Часть XIV пассажирское объединение попат

Римма Конон
                Элеваторная гора
                ПАССАЖИРСКОЕ АВТОПРЕДПРИЯТИЕ
 

          В сентябре 1975 года, по рекомендации Золотарёва Г.М. (он в ту пору
уже работал в ПАТП), меня приняли на должность начальника Отдела кадров в Пассажирское автотранспортное предприятие.  Руководителем был Денисов Аркадий Андреевич, тот самый  бывший начальник АТХ, который в феврале 1972 года крикнул на меня, что никто ему не нужен. На этот раз он во мне не узнал ту даму.               
Начался новый этап  кадровой работы.  Численность коллектива была значительно больше, чем в АТХ5. В ПАТП преобладало число инженерно-технических работников
и рабочих из числа коренных жителей Челнов.

          Я,как и положено, впряглась в новую пассажирскую повозку.Ознакомилась со штатным расписанием кадров,проверила учётную документацию и начала разгребать завалы документов кадровой службы. Удивительно, но и здесь обнаружилась почти сотня «мёртвых душ». Кроме того, постепенно приводила в порядок архивные  документы и  книги учёта кадров. Все службы ИТР и служащих были полностью укомплектованы, хотя отдельные инженерные должности занимали практики со
средним и даже неполным средним образованием.   

          Что касается комплектования рабочих кадров, как-то:водителей, слесарей по ремонту автомобилей,электриков и других профессий,то работы хватало из-за текучести кадров.Причины увольнения рабочих заключались в том, что многие не выдерживали не только  ритма напряжённого труда, но и условий быта. Первые
годы стройки приходилось жить в общежитиях, потом в близких к городу деревнях,
в вагончиках,  в малосемейках. Всё это влияло  на состояние трудовой  и производственной дисциплины.
Руководством стройки принимались надлежащие меры по созданию нормальных условий для труда и быта всех работающих, для успешного выполнения производственного плана каждым подразделением, предприятием.
Пассажирское предприятие занималось перевозкой городских пассажиров
автобусами «ЛИАЗ». Для доставки рабочих на строящиеся объекты КамАЗа использовались автобусы «ЛАЗ». Функционировал таксопарк городских,
пригородных и междугородних перевозок.

          До начала всесоюзной стройки автогиганта и города пассажирское предприятие располагалось на Элеваторской горе. Общая численность работающих составляла чуть более 600 человек, с общей численностью подвижного состава
единиц. Возглавлял предприятие Хузин Зуфар Хузеевич. Быстрыми темпами шло строительство зданий новых автопредприятий.
В связи с увеличением пассажирских перевозок, из ПАТП были  отделены все
грузовые автомобили, образовали Грузовое предприятие, которым руководил
Хузин З.Х.

          На фото директор Денисов Аркадий Андреевич в окружение ИТР и
служащих. Главным инженером был Бобровничий Анатолий Иванович, самый
опытный и ответственный руководитель технической службы.

Пассажирское предприятие расширялось вместе  с ростом
новых объектов автогиганта и города, и выросло до Объединения с трёмя,
а потом – четырьмя  филиалами и мощной производственно-технической базой,
с общей численностью работающих около 4 тысяч человек.   Строительство
объектов предприятия курировал зам.директора Гараев С.М. 
Задача кадровой службы – комплектование  кадров и закрепления их на
производстве.

          Один раз в неделю проводились заседания общественного отдела кадров,
совместно  с представителями отдельных  служб, парткома, профкома и
комсомола. Велась работа по сокращению  текучести кадров и укреплению
трудовой дисциплины.
Рядом с ПАТП находилась  подшефная средняя школа № 6. Каждое 1-е  сентября  руководящими работниками и представителями общественных организаций
проводились открытые уроки. Кроме того, в кабинете по технике безопасности периодически велись занятия со школьниками. 
Выпускники подшефной школы принимались учениками автослесарей, обучали их
опытные ремонтники. 
В моих архивах сохранились выписки из циркулярных указаний Правительства и
других ведомств по вопросам кадровой политики. В частности, есть такая запись
фото:
Директор ПАТП
Денисов Аркадий
      Андреевич
в окружении ИТР
     и служащих.

- ЦК КПСС в сентябре 1971 года принял Постановление         
«Об улучшении экономического образования трудящихся». Это постановление
обязывало руководство предприятий, объединений и других учреждений принять
меры к коренному улучшению экономического образования кадров.

- ЦК КПСС признал необходимым рассматривать экономическую подготовку как обязательную, важную сторону квалификации каждого работника. Уровень экономических знаний учитывается при присвоении разряда, классности, при выдвижении на новую должность.

- Выполняя решения ХХУ съезда КПСС и указания Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева по вопросам коммунистического воспитания подрастающего поколения…коллективами школ совместно с промышленными предприятиями, определена работа
по дальнейшему улучшению трудового воспитания и профориентации учащихся.

фото:               
Школьники подшефной школы №6 в кабинете ТБ
       
фото с инспектором по делам несовершеннолетних.

Воспитанию молодого поколения рабочего класса уделялось большое внимание.

                ***
          Текучесть кадров была не только среди рабочего класса, но и среди начальствующего и инженерно-технического состава.
Денисова Аркадия Андреевича, начальника ПАТП, сменил Мотыгуллин Шавкат Нурхаметович. Заместителя по кадрам Жук Григория Степановича сменил Юрченко Владимир Александрович. Бессменным и самым ценным руководителем технической службы был Бобровничий Анатолий Иванович, главный инженер. Он позднее
замещал должность директора ПОПАТ,  после увольнения Мотыгуллина Ш.Н. 
Главным инженером  вместо него работал Лобанов С.И.               

          Причины смены руководителей мне не известны, но по слухам краем уха -  не обошлось без  «доброжелателей».  Тогда, не единожды, в какие-то городские инстанции из предприятия поступали анонимные жалобы. Один раз меня пригласили
в кабинет главного инженера, где был работник из народного контроля. Показал
он мне жалобу-анонимку, и просил подсказать, не знаю ли я, кто её мог написать. Немного прочла и, конечно, не знала автора анонимки. Позже узнала: оказывается, подозревали меня и проверяли мою реакцию. Подло до мерзости.

          Через несколько лет я узнала человека, причастного к тем анонимкам.
Она нечаянно проговорилась, что сочиняла  она, а переписывал и подписывался Сергей. Между прочим, эта дама была в большом авторитете у руководителей предприятия.   
               
                ГРЯДЁТ ПЕРЕСТРОЙКА
         
          Любой человек, который в середине 80-х годов прошлого века интересовался жизнью страны, наверняка находил на страницах некоторых газет материал с ростками нового мышления о жизни в своей стране, надеялся на
изменение привычного уклада социалистического бытия.
          Чутьё, интуиция подсказывали, что страна рано или поздно развалится. Поэтому первую прочитанную публикацию на подобную тему в газете «Советская  Татария», в 1984 году, я восприняла как искорку нового пламени, зародыша Горбачёвской перестройки 1985 года.  Надеялась, что жизнь изменится в лучшую сторону.Но,увы, перестраиваться начали неправильно.Считаю, что в правительстве было мало людей, желающих этой перестройки. Они и без неё жили прекрасно.

                МНЕ ТАК ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ НЕОХОТА,
                НО Я БЫЛА ВЛЮБЛЕНА – В  РАБОТУ!

                ***
          В 1982 году Мотыгуллин Ш.Н. меня и Сагитова А.М. (начальника пассажирской службы) послал в командировку в Химкинское АТП  гор. Москвы за обменом опыта работы.  Секретарь М.У. вручила мне сувенирную машинку «КамАЗ», дескать, пригодится. Зачем, я не стала допытываться, но эту игрушку повезла в Москву. Приехали на несколько дней. Поселились в гостинице. Прекрасно. А  буквально на второй день администратор  гостиницы заявила, что места для меня
уже нет. Так вот для чего мне дали «КамАЗ»! Как только вручила администратору сувенир, так нашлось то же самое место, которое я занимала. Но на этот поборы москвичами не закончились. Через день опять места не было. Пришлось покупать шоколадные конфеты.   

          После студенческой практики в Москве, это моя вторая официальная поездка в столицу нашей Родины. И она мне не понравилась. В Химках я не увидела что-то особенное. Заходила в отдел кадров. Начальник (пожилая женщина), ссылаясь на чрезмерную занятость, ушла и две молодые девушки-инспекторы, ни на один мой вопрос не ответили, как положено. Я сделала вывод, что свои обязанности они
знают плохо. К нам бы приехали поучиться!  Кроме того, не понравилось мне то,
что я увидела в большом помещении диспетчерской службы. В одном углу отгорожено место, за которым продавец отпускает работникам АТП импортные продукты и промтовары.
Для интереса спросила:
- Можно ли что-то купить? Ответили:
- Нет, это только для москвичей!

          А работники автопредприятия беспрерывно захаживали в диспетчерскую и довольствовались заграничными дарами.  В СССР тогда в «коммунизме» жила Москва, да ещё несколько городов. А как насчёт периферии? Да никак! Хотя, это не совсем так, ведь партийная элита и верхушка руководства везде пользовалась отдельными благами  со специальных магазинов и  торговых баз. Они тоже жили в «коммунизме». Это моё личное мнение, то есть видение с моей колокольни. Если на самом деле всё было не так, то прошу прощение за некорректное отношение к отдельной категории  работников. Хотя, честно говоря, в ту пору, например, в Набережных Челнах, да в период строительства города и КамАЗа, начальству было не до «шопинга». 

                ***
          Итак, всё-таки решила я написать, что мною сделано в должности начальника отдела кадров, то есть чего могла бы и не делать.
Весной 1976 года Правительство издало Указ об учреждении Праздника – Дня работников автомобильного транспорта в последнее воскресенье октября месяца.
В течение летнего периода я взялась за исследование архивных данных и написала Историю развития пассажирского транспорта в городе Набережные Челны.
Пользовалась библиотечным материалом о развитии всего автомобильного транспорта
в СССР. Получился объёмный материал. Мой шеф – Ю.В.А, прочитав часть материала (несколько листов),сказал, что материал хороший и предложил свою услугу напечатать книгу. Я от его услуги отказалась. Слишком много для него чести! 

      Краткие данные о развитии пассажирского транспорта в городе напечатаю
на этой странице. 
      
      Не помню точно, в каком году, написала на фирменном бланке с реквизитами объединения письмо на имя директора Васильевского автотранспортного техникума.
В нём изложила идею организовать, на базе Татарского транспортного управления          
заочное обучение главная задача в проявленной инициативе заключалась в том,
чтобы практики, занимающие инженерно-технические должности, стали дипломированными специалистами.

            
               
                ***
          Во время строительства города и КамАЗа  труд каждого человека можно назвать почти патриотическим.Ведь почти все затрачивали и часть своего личного времени для выполнения производственного задания. В то же время попутно заботились о повышении квалификации и мастерства в каждом деле. Рабочие
вносили рационализаторские предложения, обучались в школах рабочей молодежи
и так далее.   

                ***
          В июне 1977 года – была избрана депутатом Комсомольского районного Совета депутатов трудящихся. За год депутатской деятельности, на общественных началах, пять раз исполняла поручения исполкома – проводила проверку по конкретным вопросам в четырёх организациях города, в том числе на мясокомбинате и ЖБИ, а так же один раз принимала участие, совместно в работником ЗАГСа в поздравлении молодых горожан с рождением первенцев, камазят.

                ***
          По рекомендации Лисовича С.Я., секретаря парткома, меня приняли  в Университет марксизма-ленинизма  на двухгодичный факультет социологических исследований. Через два года вручили диплом о получении высшего политического образования в системе партийной учёбы. Реферат защитила на «Четвёрку». К сожалению, полученные мною знания по социологии руководство игнорировало, и восприняло умолчанием… Затем удостоили  дипломом  об окончании курса обучения
на факультете руководящих работников.  Обучению руководящих кадров в те времена придавали большое значение.               

На фото - кадровики: Горбунова Н.М,  Урлагова Е.И,
Красильникова В. и Загумённова А.
               
                ***
          В связи с ухудшением моих отношений с замом по кадрам, трижды писала заявление на увольнение или просила перевести на другую работу. В конце концов, меня перевели инженером по соцсоревнованию в отдел труда и заработной платы.

          В должности начальника ОК я проработала 7 лет. При уходе в ОТиЗ,
Шавкат  Нурхаметович вернул мне заявления и копию должностной инструкции  начальника ОК, в  которой  сделал своё заключение: «Очень полная, но, пожалуй, самая лучшая должностная инструкция». Спасибо, Шавкат Нурхаметович! Этого руководителя я считаю одним из лучших, как и Денисова А.А.При них предприятие постоянно занимало призовые места среди всех предприятий Татарского
транспортного управления. И совсем непонятно, почему его вынудили покинуть
ПОПАТ?

ПРИМЕЧАНИЕ: четыре пункта удалила.      

          Где бы я ни работала, меня сопровождал один и тот же недостаток:
я находила для себя  работу, не относящуюся к должностным обязанностям, поэтому исполняла свою задумку в личное время: дома или оставалась после работы в кабинете. А если что-то и сделала в рабочее время, то для очистки совести всё равно часть основной работы старалась наверстать в личное время. Это, конечно, тоже отношу к своему недостатку. То ли к какой-нибудь знаменательной дате, то
ли просто по порыву души, без надлежащего на то права, выпускала стенную газету под названием «Автомобилист».

          В предприятии был свой фотограф, так что газеты получались симпатичными, когда под фотографией того или иного работника небольшое описание его положительных деловых качеств. Особенно ёмкими получались стенгазеты в честь праздников Победы. Нравились они ветеранам войны. Один раз увидела в коридоре около газеты ветерана с женой, он её пригласил, чтобы она посмотрела, как о нём написали. 

          Фотограф предприятия – это большой плюс, особенно в то время. Первопроходцы помнят, как в разных местах города оформлялись стенды с фотографиями передовиков производства, с лучшими строителями города и завода.
Идёшь в магазин за продуктами,а тут тебе мимоходом улыбается с витрины знакомый:  Привет, соседка!  Приятно. Кстати, о фотографиях. Когда была в командировке в городе Липецке, купила там фотоаппарат «Зенит-В». Увлеклась фотоделом. Бывало «начирикую» на работе кадры специально или мимоходом, а потом полночи в
ванной поработаю и, снимки готовы. Потом сын  Александр «заболел» фотоделом.

          В период работы в постройкоме, в ДК «Энергетик» часто проводились массовые мероприятия: то слёт передовиков, то подведение итогов соревнования,
то ещё по какому-то случаю. Тогда каждое предприятие демонстрировало в фойе
свои достижение разными плакатами и другой наглядной агитацией. В завершающий момент профсоюзным и другим активистам вручались памятные подарки, грамоты.
У меня от этих мероприятий хранятся  книги «Набережные Челны».   

          На базе собранного мною материала в 1976 году о развитии пассажирского автотранспорта в городе Набережные Челны, и о людях, работающих  еще с доКамАЗовского периода, в 1995 году журналистами журнала «Аргамак»
издана книга под названием «50 лет на колёсах». 

          Самым интересным памятным подарком от меня лично коллективу автомобилистов, я считаю оформление четырёх фотоальбомов с моими комментариями 
и заметками о людях труда. Один, самый большой альбом, я оформила, будучи на пенсии по инвалидности. Этот альбом сама переплела, а фотографий куча валялась в уже заброшенной библиотеке предприятия.

          Подобрала их, посортировала. У рабочих брала интервью, обрабатывала
их вечерами дома.Получился, на мой взгляд, неплохой фотоальбом. В двух альбомах отражена работа с кадрами. Один альбом  отражает работу под руководством Мотыгуллина Ш.Н. К сожалению, руководящие работники, секретарь парткома и председатель профкома их  не видели. Некоторые работницы мне говорили: «Прячьте альбомы и никому не показывайте, а то украдут». Соловьёва  Галина Аркадьевна, бывшая секретарь комитета ВЛКСМ ПОПАТ, до сих пор хранит фотоальбомы в музее предприятия. 

          В середине 80-х годов я перенесла три операции.  Кое-кто думал, что
мне долго не жить. Один руководитель филиала подсказал Гараеву С.М., спрятать
в сейф альбом периода работы Мотыгуллина Ш.Н. Спрятали.
          В 1995 году, в период временной работы в ПАК, я увидела, изданную
книгу (не помню название) одним руководителем  транспортного управления А.А.Н. Комментировать и реакцию свою излагать не буду.

                Об отдельных НЕДОСТАТКАХ

          Самым большим моим недостатком было то, что я не умела лавировать
в отдельных ситуациях жизни. Не умела лебезить.  Не умела находить подход к отдельным личностям, не умела  воображать, не умела защищать себя, не умела хвастаться или показать свои достоинства. Да мало ли что я ещё не умела? 

          Зато я хорошо знала свои должностные обязанности,  свои права
кадровика по отношению к подчинённым. То есть знала то, что требовали указания вышестоящих организаций.Поэтому, если я видела, что в кабинете четыре работника сидят в рабочее время за столом, а на нём кучи семечек, я не «сюсюкала», а
строго говорила: «У вас что, работы нет? Или: две машинистки перегружены материалом для печатания, а две помощницы секретаря в приёмной директора парфюмерию перебирают. Обязательно сделаю замечание, не докладывая об этом главному руководителю. Многие работники считали, что я много на себя беру, и не имею права лезть не в своё дело. Извините, но я имею такое право по должности!

          Однажды вызвал меня Денисов А.А. «на ковёр» по жалобе секретарши М.У. Вошла в кабинет. Начальник сидел за столом с насупленным видом, и, не глядя на меня, сказал: - Вы, почему позволяете себе вмешиваться в дела работников секретариата? Дескать, служба эта его и он ею командует. Ответила тирадой своей речи: «Аркадий Андреевич, в Ваш кабинет, и в кабинет главного инженера приходят посетители не только нашего коллектива. А что они  видят? На столе секретаря лежат женские парики, косметика различная, как на базаре. Вот я и сделала замечание, что это некрасиво смотрится со стороны. Привела пример с семечками,
и другие примеры. Тут Аркадий Андреевич вдруг распрямил  плечи и, расплыв в улыбке, произнёс: «Так держать!».

          Когда он уходил с работы, около здания конторы (на Элеваторской горе),  на прощанье мне сказал: «Вам, Р.С., будет трудно здесь работать». Он понял, кто есть кто. Он понял,что то, ближайшее окружение, которое было вхоже в его кабинет в любое время свободно, вдруг оказались в стороне, разбежалось, как мыши, по своим норам.  Такой финал бывает всегда, когда предают бывшие друзья.  Это результат закона борьбы зла с добром.

               
Р.S.
          Сегодня 20 апреля 2012 года,пятница. На улице весенний солнечный день. Красуется перед окном моей квартиры берёза. Еле заметно колышутся её ветви с мелкими зелёными  листочками и серёжками. Весенняя природа возрождается. А я уже больше года довольствуюсь четырьмя бетонными стенами и видом из окна. На улице
не бываю. Мои спутники: телевизор и ноутбук, не дают возможности мозгам очерстветь до старческой забывчивости. Редкие посещения детей и внуков тоже скрашивают жизнь. От души благодарю медиков «Скорой помощи» за спасение в экстренных случаях. Желаю им всем жизненных благ и благородного терпения на поприще спасения людей.
               
                ***
          Перечитала своё сочинение о прошлой  жизни. Многое, о чём хранят записи, осталось «за кадром». О многом  не стоит и вспоминать, хотя  интуиция подсказывает, что некоторые эпизоды неутешительного бытия надо бы довести до сведения внуков с той целью, чтобы задумывались над  тем, правильно ли
организуют свою жизнь, своё поведение и отношение к старшему поколению. Но, теперешняя жизнь в демократической системе,и наша жизнь в «развитом социализме
с идеями построения коммунистического общества» настолько различны, что найти общий консенсус вряд ли удастся. Для воспитания молодого поколения нужно, на
мой взгляд, менять общегосударственное отношение к этому вопросу.
И менять надо не только в верхних слоях общества, а и в низах. Не только в Москве, Питере и других крупных городах, а и в Бурятии, на  Юге страны, в Центральном Черноземье, во всей глубинке необъятной Родины!
               
                ***
          Когда сравниваешь жизнь отдельных слоёв населения в настоящий период, больше видится, к сожалению, отрицательного, нежели положительного. Только один телевизор чего стоит в создании отрицательных эмоций! Какой канал не откроешь,
на экране агрессивные лица насильников с пистолетами, убийства, кровь.Создаётся впечатление, что ничего прекрасного в жизни, кроме насилия и преступности, в России нет. Мелькают на экране почти голые попы девушек.

          А Ксения Собчак своим поведением в молодое поколение столько вложила  отрицательного воздействия, что неизвестно, когда же она исчезнет с экрана телевизора, и чем можно выветрить с мозгов молодёжи, её нравоучения по примеру «ДОМ-2». Куда смотрит правительство?
          Молодых артистов и артисток столько развелось, что и вспомнить в будущем некого будет, все на одно лицо: раскрашенные, блестяще разодетые. Нет среди них таковых, каковы были в советское время: Баталовых, Вицыных, Леоновых, Толкуновых, Зыкиных, Шавриных, Ивановых и других. Когда невзначай покажут советский фильм с Ириной Муравьёвой, с Людмилой Гурченко, Юрием Никулиным и другими, смотришь его и на душе ощущаешь радость, лёгкость  и  удовлетворение.
 
          Честно признаюсь, я против возрождения страны полностью в советском духе.Много было и тогда недостатков, на которые не обращали должного внимания.
Но  взирать на несправедливость, вседозволенность для одних и унизительное, пренебрежительное отношение к большинству населения в нынешней демократии,
не дают покоя. Поневоле возникают вопросы: - Кому на Руси…?  и  - Доколе терпеть…?  Я имею в виду не себя, а своих детей и внуков, и других, кому
не весело живётся на Руси… 
          
          Своё предисловие к рассказам «С высоты колокольни моей» я написала в 1997 году. Срок немалый для созревания  творческих замыслов. Я постарела. Дети
и внуки повзрослели. Четверо внуков закончили институты и работают Один внук продолжает учёбу.

          Спасибо друзьям за доброжелательное отношение и помощь. А за мои неправильные высказывания, ошибки и заблуждения искренне прошу у всех прощения. Храни всех, Бог!   

          Это послесловие пришло мне на ум в сегодняшнюю бессонную ночку. Так что, считайте,  мои рассуждения появились от недосыпа.               

На фото: Бобровничий А.И.
вручает мне
Почётную грамоту
в честь 50-летия
   со дня рождения, после первой операции.

***
По листам развеяла я мысли,
По местам расставила я точки.
Неказистые сплетения вышли,
Будто в поле блёклые цветочки. 

***            
Ах, какие мои годы!
В любые дни: в дни непогоды,
В дни благоденствия, добра,
Не помню, что было  вчера,
А то, что было так давно,-
Стучится, просится в окно!       
               
***
Вот и хочется ещё записать то, что «просится». Немного о себе. Я вышла на пенсию раньше положенного срока. Правда, по инвалидности. А её, если честно говорить,
не должно бы быть. Обнаружила опухоль на правом бедре. Если бы сделали операцию хотя бы через месяц, то я не была бы инвалидом. Но мой диагноз кому-то был нужен. В Казанском онкологическом диспансере сказали: «приезжайте через 2 месяца». Приехала, и снова: «Приезжайте через 2 месяца». Снова 2 месяца «квасила бяку», пока не явился доктор, который делал операцию. Через год – рецидив, снова операция, лучевая терапия. Еще через год с небольшим – третья. Результат этой  «катавасии» - инвалид 2 группы. 
               
                ***
Сейчас 19 часов 20 минут – 9-го мая 2012 года. По телевидению на всех каналах чествуют защитников Родины. Перед глазами муж  Виктор. В этот день у него
всегда  вместе с радостью, что остался жив, были слёзы горечи несправедливого заточения в неволю. Даже реабилитация не могла сгладить, стереть незаслуженную обиду, оскорбление, унижение человеческого достоинства, забыть подневольный
труд за колючей проволокой на строительстве города Салават Юлаев в Башкирии.
Чем старше становился, тем сильнее впивалась эта зарубка в сердце и не давала покоя, особенно в период болезни. С 1998 года, в течение двух лет, доставалось
и ему, и мне.Вместо него в больницу ездила я, выстаивала очередь к врачу,потом поход в аптеку. Обезболивающее лекарство «баралгин» ему не помогал, но врач-уролог и не думала выписать другое. Лежал один раз в госпитале в палате на два человека. Сосед хвастался, что ему врач выписывает таблетки на сумму более 
одной тысячи рублей, а  Виктор обходился таблетками не более,чем на пятьсот рублей. Для меня походы в больницу не были лёгкими из-за больной ноги.
         
Трижды обращалась к главврачу поликлиники № 5,близкой к нашему дому, с просьбой принять мужа, участника войны, на учёт, так как я инвалид 2  группы по ногеУвы, отказала. Так и мучились оба, пока в январе 2000 года ему сделали в Казани операцию.  И снова уролог 4-й поликлиники пичкала его баралгином.  Настроение у Виктора ухудшалось с каждым днём. Он всё чаще  вспоминал Салават, проклинал Сталина, ругал КПСС, следователя Рубашенко. Тогда мне пришла подсказка. В марте 2000 года  я написала письмо на имя мэра города Салават в Башкирии. В нём
коротко описала судьбу своего мужа, его тяжелую болезнь, и попросила прислать
ему весточку и хоть какой-нибудь подарок в честь Дня Победы. Мужу об этом письме ничего не говорила.

Через несколько дней после празднования Дня Победы из города Салават пришла бандероль. В ней: книга «Город Салават», слайды города и поздравительная
открытка за подписью Председателя городского Совета Главы администрации города Салават А. Т. Галиева. Большущее ему спасибо! Всё очень красочно оформлено.
Книга посвящена 50-летию города. На этот подарок муж ответил: «У них там сохранились списки  политических заключённых». Книга ему очень понравилась.               

Вот небольшая выдержка из книги «Салават»:
         
Стр. 7: «1998 год  для Салавата особенный: свой «золотой» юбилей город отмечает на рубеже двух тысячелетий. В ХХ1 век город входит, имея за плечами немало добрых дел. Салавату есть кем и чем гордиться … История любого города    поучительна, ибо она – завещание  одного поколения другому»               

Стр. 9: «Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года была определена программа создания градообразующего  предприятия Салавата –нефтехимического комбината № 18…»

Стр. 13: «Работникам милиции нередко приходилось действовать в экстремальных ситуациях, так как на строительство нефтехимического комбината по приказу
Сталина были этапированы заключённые – более 35 тысяч человек».

***
В 2000-м году дважды ездили с мужем в Казань. Там обещали,символически, сделать повторную операцию осенью. Кроме этой проблемы не ладилось в нашем подъезде с отоплением. В комнате было холодно. Ходила в ЖЭК, в Совет ветеранов – бесполезно. Сильные боли так его мучили,  что он начал откровенно говорить: если мне не сделают вторую операцию, я покончу с собой. 19 октября 2000 года, во время моего похода в магазин и на почту, он ушёл… добровольно. Сейчас, через много лет, подумала,что надо было бы сходить в Горздравотдел, может, и помогли бы в чём-то. Хотя, вряд ли.               
               
***
Прости, мой муж, что в хлопотах житейских
Я не смогла беду предотвратить.
Скорблю, что со страниц библейских
Одну молитву можно мне творить.
Прости, мой муж, я много претерпела
И надрывала сердце исподволь.
Предвидеть шок тот, видно, не сумела.
Теперь прошу лишь: нам пожить позволь!   
Ноябрь 2000 года
               
***
Грех мужа для меня не прошёл бесследно.7 ноября 2000 года у меня начался сильный сердечный приступ. С трудом дошла до автобусной остановки, с молитвой доехала до поликлиники. Принял кардиолог, пожилой мужчина, послал на ЭКГ. Результат сказал спокойным голосом: - У вас инфаркт, можете дойти до БСМП? А куда же мне деваться? Доплелась в приёмную БСМП, а там народу много. Прочитали направление, посадили
на лавку и начали обслуживать  других. Дождалась своей очереди. Снова ЭКГ,
срочно на каталку и в палату.
         
В палате из 6 человек я была одна лежачая. Потихоньку приводили меня в норму, хотя после инфаркта сердце осталось с рубцами. После первого самостоятельного выхода  в коридор, сидя на скамейке, «поплыла в неизвестность», потеряла сознание, врачи спасли. Снова – лежачий покой, беседа с психотерапевтом. Рассказала коротко про свою беду, добровольный уход из жизни мужа. И она дала совет: плохое забыть, мужа простить, найти какое-то занятие, отвлекающее от плохих  воспоминаний.

Придумала лёгкое занятие. Смотрела в окно на макушки осенних безлиственных деревьев и начала записывать стихи:  «Инфаркт мне вовсе ни к чему», «Старуха Осень не спесива в свои владения впустила соседку Зиму, не спеша…».

***
Пришла на лечение новенькая больная, Смелая, сразу нашла общий язык с медсёстрами. Про неё я подумала – «блатная», потому что она в воскресенье
оделась и куда-то ушла. Пришла быстро и – начала работать в палате: вынула карандаш  из упаковки и стала орудовать им вокруг всех тумбочек, в тумбочках,
в отхожем месте и т.д. Результат этого действа не замедлил себя ждать, отовсюду поползли тараканы. А поскольку я от этих тварей была  не в восторге, особенно ночью, то в своём положении мне ничего не оставалось делать, как взяться за перо и тетрадь. К концу санобработки у меня всё было готово, я переписала стих и тут же вручила этой умной даме, на что она, после прочтения, спросила: - Вы где его взяли? Вот он:

В борьбе за чистоту 
               
В палате нашей чистота.
Больные входят и уходят,
Да и у тварей суета:
И днём, и ночью всюду бродят,
Кишат вокруг ведра в «отхожей»,
Шныряют в тумбочках вовсю,
Снуют в ночи даже в прихожей,
Грозят освоить местность всю.
Одна мудрёная больная,
Такую сцену наблюдая,
Вмиг вариант один нашла
И тихо на базар пошла.
Не ради праздного веселья,
А было это в воскресенье,
А чтоб «оружие» купить,
И тараканов истребить.
А там бабуля ей сказала
И на пакетик показала:
Вот эту «Машеньку» купите
И тараканов поморите».
И вот – «Машенька», не взвод,
Прошлась по тумбам устремлённо,
И поползли из них вперёд
Все тараканы удивлённо.
Сначала, явно, «генералы»,
Учуяв дух, и, как «амбалы»,
Неладное сообразили,
Сидеть в дозоре прекратили.
Собратья следом, без овации,
Сменяли место дислокации,
Почуяв вражеский напор
Со стен, полов и даже штор.
Траншеи находили метко,
Ползли, увы, и по таблеткам,
По мискам, чашкам и ножам –
Уже привыкшим этажам.
Ну, а палатная «пехота»,
Штиблетами вооружась,
Гонялась, хоть и без охоты,         
За тараканами, кружась.
Об армии писать не стоит.
Там офицер любой загонит
Сидеть солдат всех на броне,
А сам «гарцует» на коне.
Так в этой «были»: «штабники»
На потолок смиренно сели, \
Полдня вверх пузами висели,
Потом на них пошли в штыки.
Тут даже швабра подключилась,
И очень быстро получилось:
Всех хитрецов «штабных», по злу,
Ждала расправа на полу.
А утром, в оный понедельник,
Всё от того же, от безделья,
Пришлось «пехоте» вновь «стрелять»,
Остатки «банды» истреблять.
А у меня, у стихоплёта,
Давно был нелегальный план:
Коль тараканов здесь сверх счёта,
Я им хулу стихом воздам.
И резюме: О, санитары!
Отраву надо посыпать,
Иначе долго тараканы
Нам  в жизни будут досаждать.
А, может, нам самим пора
За чистотой следить с утра,
И тараканы там и тут
От голодухи перемрут.

Ноябрь 2000 г.
Палата № 9 БСМП, кардиология.
         
Этот случай произошёл давно. «Блатная» дама оказалась работницей скорой помощи.
А в 2011 году я дважды лежала в кардиологии БСМП. От увиденного комфорта
остались только положительные эмоции, совсем другая обстановка, чистота и порядок. Даже не верится в «героев» моего давнишнего стихотворения.Хотя, тогда, по горячим следам, в кардиологии срочно сделали ремонт.  Стих про тараканьё я, может, зря здесь напечатала, но в нашей жизни ведь всякое бывает,
иногда полезно познать что-то и отрицательное. Так сказать, в назидание. Записывала я этот стих, сами понимаете, не в очень бодром духе. Но он на
какое-то время отвлёк меня от болезненного состояния.
***
Попутно поделюсь своим  опытом  борьбы с недугом. Бывает так: то ли после приступа, то ли даже после вызова скорой помощи, я беру книгу своих стихов и читаю. Читаю что-либо лёгкое, что вызывает у меня положительные эмоции, и отправляю боль на «задворки», на задний план. Становится легче. Сейчас 
применяю «тренинг прозой». На какое-то время мой организм успокаивается,
боль временно отступает, или просто при чтении я её не так чувствую.
               
***
Инфаркт мне вовсе ни к чему,
К нему любви я не питаю,
И отпускаю потому,
Что с чувством долга жить желаю.
Хочу себя я полюбить,
Как никогда и не любила.
С детьми хочу еще пожить,
Пусть дольше ждёт меня могила.
Я внукам, чувствую, нужна,               
И буду им всегда опорой.
Себя я им отдам сполна,
И не хочу кончины скорой.
Мой Бог! Меня благослови
На житие на этом свете,
А если что… меня прости,
За всё сама всегда в ответе.   
               
***               
 Не надо на судьбу роптать.
 Держите в сердце не тревогу,
 А научитесь понемногу
 Самим собою лучше стать.
 
 Не надо на судьбу роптать,
 Хоть выпавшая злая доля
 Покажется  вам как неволя,
 Она и счастьем может стать.

 Не надо на судьбу роптать,
 Что вас любовью обделила,
 Кого-то рано схоронила,
 Судьба даётся нам под стать.
               
 Не надо на судьбу роптать,
 Что в одиночестве живёте.
 Надейтесь, ждите и найдёте
 Того, кто может другом стать.
 
 Но, даже если вы устали,
 И веру в счастье потеряли, -
 Не стоит грех на душу брать
 И на судьбу свою роптать!
          _____
               
               
               
               
               
               
                Мечты               

                Крыльев нет, взлететь охота,
                Посмотреть всё с высоты
                Выше птичьего полёта,
                Чтоб развеялись мечты.
       
                Плавно выйти на посадку
                В самом милом уголке,
                Подобрав в лесу площадку
                От родных невдалеке.

                И спокойною походкой
                По тропе лесной пройти.
                На дороженьке короткой
                Отдохнуть на полпути.
 
                Но, сижу я на приколе,
                Самолёта рядом нет,
                И с окна встречаю зори,
                Золотого солнца свет.
               
                ***
                Пока закат вдали алеет,
                И по земле ещё хожу,
                И солнца лучик душу греет,-
                Работать нА поле спешу.
                Стелю бумажную холстину,
                И краской синей от небес
                Рисую жизни я картину
                Разнообразием словес.   
               
                ***
                Спасибо, Господи, за всё:
                За мир и дружбу, за жильё,
                За небо ясное и солнце,
                За лучики в моём оконце,
                За хлеб насущный и за воду,
                За всё, что Ты даёшь народу
                Родимой Матушки – Земли,
                А за грехи наши – прости!

                ***
                Я взираю к небосводу:
                Господи, мир утверди,
                От российского народа
                Все ненастья отведи!
                Обозначь нам жизни новь,
                Воскреси в душе любовь.
                Дай нам очес, чтоб прозрели;
                Дай нам разум, чтоб умнели;
                Дай терпенье на страданья;
                Дай нам сил для созиданья;
                Дай понять, что без Тебя
                Нас не выдержит земля.
                Помоги, чтоб дети, внуки,
                Не испытывали муки,
                За отцов бы не страдали,
                Веру в Бога не теряли.
                Отче наш, Небесный, Милый,
                За грехи наши помилуй, 
                Не оставь, не позабудь,
                И направь на верный путь!
                Тебе поём мы песню славы,
                Спасибо, что всегда Ты с нами,
                И Очи  Твои на нашей земле.
                Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!
***
И резюме:  За моё  житие-бытие, за нашу семейную  жизнь и скитания по
разным местам родной страны, я благодарна Богу за то, что давал и даёт мне
силы для решения житейских проблем, за терпение, за то, что познала много полезного. Спасибо, что  послал мне хороших детей, внуков, правнучку,
Желаю всем близким и дальним родственникам по отцовской и материнской линии здравия на долгие годы.  А всем усопшим родственникам – светлая память!               
         
Я благодарна близким друзьям, сотрудникам  ПОПАТ за доброжелательное ко мне отношение, помощь и добрые советы: Галине Аркадьевне Соловьёвой, Надежде Михайловне Горбуновой, Сание Руфхатовне   Шаниязовой, Надежде Васильевне
Шишиной, Клавдии Григорьевне Чертковой.   
Благодарю руководителей предприятия: Мотыгуллина Шавката Нурхаметовича,  Бобровничего Анатолия Ивановича, Гараева Сагадата Минигараевича и всех,
кто верил мне и защищал в отдельных случаях! Хорошего всем здоровья на долгие годы!
                ***               
                Разбросала свою «Колокольню»
                На  добротную сотню страниц.
                Память, с радостью,  да и с болью,
                Чередуется  в них без границ.
                Пусть летят мои мысли лихо.
                Я  хочу от души  пожелать,
                Чтоб во всякой обители тихой
                «Колокольню» могли прочитать.
               
               
               
                ***
                Как быстро мчатся дни и ночи.
                И, хоть порою нету мочи
                Терпеть различные недуги,
                Не то, что коромысла дуги, -
                Благословляю жизнь свою,
                И Славу Господу пою,               
                За всё его благодарю!    
                -

               
                Храни вас Бог!

                Храни вас Бог, читавших мои строки,
                Кто мне помог: и дети, и отроки,
                И даже незнакомые, друзья!
                Поддержке вашей рада Я.

                Храни вас, Бог, кто ставил мне подножку,
                Загромождал препятствием дорожку,
                Чтобы достигнуть цели не могла!
                Я, силы жить, в терпении нашла.

                Храни вас,  Бог, кто жил совсем иначе:
                Не зная бед, презрения, тем паче –
                Не испытал предательства и зла.
                Я от души желаю всем добра!

                А для себя у всех прошу прощения
                За лишнюю серьёзность, заблуждения.
                Я вашу критику сочту
                За божью милость, правоту!

Писать рассказы "С высоты колокольни моей" начала в 1997 году. Тогда пять
внуков были школьниками. Сейчас (2014 год) трое из них уже работают после
институтов. Закончили: Олег - химико-технологический институт, Михаил -
авиационный, Анна работает экономистом. Екатерина получила профессию психолога. Доучивается Николай.Так что я очень довольна детьми и внуками.Это мне
награда Свыше за терпение всех невзгод в нелёгкой жизни.
Спасибо, Господи, за всё!

Итак, завершаю намеченные давно рассказы о своей жизни.Несмотря на то, что
я не обошла критикой себя в отдельные периоды, жизнь  в целом
и трудовую деятельность провела по совести. Считаю, что чрезмерное
усердие к труду можно было бы и не совершать, если бы не было для этого
объективной причины. Но старалась не ради славы и получения "дивидентов",
а для удовлетворения своих моральных потребностей. С ними жилось легче.
В Набережные Челны приехала, имея награду - медаль "За самоотверженный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", и при выходе на
пенсию медаль "Ветеран труда" - достойный подарок  за весь период трудовой деятельности.   


Напечатала свои  рассказы и стихи
Конон Римма Семёновна
      
Апрель, май, сентябрь 2012 года, март, июнь 2014 г.               
Гор. Набережные Челны РТ.