Храмы близнецы

Андрей Мокеев
Одним погожим августовским днем я отправился на автомобиле в славный город Тольятти по рабочим делам. И так получилось, что дорога, по которой мы постоянно ездили была перекрыта ГИБДД по причине случившегося велопробега. Поехав по другой, старой трассе, мы заехали в деревеньку с примечательным названием -­Мусорка. И каково было мое удивление, когда в глубине села, на зеленом холме я увидел храм так поразительно напомнивший мне храм Александра Невского с фотографий старого Мелекесса! Такое поразительное сходство породило множество вопросов и вылилось в почти детективную историю. Итак. Чтобы разобраться каким образом появились храмы близнецы обратимся к открытым источникам.

1. Село Мусорка.

Поселение было основано в середине 17-­го века бежавшими от крепостной неволи крестьянами. В Мусоркской церковной летописи сказано, что в стародавние времена первые здешние жители назвали селище своё Миликлинским. Селище Миликинское стало селом Мусорка в начале XVIII века.
Значение топонима: му – финно-­угорск. – земля, сор – мелкое степное озеро.
Село Мусорка занимает выгодное географическое положение. Через село проходила грунтовая дорога из Ставрополя до Мелекесса, Симбирска и далее. Дорога эта, проходящая через село, с давних времён была скотопрогонной и называлась соответственно Барановой. По ней перегоняли стада овец, коров, лошадей и другой живности в город Святого Креста(Ставрополь) для прокормления имеющегося там воинства, а также на городскую ярмарку или торжища в Мусорку.
В 1837 году православные жители села построили небольшую деревянную церковь с престолом в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. В 1838 году её освятили. Церковь вмещала двести богомольцев. Вскоре, с ростом села, старая деревянная церковь уже не вмещала всех прихожан. Тогда было решено построить каменный храм.
Велось строительство, в основном, на средства прихожан и Самарской епархии. К 1907 году величественный храм о 22 куполах был построен. Имя архитектора храма не сохранилось в документах. Новый однопрестольный храм освятили также в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Колокольню при храме так и не достроили, помешала первая мировая война и революция.
После революции храм подвергли поруганию – купола с крестами были сорваны, иконы разбиты. 7 ноября 1929 года коммунисты местной партийной ячейки объявили о своём решении передать храм школе. Храм Космы и Дамиана пытались взорвать в начале 60-­х. Сначала использовали небольшое количество взрывчатки, но ничего не вышло -­храм стоял как литой. Решили устроить более мощный взрыв, но специалисты отсоветовали, сказав, что от этого могут пострадать дома жителей села. Так храм и сохранился. После чего разместили в нем склад, затем - ­ремонтно-тракторную мастерскую, позднее -­зернохранилище...
Сейчас храм восстанавливают под руководством замечательного человека – протоиерея Олега Анучина. Со стен, словно сквозь пелену времени, проступают лики святых. Древняя роспись изъедена плесенью настолько, что для её восстановления
потребуется полностью соскребать известковый слой, а затем по фотографиям делать на стенах копии.

Глядя на фотографии храма Александра Невского в посаде Мелекесс невольно находишь общие черты, пропорции, архитектурные детали так точно совпадающие с храмом в селе Мусорка! В храме даже сохранилась кованная решётка с вензелем «А», что даёт повод проводить параллели с храмом Александра Невского в Мелекессе.
Но оказывается по архитектуре храм в Мусорке очень близок к церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Верхнее Санчелеево, построенной годом ранее. И наш путь ведёт в село Верхнее Санчелеево, где возможно мы найдём ответы...

2. Село Верхнее Санчелеево.

Село Верхнее Санчелеево расположено в верховьях речки Соколки и было основано в 1700 г. Поименовано оно было по уже существовавшему в низовьях речки Соколки селению Санчелееву (Нижнему Санчелееву). В основе названия сел личное имя (Санчелей).
Когда-­то по теченью реки Соколки угрюмо шумели леса, и пришли сюда, из Пензы переселенцы, облюбовали удобные земли и разложили заимок. Разрасталось селение. Увеличивалась запашка. Все дальше и отступали леса.
История же храма началась с конца XIX века, когда санчелеевцы для нужд церкви приспособили бывший деревянный молитвенный дом. Так в 1861 году была открыта церковь с престолом во имя Казанской Божией Матери. Село Верхнее Санчелеево во второй половине XIX века считалось большим и зажиточным. За 34 года, с 1861 по 1895, население села увеличилось почти вдвое. Это заставило сельское общество озаботиться устройством нового каменного храма.
В строительную комиссию включили 18 человек, главным строителем избрали мелекесского купца II гильдии Степана Логиновича Буркова. Сельчан волновала достаточно большая сумма, указанная в предварительной смете -­35000 рублей. Но строительная комиссия вместе с попечительским советом, надеясь на Божью помощь, энергично взялись за дело.
15 января 1905 г. на имя Константина, епископа Самарского и Ставропольского, поступил рапорт от священника Павла Гурьевича Помряскинского (1867-­1937) и псаломщика Петра Андреева о том, что храм, заложенный 9 мая 1896 г., построен 4 июня 1904 г.
Проект церкви составил самарский епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский. Он же осуществлял и надзор за возведением церкви. На строительство израсходовали 51 тысяч рублей, в том числе 46 тысяч собрали попечители, а 5 тысяч рублей и на такую же сумму строительные материалы пожертвовал купец Степан Логинович Бурков. 11 июня 1905 самарский епископ Константин освятил новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Осенью 1932 г. храм был закрыт и отдан под зернохранилище. Настенные фрески с евангельскими сюжетами в храме погибли, потому что во время грозы в 1970 г. в один из куполов ударила молния и он был разрушен. Двадцать лет храм стоял без крыши. Поэтому дождём и снегом уникальная роспись была полностью уничтожена.
В 1991 году храм был передан верующим и признан памятником архитектуры.

Ну наконец то мы можем с уверенностью сказать про один храм – церковь в селе Верхнее Санчелеево построили по проекту Самарского епархиального архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского. Скорее всего и церковь в селе Мусорка также была построена по его проекту. И председателем строительной комиссии в Верхнем Санчелеево был мелекесский купец Степан Логинович Бурков.
Храм в Верхнем Санчелеево построили раньше чем храм в Мусорке.
Так какая же связь всех трех храмов? Почему они поразительно похожи друг на друга?

;Настала очередь посмотреть имеющуюся информацию по храму Александра Невского в посаде Мелекесс.


3. Посад Мелекесс


В работах местных краеведов – А.Н. Петровой, Ф.Д. Касимова, В. Гордеева находим следующую информацию:
Проект был заказан академику В.О. Шервуд (1833-­1895 гг.), известному в России скульптору и архитектору. Он -­автор проекта Исторического музея на Красной площади в Москве.
Шервуд в то время работал по заказу Самарской городской думы над памятником Александру II на центральной Алексеевской площади -­ ныне это площадь Революции,где на месте памятника монарху стоит ленинский монумент. Свои работы архитектор - академик закончил в дни празднования 300-­летия Самары в 1886 году.
«Взметнулись над посадом красно-­кирпичные стены под крестовым сводом -­ все в архитектурно-­декоративных элементах украшенные. На своде храма, в его основании, было сложено пять прямоугольных, переходящих в многогранные и шестигранные шатры барабанов. На них покоились купола под белой оцинкованной жестью. Летом 1894 года
храм торжественно освятили в честь святого князя Александра Невского и открыли для богослужения».

По прочтении этого материала у меня возникло еще больше вопросов, чем было ранее. Почему так поразительно похожи проекты Хилинского и Шервуд?

Чтобы найти ответы на них, оставалось только одно – обратиться к архивам. И вот после долгих поисков в Самарском областном архиве были найдены Журналы заседаний Мелекеской посадской думы а также множество других документов, касающихся времени постройки храма Александра Невского в посаде Мелекес. И вот что удалось узнать. Начнем издалека...

В 1859 году по инициативе обывателей Мелекеса Павлова и Поддымникова, на добровольные пожертвования, сооружен деревянный храм, на базарной площади, во имя Святого Николая Чудотворца; а в 1868 году открыта общественная приходская мужская школа в сторожке при храме.
Видимо с тех самых пор площадь у храма стали называть Никольской, как и улицу, ведущую к храму (ныне ул. Аблова).

О Павлове и Поддымникове информации мало. Известно что в «Списке лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных Мелекеской посадской думы на трех-­;;летие с 1914» года под No 42 значится Поддымников Иван Никифорович, а за No 45 Павлов Андрей Михайлович. Видимо потомки обывателей старого Мелекеса лишь в это время преодолели имущественный ценз дающий право участвовать в выборах. После революции в Списке лиц лишенных избирательных прав за 1923 г. Находим:
795. Павлов Павел Андреевич – торговля мясная, патент 2 разряда,
796. Павлов Андрей Михайлович – член семьи.
806. Поддымникова Мария Федоровна – торговля бакалейными товарами, патент 2 разряда. 807. Поддымникова Клавдия Ивановна – член семьи. Видимо жена и дочь Ивана Никифоровича Поддымникова.
Так и остались коренные жители посада, не смотря на пожар революции, на своей родине.
В 1873 году предпринята жителями, на свои средства, постройка второй, каменной церкви, также во имя Святого Николая Чудотворца, освящение которой произошло 19 августа 1879 года.
Строили церковь всем миром. В архиве были найдены свидетельства об одном из главных благотворителей. Николай Петрович Масленников. Гласный первой посадской думы. Купец с первостатейным цензом. Финансировал строительство каменной церкви Святого Николая Чудотворца. Бесплатно отдал свой дом для проживания причтов этой церкви. Награжден Золотой медалью за добрые дела по духовному ведомству.
По случаю постройки нового каменного храма, освященного в 1879 году, старая деревянная церковь была закрыта и упразднена, а все её имущество, деньги и утварь передано в новый храм.
В ноябре 1880 года попечители и прихожане упраздненного храма, в виду маловместимости, по числу населения посада , нового каменного храма и недостаточности одного священника, возбудили перед Владыкой ходатайство об учреждении при закрытой церкви другого прихода и по неимении собственных средств просили Думу принять на средства городской кассы расход на необходимый ремонт церкви. Вследствие чего Дума 12 июля 1883 года ассигновала нужную на ремонт церкви сумму -­864 рубля 93 копейки; ремонт этот , по поручению Думы, произведен Управой.
В Журнале мелекеской посадской думы 1883 г. находим: «Петр Бубнов произвел ремонт в Старо-­Никольской церкви. Ремонт и золочение иконостаса, покраска стен и прочее. За работу получил 670 рублей».

В течении лета 1881 года посадской Управой произведена перепись посадского населения и на её основании посад подразделен на два прихода постановлением общего собрания прихожан 27 сентября 1881 года и Дума 20 октября того же года постановила: Впредь до устройства общественных домов, выдавать служителям вновь учреждаемого прихода квартирные деньги в размере 180 рублей в год.
Согласно ходатайству прихожан Посадский Голова 30 июля 1882 года вошел с представлением к Владыке о назначении настоятелем этого прихода священника села Тиинска Андрея Иванова. Ходатайство было удовлетворено.
15 сентября 1882 года Духовная Консистория уведомила Посадского Голову, что Священный Синод разрешил учреждение другого прихода и затем в октябре того же года было вновь начато богослужение в Старо-­Никольской церкви.
Так до 1889 года в посаде Мелекес действовали две церкви – деревянная Старо-­ Никольская и новая, каменная белая церковь, называемая в народе Ново-­Никольской.

1 марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, император Александр Второй скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на
набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его
ноги народовольцем Игнатием Гриневицким; император погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-­Меликова.

И уже 8 марта 1881 года в посадскую Думу был внесён и рассмотрен вопрос об увековечении памяти о почившем в Бозе Государе Императоре Александре Втором, и для разработки этого вопроса организована особая комиссия в составе 12 членов.
16 марта 1881 года состоялось заседание Мелекеской посадской Думы под председательством Константина Григорьевича Маркова. Слушали доклад комиссии о достойном увековечении памяти в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. В докладе этом комиссия предлагала:

«1. Соорудить на Никольской базарной площади посада часовню с иконой благоверного Великого князя Александра Невского , на что ассигновать из городских сумм 1500 рублей и открыть при Управе на эту надобность добровольную подписку.
2. Ежегодно 1 марта служить заупокойную панихиду , по почившему в Бозе (буквально: уснувшему в Боге) Императору, в этой часовне, в помещении Посадской Управы и в Посадском двух-­классном училище.
и 3. Портрет вечной памяти Государя Императора Александра II иметь на всегда в Присутствии Посадской Управы».

После этого Господин Председатель доложил: «Многие из гласных и вообще из жителей посада, узнав о предположении комиссии относительно часовни, высказали желание, чтобы предположенная на часовню сумма была обращена на постройку нового каменного храма, хотя бы для этого потребовалось даже значительно увеличить отпуск суммы из городской кассы, так как храм, во всяком случае, является более достойным памятником и всех великих благодеяний и мученической кончины Государя Императора
Александра Николаевича. Подобное желание жителей посада я счёл долгом внести на рассмотрение Думы».
На это многие гласные возражали, что не следует откладывать решение этого вопроса и просили Думу покончить таковой в сегодняшним же заседании, но гласный Священник Алексей Иванович Люстрицкий заявил, что «действительно вопрос о постройке Церкви требует настолько всесторонней разработки, что едва ли Дума признает возможным решить его в сегодняшнем заседании, не имея под руками всех данных к правильному его обсуждению, а потому он находит необходимым передать вновь все дело на обсуждение Комиссии».
После непродолжительных прений по этому предмету Дума, высказавшись вообще за постройку храма, вместо часовни, постановила: дело о достойном увековечении памяти покойного Монарха Александра II, с присовокуплением вопроса о постройке храма, передать вновь для всесторонней разработки, в Комиссию.

2 апреля 1881 года был внесён в Думу доклад означенной Комиссии признавшей, что наиболее достойным памятником почившему в Бозе Императору является храм, во имя Ангела Его Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, но так как сооружение храма не могло осуществится в скором времени, а между тем желательно было бы как можно скорее выразить чем либо видимым на сколько для всех свята и дорога память покойного Императора, то Комиссия внесла предложение о сооружении в эту память часовни и доложила при этом желание жителей посада принять своими средствами участие в содержании часовни.
Изложенный доклад комиссии принят Думой единогласно, о чем, для всеподданнейшего доклада Государю Императору послана от Думы телеграмма Господину Министру Внутренних Дел.
Стоимость часовни определена в 1 500 рублей, в число коих ассигновано Думой из своих средств 500 рублей.
На сооружение храма, в виде основного капитала, ассигновано Думой 3 000 рублей с ежегодным с 1882 года, отчислением в число этой суммы по 500 рублей, а затем для усиления средств на содержание храма постановлено иметь при означенной часовне кружку для сбора добровольных пожертвований.
5 мая 1881 года доложено Думе Высочайшее благоволение за пожелание её соорудить часовню и храм.

По избранному Думой плану постройка часовни начата в 1881 году и окончена в 1882 году , стоимость её выразилась в сумме 1469 рублей 19 копеек, в то число 522 рубля 61 копейка израсходованы из городской кассы, остальные поступили из добровольных пожертвований.
По постановлению Думы 15 ноября 1883 года отпуск сумм на сооружение храма с 500 рублей с 1884 года увеличен до 1 200 рублей в год.
24 апреля 1884 года доложено Думе постановление Общего Собрания Мелекеского Ссудо-­Сберегательного Товарищества, которое закрыв свои действия, по причине учреждения в Мелекесе Городского Общественного Банка, согласно предложения своего Председателя К.Г. Маркова определила весь оставшийся после ликвидации дела капитал, в сумме 1 111 рублей 60 копеек передать в Посадскую Думу для присоединения к капиталу на сооружение храма.
В заседании Думы, состоявшемся 28 октября 1886 года Председатель доложил, что капитал на сооружение храма достиг 7 000 рублей, что дает возможность приступить к подготовительным работам, как то: к выбору места храма, плана на него, к составлению сметы, к заготовке строительных материалов и т.п., почему, для разработки всех этих вопросов Председатель просил Думу организовать в помощь Управе, особую подготовительную Комиссию, которая и была организована в том же заседании Думы.
1 декабря 1886 года внесено на утверждение Думы постановление: «приступить к заготовке кирпича с весны 1887 года, причем признана наиболее выгодной заготовка такового хозяйственным способом, то есть построить за счет посадской управы кирпичные сараи и пригласить мастеров, также предположено заготовлять ежегодно около 300 000 штук кирпича; в заключении Комиссия просит Управу озаботится выбором плана на храм в течении лета 1887 года и затем для усиления средств церковно-строительного капитала открыть, по закладке храма, подписку для сбора добровольных пожертвований».
18 декабря 1886 года Дума, согласно докладу Управы, постановила причислить к капиталу на сооружение храма 607 рублей 54 копейки присланные земством в Управу за поставку продовольствия жителями Мелекеса для казаков в 1864 и 1865 годах, а по постановлению Думы 27 января 1887 года причислено к тому же капиталу еще 109 рублей 20 копеек, полученных тоже от земства за отбытую жителями посада подводную воинскую повинность в 1876-­1877 годах.

Протоколы заседания посадской думы 29 мая 1887 г. «Кирпичные сараи построены и начато производство кирпича для храма».

В заседании Думы 22 июля 1887 года Посадский Голова доложил, что «за лето этого года будет отработано до 300 000 кирпича, из которых около 30 000 потреблено на общественные постройки, а остальные 270 000 кирпича останутся без употребления до весны будущего 1888 года, то есть до начала закладки храма».

11 сентября 1887 г. На рассмотрение строительной комиссии было представлено несколько копий с планов церквей существующих в разных местах а также два проектных чертежа составленных академиком В.О. Шервуд для Мелекеского храма. Комиссия пришла к следующему заключению:
«Желательно чтобы предполагаемый храм сообразно с потребностями и численностью населения посада вмещал в себя не менее 1200 человек.

Принимая в расчёт все необходимые расходы при кладке стен, предполагая что на постройку храма потребуется около 1 200 000 кирпича, вся постройка такового в чернь обойдётся в сумму около 24 000 руб. при стоимости кирпича 20 рублей за тысячу. Комиссия находит возможным и нужным приступить к постройке с весны будущего года, что же касается до дальнейшей постройки и окончательной отделки храма, то комиссия позволяет себе высказать уверенность что в таком благом деле всегда можно и следует надеяться на Божью помощь.

Комиссия признала лучшими планы академика Шервуд и потому находит наиболее удобным поручить ему исполнение этой части дела».

Владимир Осипович Шервуд

Родился в 1832 году в имении Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашённого в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы -­акварелистки Д.Н. Кошелевской, был перевезён в Москву. В 8 лет был определён в воспитанники сиротского межевого училища, затем переведён из него в дворцовую архитектурную школу, откуда -­в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище в 1857 году со званием свободного художника пейзажной живописи.
После училища Шервуд много и разносторонне работал: рисовал орнаменты, делал архитектурные чертежи, писал
пейзажи, бытовые сцены и портреты. В 1860-­х гг. в течении пяти лет, по приглашению писателя Чарльза Диккенса, жил в Англии и писал портреты членов его семейства. После возвращения из Англии В. Шервуд учился в Санкт-­Петербургской Академии художеств (закончил в 1869 г.). В 1868 году за картину ";Беседа Христа с Никодимом"; В.Шервуду было присвоено звание классного художника 3-­;;й степени. В 1872 году Шервуд был признан академиком.

Наиболее известные произведения В.О.Шервуда в области архитектуры и скульптуры -здание Императорского Российского Исторического музея на Красной площади в Москве, храм-­памятник ;Гренадёрам -­героям Плевны", памятник хирургу Н.И. Пирогову, памятник императору Александру II в Самаре (уничтожен в 1920-­х годах).
Умер в 1897 году в Москве.

Но вернемся в Мелекес к прозе жизни...

По постановлениям Думы 11 сентября и 21 декабря 1887 года, согласно предложения Управы и Комиссии ежегодный отпуск из городской кассы в капитал на сооружение храма, с 1888 года увеличен с 1 200 до 1 700 рублей.

В процессе работы над этой статьей мне посчастливилось познакомиться с пра-правнуком Владимира Осиповича Шервуда, правнуком его сына Владимира Владимировича Шервуда c Лонгиновым Юрием Дмитриевичем -­историком и издателем. Он был очень удивлен моим вопросом – потому что впервые услышал о храме в Мелекесе, построенном по проекту его предков. По мере обсуждения с ним этого вопроса, он высказал мнение, что Шервуд в принципе не был архитектором. Он был больше художником. Он не мог подготовить финальный проект сам по себе. Значит должен был быть кто-­то кто подготовил технический и инженерный проект (по рисунку же строить здание невозможно — нужны технические чертежи и расчеты). У Владимира Осиповича старший сын строил церкви в псевдорусском стиле -­Сергей Владимирович. Он был дипломированный архитектор и инженер. Так что он и мог подготовить всю документацию. Кстати, они и жили все вместе в одном доме. Сергей Владимирович умер в 1898 году, никаких документов после него не сохранилось...

Больше никакой информации от него мне получить не удалось.
На сайте Государственно Исторического Музея, того что располагается на Красной площади в Москве и проект которого был подготовлен Владимиром Осиповичем Шервуд удалось узнать, что 23-­24 октября 2012 года здесь проходила международная научная конференция «Династия Шервудов в истории и культуре России».
Конференция была приурочена к 140-­летию со дня основания Исторического музея и 180-­летию со дня рождения Владимира Осиповича Шервуд – академика Императорской Академии художеств, родоначальника знаменитой творческой династии.
На мои запросы ответил научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов: “Что касается храма в Мелекесе, то о нем информации практически нет. Я "прорыл; почти все крупные архивы в поисках материалов про В.О. Шервуд, и мне известно всего два документа о постройке Мелекеского храма -­один хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, другой в Российском государственном архиве литературы и искусства. Никакой проектной графики к постройке храма мне не известно, ни работы В.О. Шервуда, ни его сына С.В. Шервуд.”

Ну и наконец в архивах были найдены вышеуказанные два документа. Думаю имеет смысл привести их здесь целиком. 9 Июля 1888 г. Посадский Голова К.Г. Марков пишет Шервуд:

«Милостивый Государь, Владимир Осипович!

В ответ на Ваше уважаемое письмо, от 8 числа истекшего Июня, мне приходится лишь извиниться пред Вами за мое продолжительное молчание и задержку в высылке следуемых Вам денег, в сумме 700 руб., которые, в настоящее время, при сем прилагая, покорнейше прошу о получении таковых меня уведомить.
Упомянутая задержка произошла от того, что я ожидал и надеялся, что при Вашей помощи и содействии дело постройки нашего храма примет желанный оборот, но как Вы справедливо заметили, сколько ни старайся исполнять и удовлетворять требования местной администрации, найдутся новые затруднения и препятствия.
Прежде чем обратиться к Вам, относительно написания плана, я спрашивал совета нашего Губернатора, и он обещал мне свое полное содействие, ныне же ссылается во всем на Строительное Отделение, архитекторы же такового не соглашаются одобрить Ваш план, а домогаются поручения им составить новый. Не знаю, писали ли Вы к Губернатору, или нет, но знаю только одно, что он молчит и ни каких мер к разрешению постройки не принимает, так что предположения в текущем году закладки церкви не состоятся, а какова будет дальнейшая судьба и Вашего плана, и самой постройки – теперь ничего нельзя определить. Вот с какими препятствиями пришлось встретиться при самом начале столь великого и благого дела, и нельзя не сознаться, что подобные препятствия сразу убивают всякое желание вести дальше это дело.
За тем, по отношению к Вам, мне остается лишь выразить Вам, как от себя лично, так равно и от имени всего нашего городского общества, глубочайшую признательность за Ваше сочувственное отношение к нашему делу и исполнение всего от Вас зависящего.
С совершенным почтением имею честь быть Ваш покорный слуга».

И второе письмо: В. О. Шервуд к А. Д. Свербееву – Самарскому Губернатору.

«Ваше Превосходительство, Александр Дмитриевич!
Осмеливаюсь беспокоить Ваше Превосходительство обратить Ваше милостивое внимание на дело по постройке церкви в Мелекесском посаде, проект которой делан мною и сыном моим, архитектором, Сергеем Шервуд.
Меня нисколько не удивляют приемы строительного отделения, которые практикуются почти везде; но к построению храма в память в Бозе почившего Государя Императора Александра II, можно было надеяться на несколько большее содействие – ибо это святое дело. Я бы покорнейше просил Ваше Превосходительство поручить строительному отделению категорически заявить, где они находят сомнения в проекте, тогда можно будет видеть насколько основательны их взгляды; голословные же и бездоказательные требования ко всякому проекту можно предъявлять без конца. Но так в представленном мною проекте ошибок никаких предъявить нельзя, потому, что их нет, следовательно, и нет причин к не утверждению. Но чтобы иметь гарантию при такой серьезной и довольно сложной постройке, необходимо иметь ответственное лицо, то есть архитектора или инженера, имеющего надлежащий аттестат, который бы и наблюдал за делом, иначе, без сомнения, произойдут всякие ошибки, искажения и недоразумения; да и по закону строения церквей без ответственного лица быть производимы не должны. Что же касается представленного мною проекта для Мелекесского храма, то в нем сомнений быть не может. Один Московский Исторический музей, постройка которого была так трудна и разнообразна, исполненный в совершенстве, не дает ли мне права на авторитет, не говоря уже о других многих постройках, исполненных по моим проектам.
Зная, как Вы относитесь к нравственно-­религиозным вопросам, я надеюсь, что Вы, Ваше Превосходительство, положите предел тормозить дело постройки храма в Мелекессе и защитите святое дело, утвердив проект этого храма, а тем самым оградите честь автора, который первый выдвинул русскую архитектуру и заслужил милостиво одобрение от Великих Государей России. Не далее как 3-­го числа Его Высочество Великий Князь Владимир Александрович осматривал две мои работы: Плевенскую часовню и статуи для Самарского памятника. Я все время беседовал с Ним и заслужил крайне милостивое одобрение. Но «Царь жалует, а другие разжалуют».
Еще раз, умоляю Вас, Ваше Превосходительство, если Посадская Дума представит Вам ответственного строителя, имеющего законное право производить постройки, утвердить проект храма, это будет вполне легально, т. к. будет ответственное лицо, отвечающее за прочность постройки.
Я всегда глубоко ценил благосклонное внимание Вашего Превосходительства, позвольте же и теперь надеяться на Ваше покровительство и справедливую поддержку в деле дорогом Вашим заветным идеям, которым и я предан был всю жизнь и заранее позвольте выразить Вам высочайшую признательность глубоко уважающего и искренне преданного Вашему Превосходительству
/Владимир Шервуд/ 1888 год Июля 21 дня».


Теперь у нас появились все доказательства того, что проект Храма Святого Александра Невского в посаде Мелекесс был сделан Владимиром Осиповичем и Сергеем Владимировичем Шервуд !

Сергей Владимирович Шервуд

(1 мая 1858, Москва — 17 августа 1899, Москва) —русский архитектор, строитель храмов в Подмосковье и особняков в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов.
Старший сын художника, архитектора и скульптора, одного из главных идеологов русского стиля в архитектуре Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда. Представитель творческой династии Шервудов. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1889 году со званием классного художника архитектуры. Помогал отцу.
В своих церковных постройках придерживался «неорусской» стилистической ориентации, в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-технические формулы. Известные и сохранившиеся до нашего времени храмы, построенные по его проекту:
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня (1895, с. Дарна Истринского района Московской области).
Собор Иконы Божией Матери Казанская в Казанской Амвросиевской пустыни (1895, с. Шамордино Калужской области).

Сейчас мы можем задаться вопросом – почему Константин Григорьевич Марков, ярый раскольник-­поморец занялся постройкой православного храма? Почему был выбран Академик Шервуд?

Личность императора Александра Второго была примечательна для Посадского головы не только из за отмены им крепостного права, не только из за дарования Мелекесу статуса посада и в следствии этого начала бурного развития нашего поселения...
В 1864 году император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I.

Ну и конечно Владимир Осипович Шервуд , по его собственным словам, «первый выдвинул русскую архитектуру», то есть возрождал в архитектуре традиции, свойственные стилю времен до раскола. Шервуд был страстно увлечён идеей создания художественно целостного национального стиля; искал его основы в художественном наследии допетровского времени, выделяя среди памятников, в которых воплотилась «цельность русской идеи», ансамбль Московского Кремля; был одним из главных сторонников «русского стиля». Широко использовал самобытные формы московской архитектуры XVI— XVII веков и свойственное ей богатство кирпичного декора. Всё это явно импонировало посадскому голове.

Вроде бы теперь точно можно сказать что проект для храма Александра Невского сделан был Владимиром Осиповичем и Сергеем Владимировичем Шервуд.

Но исследуя дальнейшие Протоколы собрания Посадской Думы мы находим следующее:
«25 июля 1888 года Посадский Голова доложил Думе, что план Академика Шервуд признан Строительным Отделением Губернского Правления неудобным к исполнению и не утверждён, почему предположенная в этом году закладка храма не может состояться».
Ни ходатайства посадского головы и Думы, ни письма автора плана Академика Шервуд не были приняты во внимание Епархиальным и губернским начальством. План был признан слишком вычурным, дорогим к воплощению и не соответствующим церковным канонам...

Так и остался он висеть в присутствии посадской Управы как не воплощенная мечта, и по словам обывателей “как тысячерублёвая открытка”.

В настоящее время поиски этого плана продолжаются местными краеведами по архивам России с надеждой, что когда либо этот проект сможет быть реализован в Димитровграде.
Так как строительство из-­за не утверждения проекта было отложено, гласными обращено внимание на то, что вывезенный к месту постройки за зиму 1887-­;;1888 года кирпич, подвергнется окончательной порче если простоит на открытом воздухе ещё зиму. Тем более, так как он складировался на ярмарочной площади, ко времени ярмарки должен быть перевезён на другое место.

В пожар, бывший в Мелекесе в июле 1889 года, сгорели деревянная церковь и все окружающие её торговые ряды, причем заготовленный для постройки храма и находившийся в ограде сгоревшей церкви кирпич в большинстве попортился и крайние ряды клеток развалились, тут же сгорел амбар с заготовленной в нем для постройки храма известью.
«При посещении, после того пожара, Мелекеса Самарский Вице-­Губернатор Александр Семенович Брянчанинов , при осмотре пожарища, обратил, между прочим, внимание на обгоревшие, заготовленные для постройки храма кирпич и известь и посоветовал Посадскому Голове продать таковые погорельцам».

Руководствуясь этим советом Вице-­Губернатора и приняв во внимание, что кроме порчи от пожара, кирпич значительно попортился еще и от времени, простояв почти два года на открытом воздухе, а известь после дождей распустилась, почему материалы эти не могли быть пригодны для такового капитального сооружения как храм, постройка которого отсрочится на неопределенное время и наконец в видах соблюдения церковного интереса, а также спешной нужды погорельцев, по причине скорого наступления осени, Управа признала нужным продать и продала им весь указанный выше кирпич и известь.
4 января 1890 года Дума, по доложенному ей Посадским Головою ходатайству прихожан о постройке, вместо сгоревшей деревянной церкви, временного деревянного молитвенного дома, решили вместо этого ускорить начало и окончание сооружения нового храма.
9 февраля 1890 года, согласно предложению подготовительной Комиссии, Дума постановила:
1. Постройку храма произвести на месте сгоревшей деревянной церкви, с отчуждением под эту постройку нужного количества, а именно 780 квадратных саженей (3 550.75 м2) городской земли и
2. Принять план храма Архитектора Хилинского и на ходатайство о разрешении по нему постройки уполномочить Посадского Голову с некоторыми гласными.


;Хилинский Тадеуш Северинович

Работал в Самаре на посту губернского архитектора с 1883 по 1905 г. Его постройки в разных направлениях эклектики украшают главные улицы Самары.
Тадеуш Северинович был архитектором, способным работать над объектами с разным функциональным назначением – он разработал проекты здания винокуренно-­;;дрожжевого завода, пристроя к зданию казенной палаты, каменный корпус для магазинов и склада купца Константинова в Самаре, «Самарские кресты» (тюремный замок на 969 человек) и многие другие сооружения.
Хилинский выполнил несколько проектов церквей в селах губернии – в с. Новая Бинарадка (1896), д. Дергачи Николаевского уезда (1900-­06 гг.), в Самаре по его проекту была построена каменная церковь Св. Пантелеймона при Земской
больнице (ныне им. Пирогова). В селе Верхнее Санчелеево (1904 год) Казанско-­;;Богородицкая церковь.
Село Лебяжье (строительство закончено в 1906 год) Христорождественский храм.
В селе Мусорка (окончен в 1907 г.) Храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Город Сорочинск Оренбургской области (завершён в 1907 г.) трёхпрестольный храм Архистратига Михаила.
Скончался Самарский губернский инженер, статский советник Т.С. Хилинский -24.10.1905 года от чахотки.


Вследствие требований Епархиального Начальства относительно соблюдения некоторых предварительных формальностей, а главным образом относительно отмежевания отчужденного Думой под храм места, окончательное разрешение на сооружение такового
;последовало лишь в июле 1890 года и 11 числа этого месяца было доложено Думе что постройка храма разрешается и что в состав Комиссии, каковая имеет быть учреждена Думой для заведывания этой постройкой, назначается от Духовного ведомства священник сгоревшей церкви Андрей Иванов.

В этом же заседании Думы, для заведывания делом постройки храма организован особый церковно-­строительный комитет в составе 8 членов, кроме назначенного Консисторией члена от Духовного ведомства и председателя, каковую обязанность принял на себя Посадский Голова. В Комитет по постройке церкви вошли: Благочинный Алексей Иванович Люстрицкий, Степан Логинович Бурков, Василий Артемьевич Обрезков, Петр Иванович Бурков, Степан Иванович Коломин, Александр Григорьевич Марков, Церковные старосты: Филипп Федотович Сорокин, Димитрий Иванович Маркин, Священник Андрей Иванович Иванов, Председатель: Константин Григорьевич Марков.

Затем Председатель доложил Думе об условиях, заключенных Управой и Архитектором Хилинским, принявшим на себя наблюдение за постройкой и с каменщиком Кадушкиным, нанятым для работ по кладке храма. Условия эти Думой утверждены.

Наблюдение за постройкой со стороны Духовного ведомства возложено на Благочинного отца Люстрицкого и согласно полученного им Указа Консистории, 11 июля им освящено место под храм.

Закладка храма состоялась 22 июля 1890 года.

;Очевидцы закладки храма впоследствии писали: «Марков в июле 1890 года в виду тысячной толпы православных, совершил закладку храма во имя Александра Невского, причём укладывая камень и медную доску, с надписью, что храм создаётся во имя Святого Александра Невского, не только не осенил себя крестным знамением, но даже не снял с руки лайковой перчатки».

Надо отметить неоднозначное отношение православных жителей посада к своему голове. Если в самом начале подготовки к строительству храма посадские жители говорили: ";Если Константин Григорьевич Марков, личность принадлежащая к закоренелой раскольничьей семье, так энергично проявил свою заботу по предварительной подготовке материалов на возведение православного храма, то это хороший признак и нам православным следует со ревновать в общем успехе предпринимаемого дела";. Проект тоже хвалили: «план на церковь составлен до того великолепный, что только за одно составление его Марков заплатил из общественных денег 1000 рублей»
В 1890 году жители уже были настроены совершенно по другому:
«с весны 1886 года пришлось всем нам разочароваться в надеждах возлагаемых на дом Марковых. Охлаждение Маркова к проекту постройки храма сказалось резко и вдруг. Недоумениям не было конца. Одни говорили, что глава дома Марковых Григорий Маркович Марков, закоренелый старовер-­фанатик и его сестра престарелая дама Авдотья Марковна (старшее иерархическое лицо в местной староверческой пастве поморского толка) запретили своему сыну и племяннику посадскому голове К.Г. Маркову принимать какое либо участие в постройке православного храма, а другие, лучше знающие нравственную сторону этих Марковых, объясняли это просто своекорыстными видами Марковых», «... Несмотря на явный протест жителей Мелекеса, г. Голова заказал в 1887 году художнику Шервуду план храма за 1500 рублей. Голова в думе публично дал слово заплатить Шервуду из своих средств 1000 рублей, если план его не будет утверждён. Выполненный по истине художественно, план Шервуда покойным Епископом Серафимом принят не был, как не отвечающий каноническим требованиям к построению храмов относящимся».


Также распространено было мнение, озвученное официальными лицами. ( Из рапорта Ставропольского уездного исправника князя Кугушева) : «Посадский Голова принимает участие в постройке церкви потому, что рассчитывает получить награду».

Вследствие жалоб и требований православных жителей посада, возглавляемых купцом Таратиным и врачом Сироткиным произошёл грандиознейший скандал на всю Российскую империю. Но это совсем другая история...

23 мая 1891 Дума, согласно предложению Посадского Головы постановила присоединить к капиталу на сооружение храма 491 рубль 25 копеек, присланных земством нотариальных сборов за время до введения в Мелекесе Городового Положения.
Также к капиталу на строительство храма было присоединено 6 000 рублей, полученных в страховое вознаграждение за сгоревшую деревянную Старо-­;;Никольскую церковь.
4 мая 1891 года из Рапорта Епархиальному начальству от священников Алексея Люстрицкого и Андрея Иванова мы узнаём, что на строительство храма было собрано за 1885 – 1891 года 5 372,81 рублей. Из них: по кружкам поставленным в Управе -­187,19 рублей, в банке -­7, 44 рублей, в Часовне -­363,65 рубей.
Собрано по подписным листам: в управе -­;; 2 404,31 рублей, в общественном банке -­787,23 рублей. Пожертвования, собранные комиссией -­948,84 руб.

Семья Марковых, в виду своих религиозных воззрений, финансовое участие в сооружении православного храма не принимала.

В заседании Думы 5 июня 1892 года некоторые гласные просили Председателя дать разъяснение по поводу распускаемых по Мелекесу слухов о том, что церковь будто бы неправильно строится Общественным управлением во Имя Св. Александра Невского, ибо
таковую разрешено якобы Епархиальным начальством строить во имя Св. Николая Чудотворца.

Благоверный отец Люстрицкий заявил, что видит в том лишь недоразумение или ошибку, могущую произойти от того, что новый храм строится на месте и вместо сгоревшей церкви, которая была построена во Имя Святого Николая Чудотворца.
А Константин Григорьевич Марков пояснил, что во всех постановлениях Думы и во всех ходатайствах по сему предмету и наконец даже в Высочайшем соизволении на сооружение храма с точностью указано, что таковой сооружается во имя Святого Александра Невского, так что никакого по этому предмету недоразумения быть не может.

12 августа 1892 года посадский голова К.Г. Марков пишет Его Превосходительству Господину Самарскому Губернатору: «Работы по каменной кладке ... закончены.. и за тем преступлено к работам крыш и заказаны кресты, постановкой которых будут окончены работы текущего года».

Но работы по сооружению крыши и изготовление крестов затянулись до зимы. На зиму все работы, как обычно, были прекращены.

Из журнала заседаний посадской Думы за 1893 год: «Кресты для храма изготовлены и вызолочены, Господин Председатель предложил Думе определить время для совершения торжества поднятия таковых, находя, со своей стороны, что для этого случая представляется удобным назначить 20 июня сего года, в день Святых Апостолов Петра и Павла, так как это день праздничный, особо чтимый народом и при том же время это свободно от полевых работ, что даст возможным окольным крестьянам прибыть на упомянутое торжество в Мелекес. В заключении Господин Председатель присовокупил, что для совершения сказанного торжества следует испросить благословления Преосвященнейшего Владыки, а затем распубликовать о таковом по окольным селениям».

Так же в 1893 году была начата и окончена внутренняя отделка и изготовление убранства храма: «Господин Председатель доложил к сведению Думы, что согласно её постановлений, Управой заключены надлежащие условия: с Федотовым на работы иконостаса за 5 975 рублей и с Кадушкиным -­на работы по внутренней штукатурке храма за 750 рублей каковые работы уже начаты в настоящее время.

Памятуя о произошедшем пожаре, Дума определила: «в видах безопасности в пожарном отношении около задней стены примыкающего к церковному месту корпуса ярмарочных лавок возвести во всю длину этого корпуса, каменную стену».

27 июля 1893 года Господин Председатель доложил на утверждение Думы о том, чтобы «стену, отделяющую входную от главной части храма, разобрать, а взамен её для паперти пристроить особое крыльцо, по плану , составленному Архитектором Хилинским».

В этом же заседании было решено: «Отдать работ всех частей духовой печи самарскому печнику Филатову, а по устройству хоров -­;; плотнику Колпакову. А также «о пристройке к брандмауэру, который, согласно постановлению Думы, должен быть возведён со стороны корпуса ярмарочных лавок, помещений для церковной караулки и для школы грамоты, о постройке которой коей состоялось определение Думы».

;19 декабря 1893 года Храм и престол был освящён во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Около храма построена временная малая деревянная колокольня.
Престол во имя Святого Николая Чудотворца освящён в 1900 году. Престол во имя Покрова Богородицы освящён в 1906 г.

В 1907 году городское общество решило пристроить к Храму Святого Александра Невского каменную колокольню. Так как архитектор храма Т.С. Хилинский был уже мёртв, Епархиальное начальство предложило архитектора Шаманского.

;Шаманский Платон Васильевич

Начал работать в Самаре с 1903 г. на должности архитектора, затем инженера (с 1906) в Строительном отделении Губернского правления. С 1910 г. параллельно он занимал должность епархиального архитектора.
Его проекты, выполненные между 1906 и 1916 гг., раскрывают творческие возможности зодчего, работавшего в модерне и неоклассицизме. Практически в «чистом» модерне выполнен лишь театр-­цирк «Олимп» в Самаре.
Реконструкция реального училища (1906 – 1909), обработка конкурсных проектов на здание инфекционной больницы Л.С. Аржанова тяготеют к неоклассицизму – здесь архитектор решает композицию фасадов характерными классическими элементами, но в этих работах ещё чувствуется влияние модерна.
Здание резиденции Самарского губернатора и его собственный доходный дом уже более свободны от декоративных исканий модерна: их отличает строгое, практически аскетичное решение фасадов, близкое к рационализму.

«1907 года марта 27 дня, Я нижеподписавшийся Самарский Епархиальный Архитектор Шаманский, даю настоящую подписку в том, что принял на себя наблюдение с ответственностью в техническом отношении за правильность и прочность работ по постройке колокольни каменной церкви в посаде Мелекес Ставропольского уезда, Самарской губернии, при чем обязуюсь о начале и конце работ доносить в Самарское Губернское Правление.
Самарский Епархиальный архитектор Шаманский».
;
В 1907 году Храм во имя благоверного святого Александра Невского в посаде Мелекес принял окончательный вид.

Таким он и простоял до своего разрушения в 1954-55 годах.

Теперь мы можем увидеть как выглядел это чудесное здание лишь только взглянув на его близнецов - в Мусорке и Верхнем Санчелеево Самарской области.
;