Подруги детства. Галя

Нина Джос
               

     Однажды мы с мамой шли домой из магазина.  Возле нашего дома была ледяная горка, с которой весело съезжала маленькая  круглолицая, курносая девочка в белой, нарядной шубке. Санок у девочки не было. Она каталась на попе, и зад шубки был облеплен мокрым снегом с грязью.
  - Ай-яй-яй! - сказала моя мама, - Что же ты, девочка шубку не бережёшь?  Она, небось, дорогая!
  - Подумаешь! - ответила девочка, - мне мама другую купит!
    Так я впервые увидела Галю.  Оказалось, что мы живём в одном подъезде.  Потом мы учились в одном классе и  быстро подружились.  Дружба была у нас бурная!  Мы часто ссорились и быстро мирились. Я жила на втором этаже, а Галя на четвёртом.  Когда были в ссоре, подруга, возвращаясь домой из школы, писала мелом на входной двери нашей квартиры большими буквами "НИНКА ДУРА!".Мне приходилось тряпкой оттирать надпись, а после подниматься на четвёртый этаж и замирая от страха, что кто-то откроет дверь и застанет меня за этим позорным занятием, писать на её двери "ГАЛЬКА ДУРА".
    Галя была толстушкой, за что её в классе дразнили "Тушей".Училась она в основном на тройки – четвёрки, имела неуживчивый характер – постоянно конфликтовала.  Но при этом с ней было весело, к тому же жила рядом и нам было удобно играть,  вместе учить уроки и ходить в школу.
 
     Вскоре наши мамы тоже подружились той странной дружбой, которая объединяет совсем разных женщин, имеющих детей одного возраста. Я это называю "материнская дружба". Мама Гали - тетя Маруся, была значительно моложе моей. Маленькая, полненькая, курносая блондинка сидела дома с малышом, скучала и часто приходила к нам в гости.
    Семья подруги считалась неблагополучной - отец Гали сильно пил, в пьяном виде был агрессивным, часто бил жену и детей. Спасаясь от пьяного мужа, тетя Маруся с дочкой и сынишкой  прибегали вечерами к нам и дрожа от страха, прятались в туалете нашей квартиры.
    - Где они ??? - орал пьяный мужик, врываясь в нашу дверь, - убью на хер!!! -  и он начинал бегать из комнаты на кухню и обратно, а убедившись, что их нет, уходил к себе домой.  Тетя Маруся называла это явление - " Генка озорничает!".Такие картины были нередки в нашем городке. Многие семьи жили так. Мой отец тоже пил и поэтому родители развелись, когда мне было 5пять лет.  Мы с мамой жили вдвоём, и у нас всегда было тихо - мирно в доме.
     Отец Гали работал на заводе, всю зарплату приносил жене, которая сидела с детьми дома. Через пару дней он забирал оставшиеся деньги и пропивал. Поэтому тетя Маруся спешила поскорее истратить все деньги , покупая одежду, продукты  себе и детям на всю зарплату, а после жили в долг, занимая у соседей по три рубля на хлеб и молоко. В моменты просветления тетя Маруся похвалялась перед мамой:
   - Вот мы с Генкой, живём,  всякое бывает, а друг - друга не бросаем!  Я ведь не какая нибудь  разведёнка, а мужняя жена! - мама не обижалась, а  говорила в ответ:
    - Ничего, напьется твой мужик - прибежишь  ко мне!  Нечему там у тебя завидовать.  Сама такого выгнала, знаю я!
    - Нос задирает, а нос-то в дерьме! - судачили про Марусю соседки по этому поводу.
      В квартире у них был вечный бардак. Могли кушать селёдку с картошкой , лёжа в постели, а жирные руки вытирать занавеской. Новые дорогие вещи, испачкав,  не стирали, а выбрасывали на помойку. Жили в долг, а в получку честно возвращали деньги, чтобы вскоре одалживать снова.
     Братишка Женя был на четыре года младше Гали.  Одно из первых слов, произнесённых ребёнком, было "- бля".
   - Бля! Бля! Бля !!! - приговаривал малыш, бегая с погремушкой по квартире.
   - Кто "бля"? - спрашивали его взрослые.
   - Мама бля! - радостно отвечал сопливый мальчишка, указывая пальцем на мать.
      Взрослые смеялись, а родители весело демонстрировали гостям "детский лепет" своего сына, как весёлую  шутку. Мы с мамой удивлялись их семейному укладу, а я втайне радовалась, что у меня нет такого отца.
 
     В квартире у них чувствовался едкий запах мочи.
    - Ты чего ребёнка к горшку не приучаешь? - спросила однажды  мама Марусю, - большой уже, в четыре года пора самому на горшок ходить!
    - Да что ты на малого наговариваешь! - возмутилась соседка, - он давно в горшок ходит. Это Генка - паразит по пьянке постель проссал!
      Зимой стояли сильные морозы и занятия в школе часто отменяли из-за холодов.  Родители были на работе, а мы, девчонки, оставшись дома одни, и развлекались, как могли. Моя мама часто ездила в командировки,  а я оставалась  в квартире сама по нескольку дней. Поэтому подружки собирались у меня и мы придумывали разные увлекательные игры. Интернета тогда не изобрели, да и игрушек было мало. Зато был простор для фантазии. Я любила собрать компанию подруг и играть в концерт или модельный показ. В ход шли занавески, простыни,  платки и конечно же мамины платья.
    - Новая мода! Новая мода!!! - кричала очередная подружка, выбегая из-за  шкафа в импровизированном наряде."Зрители" сидели на диване и радостно хлопали в ладоши. "Модель" приплясывала и пела песню. Было очень весело.  Однажды, исчерпав фантазию в области костюмов, мы разделись догола и танцевали дикий танец, восхищаясь своей смелостью.
     В присутствии мамы играли в куклы, наряжая их и воспитывая по своему разумению.
   - Ах ты , паразитка! - кричала Галя на куклу и била её ладошкой по твёрдой, пластмассовой попе, - я тебя заставлю хорошо учиться! На тебе! На!На!На!
     Значит, её дома наказывают за плохие оценки, - объясняла мне мама поведение подруги.  Меня мама за двойки никогда не ругала, а просто говорила:
    - Не хочешь учиться - будешь уборщицей работать. Это - очень нужное дело!  Туалеты убирать, мусор выметать и полы мыть. -   я вспоминала  школьную техничку -  толстую тётку в синем  халате со шваброй в руке. Такая перспектива меня вовсе не вдохновляла , и я сразу принималась за выполнение домашнего задания.
     Мама Гали, тётя Маруся, была очень откровенной женщиной.  Она говорила всё, что на ум приходит, не задумываясь о том, какое впечатление это производит на людей.
     В 1971 году по телевизору показывали страшную гибель трех советских космонавтов. Вся страна была в трауре. А у тети Маруси был свой взгляд на это событие.
   - Это ведь их жёнам с детьми пенсию дадут от государства?
   - Обязательно дадут, - убеждённо отвечала моя мама.
   - Повезло бабам! Деньги дадут и мужика терпеть не надо! Вот бы мой Генка в космос полетел и разбился, а мне деньги за него платили!  Вот бы хорошо было!  Да только кто его возьмёт в космонавты, пьянь эдакую?
    - Ты только, по простоте душевной ему это не скажи, а то побьёт тебя, дуру, - предупреждала мама соседку.

     В те годы мы, девчонки, много времени проводили на улице в любое время года.  У Галиной семьи была дача – шесть соток земли с домиком в форме скворечника. Иногда мы ходили туда вместе. Зимой катались с горок на санках, на портфеле или на том, что под руку попадёт.  Весной и осенью ходили гулять на берег Волги в лесопосадки
    Тогда часто школьников заставляли собирать металлолом и макулатуру и мы  после занятий, всем классом находили и тащили к школе ржавые трубы, дырявые тазики и вёдра и всё, что попадалось подходящего. Или же обходили квартиры и просили у жильцов макулатуру. Запомнился случай , когда в одной квартире мы нарвались на глухую старуху. Позвонив в очередную дверь стали ждать. Вышла старая бабка.
  - Мы собираем макулатуру! - хором выпалили Галя и я..
   - А она ушла, - ответила нам бабка, очевидно имея ввиду свою внучку. Не поняв в чём дело, мы переспросили:
    - Нам нужны старые книжки, газеты , журналы.
    - Говорю вам - собралась и ушла! - твёрдо ответила старуха и хлопнула дверью. Поняв, что она глухая, мы дружно рассмеялись.
 
     В пятом классе я стала посещать изостудию, там нашла новых подруг и уже меньше времени проводила с Галей.
     В четырнадцать лет Галя выглядела, как взрослая девушка. Она стала наряжаться, краситься, её фигура обрела женские формы. Короче говоря - девушка созрела. На вопрос - кем ты хочешь стать, отвечала:
   - Выйду замуж! Стану женой и матерью! - учиться дальше она даже не планировала.
      В восьмом классе я уехала из нашего городка сперва в Ульяновск, а потом и вовсе в Молдавию. С Галей поддерживала переписку.  В последнее время мы общались в интернете.
 
     Судьба ее сложилась вполне благополучно - Галя рано вышла замуж за мальчика из параллельного класса.  Семья мужа её не приняла - они были татары и запретили сыну жениться на русской. Тогда он ушёл из дома и взял фамилию жены. Галя прожила с мужем тридцать пять лет в любви и согласии. Вырастили двоих дочерей. Работала подруга проводницей на железной дороге.. Исколесила всю Россию. Не так давно Галя овдовела.  Живёт в Ульяновске вдвоём с дочкой. Я сказала подруге, что хочу написать рассказ о нашем детстве.
     - Какие мы дуры были тогда! - сказала Галя.
     - Но зато, как нам было весело!
               
                *      *      *
 
    В 2015-ом году, потеряв маму, я очень захотела побывать на родине. Прошло сорок лет, как уехала из тех краев и живу в Молдавии. Да и подруги детства звали в гости, в первую очередь Галя. Вот я и решилась, погостив в Москве , купила билет на Ульяновск.
     Галя встретила меня как самую дорогую гостью. Сколько было эмоций!!! Какое это счастье - встретиться с подругой детства, ведь мы росли вместе.  Не могли наговориться и нарадоваться. В квартире у Гали идеальный порядок, готовит вкусно, одевается красиво. Она такая прекрасная рассказчица, что её истории запомнились надолго и ещё ждут воплощения в рассказах.
     В эту встречу,  мы стали гораздо ближе, чем были в детстве. Вспоминая прошлое, поняла,  в какой тяжелой семейной атмосфере росла подруга. Мы говорили до глубокой ночи,  и вдруг случилось чудо!
 
    Как было уже не один раз, я вдруг увидела, кем она была в прошлом воплощении...
    Это было во время Великой Отечественной войны. Фашисты убили её родных, любимый муж погиб на фронте. Тогда её звали Нюра. Молодая женщина ушла в лес к партизанам и стала мстить! Как же она ненавидела фашистов! Зимой, в землянке, одетая в какое-то старое тряпьё и ватник, Нюра ухаживала за ранеными, готовила еду, а когда надо шла в бой вместе с мужчинами и стреляла по врагам. Она погибла, закрыв своим телом раненого бойца...
   - Как ты относишься к немцам? - спросила я подругу.
   - С детства ненавижу!!!  Не знаю, откуда это у меня, - а почему ты  спросила?   Пазл сложился! Я рассказала Гале о своем видении.
   - Вот откуда ты такая боевая! Героическая душа. Сильная и верная русская женщина. Дай Бог тебе счастья!
 
     На фото - Галя в 14 лет.