Покорённая однажды вершина

Алла Зиливинская
Однажды   это  произошло в  Пятигорске,  где  я  проводила  санаторный  отпуск.  Очень  тосковала от отсутствия  моря,  такого  для  меня  необходимого  и  привычного  по  всем  предыдущим  сезонам.  Приходилось  довольствоваться разнообразными  минеральными  водами  снаружи  и  внутри  и  скучными  загарниками  за  высокими заборами с  полчищами  надоедливых  кусачих  мух ...
Единственное,  что  утешало  -- oсознание --  Лермонтовских  мест, тех самых из"Героя нашего времени"! - и,  особенно  место гибели Поэта на  горе  Машук,  куда я часто совершала прогулки. 

Бродила  вокруг  обелиска,  по  окрестным  хвойным  лесам  и  всё  представляла  себе,  как  всё  произошло  с  моим  любимым  с  детства  и  юности  Поэтом,  вспоминая  его  литературных  героев...

Ворвавшись  в  моё  детское  воображение  пламенными  строками –
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.. – стал  властителем  моих  дум,  моим  кумиром ! Прочла  всю  книгу  избранных  произведений  М.Ю.Лермонтова,  имеющуюся  у  меня  тогда  и  сохранённую  до  сих  пор,  прониклась  невероятным  сочувствием  к  его  несбывшейся  любви. Разве  могли  оставить  равнодушными  его  строки,  над  которыми  даже  роняла  слезинки !  –
К ***

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней. – И  т.д. –  Ах  как-же  я  тогда  презирала  своенравную  красавицу,  играющую  чувствами  влюблённого  Поэта!  Эта  бездушная  пустая  Н.Ф.И.... Я так сочувствовала поэту, я так любила его, вглядываясь в его портрет, видя в его лице грусть и даже страдание ...
Ведь мало, кто знает, что Поэтом написана даже прекрасная сказка"Ашик-кериб", напечатанная в том старом издании Избранных... 
Так  что,  попав  в  самую  глубину  мест  моего  литературного  кумира,  от  нечего  делать  предалась  в  полной  мере  воспоминаниям  о  нём.

  Поднимаясь  к  месту  дуэли  по  асфальтированной  тропе,  представляла,  как  везли  раненного  окровавленного  Поэта  по  каменистой  разбитой  дороге  под  палящим  солнцем,  и  моё  сердце  сжималось  от  боли ...  Наверное   самое  лучшее,  что  есть  в  Пятигорске,  это  множество  прекрасных  мест,  связанных  с  Лермонтовым,  чем  я  и  наслаждалась ! Дом - хата, где он жил, красивый грот в горах  -  грот Дианы, где всего-лишь за неделю до гибели он веселился с друзьями ...

Однажды,  обходя  вокруг  подножья  горы  Машук,я  заметила  тропинку  к  вершине  с  противоположной стороны  пологому  склону  с  асфальтированной  тропой , по  довольно  крутому,  поросшему  густым  лиственным, дубовым - при ближайшем рассмотрении, лесом. Глядя  снизу  вверх  на  эту  светлеющую в  зарослях  леса  тропу,  казалось  до  вершины  очень  близко.  День  изо  дня  бывая  здесь,  попивая  целебную  водичку  в  Курзале у  подножья  крутого  склона,  всё  больше  и  больше  хотелось  воспользоваться  этой  крутой  и,  казалось-бы  такой  короткой  тропинкой  к  вершине!   

И  однажды  я  решилась!  Преодолев  чьи-то  огороды,  нашла  начало  этой  протоптанной  тропы,  и  начала  восхождение.   Начала  его  очень  резво,  даже,  наверное  слишком ,  в  надежде  на  очень  скорое  достижение  цели.   Тропа,  однако,  всё  тянулась  и  тянулась,  каждый  раз  предлагая  всё  более и  более  крутые  участки.  Иногда  совершенно  вертикальные,  по  которым  я  карабкалась,  цепляясь  за  кусты  и  корни  деревьев,  выступающие  из  земли.  За  всё  время  пути  мне  никто  не  встретился.  Я  была  совершенно  одна  между  небом  и  землёй  в  полном  смысле,  а  конца  ещё  не  было  видно. Мой  резво  взятый  старт  скоро  пришлось  умерить ,  т.к.  почувствовалось,  что  силы  надо-бы  поберечь...  Пришло  чувство  жажды,  во  рту  пересохло.  Возникала  мысль –
-- А  не  вернуться-ли?  Вниз –то  легче ...  Но  я  отвергала  подобное,  т.к.  всё-же  большая  часть  пути  была  уже  пройдена  и  вершина  манила  и  влекла,  и  подобного  малодушия  я  себе  никак  не  могла  позволить!  С  короткими  передышками  я  продолжала  карабкаться  вверх.  Всматривалась  в  гущу  листвы,  пытаясь  отыскать признаки конца  леса,  но  признаков  не  было.  А  во  рту  пересохло  настолько,  что  язык  одеревенел.  Раскрытым  ртом  я  хватала  воздух,  пытаясь  хоть  немного  охладиться,  а  конца  не  было  видно.  Не  надеясь  ни  на  что,  я  тупо  автоматически  лезла  вверх  по  склону  из  последних  сил.  На  всём  пути  мне  ни  разу  так  никто  и  не  встретился.  Даже  было  не  понять,  кто-же  протоптал  эту  тропу?
  Сейчас,  вспоминая,  я  понимаю,  что  у  меня  в  то  время  уже  наступило  полное  обезвоживание  организма,  когда  наконец  лес  стал  редеть  и,  наконец  кончился,  и  я  вышла  на  поросшую  травой  округлую  вершину  горы  Машук.   Повалившись  на  травы  у  подножья  канатной  дороги,  я  судорожно  ловила  воздух  пересохшим  ртом.  Сил  на  торжество  покорения  уже  не  было.  И  я  была  совершенно  одна  на  вершине,  которая  видно  в  это  время  никого  не  привлекала  и  не  интересовала крома меня.

Я  лежала  совершенно  без  единой  мысли  в  голове,  воспринимая  окружающее  на  чувственно  рецепторном  уровне...
  Я  жадно  поглощала  всеми  клетками  тела чистейший  воздух  вершины, я  впитывала  влажную  прохладу  сочной  травы, утопая в ней, я бездумно видела  над  собой  чистое  голубое  предзакатное небо, так, казалось,  приблизившееся ко  мне ...   
И  это  было  единственное,  что  необходимо  было  моей  физической  сущности  в  тот  момент  ощущения  непередаваемого  чисто  физического блаженства !
  Трудно даже представить, что уж испытывают покорители каких-нибудь 8ми- тысячников ... 
Оклемавшись,  пошла  на  канатный  спуск.

Медленно  паря в кабине над  побеждённым  склоном,  почувствовала  что-то  похожее  на  радость  победы,  которая  далась  не  так  легко,  как  предполагалось.   
А  внизу,  достигнув  вожделенного  Курзала  с  минеральной  водой,  с  жадностью  пила  тепловатую  воду,  окончательно  приходя  в  себя.
Жаль, что  я не  засекла  время.  Высота  всего – 993,7  метров,  но  как-же  они  мне  достались!  Не  забыть!
  Воспоминание  посвящается  200летию  рождения  М.Ю.Лермонтова. (15 октября 1814 – 27 июля 1841 всего  лишь...) А  ведь  у меня  с  ним  один  знак  Зодиака – Весы ! – может  оттого  такая любовь и понимание?
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&