Сломанный стебель

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)


Я грызла яблоко, а зёрнышки, как Дед просил, собирала в кулак. Когда догрызла и собрала все зёрнышки, огрызок кинула в ведро, где собирались всякие остатки для компоста, а зёрнышки в кулаке протянула ему.

Дед Мазай мельком глянул на мою ладонь с коричневыми, довольно крупными, семечками.

— Посмотри, какие из них сильные?

Я привыкла к таким его просьбам, и молча отобрала кругленькие крепенькие семена. Из большой кучки их оказалось всего три.

— В каждом зёрнышке спит сила жизни. Но не из каждого зёрнышка вырастает сильное растение.
Дед кивнул в сторону яблони, с которой я яблоко и ела.

— Очень много случайностей может помешать... Так и люди...

Дед сидел на скамеечке возле стены дома, он раскурил свою любимую трубку так, что его окутывало плотное облачко синеватого дыма. А я устроилась неподалёку, набегавшись вдосталь.

— Если бы на молоденький росток дерева наступили, пока он был ещё маленьким – ты бы не ела сейчас яблоко.

Я молча смотрела на зёрнышки в ладонях – одни хилые, плоские, другие – наполненные, крепкие.

— А ведь даже если растение и вырастает… Вот сейчас ты, падая, сломала плеть огурцов. Как ты думаешь – ему не больно?

Я вздрогнула. В этом году весной я уже ломала ключицу. И этот опыт отозвался болью в правом плече. Дед понимал мои ощущения.

— Да, им так же больно. Но твоя кость срослась. А стебель может уже не выправиться.

Я посмотрела на толстый, сочащийся соком огрызок, торчащий из земли – две части стебля были соединены только шкуркой, кусочком зелёной  кожицы...

 ...И я заплакала...

— Будь внимательна и к людям, и к живым бессловесным существам. Иначе ты сможешь только ломать, калечить, давить.

Дед Мазай никогда не успокаивал, он только говорил – ясно и до конца.


Январь 2012 г.

Публикации: Альманах «Наследие». Книга 5