Аляска-Сибирь

Феликс Цыганенко
     Покрышкин в небе  -  значит будет крышка!
     С фашистских  гадов  в небе спрос вдвойне.

     Евгений Шнайдер

   На снимках: 1943 год. Аляска-Фербенкс. Русские и американские лётчики. 
   Слева (верхний снимок) - воздушный стрелок-радист АлСиба Иван Манилов (родной
   дядя супруги автора).
   Справа (верхний снимок): начальник перегоночной трассы АлСиб, полярный лётчик, 
   полковник Илья Мазурук.
   Справа (нижний снимок): трижды Герой Советского Союза, лётчик Александр
   Покрышкин. 
   Фото историка и журналиста А. Кота


   По окончании Великой Отечественной войны к домашнему очагу не вернулся каждый второй советский солдат. Увы, не все матери, отцы, жёны и невесты дождались своих мужчин.  Где покоятся останки родных людей, в каком  краю и чьей земле их последний приют? Укрытые степной травой и полевыми цветами, а может...  под ледниками горных перевалов Верхоянского хребта в Якутии? Отстояв жизнь и свободу тем, кто сегодня под Солнцем, они наказали беречь и защищать Родину. Их светлый образ сохранился на старых, но дорогих нам фотографиях, как память будущим поколениям и напоминание о цене Победы.

   Бывший штурман дальней авиации АлСиба (Аляска-Сибирь) Михасев Дмитрий Васильевич вспоминал коллег-американцев, которые говорили, что летать по этой трассе могли только сумасшедие или русские лётчики! Огромное спасибо историкам-исследователям за то, что приоткрыли одну из мало изведанных страниц Великой Отечественной  войны. Это была самоотверженная работа советских лётчиков на арктической трассе Аляска-Сибирь в 1942-1945 годах...

   Много лет искала, пропавшего на войне дядю Ивана его племянница, Елена Борисовна, супруга моряка мурманского морского пароходства. Юрист по образованию, она обращалась во все инстанции, связанные с историей ВОВ 1941-1945 годов. Увы, ответ был один: «Пропал без вести!» Однажды, в поисках дяди Вани она рискнула обратиться на сайты Интернета. И вот удача! Историк Александр Кот разместил в Интернете  список сформированного 4-го перегоночного авиаполка АлСиба, ст. Тайга, от 30 сентября 1942 года. В этом списке Елена Борисовна и обнаружила фамилию дяди, воздушного стрелка-радиста, сержанта Ивана Павловича Манилова, которому на то время было 23 года. Свои поиски, находки и воспоминания ветеранов АлСиба Елена Борисовновна доверила супругу, автору этих записок.

   Американцы доставляли самолёты с заводской маркой на канадские аэродромы и Аляску. А затем, за штурвалы истребителей и бомбардировщиков садились наши лётчики. По воздушному мосту через Берингов пролив они перегоняли самолёты через Чукотку, Якутию и Восточную Сибирь. Это было соглашение с союзникамаи, по так называемому, ленд-лизу. С 1943 года начальником перегоночной трассы АлСиб был полярный лётчик, Герой Советского Союза, полковник Илья Павлович Мазурук. Известный на Севере, в 1941 году он был командиром авиационной группы ВВС Северного флота.

   В процессе подготовки АлСиба были созданы пять перегоночных полков,  соответственно  -  пять этапов движения самолётов. Каждый, порядка тысячу или более километров, от Фербенкса (Аляска) до Красноярска.  И лишь затем они попадали на Западный фронт. Работать нашим лётчикам довелось в тяжелейших условиях полярной ночи, жестоких морозов, туманов, без навигационного обеспечения и отсутствия промежуточных посадочных полос. Особенно опасен перелёт через Верхоянский хребет в Якутии, с продолжительным, в семь месяцев, зимним периодом. Здесь были зафиксированы самые низкие температуры воздуха за пределами Антарктиды. В общем, это отдельная, большая и суровая история. 

   За время работы на маршруте Аляска-Сибирь произошли 44 катастрофы, погибли 115  наших авиаторов.  Тем не менее, по трассе АлСиб  с 1942 по 1945 годы перегнали около 8 тысяч крылатых машин! Это были истребители, средние бомбардировщики, транспортные самолёты. Многие наши именитые лётчики воевали на самолётах типа «Аэрокобра», считавшимися одними из лучших истребителей того времени.  Среди них трижды Герой Советского Союза, сибиряк Александр Иванович Покрышкин. Он летал на «Аэрокобре" и сбил 59 фашистских самолётов! Покрышкин был второй по результативности лётчик-истребитель, после Ивана Никитовича Кожедуба, трижды Героя Советского Союза, одержавшего в небе 64 победы на истребителях Лавочкина.

   Вместе с Люфтваффе, германскими военно-воздушными силами, под командованием генерал-фельдмаршала Германа Геринга, войну против СССР начали ВВС Румынии, в течение года к ним присоединились лётчики Финляндии, Венгрии, Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) и лётчики Хорватии — в ноябре месяце. В начале войны ВВС РККА, по разным причинам, несли тяжёлые потери. Концом господства воздушных стервятников стала битва в небе Кубани в начале 1943 года. С этого момента наша авиация имела превосходство в воздухе вплоть до конца войны.  О подвигах советских лётчиков рассказывали военные сводки, газеты, журналы, книги, документальные и художественные фильмы. За исключением... лётчиков арктической трассы Аляска-Сибирь. 

   Племяннице стрелка-радиста АлСиба Елене Борисовне, постоянно утверждали, что Иван Манилов из четвёртого перегоночного полка...  пропал без вести.  Оказалось, что тема "Аляска-Сибирь" была засекречена по политическим соображениям до 1994 года!  Тяжелейшие работы по созданию на трассе в кратчайшие сроки  промежуточных посадочных полос,  ангаров, мастерских и прочего аэродромного хозяйства,  выполнялись силами ГУЛАГА.  Кроме того, возникли проблемы с расчётом по ленд-лизу. По этим причинам и предали забвению наших лётчиков, в том числе Ивана Манилова. Величайшая несправедливость! Мне оставалось лишь выразить супруге сочувствие... 

   Из материала историков и журналистов следует, что американская часть перегоночной трассы была не менее сложной и опасной. Зима 1942/43 годов была на Аляске на редкость суровой - температура опускалась до минус 60 градусов. Из Грант Фола (штат Монтана) молодые американские летчики приземлялись сначала на бетонные полосы канадских аэродромов. А затем, по утрамбованным земляным полосам, куда бензин доставлялся на собачьих упряжках, достигали экзотического аляскинского Фэрбенкса.

   Три тысячи киломметров маршрута были неимоверно трудными. Летать приходилось при плохой видимости, они не знали, что ждет по курсу. Сейчас на Аляске работает сто пятьдесят метеостанций, а тогда их было лишь десять. В один из самых морозных дней на трассе погибло от холода одиннадцать человек. Случались драмы в духе Джека Лондона. У озера Ватсон один из самолетов попал в буран и разбился. Два пилота погибли, а два других, привязав у коленей лыжи и надев на руки боты, ползли на четвереньках. Их нашли через четыре дня - были живы и продолжали ползти. От места аварии их отделяло шесть километров. Мороз был ниже 50 градусов!

   Ампутация обмороженных пальцев была на трассе обычным делом, при вдохе из зубов выпадали пломбы, было немало случаев обмораживания легких, а одному страдальцу ампутировали обмороженную губу. “Летали даже при минус 68 градусах!”  -  отмечал военный корреспондент, побывавший на самой холодной трассе. 133 машины и почти столько же пилотов потеряли ВВС США на своем участке трассы перегонки, прозванном ими Алканом (Аляска-Канада).

   Советские ветераны АлСиба тепло вспоминали о своих американских коллегах. Среди них особым уважением пользовались полковники Киллор, Кичегмен, Барделон, а также капитан Николай де Толли – праправнук известного русского полководца Отечественной войны 1812 года, мужественный лётчик и обаятельный человек. 70 лет назад мы были союзниками в борьбе против общего врага! Возможно, что мой скепсис неправомерен, но знает ли об истории АЛСИБА, СОТРУДНИЧЕСТВЕ СОВЕТСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ЛЁТЧИКОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ, СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ?

   За 20-ти летнюю историю поискового движения на перегоночной трассе “Аляска - Сибирь” профессиональными исследователями, журналистами и очевидцами тех событий опубликовано достаточно исторического материала, воспоминаний и свидетельств. Но работы еще много: по всему маршруту лежат обломки искалеченных самолетов, до сих пор не преданы земле останки многих пилотов.

   Написанная потом и кровью история перегона обязательно должна быть предана огласке, официально опубликована полностью. Никто из героев не должен забыт, - а время, в котором они жили и выполняли свой долг, воистину героическое. Закончить этот рассказ позвольте словами из стихотворения уважаемого поэта, Роберта Рождественского:

      «Вспомним всех поименно,
      Горем
      Вспомним
      своим…
      Это нужно  -  не мёртвым!
      Это надо—живым!»

   В мае месяце 2020 года исполняется 75-летняя годовщина нашей Победы в Великой Отечественной войне. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Дай Бог, чтобы она была последней…