Лейтенантские университеты

Николай Кокош
 ( Опубликовано  в еженедельнике "Пусть говорят," выпуск номер 4-й от 23 января  2019 года.  Кривой Рог. Украина).

 ,, Солдаты дымом греются, солдаты шилом бреются.,, - Старинная солдатская пословица.-

     История первая.


                70-е годы, Краснознаменный Дальневосточный военный округ. Сергеевский  полигон.   Лето. Стоит невыносимая жара. От огромного количества боевой техники, задействованной на дивизионных тактических учениях с боевой стрельбой, на всех полевых дорогах - пыль столбом.
           Я, молодой лейтенант, в качестве офицера связи 378 артиллерийского полка, доставляю очередную депешу старшему артиллерийскому начальнику на командирском Уазике.
         "Летим", видимость нулевая,  только что перед нами прошла колонна боевой техники. И вдруг, как будто подсказка сверху: "Прижмись вправо! Прижмись вправо!"

         Даю соответствующую  команду водителю.  Мы с трудом находим правый край дороги и прижимаемся к нему.  Не проходит и десяти  секунд, как мимо нас на большой скорости  "пролетает"  плавающий танк-ПТ-76! Даже страшно подумать, чтобы было, если бы мы не среагировали на подсказку.
                Молодой водитель Сережа Опрышко уже  без моей команды  выезжает на обочину дороги и останавливается.     Он долго сидит молча, испарина покрывает его лоб и лицо. На мои вопросы не отвечает, Сережа- в прострации!
                Больше никогда в жизни мне не приходилось видеть такого опустошенного и безвольного взгляда... Было ощущение, что у моего водителя все оборвалось внутри.                Сказать, что в этой ситуации  я выглядел этаким гусаром - смельчаком, значит сказать неправду. Я также находился в состоянии временного оцепенения.
                Да, мы оба были на волоске от смерти!

    История вторая.

                Годы и место событий  теже, за исключением времени года. Стоит зима. Мороз 25 градусов. Холод пронизывает до мозга  костей. У каждого офицера и солдата только одна навязчивая мысль- где бы согреться! Погода  как  в стихотворении шотландского поэта Роберта Бернса  "Ночлег в пути": "Январский ветер, колкий снег"... Спрятаться от мороза и продувающего насквозь  ветра  можно или в тягаче, или в палатке у печки -"буржуйки".
                Мы выезжаем на боевые артиллерийские стрельбы в составе 378 артиллерийского полка 135 мотострелковой дивизии. Такие выезды были частыми. Советский народ требовал от своих защитников постоянной высокой боевой готовности и высокого ратного мастерства.

  Ведь в каких-то 20-30 километров от нас находились боевые части Китайской народной армии, вся мощь которой была направлена в сторону наших границ. Еще свежи были в памяти события марта 1969 года, когда полк и несколько частей дивизии громили  китайских агрессоров  в районе острова Даманский.
                И на этот раз мы не знаем - это учения  или выезд на "войну!"                Наши 122 мм и 152мм гаубицы тащили мощные, на то время тягачи, МТЛБ.                Мы ехали в район боевого предназначения, как и предписывал боевой устав, ночью.         Колонны медленно тащились по таежной дороге, объезжая сопки.

         Я сидел в тягаче среди солдат, слушал их неторопливый разговор, сам что-то рассказывал. Но общей темы для ночного разговора не нашлось и мы больше дремали...
                Вдруг огненные языки пламени заплясали внутри тягача! Все почувствовали резкий запах горящей пластмассы. Состояние тревоги моментально переросло в панику.  "Горим!" -закричали солдаты.
 Как потом выяснилось, загорелась электрическая печка тягача. Как и почему мы так и не узнали: может быть механик-водитель забыл промасленную ветошь, может быть...                Механик-водитель Юрий Седаков по моей команде вывел тягач с прицепленным  к нему орудием из колонны и остановил его.
                Прозвучала команда: "К машине!" Но эвакуация сразу не получилась.  Ни задние , ни верхние люки  почему-то не открывались! К несчастью, у нас в тягаче были  еще и "лишние" люди: санинструктор батареи сержант Сергей  Вавилов  и  комсорг полка ст. лейтенант Иван Черепков.

  Большая скученность людей, темень-сыграли  над нами "злую" шутку: мы были словно в западне! На многих начали тлеть бушлаты, ватные штаны, дышать стало трудно!
                И все же люки мы открыли. Первым поддался задний.  Солдаты и все остальные посыпались из тягача, словно картошка из мешка. Мы были спасены!
                Расчет в темпе отцепил  орудие и откатив его в безопасное место,  начал тушить пожар. Общими усилиями огонь был потушен.
                Вскоре появился начальник медицинской службы полка  майор Виктор Семенко со своими помощниками.  Нескольким солдатам понадобилась медицинская помощь.
                Приехавший к месту пожара командир дивизиона капитан Владимир  Шанов, не стеснялся в выражениях, он "рвал и метал"... 

    Но обошлось без жертв и замполит полка подполковник Алексей Сафронов пожал мне руку и сказал:" Молодец, лейтенант!" Вот так, один начальник отругал, другой -  поблагодарил.

Фото из интернета. Артиллерийский расчёт 122 мм гаубицы М-30 выполняет команду:" К бою!"