Прибавление ума

Виктория Белькова
Публикация рассказа в православной газете "Благовест"
в рубрике "Чудеса Божии"
9 июля 2009


http://благовестсамара.рф/-public_page_10015
blago91@mail.ru








                (Из цикла «Чудесное рядом»)


       Несколько лет назад, собираясь на очередную сессию курсов для педагогов Основ Православной культуры, я очень сильно переживала.  Боялась страшно: предстояло сдавать довольно сложный экзамен на знание Ветхого завета. Перед отъездом подошла к настоятелю нашего храма за благословением, пожаловалась ему, что очень трушу. Батюшка на мгновение задумался, а потом говорит:

-- У нас в семинарии на каждой парте стояла икона Божией Матери «Прибавление ума». Помолимся перед ней – и всегда хорошо сдаем экзамены.


  Батюшка улыбнулся и пошел по своим делам.  Он спешил – во дворе храма стояли люди, ожидая священника для выполнения им требы.


      Слова батюшки несколько озадачили меня: о такой иконе  я никогда раньше не слышала.  Какое необычное имя для иконы – «Прибавление ума»!  Где-то в глубине души шевельнулась неприятная мыслишка: молиться перед такой иконой, значит признать у себя нехватку ума? Ой, как не хочется этого признавать! Стоп! Что это? Да это уже гордыня, матушка!  И я побрела в свечную лавку, не особо надеясь купить там нужную икону.  В свечной лавке было непривычно пусто в послеобеденное время. Опасения мои подтвердились – такой иконы в лавке не оказалось.  Я немного приуныла, потому что в нашем городке второго храма не было, и  спросить икону в другой свечной лавке не было возможности.

 
      Вот в таком несколько расстроенном настроении выхожу за ворота храма и сажусь в машину, где меня все это время ожидал муж, коротая время в приятельском разговоре с Борисом Феофанычем. Борис Феофаныч в то время столярничал в мастерской приходского храма. Феофаныч –  интересный и гостеприимный собеседник. Муж любил заглянуть  к Феофанычу в столярку на чашку чая, поговорить о жизни.  Жена Бориса Феофаныча Лариса Львовна преподавала в воскресной школе. Время от времени Лариса Львовна дарила нам небольшие подарочки – святыни: книги, четки, свечи. Просто так, по доброте душевной.


     Я сидела в машине, погруженная в свои мысли, почти не слушая, о чем ведут разговор мужчины.  Вдруг муж, обращаясь ко мне, говорит:

-- Смотри, мне Лариса Львовна только что зачем-то икону Божией Матери подарила.

И стал рассматривать икону, пытаясь прочесть ее название. Наконец, прочел:

--Прибавление ума! 

И они с Борисом Феофанычем рассмеялись: мол, подарок-то Ларисы Львовны с каким-то намеком!  А у меня слезы в глазах:

-- Да вы что! Послушайте, что я вам скажу! 

И рассказала о моем разговоре с батюшкой, о том, что о такой иконе никогда даже не слышала, о том, как расстроилась, не найдя икону в церковной лавке.  А сейчас она совершенно неожиданно сама пришла ко мне в нужную минуту!


     Экзамен, которого я так боялась, прошел успешно. Мы часто не замечаем помощь Божию, относя подобные эпизоды нашей жизни в разряд случайностей.  А чудесное - оно рядом.