Если бы ты знала, как много шрамов у меня на сердц

Галина Кириллова
   Если бы ты знала, как много шрамов у меня на сердце...      

Я сижу за компьютером, отвечаю на письма и думаю о том, что же такое нарисовать, чтобы поразить девчонок в нашем рисовальном кружке.
      Из коридора доносится какой-то шум, возня и веселый смех моей внучки Мариночки.
      Я улыбаюсь, потому что очень люблю, когда мама играет с Маринкой, и когда она вот так вот радостно и громко смеётся.
      Таких моментов немного. К сожалению, дочка пошла в папашу, а тот был очень хладнокровный и почти не разговаривал с дочкой. Просто пересматривал книжки о живописи, просто уходил каждые выходные с этюдником «на пленер», просто ел и пил возле нас, почти не соприкасаясь с домашними. Меня это всегда удивляло и задевало, но никакими разговорами невозможно было убедить его поиграть с дочкой в мяч, сходить с ней в парк или кино, посидеть на диване и почитать ей сказку – на всё был один и тот же ответ: «Мне с ней скучно. Или - нет времени».
     Видно, поэтому дочка моя тоже не разговаривает с Маришкой «по душам». И хотя я вижу, что Даша  любит  девчонку, но это в основном такая материальная любовь. Почти без эмоций.
…. Вдруг шум смолкает и раздается громкий рёв. Маринка приходит в мою комнату и горько плачет.
- Что такое? Ведь ты только что смеялась!
- Они мне брызнули в глаза апельсиновой коркой и мне больно. А они смеются. Почему они такие жестокие?
И опять тяжелые слёзы ручьем.
       Они – это мама и её друг.  И я уже не в первый раз  замечаю, что, когда они вместе, то почти всегда доводят Марусю до слёз. А поодиночке – вполне мирные и вежливые и не трогают девчонку.
         Неожиданно Маришка сквозь слёзы говорит:
- Если бы ты знала, как много шрамов у меня на сердце!
  От таких слов у меня самой слёзы наворачиваются на глаза. И я начинаю объяснять, что апельсиновой коркой в глаза – это ничего уж такого. У меня таких историй миллионы. И ничего – жива осталась. И вообще, моя жизнь в сто раз была тяжелее и страшней, но всё прошло. У меня не было бабушки и вообще никого, кроме мамы. А она была намного более строгая, если не сказать больше. Даже в детдом меня отдала на два года. Но я и это пережила, зато душа стала отзывчевее и добрее. Поэтому и чувствую чужую беду, как свою. И стараюсь хоть немножко кому-то помочь.
- А у тебя есть я. А у меня ты. Вот и будем друг друга поддерживать!
Потом я что-то вспоминаю весёлое, постепенно мой котёнок успокаивается и даже улыбается. Где-то еще и конфетка была припасена, так что через десять минут обида прошла……

….Фраза о шрамах на сердце из-за детских обид прозвучала примерно года два назад в одной из телевизионных передач. Вроде бы мы особенно и не слушали детского психолога, который рассказывал, что самые глубокие обиды и переживания тянутся за нами всю жизнь именно из детства. Особенно, если какие-то обидные слова мы услышали от матери или отца. Или от учеников в школе.
      Я не стала вспоминать свои собственные школьные потрясения. Просто отогнала их, чтобы снова не переживать и не расстраиваться. А Маринка в первый раз тогда и сказала: «Если бы ты знала, как много шрамов у меня на сердце».
- Почему, - спросила я с большим удивлением. Потому что вроде мой солнечный ребенок не особенно зациклялся на каких-то домашних скандалах по поводу неубранных игрушек и не сделанных уроках.
- Потому что мой папа умер. Потому что мама меня обижает. Потому что в школе  нет хороших друзей. Еще потому,  что когда я была в лагере, то вожатая сделала мне замечание за разговоры, когда она рассказывала какую-то историю. И одна девочка сказала: «Давайте хором скажем, что Марина – дура». И все ребята закричали это слово, а я заплакала. И у меня в горле такой комок появился, что я не могла дышать и глотать. И это было долго. И я была одна.
…. И в тот раз я её обняла и посочувствовала и сказала, что каждый человек в детстве переживает такие же минуты, а бывает даже и еще более ужасные, но потом он успокаивается и забывает о плохом.
      Главное, читать побольше книжек про хороших людей и самой стараться быть доброй и веселой…. И помогать тем, кому хуже чем тебе. Да хотя бы кошке – спасти от собак и накормить. А ещё лучше взять к себе и получить верного и доброго друга.

….. Шрамы на сердце…. Я думаю, что нет ни одного человека, у которого их нет. И сейчас, когда я уже большая и вижу многое в другом свете, всё-таки не перестаю удивляться, почему взрослые, которые сами были детьми, так явно и равнодушно  игнорируют ребятишек.
        Ничего не стоит сказать девочке: «Ты такая милая», мальчику: «Как здорово ты это придумал. Ты – настоящий мастер» - да хоть за пластилиновую поделку, за то, что порезал хлеб, за то, что дал собаке соседа кусок колбасы от своего бутерброда.
       Для этого не надо ни денег, ни много времени. Но «взрослые» равнодушны и молчат. И это самое удивительное, ведь они не упали на Землю с неба, и они были маленькими детьми и наверняка тоже любили, когда их подхваливали и поддерживали. Почему же теперь всё так жестоко? Нет привычки говорить приятное другим? Типа – и мне никто ничего хорошего не говорит, почему же я должен?
       И я хочу сказать – давайте мы  первыми начнем говорить друг другу добрые слова! Как в песне у Булата Окуджавы. 
       И пойдут круги по воде, как от маленького камешка-слова. И тогда будет гораздо меньше шрамов на сердце у наших детей. Да и у нас тоже.