Уныние

Андрей Рождественский 4
Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звёзд
Иоганн Вольфганг фон Гёте

-------------------------------------------------------
 
В самом центре Африки, где растут непроходимые леса, а в реках плавают большущие крокодилы, стояла небольшая деревня  племени Тутси. Мужчины ходили на охоту, а женщины оставались дома с детьми.

Половина деревни верила в старых африканских богов, а половина в господа нашего Иисуса Христа. Недалеко от деревни находилась миссия и небольшой монастырь. Встречались и такие жители, которые верили во всех богов, что послала им судьба, поскольку считали, что чем больше у них богов, тем лучше они защищены от превратностей судьбы. Превратностей судьбы на всех хватало. То великая засуха лишала их воды, и они умирали от жажды, то нескончаемые дожди заливали их ветхие дома и уничтожали все припасы.

На краю деревни находилась хижина, где жила одинокая женщина со своим маленьким сыном.

Однажды отец не вернулся с охоты, и они жили очень бедно. Если бы не добрые соседи, вряд ли бы им удалось выжить.

Вскоре приключилась с ними новая беда. Мальчик захворал, да так сильно, что не мог подняться с кровати. Когда стало ясно, что он умирает, пригласили шамана из соседней деревни. Это был очень уважаемый человек и по слухам творил настоящие чудеса. Шаман, не медля приступил к делу. Он приплясывал перед кроваткой мальчика, произносил заклинания, вызывал могучих духов Африки. Три дня он трудился во имя спасения, но, увы, на третий день он в изнеможении присел на крыльцо и сказал: «Прости меня добрая женщина, но я сделал всё, что мог, но видимо моя колдовская сила иссякла, и великие духи не пришли ко мне на помощь. Шаман взял палку, котомку, в которую он положил амулеты, кору бананового дерева, сушеную кожу крокодила и чего-то еще, совсем неузнаваемое, и ушел восвояси.

Мать мальчика поплакала немного и пошла к монахам. Помолившись, поговорила с настоятелем монастыря. Рассказала про болезнь мальчика и посещение шамана и его попытку помочь семье.

-Помогите, прошу Вас, мне нечем Вам заплатить, но у меня нет выбора. Если Вы не поможете, мальчик умрёт.

Настоятель задумался.

-Хорошо, - сказал он,

-Я попытаюсь помочь.

Сборы были недолги. Вскоре они вместе отправились в путь и уже через полчаса подошли к деревне.

Мальчик ни как не отреагировал на их приход. Он тупо смотрел в потолок и не проявлял никакого интереса к стоящим над его кроватью людям.

-Как зовут мальчика?

-Его зовут Симба, - ответила мама.

- Симба? - переспросил священник.

-Да, отец мой, так его зовут. Разве это плохое имя?

Напротив, очень хорошее. Ведь Симба означает на вашем языке – лев.

-Хорошо, оставь нас. Я позову тебя, когда будет нужно.

Когда женщина вышла из комнаты, священник обратился к мальчику со словами:

-Ну, здравствуй Симба.  Говорят, тебе нездоровится?

-Говорят, тебя пытался вылечить шаман?

Увидев, что мальчик ни как не реагирует, продолжая тупо смотреть в потолок, настоятель монастыря подумал немного и снова обратился к больному. 

-Мне кажется, что тебя зря назвали львом, ты не заслуживаешь такого гордого  имени. Я пришел тебе помочь, но ты прибываешь в унынии, а может быть даже в отчаянии, а это смертный грех. Человеку, который потерял веру в себя, в своих друзей, в самого Господа Бога никто не сможет помочь. Я ухожу, а через три дня, когда настанет твой час предстать перед высшим судом, я приду ещё раз к тебе, и буду молить господа смягчить тебе наказание.

-Но чем я провинился, и какое наказание мне будет после смерти?

-Я не хочу умирать!

-Если ты действительно хочешь жить и узнать о смертном грехе уныния, встань и иди за мной.

-Но я не могу идти, - воскликнул мальчик.

-Я помогу тебе, - ответил священник.

Когда настоятель с мальчиком показались в дверях хижины, мать, стоявшая неподалёку, взмахнула руками и собралась закричать от радости, но священник подал ей знак удалиться.

Они сели на скамейку и долго молчали. Мальчик ждал, когда священник заговорит, но он, кажется, был погружен в свои собственные мысли. Может быть, это был только тактический приём, кто знает?

Они сидели на скамейке возле хижины и молчали. А вокруг цвела, пахла лесными травами, наполнялась криками детей играющих на соседней поляне удивительная жизнь. Рядом журчал ручеёк, вытекающий из чистейшего источника. Когда у жителей деревни болела спина, они пили из него, и боль исчезала в течение 10 минут. Ярко раскрашенные птички летали в воздухе и чирикали на все лады. Из лесу доносились крики обезьян, почуявших приближение крупного зверя, по реке плыли маленькие лодки, и рыбаки на них весело перекликались между собой, хвастаясь добычей.

Сначала мальчик удивлённо смотрел по сторонам. Ему давно не приходилось видеть такого буйства природы.  В хижине было темно и душно, а болезнь заглушала все запахи и звуки  внешнего мира, начинающегося за дверью хижины.

 

-Хватит молчать, - нетерпеливо прошептал мальчик, расскажи, почему я заслуживаю наказания после смерти, и какое оно будет?

-Твой отец был настоящим мужчиной и глубоко верующим христианином,- начал свой рассказ священник. Я часто видел его в монастыре. Он всегда приносил нам подарки: ногу убитого оленя или шкуру леопарда. Он заходил в церковь и в праздники и в обычные дни, чтобы помолиться за вас, и я охотно благословлял его, когда он собирался на охоту. Ты, конечно, знаешь, что твой отец был весёлым человеком, любил пошутить и никогда не унывал. Однажды он пришел ко мне с просьбой.

-Помогите, святой отец с выбором имени для моего малыша.

-Наверное, у тебя самого есть что-то на примете. Да, я хотел бы назвать его Симбой?

-Симбой?, - переспросил настоятель монастыря.

- Ты хочешь назвать его львом?

-Да святой отец, но я не знаю, можно ли так назвать христианского мальчика?

-Конечно можно, лев олицетворяет собой бдительность, духовную крепость.  Лев - эмблема святого Марка, так как его Евангелие подчеркивает царственную природу и … .

Священник вдруг прервал свой рассказ.

- Извини мальчик, я должен идти. Мои братья в монастыре ждут меня.

-Но ты же не закончил свой рассказ, - взмолился мальчик.

- Хорошо я приду завтра утром. Но ты должен пообещать мне, что ты съешь всё, что мама даст тебе на ужин, и мы продолжим беседу на этой же скамейке.

-Но смогу ли я сам добраться до неё.

-Ты сможешь, ты же Симба.

На следующее утро Симба снова встретился с настоятелем монастыря. Они сели на ту же скамеечку возле хижины, что и в прошлый раз. Что-то изменилось в облике мальчика, но определённо можно было сказать только о глазах. На этот раз они светились, и для опытного пастыря нетрудно было понять, что это свечение вызвано недосказанной вчера историей.

Так на чём мы остановились? Спросил священник.

-Ты говорил, что лев символизирует царственность Бога нашего Иисуса Христа.

-Да, именно так я и сказал, но это не самое главное.

-Главное – это величие Христа, его невообразимая львиная сила духа. Вот, что должно служить примером для подражания. Мы с тобой можем стать такими же сильными, если захотим.

-Да, чуть не забыл, однажды ко мне пришел твой отец и сказал:

-Я стараюсь сделать так, чтобы у моей жены и ребёнка всегда была пища и кров. Я охотник и знаю, что, когда - нибудь я сам стану добычей для лесного зверя. Я прошу тебя, отец мой, не оставить в своей милости мою семью.

-Особенно меня беспокоит мой сынишка Симба. Он ещё совсем маленький. Если с сыном случится беда, помогите ему и предайте ему эту вещицу. Пусть она будет его тотемом.

С этими словами настоятель монастыря вынул из узелка маленькую вещицу, завёрнутую в тряпочку. Когда мальчик развернул тряпочку и увидел, то, что в ней лежало, глаза его помутнели. Вероятно, Симба хотел сказать что-то, но не мог  выговорить ни слова. Минуты две мужчина и мальчик молча смотрели друг на друга. Наконец, когда дар речи вернулся к нему, Симба сказал:

-Благодарю тебя святой отец, что ты сохранил эту вещь.

-Благодарю и за то, что выполнил просьбу моего отца.

-Меня мучили сомнения с того момента, когда, ты пришел в наш дом, но теперь я понял, как велик мой грех и я глубоко раскаиваюсь в содеянном.

-Ты так и не ответил на мой вопрос о наказании, но теперь в этом нет необходимости. Бог справедлив и милосерд.

-Если он простит меня, то зачем мне знать про наказание, если нет, то я приму его как должное.

-Молись за меня святой отец, я же буду следовать своему долгу, будут бороться за свою жизнь, дарованную мне самим богом.

-Тотем, который оставил мне отец, я передам своим детям, а они своим и так будет продолжаться, пока не закончится мой род или не наступит конец света.

Три года боролся мальчик с болезнью и поборол её. Когда он вырос, стал охотником как его отец. Когда ему исполнилось 30 лет, его выбрали вождем племени. Никогда не расставался он со своим тотемом. Очень скоро вся деревня стала христианской и остаётся её до сих пор. Много веков прошло с тех пор, а тотем, так повлиявший на судьбу мальчика из бедной деревни, стал гербом Африки. Вот он.