Эдвард Григ в Бергене. Норвегия. Гл. 3

Татьяна Сергеевна Дмитриева
                Из цикла "Европа своими глазами"

На авторском фото - дом-музей Эдварда Грига в Бергене;  суровая красота гор (Гейрангерфьорд), бурных рек и водопадов (по дороге к лестнице Троллей), бухт и заливов (Лофотенский архипелаг). Норвегия.




... Насладившись кофе рядом с Главным троллем Норвегии, и видами  на город Берген «свысока», мы продолжили прогулку по городу. И забрели, конечно – же, в гости к Эдварду Григу.

Всё-таки как приятно осознавать, что есть в мире нечто такое, что вечно,  что вдохновляет на прекрасное, что будет всегда радовать людей! Конечно же, это музыка!

В Бергене Григ родился и провёл 22 года своей творческой жизни.  Здесь, же на одной из центральных улиц, установлен памятник известному норвежскому скрипачу Оле Буллу.

Так вот, именно Оле Булл первым заметил музыкальный дар Эдварда Грига, сочинявшего произведения уже в 12 лет. Он же и посоветовал родителям Эдварда определить его в Лейпцигскую консерваторию. Которую Григ и закончил с отличием в 1862 году.

После консерватории он вернулся в Берген с горячим желанием работать на родине. Но центром тогдашней музыкальной жизни Скандинавии был Копенгаген, куда Григ и отправляется. Там же он познакомился с уже известным тогда сказочником и поэтом Хансом Кристианом Андерсеном.

И там встретил свою кузину, подругу детских лет, а теперь известную певицу Нину Хагеруп.  Эдвард делает ей предложение, и в 1867 году они поженились.

Григ сочинял, Нина исполняла его произведения.

Они путешествуют по Европе, в Италии в 1870 году знакомятся с Ференцем Листом, которым Григ восторгался в молодости. Ференц Лист приободрил молодого композитора. В это время у Грига с женой начались прохладные отношения, что повлияло на его творчество. А поддержка старшего товарища была как раз кстати.

По возвращении на родину Григ был уже признанным композитором, Шведская Академия Искусств (в этот период истории Норвегия относилась по унии к Швеции) назначила ему пожизненную стипендию.

Но слава утомляла Грига, и он уехал в Берген. Здесь, в одиночестве, он пишет музыку к драме Генри Ибсена «Пер Гюнт». Мелодия «В пещере горного короля» отражает неистовый  дух Норвегии, который он всегда показывал в своих произведениях.

У Грига складывались непростые отношения с женой, они даже расходились на какое-то время.  Но сложность жизненных ситуаций, непростое время, вновь соединяли их вместе, потому что не было у них никого ближе друг другу по духу.

В Бергене Григ построил новый дом, такой же маленький и уютный, как и он сам.

Ведь рост его был 148 см, даже рояль и мебель были сделаны для него на заказ.

Неподалёку от дома, на берегу живописного озера с типичными для Норвегии завораживающими пейзажами, был построен флигель «Хижина композитора». Где Григ уединялся для создания новых музыкальных шедевров. Здесь его бронзовая фигурка в полный рост и осталась стоять, на берегу уединённого и близкого сердцу композитора озера.

А захоронены Эдвард и Нина прямо в скале, так и оставшись навечно близкими друг другу.

Следует отметить, что 19 век был веком романтизма, как в литературе, так и в музыке. Поэтому многие  произведения Грига пронизаны духом романтики, сказочности, воображения. Но очень точно передают самобытность и суровость природы, завораживающую красоту фьордов и водопадов.

Если германский композитор Рихтер Вагнер увлекался кельтской мифологией (приключения рыцарей времён короля Артура), то Григ во многих своих произведениях использовал сюжеты сказаний о троллях.

Когда он сочинял музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт», мотивы были навеяны именно фольклорными сказами о троллях.

По сюжету, Пер Гюнт соблазнил дочь Короля троллей. Во время звучания композиции «В пещере горного Короля» свита короля троллей  требует расправы над вероломным человеком. Тема начинается медленно, с каждым повторением всё больше ускоряется, и в конце срывается в бурное престиссимо.

 И только человек, рожденный в этих краях, впитавший с молоком матери этот воздух, эту одухотворённость, мог так точно описать красоту природы звуками музыки

Но самая впечатляющая встреча с музыкой Грига у нас произошла, когда
мы  спустились на равнину, где вместе с автобусом пересели на паром, который несколько раз в день курсирует по фьорду из Хёлльсюльта в Гейрангер.

Маршрут между Гейрангером и Ондальснесом так и называется « Золотой маршрут».

Итак, нам предстояло путешествие по Гейрангерфьорду, глубина которого достигает 360 метров, ширина в самом узком месте 500 метров. Окружающие отвесные скалы и горные пики поднимаются на высоту 1600 метров. Фьорд имеет S – образную форму, в конце которого, в тупике,  расположен порт Гейрангер.

Ослепительная красота этого фьорда позволила ЮНЕСКО включить его в список всемирного наследия человечества как уникальный природный объект.

А мы 70 минут наслаждались красотами фьорда под музыку великого норвежского композитора – романтика Эдварда Грига.

И когда на палубе зазвучала его пьеса «В пещере горного короля»  в исполнении фагота и контрабаса, переходя из нижнего регистра, повышаясь на квинту до  фа-диез-мажора и снова возвращаясь в прежнюю тональность, мурашки побежали по спине!

Как точно были Григом выбраны звуки и тональности, ритм музыки, то медленный, то быстрый. Может, я повторюсь, но скажу. Только человек, впитавший эту зрительную красоту с молоком матери, мог так точно передать её звуками.

                *******

Глава из книги "Дорога на север. Норвегия." 2012 год.

Продолжение: "Ганзейский период в истории Бергена" - http://www.proza.ru/2014/10/28/831

Начало: Дорога в Берген. Норвегия" - http://proza.ru/2016/09/19/46