По следам биографии отца. К 90-летию

Елена Грислис
                РОДОСЛОВНАЯ

Теплый ладан, гранитные плиты...
Все смешалось в таинственный сплав,
Материнскою кровью омыто
И славянской душой засияв.

Дед и бабушка - ветви двух кровей
Сколь великой, столь древней как мир,
Принесли жизнь свою в дар любови
Очагу, где взращен их кумир.

Было в Киеве это богатом.
Бессарабка поныне хранит
Дух гордыни и нежности святой,
Породивших затейливый быт.

Прибалтийская немка гордилась
Мужем мудрым - прекрасным отцом.
Белым ангелом, в коем селилась
Мировая душа - Божий дом.

В лихолетия дни роковые
Разделил сын отца русский путь.
Уезжая, мать скажет впервые:
"Защити Русь! ... Меня не забудь".

Их  могилы легли в тех пределах
Двух полярных культур и земель,
Что вошли европейством и нервом,
Смыслом духа России досель.

Мой отец был простым человеком, -
Не мессией - гонителем зла.
Полюбил он славянку навеки...
С нею память стихами взошла

О его благородном стремленье:
"Созидай жизнь, а смерть не кори!"
Только жаль, что распахнутый гений
Путь земной завершил в тридцать три.

Теплый ладан, гранитные плиты...
Все слилось, к жизни новой воспряв.
Православною верой омыто,
Триединой душой просияв.

 
                *     *     *               


                ПУТЬ  НА  РОДИНУ
               
Блестящий офицер,
Не немец, а поляк!
И выправка, и стать
Аристократа-шлях.
Пять лет ты там служил
И Польшей дорожил!
Ведь молодость и путь
Не суждено вернуть.

Твой брат тебя спросил:
"Зачем тебе назад?" -
"Я русский до корней -
Все дело в этом, брат.
Устал я от балов.
Не жить же до седин.
Не надо мне панов,
Я - русский дворянин!"

Что русским называл,
Покинуть он не смог.
А здесь его уже
Ждал гробовой порог.
О, небо, расступись!
Открой мне тайну-рок.
Но глухо с высоты:
Возврата нет... порог!



                *     *    *


              1. Папа

По белому первому снегу,
Запутавшись в полах пальто,
Мужчина спешил как к ночлегу –
Больнице убогой. Никто
Ему не открыл дверь той ночью,
Ребенок больной задремал.
Но, зная страдания дочки,
Он в окна глухие стучал.
И вдруг как вулкан весь взорвался:
«Открыть!!! Умирает дитя...»
Младенец уже задыхался,
Хрипя тяжело и свистя.
Малышка, дышавшая жаром,
Не видела смертной тоски
Того, кто стоял как в угаре,
В смятенье сжимая виски.
На время очнувшись от всхлипа,
Вдохнула всей грудью тепло,
Идущее  с белого лика.
И, кажется, ей повезло!

                Из цикла "Высший мир".



                *       *      *

               
                ТРИДЦАТЬ  ТРИ

                Памяти отца, погибшего в 33 года


В бухте печальной забвенья,
Слушая моря призыв,
Две сиротливые тени
Горестно ждали прилив.

Ты говорил о желаньях
Многострадальной души.
Я пребывала в терзаньях,
Чувствуя поступь судьбы.

Горько и молча внимала
Сну уходящей любви.
Кажется: все понимала
В  цифре одной - тридцать три.

Ты говорил нежно: "Дочка,
Я никогда не умру!
Буду с тобою. Отсрочку
С шахты постылой возьму.

Или уедем отсюда
В край, где журчат родники -
Жизни несбывшейся чудо
Нам уготовят они.

Смоют с лица меты рока...
В землю вода унесет
Бывшие страсти, пороки -
Станет святым мой уход".

Я протянула вдаль руку:
"Как ты прекрасен, отец!"
Чувствую смертную муку,
Жизни ужасный конец.

Волны угрюмые встали
И затопили бассейн.
Я захлебнулась валами,
Но зацепилась за тень...

Ты ж утонул в их глубинах.
Как беспощадны они!
В темной и страшной пучине
Крылось, как рок, - тридцать три!

Смерти чудовищной жало
Грудь разорвало в куски.
Я, как желал, убежала
В лес, где текут родники.

Встала в ручей на колени:
"Боже Всещедрый, спаси!
В край неземных песнопений
Душу отца унеси.

Смой с нее тяжкие раны,
Правым Крестом осени.
Жизни прошедшей изъяны
Все милосердно прости".

Нерукотворный колодец...
В нем родники всей любви!
Отче над нами выводит
Крест Пресвятой в тридцать три.


                *     *     *               

                СОНЕТ 40


Наверно оттого, что эта глыба
Тяжелою, как страшный Суд, была, -
Я странною страдальческою фигой,
Угрюмою, как дикий терн, росла.

И так, желаний своевольных полной,
Я поднялась высоко до небес.
Хранитель-Ангел может быть доволен -
Попала в круг я странниц-поэтесс.

"Не забывай и тот венец терновый -
Путь искупленья, вечности... Поверь -
Ничто пред Сыном Божьим Иеговы
И славы звук недостоверной и потерь!"

Так мой отец давно в том мире
Молился обо мне и лире.


______________________


Мой отец,  Владимир Васильевич Носов, родился в г.Киеве 26 октября 1924 года. Отроческие и юношеские годы он провёл в г.Смоленске, куда переехала его семья. После окончания военного училища  с 1944 года воевал в составе 1-го Белорусского фронта  поручиком Войска Польского, а с 1946 года служил в звании старшего лейтенанта СА начальником морского погранотряда Войска Польского. Окончив «с отличием» в 1957 году горный факультет Тульского механического института,  мой отец погиб 29 сентября того же года  на Донбассе  в шахте Бис-2 шахтоуправления №3 г.Кировска.  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!