глава 4. Визит к знахарке

Олег Онегин
 Я проснулся уже где то ближе к обеду. Если на кухне ни кто не гремел бы посудой я провалялся бы наверняка часов до двух. Гремел посудой конечно же дед. Настина кровать была пуста, значит она уже встала. Тогда и мне нечего валяться. Вспомнил происшествия минувшей ночи и усмехнулся про себя. Когда за окном так ласково светило солнышко, было совсем не страшно думать о чёрной кошке, выпрыгнувшей из дупла дуба и погнавшейся за нами. Всё это было похоже на страшный сон, включая происшествие у колодца. Я бодро вскочил с постели, и заправив кровать вошёл в большую комнату. Посреди комнаты на корточках, в ночнушке, сидела Настюха и запускала руку в огромный таз.
 - Макс, посмотри! - подняла она руку с чем то тёмным и я увидел огромного чёрного налима.
 - Ого! Вот это рыбина! - залюбовался я налимом с марсианской головой - Змейка что надо!
 - Я тоже поначалу подумала что это змеи. Дед говорит что они могут ползать по траве и ловить лягушек.
 - В этих краях может быть всё что угодно - сбавив голос сказал я, что бы дед на кухне не услышал меня - Достаточно вспомнить прошедшую ночь.
 - Да, Макс. Я всё думаю о Вове. Тебе не кажется странным что он так быстро переменился. Такое может быть?
 - А то как же! Набросилась бы эта кошка на тебя, ты бы тоже от страха язык проглотила, а ещё бы хуже - заикой осталась на всю жизнь.
 - Я не когда ещё так не боялась - призналась Настя - Проводим отца и пойдём к этому деду Шмелю. Мечтаю с ним познакомиться.
 - А где отец? - спросил я сестру.
 - С машиной возится. Скоро поедет домой. Знаешь Макс, а мне домой уже не так охота. Плохо что тут девочек нету. Ну да за неимением лучшего, прийдётся довольствоваться компанией твоих новых друзей.
 Через час мы, я, Настя и дед Илья, уже махали в след " фольцваггену". Отец на прощание пару раз подал сигнал и машина скрылась вдалеке в клубах пыли. Я сразу же почувствовал себя осиротевшим. А вдруг мы больше ни когда не увидим наших родителей? - промелькнула у меня в голове дурацкая мысль.
 - Проводили? - раздался за нашими спинами знакомый мне голос. Мы оглянулись. Перед нами стоял,неизменно смоля своей самокруткой, дед Шмель.
 - Пошли в дом ребята - проворчал наш дед, исподлобья взглянув на деда Шмеля.
 - За что ты невзлюбил так меня Илья? - спросил дед Шмель деда Илью - Кажись ничего худого я тебе не сделал. Палки в колёса тебе не вставлял, плохого о тебе не гутарил.
 Мне вдруг стало как то не ловко перед дедом Шмелём за своего деда. Действительно, не любить старика только за его, скажем, фантастическую историю, в которой возможно есть какая то доля правды, это нелепо и глупо.
 - Иди своей дорогой Иван. Нам не о чем с тобой разговаривать - только всего и сказал наш дед.
 Иван!Значит деда Шмеля зовут Иван! А то всё Шмель да Шмель. Даже как то неудобно убелённого сединой старика называть по прозвищу.
 - Вы идите а я сейчас.. - сказал я деду с Настей. Видя что Настя хочет мне возразить и остаться я шепнул ей на ухо - Я потом тебе всё расскажу.
 Сестра не стала спорить и послушно побрела за дедом.
 - Дед Иван - подошёл я к Шмелю поближе, но так что бы дым от самокрутки не попал мне в лицо - Мы видели сегодня чёрную кошку. И она вылезла из дуба.
 - Я знаю, Максим. Митяй был у меня - дед на секунду задумался - Я пришёл сказать что бы вы, в частности ты и твоя сестра, не ходили больше к тому дубу. И вообще, моя затея с этим камнем была не из удачных. Я боюсь за вас, ребятки мои. Дай Бог что бы Вовка выздоровел! А свои проблемы я теперь буду решать сам.
 - А что с Вованом? - живо спросил я, вспомнив его вчерашнее поведение.
 - Я не уверен - перешёл дед на шёпот - Но мне кажется что в него вселилась душа самого Васьки!
 - Вот те раз! С чего бы это? - удивился я.
 - А ты сам сходи к товарищу, проведай его, сам и узнаешь что к чему. Митяй говорит, Вовка как только на улицу вышел, от него все кошки и собаки шарахаться стали. А кота своей бабки он чуть не задушил своими собственными руками. Ни с кем не разговаривает а только ходит из угла в угол да о чём то думает.
 Я вспомнил вчерашнюю собаку вывшую на луну. Вовка тогда бросил в неё камень, что было на него не похоже. Факт на лицо! Вот и не верь после всего этого в нечистую силу. Я с тоской посмотрел вдаль, туда, где совсем недавно скрылась отцовская машина.
 - Господи, спаси! - неожиданно сам для себя, вслух, пробормотал я.
 - И сохрани! - добавил дед Шмель, перекрестившись.
 - И что теперь с ним будет? - спросил я деда - Ему можно как то помочь?
 - Может бабка Александра ему поможет!? Она много всяких заговоров знает. В том числе и от нечистой силы. Вот только как Вовку к ней привести? Думаю что он, а вернее тот кто сидит в нём, ни за что добровольно не пойдёт к ней.
 - Не пойдёт, силой приведём! - решительно сказал я - Дед Иван, ты ступай домой а то мало ли что, деревня маленькая, узнают что Вован из за тебя таким стал, могут и отвечать заставить. Я конечно не болтун, да не один я эту тайну знаю. Я постараюсь привести Вована к бабке Александре.
 - Ты парень нравишься мне всё больше и больше - улыбнулся мне дед Шмель - и почему то мне кажется что именно ты справишься с Васькой и поможешь его грешной душе навсегда успокоиться. Иди с Богом! А мне действительно лучше пойти домой.
 Дед Шмель не спеша повернулся и зашаркал калошами к своему дому. Я же, окрылённый ласковыми словами деда Шмеля, влетел в избу своего деда, вкратце рассказал всё Насте ( конечно что бы не слышал дед), и с трудом отпросившись, мы с сестрой поспешили к дому Вована.
 У дома бабки Нины, на лавке, сидели Киля и Митяй и о чём то горячо спорили.
 - Явились! - Киля недовольно посмотрел на нас как будь то мы были в чём то виноваты.
 - Где Вован?- спросил я посмотрев на окна дома, не покажется ли в окне голова Вована. Ребята видно сразу же поняли что я всё знаю.
 - Спит - произнёс Митяй - Мы ему в квас успокоительное подмешали. Совсем он с ума сошёл. Киля вот всё говорит что та кошка была бешенная и Вована своим бешенством заразила. А я ему толкую что это Васькина душа в него вселилась. И дед Шмель со мной согласен.
 - У вас в деревне есть какой нибудь врач? - поинтересовалась у ребят Настя - Может быть у него действительно какая нибудь инфекция и ему нужна срочная медицинская помощь.
 - Настюха - обратился я к сестре - Ты где нибудь видела что бы больной человек бросался на кошек и собак?
 - Ну если это бешенство то почему бы и нет.
 - Но на людей ведь он не кидается.
 - Подожди, ещё не вечер. Начнёт и на нас бросаться. Мне бы только посмотреть на него, я сразу бы определила, больной он или здоровый.
 - Дед Шмель посоветовал отвести Вована к местной знахарке, бабке Александре - сказал я ребятам - А я думаю, может лучше её позвать сюда. Может она поможет ему пока он спит. Да и на вряд ли он пойдёт к ней сам.
 - А ты как объяснишь бабке что произошло? Расскажешь ей всю правду? - спросил меня Митяй.
 - Ну если она не будет задавать лишних вопросов то и рассказывать нам ей ни чего не придётся. Ну а если всё же спросит, то скажем что вчера из леса выскочила какая то дикая кошка, оцарапала Вована и убежала обратно в лес. А про старый дуб ничего говорить не станем.
 - Ну ладно - согласился Киля - Раз это твоя идея то вы с Настей к бабке и идите, а мы с Митяем останемся здесь, мало ли что. Да и бабка Нина не отпустит меня. Здорово напугалась старушка. Она у нас слабонервная.
 Как не хотелось мне идти к знахарке да делать было нечего и я согласился. Настя конечно пошла со мной.
 Дом бабки Александры мы нашли очень быстро, Митяй объяснил куда надо было идти. Мне почему то хотелось что бы бабки дома не оказалось. Конечно это подло, так мыслить по отношению к товарищу, но общаться со старухами я не любил с самого раннего детства. Наверное потому что когда мне было четыре года меня напугала старуха- бомж, грязная, о остатками гнилых зубов во рту и огромными синяками под глазами. Она подошла тогда ко мне и улыбаясь во весь свой гнилой рот пахнула на меня перегаром и гнилью, и потянула ко мне свои руки. Я тогда закричал что есть мочи и бросился бежать. Не знаю почему, но с того дня старухи, даже хорошо одетые, вызывают у меня некую неприязнь, фобию.
 Мы с Настей остановились у почерневшей от времени двери и я медленно но громко постучал. Ни кто не ответил. Я постучал ещё сильнее. Снова тишина.
 - Нет никого - облегчённо вздохнул я - Пошли обратно к ребятам.
 Мы было уже направились к калитке как Настя вдруг схватила меня за рукав - Тихо! - сказала она, как будь то к чему то прислушиваясь - Слышишь? Кто то скребётся.
 Я тоже прислушался. Звук доносился где то из под земли, со стороны небольшого палисадника, разбитого под окнами дома.
 - Будь то кто то бутылками пустыми брякает - предположила Настя - Только от куда этот звон?
 Я подошёл к ограде палисадника, стал снова вслушиваться и.. о, ужас! Мои волосы, привыкшие за эти два дня вставать дыбом, встали в очередной раз, а мои старые приятели мурашки забегали по мне, радостно и с удовольствием покалывая мою спину.
 Посреди палисадника, из под земли, показалась вдруг чья то лохматая голова.
 - Мама! - только и смогла сказать Настя, прижавшись к калитке.
 - Кто тут? - спросила голова недовольным, но в тоже время мягким старушечьим голосом и повернулась в нашу сторону.
 - Вы бабка Александра? - ошарашенный видом бабки, выдавил из себя я.
 - Она самая - уже приветливее ответила старуха и стала выбираться из какой то ямы а заодно вытаскивать из неё разные бутылки и банки.
 - Тогда мы к вам - сказал я, глядя на странную старуху.
 - Помоги ка мне, касатик - подозвала меня старуха, силясь вылезть из этой ямы.
 Я с готовностью ( но не с удовольствием) перемахнул через ограду и бросился вытаскивать старуху.
 - Ну вот, слава Богу! - промолвила старуха, оказавшись на поверхности земли - Ведь вы Ильи Белого внуки - спросила она и не дождавшись ответа скомандовала - Бери ка внучок эти банки и неси их за дом. Там в огороде на стол поставь. А ты что внучка стоишь? - обратилась она к Насте - Иди сюда, поможешь бутылки донести.
 Старухе было на вид лет семьдесят. Лохматые волосы, синие тонкие губы, нос крючком, длинные пальцы, смотрящие куда то в сторону, косолапые ноги. Она была бы похожа на бабу Ягу, если бы не её глаза, светло - голубые, как небо, и голос, ласковый и нежный, совсем не режущий слух моих капризных ушей.
 Когда банки, с какой то зеленью внутри и бутылки с травой, плавающей в какой то кристально- прозрачной жидкости, были поставлены на стол, бабка Александра пригласила нас в дом.
 Дом бабки Александры благоухал ароматами различных трав. Эти запахи действовали так упоительно что я невольно зевнул.
 - Присаживайтесь ребятки, сейчас я вас лесным чаем напою, вкусным и очень полезным. Вас как звать то?
 - Я Максим, а это моя сестра Настя - представил я себя и сестру.
 - Ну а меня, как вы наверное знаете, бабкой Александрой зовут. Вчера мне ваш папа очень помог, воды наносил, дай Бог ему здоровья! Стара стала. Восьмой десяток меняю. Не моё знание трав, давно бы загнулась. Мужа моего, Егора, уже лет пятнадцать как нету на свете белом, вот и кручусь одна. И по хозяйству надо успевать и людям помогать, по мере сил лечить их от разных недугов.
 - А у вас дети есть? - полюбопытствовала Настя.
 Бабка Александра разочарованно махнула рукой - Сын есть. Только разве это сын? В городе живёт. Спился весь. Работать не хочет. Ходит по городу со своей подругой - алкоголичкой, бутылки собирает. Мать свою только в день получения её пенсии вспоминает. Добирается ведь до деревни как то. Машину нанимает и сюда. Плачется, божится что пить бросит. Говорит что деньги ему нужны что бы за квартиру заплатить. Да только я то знаю, нет у него ни какой квартиры. Живёт в каком то подвале. Уж как я его не уговаривала здесь, со мной остаться. Ни в какую! Любит жизнь свою пьяную.
 - А вы его травами своими лечить не пробовали? - спросила Настя - Вы же наверное можете лечить все болезни.
 - Бесполезно! - со вздохом ответила бабка Александра - Тут всё от веры зависит. Если верит человек что излечится, значит так оно и будет. А если сдастся, даст слабинку, то тут уж никакой заговор не поможет, ни какая трава. Вера - это самое сильное лекарство на свете! Помните это, ребятки!
 Бабка Александра налила нам душистого чаю и поставила перед нами небольшое блюдце с мёдом. Сама села на против нас и подперев руками подбородок стала с умилением нас разглядывать.
 - Так с чем пожаловали ребятки? - спросила она - Может дед Илья за каким нибудь настоем послал?
 - Нет - ответил я , отхлебнув из кружки ароматного чаю - Мы к вам, бабушка Александра, по очень важному делу.
 - Зовите меня просто - баба Шура - сказала нам старушка - Так что за дело? Слушаю?
 - Видите ли в чём дело, баба Шура - не дав мне рта раскрыть, начала говорить Настя - Наш товарищ болен и мы незнаем чем, но подозреваем что у него бешенство. Ещё вчера с ним было всё нормально, а потом, в лесу, его оцарапала какая то дикая кошка и теперь он стал сам не свой. Бросается на кошек, на собак, кидает в них камни. Даже кота своей бабушки чуть не задушил. Вы не могли бы ему чем нибудь помочь? Мы очень переживаем за его здоровье.
 - Что ж, приводите его ко мне и я посмотрю чем можно помочь вашему другу - сказала баба Шура.
 - Я думаю он не пойдёт - произнёс я - Он не доверяет всем знахаркам, да и вообще не любит лечится. Вот если бы вы сходили и посмотрели на его пока он спит.
 - Как же я пойму по спящему чем он болен? Я должна поговорить с человеком, понять его. Как вашего друга зовут?
 - Вова.
 - Это Нины Семёновны? Ну да, конечно он! Других тут нет. Слышала тут, они к старику Шмелю зачастили. Знаю о чём Шмель с ними говорит, он и вам наверняка рассказывал свою историю. Ну конечно, я же видела тебя, Максим, на его крыльце, когда из лесу шла.
 - А вы баба Шура знаете эту историю? - поинтересовалась Настя у бабки.
 - Ну а как же! Я тут с рождения живу. И знаете что я вам скажу ребятки? История это вовсе не вымысел. Многие думают что у Шмеля крыша поехала когда его дочь пропала и жена померла. Но это не так! Он абсолютно здоровый человек. Опустился только, да без хозяйки в доме любому мужику пропасть в два счёта. Ваш дед молодец, держится, да и то я вижу, не сладко ему бывает. Так вот значит, на счёт той истории. Почему я говорю что это не вымысел? Я же бабка лесная, из леса почти не вылезаю. Это вам повезло что вы меня дома застали в такое время. Я , как вы знаете, лечу людей травами, а их ведь ещё собрать надо. Вот я и хожу по лесу, нужные растения рву и в лукошко. Сколько километров я по нашему лесу натоптала, наверное не один раз можно было земной шар обойти. Люблю бывать на природе, только там по настоящему и отдыхаешь, то белочку встретишь, то бурундучка, а бывало и на косолапого набредала. Да Бог миловал, не тронул меня миша, только рыкнул в мою сторону, будь то поздоровался, и пошёл своей дорогой. Как то раз, лет семь или восемь назад, собирала я разрыв - траву возле одной поляны. На ней ещё дуб растёт, огромный - преогромный, старый - престарый, про него мне ещё моя бабушка рассказывала. Она говорила мне что когда она была маленькой девочкой то этот дуб и тогда был большой и старый. Это представляете сколько же ему лет? Ну так вот, собираю я траву возле этого дуба, как вдруг мне послышалось будь то плачет кто то и плач этот как будь то из дупла того дуба доносится. Я подошла вплотную к дубу да и спрашиваю - Кто тут? - а самой страшно. Ну сами посудите, кого угораздит уйти в лес, забраться в дупло дуба, сидеть там и плакать. Кстати, я не сказала. Плачь был детский, как будь то маленькая девочка плакала. Когда значит я спросила - Кто тут? - плачь стих и воцарилась тишина. Ну я тут подумала, может у меня, старой, уже слуховые галлюцинации и мне это всё послышалось. Постояла я ещё немного у дуба и только хотела дальше идти как отчётливо услышала детский голос.
 - Помоги мне! - раздалось из дупла. Я вздрогнула и выронила из рук своё лукошко.
 - Кто здесь? - испуганно спросила я. Сердце моё бешено заколотилось.
 - Помоги мне, тётя Шура! - снова раздался голос из дупла.
 - Откуда ты меня знаешь? Кто ты? Как тебе помочь? - спросила я , всматриваясь в чёрную дыру по среди дуба.
 - Он скоро придёт - проговорил голос - Брось камень в колодец! Спаси меня! Заклинаю! Брось камень в колодец! Он уже рядом! Он идёт! Уходи, слышишь! Уходи!
  - Ну я конечно не стала выяснять, кто идёт, схватила лукошко и сколько у меня, у старой, хватило сил, быстрым шагом двинула к деревне. И до самой деревни меня не покидало чувство что за мной по пятам кто то идёт. Запыхалась так что думала сердце из груди выскочит, только дома и отдышалась.
 - Я кажется догадываюсь чей это был голос - прошептала Настя - Помнишь, Макс, дед Шмель тебе говорил как к нему во сне дочь приходит?
 - Точно! И тоже говорит ему про какой то камень, который надо бросить в колодец - подхватил я.
 - И что это за камень, можно только догадываться - вздохнула баба Шура.
 - Баба Шура - решился я - Раз вы верите во всё сказанное дедом Шмелём то мы с Настей откроем вам наши карты. Вовку оцарапала не простая кошка. Это была чёрная кошка и выскочила она из того самого дупла старого дуба. Сегодня ночью мы хотели искать тот самый камень о котором идёт речь.
 - Ах! - только и смогла произнести старушка.
 - И мы думаем - предположил я - в Вована вселилась нечистая сила, поэтому он и бросается на животных да они и сами от него разбегаются в разные стороны.
 Баба Шура на минутку призадумалась - С таким случаем я сталкиваюсь впервые - наконец заговорила она - Есть где то в старых книгах, доставшихся мне ещё от моей бабки, заклятья на изгнание из человеческого тела нечистой силы. Надо поискать.
 Баба Шура встала из за стола и пошла к небольшому старинному шкафу, открыла его и порывшись в нём, достала небольшую книгу в коричневом кожаном переплёте. Положив книгу на стол она, надев на нос очки, начала не спеша перелистывать её. Мы с Настей сидели и терпеливо ждали. В душе я был рад что баба Шура оказалась своей и её не пришлось долго уговаривать. Честно говоря в этой деревне я ощущал себя будь то в другом мире. Ещё каких то пару дней назад я жил в цивилизованном мире, ходил в школу, играл в футбол, тусовался с друзьями и совсем не задумывался о том что такое например человеческая душа и есть ли на свете другая, параллельная от нашего мира жизнь. Сейчас я процентов на восемьдесят был уверен что есть и то и другое. Но объяснения всему этому я конечно же не знал, так же как и Настюха, дед Шмель, Митяй, Киля и эта мудрая старушка, листающая древнюю книгу.
 - Нашла! - радостно воскликнула баба Шура и даже в ладоши прихлопнула - Вот оно, заклинание! Здесь написано всё что надо для этого. Всё таки придётся привести вашего Вовку ко мне. Я знаю его бабку Нину. Она атеистка, хоть и крещёная, никогда не во что не верит и всегда всего боится. Она не согласится что бы я творила над её внуком какие либо заклинания. Возьмите его погулять с собой сегодня вечером. Не пойдёт, тащите силой. Если ни чего не получится будем искать другой выход. Об этом только ребятки ни кому не слова.
 - Даже деду Шмелю? - удивлённо спросил я.
 - Этот старый пень тоже может прийти, я с ним должна серьёзно потолковать.
  К дому бабки Нины мы с Настюхой летели как на крыльях. Митяя с Килей на лавке уже не было, за то сидела старушка. Как мы догадались, это была бабка Нина. Мы поздоровались. Бабка Нина лениво посмотрела в нашу сторону.
 - А можно к Вове? - вежливо спросил я её - Он уже проснулся?
 - Проснулся - кивнула старушка - Только его дома нет.
 - А где же он? - забеспокоился я.
 - А кто его знает. Убежал куда то. Выскочил и з дома и понёсся сломя голову. Ребята, Коля да Митя за ним побежали.
 - А в какую именно сторону он побежал? - поинтересовалась Настя - Случайно не в ту? - махнула она рукой в сторону леса, как раз в ту сторону, в которую мы ходили сегодня ночью к дубу.
 - А вы откуда знаете? - удивилась бабка и тут же запричитала - Ой, ребятки! Скажите мне Христа ради что происходит! Боюсь я! Нет! Непременно надо сообщить их родителям. Пусть забирают обоих домой, а не то что случись, я в ответе буду. Это ж надо! Кота мово, Стёпку, чуть не задушил! Может он наркотики какие принимает? Погодите, узнаю, головы то всем по откручиваю! - уже с угрозой прокричала бабка.
 - Не волнуйтесь вы так, баба Нина! Откуда в вашей деревне наркотики? Мы его приведём! - крикнула Настя, поворачивая в сторону леса - И я вас уверяю, Вовка не наркоман - заверила она бабку. Я последовал за сестрой.
 - Ты дорогу к дубу то запомнила? - спросил я Настю.
 - Если честно, не очень - призналась она - Давай хоть сделаем вид что мы пошли искать Вовку, что бы его бабка хоть немного успокоилась.
 - Как ты думаешь, он к дубу побежал?
 - А куда же ещё? Если в нём сидит душа Васьки, то куда же ему ещё идти как не к дубу - проговорила Настя подходя к границе леса.
 - А не проще ли Вовке, то есть Ваське свалиться в колодец, делов то. Дед Шмель говорил что дуб и колодец как то взаимосвязаны.
 - Ну тебя! - махнула рукой Настюха - Не хватало ещё что бы Вовка утопился. Куда тут идти, ума не приложу?
 Я, остановившись, почесал затылок, Перед нами как паутина, переплеталось много лесных тропинок и по какой нам надо было идти к дубу мы понятия не имели.
 - Может просто покричим? - предложила Настя.
 - Давай - согласился я и закричал что есть мочи - Митяяяй!!! - для верности я свистнул пару раз и затих вслушиваясь в тишину леса, хотя тишиной назвать это было нельзя. То там то здесь разносилось щебетание птиц. Однако мне как будь то послышалось что кто то впереди тоже свистнул.
 - Слыхала? - спросил я сестру. Настюха в ответ кивнула. - Если это не какая нибудь птица то это Митяй или Киля - сказал я и свистнул ещё. И снова где то впереди раздался приглушённый свист а затем кто то отчётливо крикнул - Э-эй!!!
 Сомнений быть не могло. Это были ребята.