Страшная история

Урал Юлдашев
 Страшная история

     Эту историю рассказал мой друг Оралбек, отставной полицейский. Причина его отставки простая - это возраст, да к тому же он ветеран - прошел афганскую войну.  Могу сказать, что он  человек  порядочный, что является редкостью  среди людей этой профессии. Он хотел посоветоваться со  мной по поводу своего здоровья,  и мы встретились в кафе «Веранда». Заказали жаренную  в кляре мойву, отличное блюдо под пиво, шашлыки из баранины, здесь они просто замечательные, и, конечно, бутылочку водки «Зеленая марка».  Зашел разговор о детях, внуках, и о том, что, к сожалению, черты характера передаются генетически от родителей, и с этим уже ничего не поделать – никакое воспитание не изменит. Семьям, желающим взять ребенка на воспитание, стоит крепко подумать, прежде чем решиться на такой шаг.   Оралбек ненадолго задумался и сказал:
      - Вчера позвонил мне старый друг из Уфы, его зовут Рашит, отличный мужик, мы в свое время воевали в Афганистане, не раз, рискуя жизнью, выручали друг друга. Он срочно просит меня приехать, поэтому завтра рано утром я уезжаю.  У него есть сын от его брата, которого он усыновил почти в годовалом возрасте и воспитывал как родного. Этот парень уже  окончил школу, но Рашит,  никак  не может найти с ним общий язык.
      Оралбек немного задумался и сказал: -
Слушай, история произошла такая. Как мне рассказывал  Рашит, его брат, Мажит,  после окончания института приехал работать в Алма-Ату,  парень был очень умным, скромным и хорошим специалистом. Работал в одном НИИ, был на хорошем счету у начальства,  но в жизни  был не хваткий и слишком простой.  Познакомился он с одной лаборанткой, по имени Сауле, молодой девушкой из казахского аула, которая выросла в бедной семье и теперь всеми средствами мечтала закрепиться в городе. Мажит,  может быть, и не женился бы на ней, но она забеременела, и он, как честный человек, ее не бросил.  Как-то она говорила ему, что у нее был парень, что они уже жили, ездили знакомиться к родителям, но, почему-то, не поженились, возможно, его родители были против этого.  Теперь она уже с Мажитом, своим новым  женихом,  приехала к родственникам в аул, там он познакомился с ее мамой, дородной и громогласной женщиной, потом они сыграли довольно скромную свадьбу. Когда родился сын, они переехали в частный дом с садом, где росли черешня, яблони и груши. Весной  вскопали огород и посадили, как обычно, помидоры и огурцы, Мажит писал в письме, что саду цветут деревья, и он каждый вечер, с удовольствием,  поливает свой огород.
     С ними жил младший жены брат Кайрат, здоровый рослый парень, учившийся не первый год на первом курсе технического вуза, он по жизни он был спортсменом, основное учебное время он играл в футбол, поэтому его  и держали в институте. Был он вспыльчивым, считал себя крутым парнем, задирал всех и при первом случае учинял драки, милиция частенько запирала его в КПЗ, пока не приезжала громогласная мама и не выкупала его. Была еще старшая незамужняя сестра Шолпан, которая тоже жила с ними.
    Однажды Мажит пропал, то есть он несколько дней не приходил на работу, поэтому пришли к нему домой его коллеги с работы, чтобы узнать причину его отсутствия. В ответ его жена Сауле сказала:
- Он же срочно уехал к родственникам в Уфу, должен был вас известить, но, наверное, времени не было, так он торопился.
- Когда от него будут известия, пожалуйста, сообщите нам, он задействован в одном важном проекте  и очень нам нужен, - попросили ее.
- Конечно, обязательно сообщу, - ответила Сауле. 
    Прошло около месяца со дня пропажи, был конец сентября, стояла теплая алма-атинская осень, когда мне позвонил из Уфы Рашит. Он сказал, что не может найти брата, дал  его адрес и попросил узнать, что с ним случилось.  Я сначала позвонил на его работу, там  сказали, что его уже давно нет, потом   разыскал этот дом в Татарке, есть такой район в Алматы.  Позвонил в ворота, через некоторое время вышла женщина и спросила:
- Что Вам нужно?
 - Я коллега Мажита, меня зовут Оралбек - представился я, - войти можно?
- Хорошо, проходите, - сказала женщина, улыбнувшись, ее беспокойный взгляд переходил с места на место,   ассиметрия  лица делала выражение  страдальческим.   
 - А я Шолпан, сестра Сауле.
-  Очень приятно, - ответил я, - хотел увидеть Мажита и поговорить с ним, он давно не выходит на работу, с ним что-то случилось?
- Он же уехал к родственникам в Уфу, у них там, кажется, кто-то заболел, - ответила, женщина.
- Да, нам уже это говорили, мы хотели узнать, когда он вернется? – задумчиво произнес я.
- Мы тоже не знаем, он адреса и телефона нам не оставил, - решительно заявила она,  в это время подошел малыш и стал с любопытством меня разглядывать.
- Это наш Булат, - женщина подняла его на руки, мальчик заулыбался и протянул ручку.   
- У меня для тебя ничего нет, - сказал я мальчику и улыбнулся в ответ, Булат засмеялся.
- Хороший мальчуган, а можно я с ним погуляю по двору, погода замечательная и в саду у вас так хорошо? Мы вышли во двор и прошли по саду:
- В этом году было много черешни, - похвалилась Шолпан, - весной так красиво цвели деревья!
- А здесь что посадили, - спросил я, показывая на  недавнюю грядку, на которой только начали пробиваться  нежные ростки.
- Это салат, он же быстро растет, - ответила женщина  с некоторым напряжением в голосе. 
- С вами еще кто-то живет? - спросил я.
- Да, живет наш младший брат, сейчас он сдает какие - то тесты в институте.
- А когда он придет домой?
- Не знаю, парень он молодой, может после учебы пойти гулять или играть в футбол.
-А где он учится? -  спросил я, - наверное,  я его там подожду.
- В политехническом.
- Спасибо, рад был с Вами познакомиться, - и я направился к воротам.
    У меня зарождалось смутное сомнение по поводу отъезда Мажита, поэтому я отправился на вокзал и попросил дежурного диспетчера:
- Можно у Вас узнать, покупал ли этот человек билет на поезд до Уфы примерно месяц назад, - я назвал интервал времени и показал удостоверение офицера полиции.
- Если покупал, то по фамилии найдем быстро,- ответила приветливо женщина и  запросила компьютер и минут через пять получила ответ, - по этой фамилии, но только разным именам и отчествам, покупали билеты по разным направлениям, но тот, которого Вы ищете, на вокзалах Алматы билет в Уфу не брал, - она протянула распечатку.
- Огромное  спасибо, Вы мне очень помогли, - поблагодарил я. Потом поехал в аэропорт и запросил сведения у начальника смены, ответ был тот же – человек под этой фамилией не покупал билет и не вылетал в Россию.  Мне стало не по себе, неужели они его убили? Какая может быть причина для такого тяжкого преступления, кому он так сильно не угодил? Его убили случайно или неслучайно, где может быть труп, куда они его дели?
    В институте  мне не удалось найти Кайрата, но одна худенькая черноволосая девушка с мелкими кудряшками и грустными глазами, сказала:
- Кайрат большой бездельник, у него на уме только футбол, девочки и драки, а не учеба, он уже все запустил. А сейчас и с футбольным тренером появились проблемы, ведь он любит делать только то, что ему нравится, а на  замечания или не реагирует или, наоборот, дерзит. Конечно, он хорошо играет, но есть в команде такие же талантливые ребята, но более покладистые, а он хочет только сам забивать.
- Извините за нескромный вопрос, Вы его девушка? – спросил я, выслушав ее замечания. 
- У нас что-то не получается,  он то приходит на свидание, то не приходит, я не знаю, что делать дальше. А Вы кто, его старший брат? – она заинтересованно посмотрела на меня.
- Я его дальний родственник, меня просили его увидеть и передать приглашение на свадьбу, поэтому я его и ищу, - сочинил я.
- А я  Зульфия, его одногруппница, если его увижу, то передам Вашу просьбу, - девушка притихла и задумалась, - завтра придете?
- Вы скажите, когда мне лучше подойти? – попросил я, - так будет лучше, правда?
- Лучше приходите с утра, на это же место, я постараюсь его сегодня разыскать.
  На следующее утро я уже стоял в условленном месте, вскоре подошла  Зульфия:
- Я его вчера нашла и все передала, а он сказал, что если у него будет время, то подойдет, а с утра ему нужно на тренировку, может быть, я Вас провожу к нашему стадиону, хорошо?- спросила она.
- Хорошо, Вы его мне покажите, а потом я сам поговорю, - ответил я.  На футбольном поле шла игра, но энтузиазма у игроков не было, то ли ребята были «после вчерашнего», то ли их раздражал тренер своим резким голосом и нравоучениями.
-Кайрат, к тебе пришли! - крикнула девушка.  Высокий и крепкий парень подошел к нам:
- Что за беда, я же сказал, что занят, - он раздраженно посмотрел на Зульфию.
-С тобой хочет поговорить твой родственник, - с некоторым вызовом  ответила девушка и отошла.
-  Что надо от меня, говорите быстрее, - Кайрат  все еще был не в духе.
- Я капитан полиции, вот мое удостоверение, - я показал «корочку».
- Надоели  эти менты, я заплатил уже вашему подполковнику, все – я чист!
- Дело не в этом. С вами проживал мужчина по имени Мажит, муж твоей сестры, ты не знаешь, где он может быть, его ищут на работе, ищет родственник из Уфы.
- Он же уехал в Уфу, больше я ничего не знаю.
-Может быть, у него были какие-то планы, о которых не могла знать твоя сестра, обычно мужчины более откровенны  друг с другом?
- Знаешь, что капитан, он уехал,  и я больше ничего не знаю, ясно? – вспылил Кайрат.
- Ладно, советую никуда из города не выезжать, ты можешь понадобиться, - предупредил я.  Потом  снова поехал в Татарку, хотелось осмотреть дом, это, конечно не обыск, да и ордера у меня нет, так как, мы Рашитом решили для начала попытаться самим  разобраться.
    Сауле на этот раз была дома, женщина оказалась довольно рослой, с большим круглым лицом, на котором было усталое напряженное выражение, возможно, что она переволновалась, хотя держалась спокойно. Она  кормила своего сына, Булат, увидев меня, снова заулыбался и я ему протянул красную машинку на батарейке, он слез с детского стульчика и начал возиться с игрушкой, изображая звуки автомобиля.
- Я сама очень обеспокоена его пропажей, - заявила Сауле, - Шолпан сказала, что вы приходили и разыскиваете моего мужа, я  очень переживаю, ночами не сплю,  пожалуйста, найдите его! – она стала вытирать слезы и сморкаться в платок.
- А Вы подавали заявление на розыск? – спросил я.
- Нет, не подавала, думала, что сам скоро вернется, - тихо ответила женщина, - да он же уехал в Россию, я не знаю куда подавать.
- В Ваше районное отделение внутренних дел, а они там сами разберутся, пошлют запрос в Уфу.
- Хорошо, завтра же подам, - несколько успокоившись, ответила она. 
- А можно, я осмотрю Ваш дом, покажите его вещи и дайте фотографию и его документы, - попросил я, - и скажите, во что он был одет?  В доме я  ничего не нашел, поэтому я вышел во двор, чтобы осмотреться, но там тоже не было  никаких внешних признаков, было все чисто и аккуратно, даже слишком,  для людей, выросших в ауле. Нужно было найти повод для того, чтобы перерыть огород, а зацепиться пока не за что.   
    Поняв, что дело зашло в тупик, и Мажит бесследно пропал, я позвонил Рашиту, сообщил ему  подробности  и посоветовал своему другу приехать сюда, в Алма - ату. Он  прилетел через три дня, помнишь, тогда еще был рейс Вильнюс -Уфа - Алма-Ата,   я встретил  его в аэропорту.
- Ну, здравствуй, дорогой, как я рад тебя увидеть снова! – воскликнул я, и мы обнялись.
- Я тоже очень рад, Оралбек, - сказал он, не отпуская объятий.   
- Как дома, Рашит? – спросил я.
- Все по-прежнему, я, как и ты, сейчас на пенсии.  Живем мы с женой вдвоем, детей у нас нет, скучно так, что иногда домой не хочется идти. 
- Сам как, здоровье, после ранения  не подводит? – поинтересовался Рашит. 
- Терпимо, на работе в последние время были определенные проблемы из-за моего характера, я же не люблю гнуть спину и давать взятки, а здесь это многим не нравится. Сейчас такое время, что многие идут в органы из-за возможности вымогать деньги,  а мы, бывшие афганцы, таких людей ненавидим.  Да что тебе объяснять, ты сам такой, - афганцы народ справедливый.
- Оралбек, вот что я решил. Мажита, похоже, убили, а труп спрятали, его сейчас не вернешь, конечно, мы здесь должны крепко поработать, чтобы найти концы.  Если  мы найдем тело, то я его заберу с собой и похороню на родине, но, скорее всего,  нам его найти не удастся за такой короткий срок.
- Да, за одну неделю вряд ли, сейчас идет перестройка и такая неразбериха везде, денег мы потратим кучу, и это не смотря на то, что мы оба милиционеры. 
- Я привез с собой письмо от нашего генерала для руководства Алма-Атинского городского управления,   с просьбой о помощи, что бы я здесь не выглядел посторонним человеком, путающимся под ногами. И еще, - он закурил, сделал глубокую затяжку и выпустил струю дыма, - я хочу увезти отсюда моего племянника, сына Мажита. А то у нас женой детей нет, а пацан - то наших кровей, -  вот, что я задумал, что скажешь?
- А как ты договоришься с Сауле?
- Я почему-то уверен, это дело рук их семьи.  Похоже,  что Мажит,  чем-то им не угодил,  но,  может быть,  эта  смерть случайная,  возможно, также,  что он заступился за кого-то, это в его характере.
- Я тоже сомневаюсь в их показаниях, здесь что-то не так, потому что все его родственники слишком спокойны,  и это при  полном отсутствии информации, - ответил я.
- Я с Сауле  даже разговаривать не буду, а просто заберу мальчика и все. Я привез для него новое свидетельство о рождении, так, что как только мы пересечем границу Казахстана, мальчика никто у меня не отберет, ни один суд.
- Рашит,  ты должен с ними встретиться, как заинтересованное лицо, и поговорить со всеми, - сказал я. - Да, еще  - ты подаешь заявление в милицию о пропаже родственника?
- Обязательно подам заявление, пусть  ищут на законном основании, а мы с тобой проведем собственное расследование, - решительно заявил Рашит. С утра ты проводишь меня куда надо, я подам заявление, потом поедем к начальнику с письмом от моего генерала.
   Дело завертелось, уже после обеда Рашит пришел со следователем в дом на Татарке,   и там познакомился с Сауле и племянником Булатом. Мальчик ему сразу понравился, он был общительным, веселым, но в то же время, Рашит,  как  ни старался, так и не нашел у мальчика ни одной черточки своего брата Мажита. «Всякое бывает, подрастет, еще изменится», - успокоил он себя.    Следователь предупредил Сауле:
- Передайте Кайрату, что я за ним  ходить не буду,  если он не придет по повестке, то  его просто заберут из института, прилюдно надев наручники.
- Ладно, передам, он обязательно придет, - тихо сказала она. Рашит с Кайратом  встретился в райотделе, в кабинете следователя, но, к сожалению, разговора не получилось.
- Я случайно узнал, что у Сауле был парень, они собирались пожениться, но почему-то не получилось, ты не знаешь почему? – задал вопрос Рашит.
- Это ее дело, я не лезу в бабские разборки, - ответил он, - своих  хлопот хватает.
- Да, за тобой много всякого, - сказал следователь, - так, что по тебе нары плачут, смотри, доиграешься.
- Это уже не твоя печаль, лейтенант, - огрызнулся Кайрат, - как-нибудь проживу без советов.
- Ну-ну, - криво усмехнулся следователь, - многие так сидели передо мной, а теперь парятся на нарах.
- Где найти этого парня? - снова спросил Рашит.
- Откуда мне знать, у нее парней было несколько, всех не упомнишь!
  Рашит снова поехал в Татарку и стал расспрашивать соседей про историю, более чем двухмесячной давности,  но ни кто не мог припомнить ни шума, ни криков.
- Заборы-то, вон какие, - сказала русская старушка, живущая через дорогу, - попробуй, угляди.
- Сюда приезжал молодой мужчина, не родственник, может быть,  вспомните, пожалуйста - с надеждой спросил Рашит.
- Да было дело, приезжал мужчина на большой синей машине, представительный такой, да уж больно худощавым  он был. А какая машина, ты не помнишь, Митька, - спросила она подошедшего мальчика, лет десяти.
- Конечно, помню, это был «Мерседес - 280», даже номер запомнил, записывайте, - улыбнулся щербатым ртом рыжий мальчик. – Я его запомнил, потому, что он так быстро выбежал из ворот и хлопнул калиткой, что  железные ворота грохнули и  закачались, потом  залаял наш  Бумер,  так что мне пришлось успокаивать пса.
- Ну, парень, ты, просто молодец,  спасибо! Из тебя выйдет хороший милиционер, память у тебя отличная, на, держи  на мороженное, - Рашит протянул ему деньги. 
   Алдияр, бывший парень Сауле, действительно, был высоким и худощавым, одет он был просто хорошо и выглядел человеком,  у которого все схвачено. 
- Вы были в доме на Татарке, примерно  два месяца назад? – спросил его Оралбек.
- Да был, мы тогда поссорились с Сауле, она начала меня упрекать за то, что мы не поженились. История эта давняя,  когда мы хотели пожениться, то моим родителям это не понравилось,  и  я не смог поступить против их  воли.  Потом мне стало известно, что у нее появился новый мужчина, за которого она вскоре вышла замуж.  В тот раз  она сама меня позвала, стала плакать  и говорить, что этот мальчик от меня, но  я откуда это могу знать,  для этого нужно делать экспертизу. Наверное, когда Сауле нужно было срочно выйти замуж, вот она и нашла Мажита. 
-Так, чей это ребенок,  Мажита? - спросил Рашит.
- Конечно, его, кто бы сомневался, только, она,  похоже,  Мажита не любит, - резюмировал Алдияр.   Мы с Рашитом пошли восвояси, а то, что сказал этот мужчина, было очень реальным, и сейчас невозможно установить, что произошло тогда. Главным было то,  что Мажита нет, он пропал, шансов на то, чтобы его найти, становилось все меньше. Мы вернулись домой, моя жена нас уже ждала  и  как раз приготовила  бешбармак, за ужином мы снова и снова обсуждали результаты, но в конце Рашит сказал:
- Первое - Мажита нет,  и его не вернешь, но есть ребенок, его сын, и я должен его забрать себе и позаботиться о нем. Это однозначно.  Второе – надо найти убийцу и наказать его, а это – смерть, я готов на это, я дал себе обещание отомстить за смерть брата. Какие бы ни были законы общества, я лично убежден, что за умышленную смерть существует только одна расплата – смерть, - Рашит тяжело вздохнул.
    Утром я снова пошел в РОВД, к следователю, - продолжал Оралбек, - обещал вернуться домой к обеду, но пришел только вечером, а жена мне сказала: 
- Рашит пошел покупать обратный билет на самолет, а когда придет, сам не знает, если что-то нужно будет,  то позвонит.  Однако позвонил он поздно вечером:
- Оралбек, я в аэропорту, у меня скоро самолет, принеси мою сумку, я тебя жду у входа.
Я сел в такси и поехал, а по дороге все думал о том, что такого могло произойти в течение дня, что теперь срочно надо лететь обратно. Это было похоже на завершение дела, поэтому он не хочет  выезжать в город, и ему  нужно скорее покинуть Алма-Ату. У входа стоял Рашит,  держа на руках Булата, сына своего брата.
- Привет, Оралбек, я рад,  что ты успел,– он был возбужден, хотя и пытался держать себя в руках. – Если что, если будут спрашивать, - то ты меня не видел, я не хочу тебя подставлять, придумай причину приезда в аэропорт. Некоторое время не звони и не пиши, забудь, что мы близко знакомы, позвони только тогда, когда  все успокоится.
     Время шло, меня никто не тревожил и я больше не интересовался делом об исчезновении Мажита, но потом, через полгода, пришло уведомление о том, что дело закрыто. Прошла зима, весной на озере Сайран, как обычно, стали появляться «подснежники» - неопознанные трупы, но среди них Мажита не было, зато нашелся один с документами на Кайрата. Опознать его было трудно, тело раздуто, снимать отпечатки пальцев бессмысленно, но родственники его опознали по одежде и забрали.  Я позвонил и  рассказал Рашиту об этом, и о том, что родственники  Кайрата подавали в розыск, но когда он весной нашелся, было решено, что это несчастный случай.
  Оралбек продолжал:
- Один вопрос для меня до сих пор остается неясным, - почему Сауле не подала в розыск на своего пропавшего сына Булата, возможно, чего-то боялась? Как можно жить, потеряв мужа, брата и сына?   Рашит  прислал мне письмо, где описывает события последнего  дня его пребывания в Алма-Ате,  вот оно, прочти. Я развернул листок бумаги.
    Я пришел в дом к Сауле, время было обеденное, все были дома, я сказал, что пришел просто пообщаться и пригласил Кайрата в кафе:
- Мы с тобой все же родственники, а посидеть и поговорить, по-человечески, нам не удалось  - нехорошо это. Куда лучше пойти? – спросил я.
- Поехали на озеро Сайран, сейчас стоит жара, но под тентом и деревьями прохладно, да и пиво там хорошее, кстати, должны подойти наши ребята с Политеха, - скучно не будет.  Мы сели в такси, ехали долго, через весь город, к счастью, я не знал, что это так далеко, а то бы не поехал. Озеро оказалось не слишком чистым, да и сам, наверное, это знаешь, поэтому описывать не буду. Стояла жара, озеро отсвечивало яркими бликами, мы сели за столик на веранде, но легкий ветерок с озера практически не приносил прохладу. Заказали пиво и пока готовили шашлыки, выпили залпом по кружке холодного,  стало легче, потом разговорились. Кайрат рассказывал о том, какой у него недалекий тренер, и что он ничего ему не дает делать, хотя он играет лучше всех. Потом подошли его друзья из общежития, Кайрат представил меня как родственника, я заказал всем пива, веселье продолжалось, и день катился к вечеру. Вскоре все, в том числе и Кайрат,  пошли купаться, стоял шум и гам, брызги разлетались во все стороны -  студенты развлекались от души, даже стало завидно.  Стемнело, попив еще пива, парни стали собираться в бильярдный клуб, а Кайрат сказал:
-  Я подъеду попозже, начинайте без меня.  Мы посидели еще, а когда Кайрат пошел в туалет, я ему подсыпал в пиво препарат, чтобы развязать язык.  Потом выпили еще по одной кружке, а когда парня стало развозить, я у него спросил:
- Ты убил Мажита, отвечай!?
- Да, это я его убил, потому что он мне не понравился с самого начала, - заплетающимся языком  сказал Кайрат.
- Как это произошло? – напирал я.
 - Пришел Алдияр, бывший парень Сауле, и стал обнимать маленького Булата. Я разозлился и избил его, он же щуплый и трус, а Мажит стал разнимать нас. Я взял топор и  хотел ударить Алдияра, но  Мажит  закрыл его своим телом,   и  я  попал ему в шею, из раны пошла кровь, и он умер.  Алдияр сбежал, а Сауле стала кричать, тогда я  приказал принести лопаты и мы его закопали в огороде. Жаль, надо было убить Алдияра, а  Мажита просто избить, - сказал Кайрат,  практически засыпая.
- Пойдем в туалет, - сказал я ему громко, да так, чтобы это услышал официант. Взяв под руки, я отвел его за заднюю стену кафе и столкнул в воду, вернувшись к столику, расплатился и ушел. Приехав в Татарку, я сказал Сауле, что Кайрат остался с друзьями, а сам  попросил погулять с Булатом. Было уже совсем темно, когда я вышел за ворота, поймал машину и поехал в аэропорт.   Оралбек взял письмо, спрятал его и продолжил:
- Так вот,  вчера мне позвонил Рашит,  он был очень  расстроен и сказал мне:
- Помнишь, маленького Булата я оформил, как своего сына и растил как сына, у него моя фамилия, то есть, фамилия его отца, только отчество мое, сейчас он уже окончил школу и поступает в институт. Я иногда сомневался по поводу того, чей же он ребенок, так вот, после очередного скандала с ним, я сдал его кровь на анализ. Вчера получил результат,  оказалось, что он не ребенок Мажита, то есть биологический отец у него другой, вероятнее всего это Алдияр.  Оралбек, приезжай скорее, ты мне очень нужен.
       Урал Юлдашев                Алматы,  10.11. 2011.