Рыжичек. Живая легенда Уральского казачьего войска

Николай Панов
До публикации уральским бытнописателем Иоасафом Игнатьевичем Железновым предания "Рыжечка", никто про героя - поединщика в Полтавской битве 1709 года и не слыхивал. Случайно или нет, но публикация предания "Рыжечка" совпала, как раз, со 150-ой годовщиной победы русских войск под Полтавой, которую уральские казаки называли "Платава". С этого момента просвещенные уральцы заговорили про казака Рыжечка. Легенда начала разлетаться по форпостам и, вскоре, обрела своё новое звучание в работе В.Н. Витевского, который включил её в книгу "Яицкое войско" (1879 г.). Однако, у Витевского казак Рыжичек, уже, олицетворяет собирательный образ "Яицкого казака и атамана", победившего в поединке чудо - богатыря Золотой Орды. К тому же, Рыжичек у Витевского - донской казак, пришедший служить в Яицкое Войско. Итак, кто из них истинный Рыжечка или Рыжичек? Народные предания и легенды на "пустом" месте не рождаются. Должна быть какая - либо значимость события, чтобы его взять в качестве основы предания или легенды.

Ненадолго вернёмся назад, чтобы назвать такие известные личности, как П.И. Рычков, А.И. Левшин, А.С. Пушкин, В.И. Даль, которые посвятили свои работы вопросам истории и этнографии Яицкого (Уральского) казачьего войска. Однако никто из них, ни полусловом не обмолвился про казака - героя Рыжечка. Никто из яицких атаманов или простых казаков его не упоминал в разговорах с ними. Поэтому напрашивается вывод, что либо Рыжечка знал очень ограниченный круг лиц, либо его, вообще, и в помине не было. Таким образом, 1859 год можно считать годом рождения легенды про Рыжечка.

Мне довелось узнать предание о казаке - герое Рыжичке из уст отца. Однако, на вопрос когда это было и где, отец ничего мне ответить не смог. Ему предание рассказывал его отец, но весь рассказ дед посвящал самому поединку между яицким малорослым казаком и неприятелем - великаном, не говоря ни о времени, ни о месте схватки. Так, и осталось бы для меня это загадкой на долгие времена, если бы под руку не подвернулся роман В.П. Правдухина "Яик уходит в море", где сказано, что яицкие казаки "бились со шведами под Полтавою, - там, по преданию, их немудрящий на вид Рыжечка Заморенов сразил шведского богатыря". Отец сказал, что писателя Валериана Правдухина знает, тот в детстве жил в его родовом форпосте Калёновском. Более того, я узнал, что Рыжичек являлся нашим пращуром, от которого род пошёл с рыжими волосами. Однако, почему Рыжичка был по фамилии Заморенов, отец ответить утвердительно не смог. Он предположил, что Заморенов было, вероятно, прозвище за его щуплый вид и маленький рост. Но самое главное, что отец хорошо запомнил из рассказов деда, что на войну Рыжичек отправился в 14 лет, а свой подвиг совершил в 19 лет. Также, ему было известно, что когда Рыжичек родился его отцу было, уже, 60 лет, и он был единственный сын в семье. Ещё один интересный факт в биографии Рыжичка заключается в том, что его мать стала первой русской женой в нашем роду. До неё женами яицких казаков Пановых были, исключительно, татарки. Вот, такие получались хитросплетения истории, в которых мне захотелось разобраться.   

Итак, рассмотрим предание опубликованное В.Н. Витевским: "За 300 лет до Пугачевского бунта император Михаил был осажден могучею силой Золотой Ордой. Между неприятелями находился богатырь, отличавшийся необыкновенным ростом и величайшею силой. Один вид этого богатыря и необыкновенный рост его коня приводили в ужас и трепет Русское войско.

Император Михаил объявил своим подданным, что тот, который решится вступить в единоборство с этим богатырем, получит большую награду. Проходит очень много времени, а охотника вступить в состязание с богатырем не находится. Но вот раз докладывают императору. что его желает видеть какой - то невзрачный, плюгавый человек. Император приказывает впустить пришедшего и узнаёт от него, что он Донской казак - Рыжичек и желает вступить в единоборство с могучим и страшным богатырем из Золотой Орды".

"Надо заметить, - писал А. Б. Карпов, - что предание Витевский напечатал спустя много лет после того, как были напечатаны талантливые очерки И. И. Железнова и где Рыжечка изображён, как герой Полтавской битвы. В другом самостоятельном рассказе И. Железнова "Видение" рассказывается о перенесении Кирсановского городка (а не мифического "Горячева") на устье Чагана, как о событии, бывшем далеко ранее подвигов Рыжечки. Существование Кирсановского городка, как увидим далее, тоже подтверждается данными из переписи Захарова".

При всём уважении к Витевскому надо сказать, что в 1475 году (1775 - 300 = 1475) не было ни донских, ни яицких казаков. Поэтому яицкий казак - поединщик не мог участвовать в схватке с богатырём из войска Золотой Орды. Однако, напрочь отвергать легенду о Рыжичке по Витевскому не следует. В ней есть любопытные эпизоды, связанные с историей Яицкого Войска. Например, основание казаками Яицкого городка (Уральска) в XVII веке. "Наконец, священный плот остановился в устье р. Чаган, где теперь находится Уральск. Казаки вынули из реки бревна и доски, снова соорудили из них храм и вознесли Богу горячую молитву. Поселившись здесь окончательно, Рыжичек занялся устройством пикетов и форпостов по р. Яику, все более и более привлекая к себе поселенцев из разных мест". Пикеты и форпосты на Нижне - Яицкой линии начали устраивать в начале 1740-х годов, т.е. после Полтавской битвы (1709). Следовательно, более реалистичным по временным критериям, является предание про казака Рыжечка, записанное Железновым.

"Можно заключить только, - писал Карпов, - что передавший Витевскому предание о Рыжечке и о видении урядник С - ев был или слишком стар, т. к. перепутал две совершенно различные и по времени происшествия и по содержанию, прочитанные им у И. Железнова статьи о Рыжечке, соединив их в один бессвязный рассказ, или же был большой балагур, желающий подшутить над Витевским. Во всяком случае, поверив на честное слово "почтенному" С - ву, он на таком же условие передал это замечательное предание и своим читателям".

Прежде, чем перейдём к детальному рассмотрению легенды по Железнову, необходимо пояснить, что означают слова Рыжичек и Рыжичка.

За разъяснением "обратимся" в Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, 1935 - 1940 гг., где сказано следующее:

"Рыжичек, рыжичка, м. (разг. фам.) Уменьш. - ласкат. к рыжик в 1 знач. Вздумал было однажды, какой - то исправник рыжиков своего соления ему прислать. Салтыков - Щедрин.

Рыжик, рыжика, м.

1. Съедобный гриб с желтовато - розовой шляпкой и загнутыми краями, обычно растущий в низких, мшистых местах. Солёные рыжики.

Ласкательное название ребёнка или маленького животного, имеющего волосы (шерсть) рыжего цвета (разг. фам.)"

Вот, каким предстаёт яицкий казак Рыжечка в предании от Железнова:

"Рыжечка был маленький человек, точь - в - точь сам с ноготок, а борода с локоток.  Оттого и прозвали его в шутку Рыжечкой, сиречь, грибок рыжик. Это имя так и осталось за ним на всю жизнь. А настоящее его прозвище было Заморенов Егор Максимович".

Что же мы здесь имеем: "Грибок рыжик". Если заглянем в словарь Ушакова, то это же, не что иное, как "Рыжичек, рыжичка". Это имя он носил всю жизнь. А вот, его прозвище было Заморенов Егор Максимович. Чтобы разгадать эту загадку мне пришлось вспомнить до мелочей рассказ моего отца.

Оказалось, что в давние времена яицкие казаки промышляли разбоями на Каспийском море и однажды взяли на абордаж персидское торговое судно, на котором обнаружили рыжеволосую девушку - полонянку. Девушка была из знатного адыгского рода, взятая в плен персами. На дуване, во время дележа "зипунов", атаман шайки пожелал взять девушку в жены, а казакам отдал свою долю в добыче. Долго промышляли яицкие казаки на море, спасаясь от непогоды на острове, который служил им перевалочной базой. Там же, на острове рыжеволосая красавица родила сына, который по прибытию в устье Яика получил прозвище Заморена, которое означало, что человек привезён из - за моря, с безымянного острова. Если отец Заморена, то его сын - Заморенов.

Отец часто называл Рыжичка: "Наш Горыныч". Уральские казаки называли себя также, Горынычи. Что же это за Змей - Горыныч, такой? Оказалось, название вышло из Уральких гор, откуда вытекает река Урал или Яик, по - старому. Яик Горыныч или Яик сын Горы. И тут, меня осенило. Имя Егор в уральском говоре - Гора или Горка.  Отчество Максимович. Имя Максим с латыни переводится, как Величайший. Величие, в смысле размеров. Гора Величайшевич - Горыныч! Вот, оказывается под каким именем писатель Железнов представил широкой общественности яицкого казака - героя - Горыныча.

Таким образом получается, что казак Заморенов Егор Максимович - это не реальный человек, а всего лишь, литературный персонаж. Следовательно, прозвище "Рыжечка" также является искаженной формой прозвища "Рыжичек" или "Рыжичка". Казалось бы, всего одна буква изменена в прозвище, а смысл его может кардинально измениться. Но где же, настоящий Рыжичек и как звучит его подлинное имя? Для этого необходимо выполнить ряд простых математических действий, чтобы попасть в то время, когда на острове в бурном Каспийском море родился мальчик, получивший прозвище Заморена.

Итак, мы точно знаем, что Полтавское сражение произошло 27 июня 1709 года. Казак Рыжичек на тот момент имел возраст 19 лет. Следовательно, он родился в 1690 году (1709 - 19 = 1690). Его отцу было 60 лет, значит датой его рождения был 1630 год (1690 - 60 = 1630). Известно, что в 1629 - 1631 гг. яицкие казаки "промышляли" на Каспийском море под руководством атамана Лукьяна (Лучки) Ясакова. Большая вероятность того, что именно он мог быть отцом яицкого казака по прозвищу Заморена.

Про Лукьяна Ясакова известно очень мало. Также, как и про других яицких атаманов XVII века. Можно с уверенностью сказать, что Ясаков - это его прозвище, данное молодому и громкоголосому человеку. Было такое выражение: "Кричать ясаком". Ясак - это боевой клич во время нападения на неприятеля. Яицкие атаманы - казаки кричали "ясаком", когда брали на абордаж персидские торговые суда. Здесь надо оговорится, что яицкие казаки вели морские разбои на Каспии в рамках "торговой" войны с Персией. Как только шах Ирана мирился с русским царём, разбои на море прекращались. Так, было в 1625 году, когда шах передал в дар русскому царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню, которую персы вывезли из Грузии. Однако новых шах, занявший персидский трон, разорвал дружбу с Россией и в 1629 году вспыхнула новая торговая война на Каспии, в которой донские и яицкие казаки приняли самое активное участие. Морское пиратство было в те времена обыденным ремеслом и часто находилось под патронажем европейских государств. Россия не была исключением и тоже поощряла морские разбои казаков на Каспийском море, когда сильно "портились" межгосударственные отношения с Персией и её вассалами на Кавказе.

Самарский воевода Борис Салтыков написал царю следующее донесение: "... а которые государь казаки атаман Лучка Ясаков с товарищи в прошлом  во 137 (1629) году ходили для воровства на море и с моря приехали на Яик и распродав погромную рухлядь на Яике да и опять поехали на море же 80 человек в прошлом же во 137 г. и с моря де и по ся места не бывали, живы ли они или нет тое де у них вести нет...". Ознакомиться с полным текстом письма царского воеводы можно в книге А.Б. Карпова "Уральцы".

Сыном Лукьяна Ясакова мог быть Викула Панов, который 30 апреля 1649 года "угодил" в "Наказ о градском благочинии", в котором "Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михалович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе...". Более того, в 1657 году Викула Лукьянович Панов был удостоен звания "дворянина московского", о чем свидетельствует родовой герб, занесённый в "Общий дворянских родов Гербовник". В щите, имеющим голубое поле, изображен белый лебедь, стоящий на желтом песке. Белый лебедь по татарски - "каз - ак". По законам герольдики это означает, что родоначальник был из казаков.

"Но где же, Рыжичек? Куда дели Рыжичка? - спросит дотошный читатель и будет прав.

По рассказам моего отца, Рыжичек являлся основателем форпоста "Калёный орешек", который впоследствии стал называться Калёновским посёлком Сахарновской станицы. Калёный занимал видное место в рыбном промысле яицких казаков. От посёлка осенью начиналась плавня и продвигалась с остановками до Гурьева. Здесь же, завершалось зимнее багренье, которое начиналось от Уральска и шло по ятовям (ямам) вниз по реке до Калёного. Как сложилась дальнейшая судьба Рыжичка доподлинно не известно, но вероятно, его внук калёновский казак Пётр Дмитриевич Панов, 80 лет (ГАОО, ф-98, оп.2, д. 65) и рассказал в 1844 году писателю Иоасафу Железнову предание про яицкого казака Рыжичка, а тот, литературно обработав его, опубликовал под названием "Рыжечка" (1859).

Значит, необходимо продолжать исследования...   

Источники:

1. Витевский В.Н. Яицкое войско. //Русский архив. 1879 г. Кн. 3 - 4. С. 279 - 282.

2. Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. 1. Уральск, 1911.

3. Правдухин В.П. Яик уходит в море. СПб., 2011.

4.Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1887.

5. Танков А.А. Историческая летопись курского дворянства. М., 1913.

6. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён. СПб., 1903.

РГАДА - Российский государственный архив древних актов.

РГВИА - Российский государственный военно - исторический архив.

ГАОО - Государственный архив Оренбургской области.