жертва амбиций

Кравченко Надежда
                Жертва амбиций
Место действия -провинциальный пединститут профилированный на выпуск сельских  учителей. Время действия- доперестроечный ,как говорят теперь «совковый» период .Главный герой-Толик Похмелкин, Имеет  пиджак в мелко- серую клеточку ,брюки дудочкой,розовую рубашку с галстуком канареечного цвета и худощавое лицо интересной бледности, Он кучерявый блондин с блекло-голубыми очами под длинными кучерявыми ресницами. Харизматичен,пишет странные стихи про страдания  мухи  на стене,малюет картины маслом,в институте пославился  выставкой портретов преподов , был ими замечен в общей массе первокурсников и назначен редактором  институтской стенной газеты «Студент».Поэтому он- Личность. До него был Личностью студент заочник- рослый молодчик  с пухлой породистой физиономией,вальяжной походкой ,аристократическими замашками  .По слухам, гуляющим среди студенческой массы,он был Потомок какого-то княжеского рода,а так как дело было  на фоне советской действительности,то явление Княэжеского отрыска  среди комсомольской молодежи породило их  тайное благоговение,что говорило уже о тенденции к упадку и сомнению в действенности коммунистических идеалов.О Княжиче  говорили с придыханием ,на него указывали глазами первокурсникам, тайно знакомя с институтской Личностью,на него Ходили,чтобы познакомиться .Откуда этот отпрыск княжеской династии ввалился в затрапезный провициальный  пединститут и куда  он запропал сразу же  после первого курса никому  так и не удалось  выяснить . И тут прорезался –Похлебкин. Личность. Теперь уже о нем толковали с придыханием ,на него Ходили и на него указывали глазами первокурсникам.
          Надо сказать,был Похмелкин хоть и прославлен,но практически нищ,т.к.прибыл в этот институт по воле судьбы из весьма отдаленных просторов нашей  необъятной Родины из семьи  малообеспеченых колхозников.Весь его бюджет-это скромная стипешка и редкие посылки заботливой матери,которая смутно представляла те расстояния,которые разделяли ее и сына.Стипендия несмотря на то,что расходовалась весьма экономно рано или поздно кончалась.И тогда – элементарно хотелось  Жрать!И тут-опаньки-и-и!Маменькина посылка!!!.Она спешно взламывалась,а та-а-м: трехлитровая банка с жареным мясом.Это мясо,конечно,не выдерживало тех временных отрезков за которое она преодолевало расстояние между российской глубинкой и пединститутом и покрывалось нежно- зеленой плесенью.Но жрать- то хотелось и весьма усиленно...поэтому Толик отмывал это мясо с мылом и заново пережаривал его на остатках растительного масла.Зажимал нос и жевал-жевал-жевал эту вонь...и, как это не странно ,ни разу не отравился. Лучше конечно было ,когда приходила посылка со слоями крепко соленого сала.Так  Личность и дотягивала до следующей стипендии.Так что наличие  или отсутствие стипендии было бля него архиважно  жизненным обстоятельством..Между тем,в данном институте получение в процессе сессии хотя бы одной « тройки» приравнивалось к получению «двойкии» и   автоматически лишало студента права на получение стипендии. Поэтому Толик зубрил старательно.
     В этом пединституте были две конкурирующие кафедры:филологическая и кафедра марксизма- лененизма.А поскольку они соревновпались за показатели,то преподаватели с одной кафедры старательно «заваливали» студентов соседней кафедры,те же соответственно платили той же монетой.Вообще в этом институте было много подводных течений: преподавательница античной литературы Афродитова и студенты ненавидели  преподавательницу современного русского языка Коброву  за ее ядовитое остроумие в свой адрес,та в отместку презирала Афродитову за то,что та  была Любовницей самого  Ректора,а «руссистке» с ее неказистой внешностью и роговыми очками такого   счастья  на женскую долю не выпало и она прозябала в старых девах,педагог по русской литературе Кашин  М.Д. был неважным преподом,но был штатным стукачем в местном КГБ и считался крупным специалистом по творчеству Гайдара, при этом в частной беседе о его творчестве начинал  многозначительно и похабно ухмыляться,намекая на потаенное  знание  интимных сторон автобиографии советского писателя.Его студенты не уважали .Декана филологического факультета Краснова Виктора Александровича  студенты просто обожали и звали «отцом родным».Преподавал он историю КПСС.То ли как декан своего факультета он не  расположен был «заваливать» собственных студентов, он не докапывался особенно ответов студентов и ему можно было втирать про съезды Компартии,. не особенно утруждая себя запоминанием дат и цифр достижений  плановой экономики,цифры брались прямо с потолка и выдавались «отцу родному» под его молчаливое несогласие,то ли он  ,вконец ,утратил веру в своевременное построение коммунизма ...Но не за попустительство на экзаменах студенты любили его,за доброту душевную.Со своими проблемами студенты безбоязненно шли к нему и он всегда помогал.Однажды  один прокутивший шальную ночку студент заснул,довольно внятно похрапывая, на его лекции у самой кафедры .Краснов, читая лекцию,без возмущения вниз  взглядывал на дрыхнувшего оболдуя,искренне полагая,что тот переутомился где-нибудь на подработке к степендии.После лекции ....вызвал  храпуна и предложил оторопевшему балбесу  одноразовую материальную помощь.Он  был- Человек!Языковеда Лерэр Николая Петровича уважали за глубокое знание своего предмета,за немецкую чопорную педантичность и честность,даже не рассчитывая на его экзаменах на «прокатит» и «халяву».Он был Личность. Но поголовно все студенты  трепетали перед преподавателем исторического материализма Жирновым В.П.с конкурирующей с филфаком кафедры марксизма-лененизма.Получить у него хорошую отметку было практически  нереально.Ну не любил он студентов,особенно с конкурирующего факультета...Огромный рыхлый старик ,астматически сопя,медленно вползал в аудиторию,обрушивал свою массу на стул ,недобрым взором обводил затрепетавших перед ним студентов,и,мокро шлепая губами,бурчал:-Итак,продолжаем изучение путей ,ведущих к светлому будущему развитого социализма и перспектив построения коммунизма,который вам..-он с отвращением смотрел на студенческую  биомассу- Вам  с вашим современным  критинизмом,конечно,никогда не построить...И студенистые брыли его начинали брезгливо  трястись.И плевать он хотел на самоуважение сопляков,потому как он Фигура .Судя по его мрачным намекам блестящее прошлое его было связано с партийным положением и работой за рубежом.Здесь же он прозябает,вдалбливая недоумкам азбучные истины общественных наук.Благоволил  он только к Толику Похлебкину,за то,что тот относительно легко разбирался в хитрослетениях его мудреных лекций. И снисходил до диалогов с ним.Это-то и просекли однокурсники и,если курс поголовно не был готов к практической части занятий парламентером к Толику направляли старосту курса:- Толя,заведи старика на всю пару,без ножа ведь всех зарежет.И тут нужен был тонкий расчет в какой именно момент вклиниться в монолог  обязательно с дозированной озабоченностью выразить легкое недоумение и недопонимание (умное,чтоб и не пахло тупизмом!) по тому или иному вопросу.И ждать,когда старик заглотнет лакомого червячка  на потайном крючке...и завязать диалог.Он тебе объясняет,а ты недопонимаешь,он тебе объясняет...а ты по прежнему в недоумении...,но умном недоумении.Иначе  препод просекет,что его разводят,и можешь себе смело делать харакири....Но вот наживка осторожно подводится к дряблому носу,судорожно заглатывается и все –готово!Можно уже расслабляться до конца пары,практической части уже не будет.Будет бесконечный монолог о преимуществе  построения коммунизма в отдельно взятой слаборазвитой стране. ......По аудитории проносится судорожно сдерживаемый вздох облегчения и все тихо занимаются своими делами.Лицо препода озаряется воодушевлением,...В.П.скурпулезно обжевывает,обсасывает каждый пунктик обсуждаемой темы,строит логическую цепь тонких умозаключений,мысль его развивается по спирали и он незаметно для себя,но предсказуемо для студентов ,сваливается в пучину личных воспоминаний:-А вот когда я был в Китае......Глазки  препода маслятся,на губах  -легкая тень улыбки испытанного ловеласа с ,намеком на нескромные обстоятельства любовной интриги.-Китаеночки там махонькие ...набалуешься,посадишь на ладонь и как котеночка через забор...Тут можно уже полностью отключать контроль,В.П. упоенно токует о своих любовных похождениях!
     Возмездие настигло Толика Похлебкина нежданно.Он,с подачи соседей по парте ,увлекся рисованием карикатур на нелюбимых  преподавателей:тут тебе и очковая кобра  -препод современного русского,и безрукая афродиточка  ректоровна,и В.П ,как гирляндой.,обвешаный китаяночками .И все ,как назло,портретно узнаваемые...Талант одним словом,Личность!Видимо,хихиканье  было достаточно слышимым,что отвлекло,наконец,Жирнова  от самозабвенного токования и он как рок навис над головой увлеченного Толика .Лист с негодованием был изъят .Надо ли говорить,какой праведный гнев разразился среди оскорбленных преподавателей?!
       К этой сессии Похлебкин готовился как никогда...И как назло,первый экзамен у В.П. Толик вытянул билет и возликовал:знает,стопроцентно-знает!!! Отбарабанил ответ и протянул зачетку.Препод –ни одного дополнительного вопроса...С каменным лицом рисует в строчку бисерное «удовл».Кровь бросилась Толику в голову,в глазах потемнело,в беспамятстве занес он над головой препода тяжеленный том исторического материализма.На полпути остановил его испуганный взгляд В.П.,тут увидел он  вжавшуюся в плечи старческую  голову с пролысинами.Молча положил перед преподавателем убийственный том исторического материализма и бледный вышел из аудитории.Парни-однокурсники ржут ему навстречу:- Ну что «удовлетворил» В.П.?
-Удовлетворил.
Хорошо им из близлежащих деревень.И картошечки предки мешок привезут,и мясцо подкинут,и саленья-варенья там всякие...А ему каково! Расстрельная статья считай!
Так же «удовлетворили» его и другие обиженные им педагоги.Ни у кого рука не дрогнула,а ведь знали,что на голод обрекают!А «очковой кобре» он пять раз морфологию сдавал,пока на несчастное «удовл» не  наскреб.
      Только «отец родной» вызвал в деканат и  помог.
-Вот адрес.Это детсад.Там моя жена заведующей.Будешь подрабатывать в качестве художника.Там тебя и покормят.Я договорился.
Показательно помахал пальцем перед носом сконфуженного Толика:-И без претензий там особенно на большое денежное вознаграждение...едино прокорма ради.
Толик было отнекиваться,благодарить,декан утешил:Да ты не комплексуй особенно.Мне в свое время,знаешь,где пришлось подрабатывать...в вендиспансере. И ничего,как видишь,жив-здоров!
До следующей сессии Толик ходил после занятий в институте в детский сад.Там его прикрепили на прокорм к старшей группе,где кормили манной кашкой и супами.В подсобке он рисовал на фанерных листах разных зверушек.Рисовал с полной самоотдачей и натурализмом.Медведи и зайцы у него выходили как живые.
На следующей сессии его снова «удовлетворили» и Толик взял академический отпуск по семейным обстоятельствам,затем перевелся в пединститут недалеко от дома.В этом институте педагоги  очень удивлялись  глубоким знаниям нового студента по морфологии.
      А в детсаду все натуралистические изыски его закрасили и нарисовали мультяшных медведей и зайчиков.Оказывается,там так и  надо было рисовать.Толик слегка обиделся,хотя  зарплату получил.На дорогу домой хватило.
      И кто тут после всего рассказанного Личность ,скажите,пожалуйста?