Карелия. Карельские традиции. Соловецкие острова

Нина Измайлова 2
          На следующий день по программе тура должны быть Соловецкие острова. Но утром, после завтрака, местная массовик-затейница пригласила нас на мастер-класс для знакомства с некоторыми традициями карелов. Какой-то мастер-класс, идти мне совсем не хотелось. Всё же пошла и не пожалела. Сначала нас обучили делать куклы-обереги, или их ещё называют берегини, которым приписывали магические свойства. Из двух лоскутов мы смастерили этих берегинь. Получилось очень сносно, но лиц у кукол не было. Оказывается так и положено, тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредна для человека. Она должна была приносить благополучие, здоровье, радость. Что ж, готовую куколку привезу внучке, а заодно научу её делать.

          Далее мы должны были испечь «калитки» - пирожки-ватрушки в виде рыбки. Калитка по-карельски – рыбка. Из ржаного теста слепили, кто, как смог эти «рыбки» с начинкой из пшенной каши. Пока они пеклись, пошли учиться игре на карельском национальном инструменте – кантеле. В этом инструменте вместо семи нот, всего пять. Причём каждой струне соответствует определённая нота. Обучал туристов игре мальчик лет 13-14-ти. Усадив нас кружком, он сказал: «Сейчас сыграем карельский танец. Я буду играть мелодию, и одновременно говорить вам, какую струну нужно щипать».

          - Три, четыре! Начали!

          - Первая, третья, вторая, четвёртая, третья, пятая...и так далее.

          Минуты 3-4 мы тренькали, и, надо сказать, что какофонии не было, получилась довольно сносная музыка, похожая на вальсок. Это занятие нам очень понравилось, так бы и сидели, играли, но нас позвали пить чай с калитками, а потом идти на берег Онежского озера смотреть настоящий карельский чум.
По узкой тропинке спустились к озеру. На берегу увидели настоящий чум, внутри которого пол и стены устланы шкурами зверей. В центре чума помощник экскурсовода развёл костёр, дым от которого поднимался вверх к вытяжному отверстию. В чуме стало жарко, и я устроилась рядом на воздухе на лавочке. Под гитару спели несколько туристских песен, разгадали несколько забавных загадок. За ответ на одну из них я получила приз.

          После обеда предполагался сплав на надувных плотах по реке Шуя. Нужно было преодолеть 3 порога. Решила не принимать в этом участие, а моя попутчица поехала. Ну а я хорошо провела время на озере. Погода была замечательная, температура воды +22 градуса. Во время нашего пребывания в Карелии стояли белые ночи. Время 23 часа, а солнце ещё светит вовсю, только ночью наступают небольшие сумерки.

          Однако, пора спать. На следующий день завтрак в 5.30, потом длительный переезд в посёлок Рабочеостровск, из порта которого мы должны были отплыть к Соловецким островам. После посадки в автобус все туристы, конечно, заснули, в том числе и я. Часов в девять проснулась и с интересом стала наблюдать картины природы Карелии за окном автобуса. Дорогу до пристани окружала густая карельская тайга, иногда попадались озёра и реки. Берёзы, ели, сосны не высоки и напоминают хорошо заточенные карандаши. Абсолютно прямые, я не видела здесь ни одного согнутого деревца. Местами попадались полянки, поросшие цветущим сиреневым Иван-чаем, его в этом краю много. Уже подъезжая к Рабочеостровску, нас немного развеселила гид.

          - Внимание! Проезжаем реку Кемь. Вы, наверное, смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Помните шведский посол, которого играл Сергей Филиппов, просил царя, в исполнении Юрия Яковлева, отдать Швеции «Кемску волост». А царь ответил: «Да забирай». Вот сейчас мы проезжаем реку Кемь и городок с таким же названием. Теперь Вы увидели эту волость своими глазами.

          От Кондопоги до Рабочеостровска мы проехали более 400 км. В городе дома деревянные, многие украшены деревянной резьбой. Немного погуляли по улочкам и к 13-ти часам собрались на пристани в ожидании парохода «Василий Косяков». Название парохода не внушило мне доверия, да и сам пароход имел потрёпанный вид. Дома в Воронеже узнала, что Василий Косяков был известным Санкт-Петербургским архитектором. До Соловецких островов 2 часа ходу. Доплыли благополучно, большую часть времени проводили на палубе, кормили чаек. Температура воды в Белом море +8 градусов. Не удивительно, ведь до полярного круга чуть меньше 200 км. Холодновато, а ведь я хотела искупаться в нём.

          И вот вдали показался Большой Соловецкий остров со Спасо-Преображенским Соловецким монастырём. Он возник в поле зрения как-то сразу, как будто встал из воды. Спустившись на сушу, порадовались хорошей тёплой погоде, сняли куртки. Но рано радовались, вдруг налетел ветер, стало холодно, опять оделись. Потом опять солнце, потом дождь, натянули плащи. Оказывается, для Соловков, это нормальная погода.

          Встретила нас местная экскурсовод и повела к монастырским стенам. По дороге остановилась у небольшого скромного памятника. Дело в том, что в 1942—1945 гг. на Большом Соловецком острове существовала школа юнг (в числе Соловецких юнг были писатель В.С.Пикуль и известный оперный певец Б.Т.Штоколов). Памятник был поставлен выпускникам Соловецкой школы юнг, 15-16 летним мальчишкам, с честью защищавшим Родину во время войны.

          В нашем распоряжении было всего 3-4 часа. Для Соловецких островов это очень мало, сюда едут паломники и живут здесь по несколько дней. Острова представляют собой крупный архипелаг в Белом море, включающий в себя шесть крупных островов. Мы познакомились только с Большим Соловецким островом.
Территория монастыря окружена массивными стенами (высота - от 8 до 11 метров, толщина - от 4 до 6 метров). Во время церковной реформы патриарха Никона большая часть Соловецкой братии отказалась принять исправленные при патриархе Никоне богослужебные книги. Восемь с лишним лет (1658—1666) длилось знаменитое «Соловецкое сидение», когда обитель выдерживала сначала блокаду, а с лета 1674 г. планомерную осаду правительственных войск. Все попытки государевых воевод взять крепость штурмом завершались провалом, и всё это, благодаря толстым, непробиваемым стенам. Только предательство перебежчика помогло осаждающим через «пролаз» проникнуть в монастырь. Почти все мятежные монахи были перебиты с изощренной жестокостью. Нижняя часть стен сделана из огромных валунов размером до пяти метров.

          Спасо-Преображенский собор реставрируется, да и многие монастырские постройки находятся в процессе реставрации. Перед входом на территорию обители расположены две часовни, Александровская и Петровская.
Вслед за гидом, покрыв голову платком, мы зашли в довольно пустынный двор монастыря, на котором кое-где росли цветы. По лестнице поднялись в Центральный комплекс зданий Соловецкого монастыря, который объединяет в себе Успенскую трапезную церковь, колокольню, Никольский, Троице-Зосимо-Савватиевский и Спасо-Преображенский храмы, которые связаны воедино галереей, построенной в 1602 году.
Очень неуютными показались мне помещения обители. Серые каменные стены, небольшие углублённые окна, сырой воздух. Женщина – экскурсовод что-то рассказывала туристам, было очень плохо слышно. На слух вообще информацию усваиваю с трудом.

          О Соловках можно много писать. Следует отметить основные исторические факты становления и развития Соловецкой обители.

          Датой основания монашеского поселения считают 1436 год - время появления на Соловках преподобных Зосимы и Германа. В 1534-1548 годах в число братии был принят святой Филипп (в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, сделавший очень многое для экономического развития монастыря, а также для признания авторитета Соловецкого монастыря.

          С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце - один метр.

          В 1923 году открывается самая страшная страница в истории Соловков. На островах был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1933 г. в VIII отделение Беломорско-Балтийского комбината НКВД и в середине 1937 г. – в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). В тюремных камерах разрешалось только сидеть на кровати, не опираясь на стену, с открытыми глазами, держа руки на коленях. Заключённым разрешалась прогулка до получаса в день, пользование книгами из тюремной библиотеки. Заключённых водили по двору только на допрос под конвоем. Форма представляла собой одинаковые чёрные робы с надписью «СТОН» и ботинки, которые полагалось носить без шнурков.

          В общей сложности через Соловки прошло около 80000 заключённых, половина навсегда осталась в соловецкой земле.

          С 1967 г. обитель была превращена в музей, а в 1990 году священный синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский ставропигиальный (находящийся под прямым управлением Патриарха) мужской монастырь.

          Оторвавшись от нашей группы экскурсантов, я прошлась по галерее, на стенах которой развешены многочисленные стенды. На стендах размещена информация об узниках Соловецкой тюрьмы, среди которых было много российских учёных и деятелей культуры, представителей дворянства, офицеров императорской и белой гвардии. Против многих фамилий – запись: принял мученскую смерть, расстрелян, погиб. Не избежали расправы и священнослужители, архиереи, монахи, 60 из них причислены к лику святых.

          Галерея привела меня в довольно красивую и уютную Успенскую церковь. Вслед за мной подошли и наши туристы, многие стали ставить свечки, кто за здравие, а кто за упокой. Я решила этот обряд совершить в Валаамском монастыре. Кроме многочисленных икон, в Успенской церкви находятся раки с мощами основателей монастыря – святых Зосимы и Савватия.

          Покинув монастырские стены, гид предложила посетить кладбище, где упокоились священнослужители, многие из которых причислены к лику Святых Русской Православной Церкви. Туристы последовали за ней, ну а мы с попутчицей пошли прогуляться по острову, посмотрели местные магазины. Прямо напротив комплекса монастыря увидели деревянные 2-3-этажные дома барачного типа. Догадались, что там живут паломники, приезжающие сюда на несколько дней, чтобы наиболее полно ознакомиться с Соловецкими островами. Ведь кроме центральной усадьбы монастыря в Соловках семь скитов и две пустыни.

          В 5 часов подошли к местной столовой. Где нашу группу обещали покормить обедом, конечно, мы проголодались, т.к. завтракали в 5.30 утра. Обед напомнил нам дежурное блюдо советских столовок: постный борщ, хлебная котлетка, гарнир - макароны с подливкой, и компот. Но мы и этому были очень рады, моментально проглотили.

          До отплытия нашего парохода оставалось ещё немного времени. Продолжили знакомство с островом. Прошли мимо небольшого посёлка. Надо же, в таком суровом климате живут люди, работают. Человек привыкает ко всему. Около деревянных домов огороды. Конец июля, начало августа, а картошка только зацветает, смородина ещё зелёная.

          К 7 часам подошли к причалу. Погода совсем испортилась, похолодало, ветер, морось. Подошел наш «Василий Косяков». На пристани собралось довольно много народа. Кроме экскурсионных групп, на большую землю возвращались ещё паломники. По трапу поднялись на борт парохода, который был явно переполнен. В салоне свободных мест не было. За перегородкой в носу судна нашли два местечка. Отплыли, плыть 2 часа. Сначала шли спокойно, минут через 15 стало покачивать. Потом качка усилилась. Мою приятельницу как ветром сдуло, она ушла ближе к корме и застыла как мумия, глядя в потолок. Как она мне потом сказала, в таком положении ей было легче переносить качку. По салону бегал матрос, который раздавал всем пассажирам целлофановые кульки. Ну я тоже взяла, хотя на меня никакие качки не действуют, по-видимому, у меня хороший вестибулярный аппарат. С некоторым недоумением я смотрела, как мучаются люди. Напротив, сидел молодой парнишка с бледным лицом, который практически постоянно подносил кулёк ко рту. Матрос сказал, что качка очень маленькая, бывает, что Белое море сильно штормит, и волны достигают высоты 3-х метров. О том, чтобы выйти на палубу подышать свежим воздухом не могло быть и речи. Я сидела на своём месте и слушала скрип, треск, который издавал пароход при качке, и молилась, чтобы судно не развалилось. Где находились спасательные жилеты, мы и не знали, да они и не помогли бы, так как температура воды в море была всего +8, долго в ней не побарахтаешься.
В девять часов вечера, наконец, причалили к пристани города Рабочеостровска.

          Быстро сели в наш автобус и поехали назад. В Кондопогу, в наш уютный отель приехали в 2.30 ночи. Устали, заснули, как убитые.

       Окончание следует...