Затонувшие корабли держат на плаву музейные проект

Юрий Красавин
НАША ВАЗА

На историко-культурном форуме «Русский мир», что недавно проходил в Великом Новгороде, как бы невзначай было сказано: не только берестяные грамоты возвращает нам из Средневековья земля новгородская.
При проведении работ на месте будущей скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» было обнаружено уникальное древнерусское судно ХV века. Лежит оно на дне Волхова на глубине 18 м как раз по маршруту автобана.

Кирпич из XV века

В департаменте культуры и туризма говорят, что находка имеет федеральное значение и грубым образом обойтись с ней, то есть снести или разрушить, строители не смогут. На сегодня известно, что слой ила позволил хорошо сохраниться не только судну, но и его грузу. На борту обнаружены ряды плотно уложенных кирпичей. Пять уже извлечены и отправлены на экспертизу. Результаты показали, что формат кирпичей характерен для середины ХV века.

Участники форума тут же вспомнили Стокгольм и его знаменитый музей затонувшего корабля Vasa. «Это ж уникальная находка, и опыт шведов можно теперь повторить в Новгороде!». Замечу, не я это предложил. Слова принадлежат директору Русского музея Владимиру ГУСЕВУ.

Тема «плавучести» музейных проектов на форуме вообще была доминирующей. Ученые обсуждали различные аспекты современного музейного устройства с привлечением самых современных технологий, обсуждали лучший отечественный и зарубежный опыт. Самые смелые проекты не казались им планами мечтателей. Что угодно, лишь бы не сидеть в пустых и скучных интерьерах среди видавших виды пылящихся раритетов. Затонувший средневековый корабль на таком фоне просто обречен быть шумным музейным шедевром. Кроме Стокгольма, пока никто не может похвастаться древним кораблем королевского достоинства.

Остров развлечений

Побывать в Стокгольме сегодня не представляет особого труда для отечественных «интуристов». Огромные паромы ежедневно выгружают в пассажирском порту Фрихамнсгатан сотни россиян. На улицах шведской столицы постоянно слышна русская речь. И в музее Vasa на Юргордене тоже.

Остров Юргорден посреди шведской столицы — обширная зона отдыха и развлечений. Здесь первый в мире Музей под открытым небом «Скансен», по устройству на него чем-то похож наш Музей деревянного зодчества «Витославлицы», луна-парк, цирк, Музей «АВВА», домик героев Астрид Линдгрен, но самый привлекательный — Vasa, потому что здесь интересно и детям, и взрослым. Туда автор этих строк и отправился во время одного из посещений шведской столицы.

«Стокгольм стоит посетить даже ради одного только музея Vasa». Опять-таки не я первый говорю такую фразу — она прописана во многих путеводителях по этому замечательному скандинавскому городу.

Ёлки-палки!

Итак, Vasa, произносимый по-русски как «васа» или «ваза», — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название он получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза.

Vasa нашел энтузиаст Андерс Франзен. С самого детства швед читал книжки про пиратов и мореплавателей, а поиски начал недалеко от родительского дома  на Стокгольмском архипелаге. «Поначалу я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек», — признается искатель подводных сокровищ в своем дневнике.

Но однажды ему улыбнулась удача. 25 августа 1956 года брошенный на дно крюк Франсена воткнулся в нечто твердое. Вытащив его на поверхность, он увидел кусок почерневшего дуба.

Через несколько дней водолаз по его просьбе спустился на дно. На глубине около 32 м он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов.

Об этом событии в стокгольмской газете «Экспрессен» от 13 сентября 1956 года поначалу была помещена лаконичная заметка:
«Найден старый корабль около острова Бекхольмен. Частное лицо занималось исследованиями в течение пяти лет».

Краткость сообщения, тем не менее, вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Конечно, шведская общественность и ученые заинтересовались, что же это за корабль, нельзя ли извлечь тайны его команды на поверхность. Вскорости выяснилось, что энтузиаст-самоучка натолкнулся на обломки одной очень старой и забытой шведами истории королевского фрегата Vasa.

После нескольких лет подготовительных работ корабль был поднят с морского дна. Наиболее трудная задача была в его сохранении. Слабосоленые воды Балтийского моря оказались прекрасным раствором для консервации деревянных конструкций, а вот воздух, как это ни парадоксально, — главный враг мокрых корабельных конструкций. Первоначально поднятый с морской глубины корабль просто обдавали струями воды, лишь потом специалисты разработали новый метод консервации. На помощь им пришел полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление этого химиката продолжалось в течение многих лет.

Вместе с Vasa на поверхность были подняты 14 тыс. утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. В те времена корабли напоминали плавающие дворцы, денег на их обустройство не жалели. Решив не одну мозаичную головоломку, реставраторы смогли представить публике корабль Vasa почти в былом великолепии.
Vasa нашел энтузиаст Андерс Франзен. С самого детства швед читал книжки про пиратов и мореплавателей, а поиски начал недалеко от родительского дома на Стокгольмском архипелаге. «Поначалу я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек», — признается искатель подводных сокровищ в своём дневнике

Предтеча «Титаника»

В  наши дни любой турист может удовлетворить свое любопытство насчет того, как жилось команде древнего, из дуба сделанного корабля. В экспозиции музея много личных вещей членов корабля, пушек, посуды, одежды. Сразу скажу, что сфотографировать корабль во всю ширину не получится — он неохватный. Гулять близ его палуб можно часами, а вот ступить на борт не получится: все внутренние помещения закрыты для посетителей. Реставраторы до сих пор борются за сохранность древесины, и конечно же, сегодня корабль не выдержит всех желающих попасть на него.

Почему и как затонул Vasa? На эту тему есть немало исторических документов и свидетельств, но нет однозначного окончательного ответа. Ровно такой же результат, как и в случае с «Титаником». Судя по всему, корабль пал жертвой человеческого тщеславия и жадности.

Король Густав Адольф II, по заказу которого голландские кораблестроители строили самое большое на тот момент судно в мире, пожелал иметь на нем больше пушек. Причем аппетиты монарха с каждым днем росли, и вскоре выяснилось, что габариты судна вышли за рамки реалий. Его размеры составляли 52 м от верхушки мачты до киля и 69 м от носа до кормы, а вес — 1200 т. На постройку гиганта ушло более тысячи дубовых деревьев, срубленных на 16 га.

Vasa построили с двумя дополнительными палубами. Днище корабля заполнили большими камнями для балласта, но трехмачтовый парусник был все же слишком тяжел в верхней части. Его 64 орудия, стрелявшие ядрами весом по 24 фунта (свыше 11 кг), были большой угрозой не только для неприятеля, но и для команды корабля.

Отдать концы!

Корабль затонул в своем первом торжественном выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года, где платочками ему махали тысячи горожан. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находились около 100 человек экипажа, а также женщины и дети. По случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, а потому членам экипажа разрешили взять с собой родственников. До военно-морской базы к юго-западу от Стокгольма корабль не доплыл. Сильный порыв ветра наполнил паруса, и Vasa начал крениться на подветренную сторону. Не дойдя до острова Бекхольмен 100 м, он пошел на дно, черпнув воды через открытые пушечные порты. Вместе с «Вазой» погибли, по разным источникам, от 50 до 400 человек.
В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек, но ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: ошибки были допущены при проектировании и строительстве корабля.
После подъема бронзовых пушек пуритане утратили к «Вазе» интерес. История все же неприглядная.

Поднять паруса!

Что же касается найденного в Волхове корабля, то у него все еще впереди. Археологи считают, что судно является крайне ценным объектом, так как случаи выявления целостных судовых корпусов очень редки. Находка признана объектом культурного наследия, который «…несомненно представляет хорошо сохранившийся археологический комплекс, содержащий массу уникальной информации».
Застройщик трассы М-11 готов организовать комплекс мероприятий с применением всех мер предосторожности, в результате которых судно будет перенесено на другое, специально подготовленное место. Там его тщательно исследуют эксперты, а дальше многое, как и в случае с Vasa, будет зависеть от исследователей. Но еще больше от общественного интереса к теме.