один

  «Первого мая в штаб генерала Чуйкова, который расположился на Темпельгофском аэродроме, с огромным белым флагом прибыл генерал Креббс.
Он-то и сообщил, что накануне вечером, 30 апреля, покончил жизнь самоубийством Гитлер.
   Почему-то Чуйков во время переговоров с Креббсом наотрез отказался фотографироваться...
   И тогда я перенес свое внимание на крышу штаба 8-й армии, где была закреплена огромная фигура орла.
    С тремя солдатами мы взобрались на крышу, закрепили флаг, и я сделал несколько снимков.
    До рейхстага было еще далеко. Кроме того, я не знал, удастся ли мне вообще до него добраться…Потом вместе с войсками мы пробивались вперед, вперед и вперед, и наконец достигли Бранденбургских ворот.

   Если бы вы знали, как я обрадовался, что ворота уцелели! За год до Победы в Севастополе у пленного немца увидел снимок – через Бранденбургские ворота стройно маршировали гитлеровские солдаты, а по обеим сторонам дороги плотной толпой стояли люди. Руки их подняты в приветствии, в шеренги летят букеты цветов.
А на обороте надпись: «Мы возвращаемся после победы над Францией» ...

Флаг номер два

   «Рано утром второго мая 1945 года я увидел двух наших бойцов, которые под огнем забрались на Бранденбургские ворота.
        На верхнюю площадку вела развороченная лестница. Кое-как забрался туда. И уже поднявшись наверх, увидел купол рейхстага. Нашего флага там еще не было… Хотя ходили слухи, что еще вчера оттуда выбили эссесовцев.

    Лейтенант Кузьма Дудеев, который корректировал огонь по рейхстагу, и его помощник – сержант Иван Андреев, помогли мне в съемке.
      Вначале мы с лейтенантом пытались пристроить флаг на коне... Наконец я сделал снимок. Это был второй снимок с флагом. С Ворот спускаться было еще труднее, чем подниматься… Пришлось прыгать. А высота-то приличная.
   Сильно ударился и ноги потом долго болели. Зато снимок получился отличный. Какой-то даже веселый: лихие ребята и флаги вьются лихо, победно.

      У меня оставался последний флаг.
      И я решил, что этот уж точно – для рейхстага. Тот снимок не попал в печать, а остался в архиве: спасибо хоть в 1972 году, в день 25-летия Победы, вспомнили о нем.
     По правде говоря, я не рассчитывал, что через столько лет найдутся люди, которых тогда снимал.

     И вдруг приходит письмо: пионеры отряда «Искатель» из лагеря под Туапсе обнаружили, что лейтенант, который на снимке справа держит знамя, очень похож на их хорошего знакомого – дядю Кузю.
    Оказывается, он руководит у них фотокружком и часто рассказывает про войну...»

     Флаг номер три

     «Если бы вы знали, сколько знамен было водружено над Рейхстагом после того, как оттуда выбили фашистов!
    . В каждой штурмовой роте были свои знаменосцы – туда подбирали лучших из лучших…
     Как Гагарина в космос: комиссары ведь всегда боролись за чистоту рядов… А ведь, казалось бы, перед смертью мы все равны!!!

      Ведь не один я носился по Берлину с фотоаппаратом: рискуя жизнью кинооператоры и фотокорреспонденты зачастую забывали о смерти, гоняясь за выгодным кадром.
    С Рейхстагом вообще удивительная история происходила: отчаянные одиночки-добровольцы, сделав самодельные флажки из красных чехлов немецких перин, ринулись к рейхстагу, чтобы закрепить флажки хоть на колонне, хоть в окне здания...

       Удивительно, но на любой войне сначала овладевают главным пунктом, а только потом водружают свой флаг.
     Тут все было наоборот. Жить, конечно, хотелось… Но очень хотелось верить, что войне конец, и ничего плохого уже случиться не может. Говорят, что над рейхстагом во время штурма было поднято около 40 различных знамён... Уверен, желающих было еще больше.

      Мне надо было во что бы то ни стало забраться со своей «скатертью» на крышу рейхстага…
      И вот с флагом за пазухой я, крадучись, обошел рейхстаг и пробрался в него со стороны главного входа.
       В окрестностях еще шел бой. Наткнулся на нескольких солдат и офицеров. Не говоря ни слова, вместо «здрасте», достал свой последний флаг.
      Они опешили от изумления: «О, старлей, пошли наверх!»

       Уже не помню, как мы оказались на крыше…
       Сразу же начал искать удобное место для съемки. Купол горел.
       Снизу клубами валил дым, полыхало, сыпались искры – подойти вплотную было практически невозможно. И тогда начал искать другое место – чтобы была видна перспектива.
      Увидел внизу Бранденбургские ворота – где-то там и мой флажок…
      Когда нашел хорошую точку, то сразу же, еле удерживаясь на маленьком парапете, начал снимать.
    Отснял две кассеты.
  Делал и горизонтальные, и вертикальные снимки.

     Снимая, стоял на самом краю крыши... Конечно, было страшновато. Но когда уже спустился вниз и вновь посмотрел на крышу здания, туда, где находился несколько минут назад и увидел свой флаг над рейхстагом, то понял, что рисковал не зря.

    Нас на крыше было четверо, но я хорошо запомнил киевлянина Алексея Ковалева, который привязывал флаг.
    Я его долго фотографировал. В разных позах. Помню, что мы все очень тогда продрогли… Ему и мне помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев»

Про «запасные» часы

     Тогда на фотографии, впервые напечатанной 13 мая 1945 года в профсоюзном журнале "Огонек", первоначально была сфальсифицирована одна деталь. В действительности у красноармейца, подававшего знамя своим приятелям, на обеих руках были часы.

   Со словами «ури, ури» (от немецкого слова Uhr – часы) советские солдаты мародерствовали в Берлине. Халдей, позже он в этом признался сам в первом варианте своих «показаний», на одном из негативов, с помощью иглы, соскоблил часы с правой руки своей модели победителя.

На следующей версии фотографии в небе вдруг появились темные грозовые облака.

А на последней «официальной» версии снимка появилось уже новое знамя, которое драматично развевалось на ветру.

   Таким образом, снимок «Флаг Победы» был полностью скомпилирован в недрах советского ТАСС и к истории имеет весьма опосредованное отношение.

  И хотя 1 и 2 мая 1945 года еще как минимум три советских военных фотокорреспондента фотографировали солдат с флагами в Рейхстаге и на его куполе, но все же «пальма первенства» в этом вопросе досталась Е. Халдею.
    Позже, когда его спрашивали о манипуляциях, он отвечал односложно:

«Это хорошая фотография и исторически значимая. Следующий вопрос, пожалуйста».
   Но это так лично считал Е. Халдей.
 А вот Советская область так не считала и когда обман с фото «Знамени победы» над Рейхстагом был раскрыт то последовали и суровые санкции…
    История не прощает подобных деяний даже если они и были сделаны с благими помыслами…
    Помните я выше уже слова цитировал Е. Халдея;
    «Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее – знамя победы над поверженным врагом!..»

    И тогда фронтового корреспондента Е. Халдея, что прошел всю войну, в том числе с морской пехотой штурмовал Новороссийск и Керчь, освобождал Севастополь, Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию, а закончил воевать в китайском Харбине и Порт-Артуре и дослужился до чина капитана, в 1949 году уволили из Фотохроники ТАСС без объяснения причин.          
        Долго он не мог устроиться на работу ни в одно издание, и в 1950 году вынужден был написать   письмо в ЦК где просил помощи в трудоустройстве и рассказал о своих «заслугах».
       Но и тут в ЦК КПСС ему снова отказали в трудоустройстве по его профессии «фотографа» агентства ТАСС.
   И вот ответ Суслова в соответствующие органы на вопрос:
  - Где можно использовать Евгения Халдея?
- В качестве фотографа – нецелесообразно!
  Причина:
 Его фото «Знамя Победы» !!!

  Итак, как видим, что свою «жизнь» в фигуральном смысле Е. Халдея как профессионального фотографа которого пощадила сама Смерть на страшной войне, была отдана служению еще более страшному молоху – воспеванию тоталитаризма.
 

Фотография Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», выполненная им 2 мая 1945 года, обошла газеты всего мира, стала хрестоматийным произведением и символом военных побед СССР. Но это красное полотнище с серпом и молотом фотограф привез в собственном вещмешке.
Тем же из вас уважаемые читатели кто заинтересовался вопросам взятия Красной Армией города Берлина и хочет наконец с исторической достоверностью разобраться в штурме Рейхстага я настоятельно рекомендую прочесть мою работу ранее опубликованную работу «Штурм Рейхстага»
Вот нужные ссылки:
http://h.ua/story/355524/ http://h.ua/story/355633/ http://h.ua/story/355674/ http://h.ua/story/356162/

Все фото к этой части находятся тут:http://h.ua/story/410520/