Укрощение блочного лука

Евгений Радомысельский
    Стрелять     из    лука    очень   просто:       
    вложил стрелу в лук, прицелился, натянул
    и отпустил тетиву. Вот, только, почему-то
    трудно попадать стрелой в центр мишени.
                Евгений Радомысельский

                УКРОЩЕНИЕ ЛУКА

   Если Вы не читали рассказ Марка Твена «Укрощение велосипеда», то настоятельно рекомендую его прочитать. Он универсально подходит к освоению любого нового для Вас  дела, связанного с техническим устройством: будь то вождение велосипеда, машины, катания на роликовых коньках, яхтах... Юмористические наблюдения Марка Твена сделают освоение новой для Вас техники веселее. Что-то похожее я испытал, когда учился стрелять из лука.
    Однажды я подумал, что не плохо бы мне и моим детям размяться и заняться каким-нибудь спортом, достаточно увлекательным и не очень обременительным. Я прочитал, что в некоторых школах для девочек Великобритании введён обязательный предмет: стрельба из лука. А не попробовать ли и мне освоить это? Если девочкам это по силам, то неужели взрослые с ним не справятся?
    Итак, прежде всего надо купить лук. В Санкт-Петербурге несколько магазинов, специализирующихся на лучно-арбалетной тематике, которые предлагают множество разных типов луков и арбалетов. Я просмотрел в «Интернете» множество рекомендаций и пришёл к выводу, что мне лучше всего подходит блочный лук, так как я «хлипкий» интеллигент и мне трудно будет справляться с большими нагрузками. Он так называется не потому, что состоит из готовых блоков, а из-за двух колёсиков-блоков на концах его (концов) «плеч». Как Вы, наверное, помните из уроков физики: круглый подвижный блок увеличивает силу натяжения верёвки в два раза (правда, в два раза увеличивается длинна верёвки, которую надо выбрать).У блочного лука стоят 2 подвижных блоков, значит он (при круглых блоках) увеличивает силу натяжения в 4 раза. Это позволяет делать плечи лука более жёсткими. Чтобы сила натяжения тетивы (верёвки) уменьшалась к концу процесса натяжения, блоки делают каплевидными, что уменьшает силу удержания лука в натянутом состоянии и даёт стрелку возможность лучше прицелиться. Кроме того, так как плечи лука и тетива специфические (как у арбалета), то снимать тетиву для правильного хранения лука, а затем надевать для его использования не требуется, что упрощает действия хозяина лука. Но блочный лук, как сложно-техническое устройство, дороже других видов луков. Кроме того отдельные модели блочного лука требуют большой силы и длинных рук, что не подходит мне и моим сыновьям.
   Обратимся к Марку Твену. Он выбрал  «Велосипед ... не вполне взрослый, а так, жеребеночек - дюймов пятидесяти, с укороченными педалями и резвый, как полагается жеребенку». Видимо, Марк Твен тоже не был Геркулесом, и начинал с подросткового варианта     велосипеда.  Я   тоже решил купить  подростковый  вариант  блочного  лука   MK-CB010B за 4200 рублей. Его основные характеристики меня вполне устраивали:
 - усилие натяжения: 11кг;
 - сброс усилий: 65% (т.е. усилие в конце натяжения тетивы, примерно 7 кг);
 - длина растяжки: 71см;
 - вес лука: 1кг.
   Правда, продавец-консультант убеждал меня, что он обязательно сломается, если его будет использовать взрослый, а не ребёнок. Поэтому он предлагал мне взрослую модель за 25000 рублей. Но я, всё же, решил опробовать МК-...10В. На взрослой модели тетиву натягивают при помощи своеобразных клещей, которые именуются «релизом». Моё желание купить релиз для своего лука повергло  продавца-консультанта в изумление: - «Как, Вы хотите из этого лука стрелять с релизом? Но это невозможно».
Но, оказалось очень даже возможно, только на тетиве в месте закрепления хвостовика стрелы надо было завязать петельку. Как это сделать, подробно описано в «Интернете». Материал для петли: 10 см капронового шнурка я купил в другом магазине за 100 рублей.
   Мои мучения, как новичка, начались сразу же, как я попытался вложить стрелу  в лук. Она тут же выпадала из него как только я его поднимал. Надо сказать, что в традиционном луке стрелок задний конец стрелы с оперением закрепляет на тетиве, а передний кладёт на левую руку, держащую лук. В блочном луке на рукоятке есть специальная выемка, куда укладывается стрела. Чтобы оперение стрелы (а оно составляет три пера, расположенных под углом в 120 градусов друг к другу) не сбивало направление полёта стрелы, её укладывают на специальную подставку, именуемую «полочкой» и прижимают специальной металлической пластинкой, которую называют «кликер». Этот кликер имеет две функции: удерживает стрелу на полочке до выстрела и  сигнализирует щелчком о конце натяжения тетивы: «пора стрелять». У моего лука никакого кликера не было, поэтому стрелы «благополучно выпадали».
   В моём луке полочка была самой простой: резиновой с двумя резиновыми ушами. Инструктор посоветовал положить стрелу между ушами полочки. Тогда стрела не выпадала, но её оперение сминалось, а полёт терял строгую направленность. Я вырезал из алюминиевого уголка полочку с отверстием для стрелы и её оперения. Чтобы гасить неровности стрелы отверстия оклеил картонной оторочкой. Всё работало идеально, пока картон не смялся. Когда стрела «села» на металл самодельной полочки, от пластиковых стрел отлетели наконечники, которые больше диаметра стрелы на 2 мм. Я купил полочку для блочного лука Hunting по цене 1200 руб. Она напоминала самодельную, но стрела в ней удерживалась щетками, что позволяло  гасить значительные неровности стрелы. Закрепить её на луке было бы не сложно, если бы не одно но: крепёж поставлялся с ней с дюймовой резьбой, винты под торцевой шестигранник и один уникальный! (Ни один торцевой шестигранник из набора к нему не подходил). Можно было бы пропилить в нём паз под отвёртку или нарезать метрическую резьбу большего диаметра, но я решил вообще не использовать крепёжный механизм этой полочки. Я её закрепил на пластине с бортом, которую привернул к отверстию под резиновую полочку. Надо сказать, что полочка  Hunting была бы идеальной для любителя, если бы не одно но: для изменения диаметра ложа для стрелы (расстояние между щётками), надо её разбирать и под щётки подкладывать прокладки. Таким образом, при стрельбе надо использовать стрелы одного вида (одного диаметра поперечного сечения) или иметь несколько полочек настроенных на разные виды стрел. Мне кажется, что не сложно было бы сделать легко настраиваемую полочку за ту же цену.
  В комплект к луку прилагалось 2 стрелы из пластика. Вообще, в магазине стрелы продаются деревянные, пластиковые, алюминиевые и карбоновые.  Мне нужны были дешевые деревянные и пластиковые стрелы. Но каждый вид имел свои достоинства и недостатки. Как я сказал выше пластиковые стрелы имеют выступающие концевики,  которые имеют свойства отскакивать. Этим страдают и деревянные стрелы, но в меньшей степени. Многие деревянные стрелы в магазине имеют кривизну. Поэтому при покупке их надо тщательно проверять. Наконечники к стрелам приклеивают эпоксидным клеем. Поэтому при ударе о щит клей отлетает вместе с наконечником. Это во многом зависит от свойств щита, к которому прикрепляется мишень. Щит из картонных коробок за несколько тренировок превращается в труху, которая не задерживает стрелу. Поэтому я купил щит из пластиковых отходов за 800 рублей. Он настолько хорошо останавливает стрелу, что скоро почти все наконечники моих стрел застряли в этом щите. Выходов было два: купить наконечники и клей в большом количестве или придумать такой наконечник, который бы не застревал в щите. Я решил попробовать сделать простой, но надёжный наконечник к стреле, который бы крепко держался на ней и не застревал в щите. Я обратил внимание на строительные латунные концевики  8 мм диаметром по 14 рублей за штуку. К ним я припаял строительные гвозди и получил крепкий наконечник. Его я накрутил на деревянные стрелы. Опыт показал, что такой наконечник выдерживает свыше ста выстрелов.
      Натяжку тетивы инструкторы рекомендуют осуществлять к шее под подбородок или к уху. Для точного прицеливания надо совместить (наблюдать наложение) три точки пространства: целика, мушки и точки на цели (мишени). Целик на блочном луке обычно располагают на тетиве, выше петельки на 5-10 см. Это узелок или специальное устройство - «пип-сайт». Пип-сайт аналог диоптрического прицела винтовки, но его установка может быть катастрофичной для тетивы. Целик «узелок» сделать не сложно, но его положение у зрачка глаза накладывает жёсткие требование к положению спускового «механизма» лука, будь то пальцы стреляющего или релиз. Растяжка тетивы должна осуществляется в этом случае до шеи под подбородком. Но в таком варианте стрелять с кистевым релизом неудобно: рука уходит за подбородок и, соответственно, уходит от зрачка целик. С кистевым релизом удобно осуществлять растяжку тетивы до уха. Но, тогда целик никак не может располагаться на тетиве. Кроме того целик в виде узелка на тетиве очень не удобен для дальнозорких.
   Мушка лука размещалась на специальной пластине, закреплённой рядом с полочкой. Её конструкция проста, допускает регулировку вправо-влево и вверх-вниз. Но после многократных настроек резьба мушки сорвалась, и она плохо закреплялась. Т.о. у меня стрельба по «наитию» приводила к попаданию не в мишень, а в стену, что влекло к «гибели» стрел и появлению дырок в стене. Жена была в негодовании, но меня «спасло» то, что мы давно не делали ремонта в квартире, и несколько дырок в стене не испортили общую картину, назревающего ремонта.
    Сын приспособился целиться в угол щита, чтобы попасть в центр мишени. Я решил, что такая «пристрелка» нелепа и решил изобрести свой прицел.
     Если целик разместить на рукоятке лука, то мушку надо вынести вперёд на штанге. Так я и сделал. Под щтангу приспособил ручку от швабры (их делают из тонкого железа, достаточно прочного). На её конце закрепил Г-образный кронштейн из винтов, на котором закрепил мушку, сделанную из кронштейна держателя фото-кота велосипеда. Результат превзошёл все ожидания. Стрелы стали попадать туда, куда я хотел, но лук приобрёл экзотический вид и стал не удобен для переноски. Поэтому, я решил ещё раз переделать прицел. Палку от швабры заменил на линейку от угольника с уровнем, так как она достаточно прочная и лёгкая, а самодельную мушку на коллиматорный прицел Target Optic 2x42 RD за 1480 руб.  Лук стал на полкило тяжелее, но его внешний вид и удобство стрельбы удовлетворило притязательную молодёжь.
    Правда, чтобы осуществлять настройку прицела от расстояния до цели, пришлось придумать механизм изменения угла наклона прицельной линейки.
      Почему-то изготовители  лука  MK-CB010B не снабдили его бегунком на отводном штыре тросов, хотя штырь использовали стандартный. Купил бегунок отдельно за 60 рублей. В этом усовершенствованном виде лук стал вполне пригодным для применения.
    Друг сыновей, который никогда не держал в руках лука и не имел никакого опыта стрельбы, с первого раза попал в круг 8-и дюймовой мишени с расстояния в 7 метров.
   Таким образом, необходимые затраты на приемлемую версию блочного лука для начинающих небольшого размера составили:
  1. лук  MK-CB010B                4200.00
  2. прицел Target Optic 2x42 RD                1480.00
  3. бегунок                60.00
  4. петелька                100.00
  5. релиз                2000.00
  6. щит                800.00
  7. 10 стрел деревянных                1000.00
  8. 10 концевиков                140.00
  9. линейка от угольника с уровнем                240.00
 10. смазка для тетивы                100.00
 11. колчан (туба для чертежей)                320.00
  Итого:                10 440.00
      Я считаю, что это вполне приемлемая цена для долгосрочного спортивного развлечения  подростков и взрослых средней российской семьи. Причём, мне, в отличие от  Марка Твена, не пришлось приглашать инструктора и четырёх его помощников. Жаль, конечно, что во времена этого замечательного писателя не было Великого советника - Интернета, тогда его  укрощение велосипеда прошло бы намного проще и без серьёзных  (или не серьёзных в комическом рассказе)травм.