Людмила в моей жизни. Словарик

Алексей Ратушный
Три Людмилы

Про Людмилу Саунину вы прочтете в материале "Шахматная Королева России". Поэтому расскажу о двух других.
 
Расскажу вам о некоторых девушках, с которыми мне довелось в своей жизни общаться, которых мне послал Бог в назидание, чтобы не вздумал зазнаваться или думать о себе слишком много и слишком хорошо. Моя природная скромность постоянно имела подпитку извне. Меня окружали настолько замечательные люди таких выдающихся достоинств, что сам я постоянно пребывал в состоянии тихого мышонка. Судите сами: Юрий Власов, Эдуард Днепров, Анатолий Карпов, Владимир Матвеев… Но нет, прерву приятное перечисление великих имён. Сегодня расскажу немного только о девушках и женщинах.  Причём в совершенно неожиданном для моих постоянных читателей ракурсе. Я поведаю вам о легкоатлетках.
В моей второй английской школе на год старше меня училась Люда Жаркова. Учителем физкультуры у нас был Владимир Степанович. Вообще-то он был гимнаст и с первого класса он казался мне гигантом. Помню, как красиво он на брусьях выходил в стойку на руках. Вот под его чутким руководством мы и бегали тридцать метров по коридору нашей школы. А потом мы подросли и стали бегать по аллеям того парка, что и сейчас еще процветает за Дворцом Молодёжи. Вообще этот Дворец строился все те годы, что я учился в школе, все те годы, что я учился в ССТ, жил в Краснодаре и служил на Тихоокеанском флоте. Уже из Архангельска я прилетел к маме на три дня и узнал, что Дворец построен. Я не поверил и поехал посмотреть. Чудо свершилось! Он был-таки достроен и функционировал! И зал, и бассейн! Правда мало походило на то, что сумма человеческого счастья в городе заметно увеличилась, но… Вот за стройкой этого Дворца мы и бегали кроссы. И выступали за команду школы в эстафетах. Довелось пробежаться в одной команде и с Людой. Люда Жаркова – высокая стройная неотразимо красивая девушка бегала длинным махом. Как она так медленно переставляя ноги умудрялась пролететь стометровку за одиннадцать и три десятых секунды – ума не приложу. Но успеха она добилась фантастического. Поехала за сборную СССР на Олимпиаду в Мехико (1968) и вернулась с бронзовой медалью!!! Тем, кто далек от спринта расскажу: это был не просто успех. Это был самый грандиозный успех советской сборной. В спринте занять призовое место на Олимпиаде – нереально! Попасть в тройку призёров в спринте, где летали быстрее молний и серн девушки с островов Куба, Гавайи, Коста-Рика, а также: бразильянки, американки, англичанки, итальянки, немки… Одни немки и вся их школа чего стоили! А американская школа легкой атлетики, тем более спринта! И вот среди всей этой элиты и проявилась Людмила Жаркова. Чего греха таить? И я мечтал в юности об Олимпиаде. Готовился. Рвал и метал. На меня цепляли датчики и с ними я делал пять раз по тысяче метров за две сорок-две сорок пять… Прибор показывал частоту ударов за двести!!! Восстановление, правда, исследователю не очень понравилось. А через год я тренировался с ангиной, получил тяжёлое осложнение на сердце и не смог полгода ходить. Но ведь мечтал! И когда Людмила Жаркова в 1968-ом приехала с Олимпиады, я смотрел на неё и с восхищением и с твёрдой верой в то, что буду следующим, но уже в Мюнхене…
В Краснодаре я каждый день бегал пятнадцать-двадцать километров и кроме того устроился на почту доставщиком телеграмм, чтобы и на работе не расслабляться и наращивать километраж. Это была весна 1970-го года. В феврале прокатились пылевые бури. И вот на стадионе «Труд» нарезая очередные двадцать пять кругов я впервые оказался на одной дорожке с Людмилой Брагиной. Понятно, что мы не общались. Мы просто тренировались рядом. И вот сам факт параллельной тренировки оказал на меня неизгладимое впечатление.
Было у неё в манере тренировки и бега что-то очень близкое с манерой Славы Аланова (кстати – автора самого последнего нашего мирового рекорда на пятёрке для залов). Если Люда Жаркова была близка по стилю бега Ивану Шопше, то Брагина очень сильно напоминала именно Аланова. Это было любопытно. Аланов (Свердловск) – Брагина (Краснодар) и Жаркова (Свердловск) – Шопша (Краснодар). Хотя, конечно, Жаркова – единственная занималась спринтом, тогда как трое остальных – стайеры.
Частота движений ног в беге у Людмилы Брагиной и Славы Аланова была потрясающая. Очень скрупулёзно они готовились к дистанции и очень чётко отрабатывали каждый элемент тренировки. Иван Шопша бегал длинным махом. Мощный толчок и расслабленный полёт. Но колено он не выносил так высоко вперёд, как Людмила Жаркова. Она, казалось, прыгала тройным. Так похож был на это её стремительный бег.
Особенно запомнилось мне её выступление у нас в зале УПИ.А Брагина и во время пылевой бури тренировалась так, словно воздух чист и песок не скрипит на зубах. А между тем из за поднятой взвеси песка и пыли казалось, что вокруг туман и приходилось наматывать майку на лицо, чтобы её ткань служила фильтром и грязная взвесь не наполняла легкие.
Людмила Брагина тогда была в опале. Но в Мюнхен в 1972-ом я не попал. А вот она попала и стала там героиней Олимпиады. Царицей средних и длинных дистанций. Олимпийское золото Людмила Брагина выиграла фантастически. И классически. Равных ей тогда на мировой арене просто не было.
Так мне посчастливилось в юности близко наблюдать двух выдающихся легкоатлеток нашей спортивной истории и мировой истории спорта. Космические люди, потрясающие личности, великие труженицы. Благодаря им с самооценкой у меня всё в полном порядке. Я видел настоящих мастеров, великих мастеров. Не на пьедесталах и парадах. Я их видел в деле, в самом трудном на свете периоде, в периоде тренировок, которых публика не видит и не знает.
Это – бой с самой собой – и он очень близок к сражениям окруженных в киевском котле – брошенных в своих дотах бойцов, которые сражались до конца, без надежды на спасение, без поддержки, так и не зная итога. Вот так они обе и тренировались. Я видел. Я там был. И стирая свои ступни в кровь на дистанции я не жалел себя, готовый умереть на дорожке. Потому что мне были предъявлены высочайшие образцы самопожертвования,  и мне было на кого равняться, и с кого брать пример. Я не выиграл. Но мои победившие соперники должны были очень постараться, чтобы победить. И потому я не жалею. Это была наша молодость. Это была наша игра, наш выбор. Наши риски. И я благодарю Бога, что послал мне такие встречи с такими замечательными людьми. Людьми победившими себя и своё время.