Братья наши меньшие

Александр Хрипунов Загорянский
   
                Черныш и Рекс.


Был очень жаркий летний день,деревня будто вымерла. Раньше я думал-откроешь окна,двери в доме,запустишь по углам свежего уличного воздуха и будет в помещении прохладно. Жизнь в деревне научила другому. Дома хоть и столетней постройки,отсвечивая на солнце темными отполированными временем бревнами,стояли крепко. Многие бабушки и дедушки,хозяева этих раритетов не спешили,как говорится по жизни. Не слушая совета,приезжающих из города детей и внуков,вторых рам из потемневших от времени окон,не выставляли. По прогнозам ожидалась жаркая весна и знойное лето. Прогноз оправдался. Жара плыла,обжигая своим жарким дыханием все вокруг:дома,деревья,людей. Выжигала на своем пути,нежную зелень травы,превращая ее в желтую труху.
В деревенских домах было прохладно и даже холодно. Вот она вечно молодая народная мудрость. Бабушки и дедушки прозорливо все предусмотрели. Домочадцы пережидали жару в прохладных комнатах старых добрых домах.
Две усталые собаки,Черныш и Рекс шли друг за другом по горячему песку деревенской дороги,ведущей к долгожданной прохладе,речки Вори.Черныш шел чуть позади Рекса,иногда натыкаясь на его хвост,когда тот останавливался чтобы поймать очередную обнаглевшую блоху. Рекс не обижался,показывая всем своим видом полное дружелюбие.- Всякое бывает мой старый друг,-как бы говорил он. Так и продолжали идти молча рядом,обильная слюна капала с их длинных красных языков на дорожную пыль. Каждый думал о своем собачьем.
Чернышу было непонятно,почему их Филька вдруг стал Темкой и остался у своего старого хозяина. Жилось ему у нашего друга хорошо-рассуждал он.-Жил в доме,пил молоко часто грыз вкусные мясные косточки.-Не мерз зимой,не мок осенью под холодным дождем.-Что можно еще желать собаке.-Теперь живет в какой-то старой будке,ест непонятно что,но говорит что счастлив.
-Рекс-тявкнул Черныш-тебе не кажется,что Филька врет нам о своем собачьем счастье.-Нет мой друг,он же домашняя собака.-Родился и жил в доме рядом с хозяином,знал его ласку.-Мы собаки помним хозяйскую ласку до самой смерти и остаемся верны им на всю жизнь.-Вот,ты Черныш помнишь своего хозяина?-Нет,я жил под домом в котором находилась школа. Нас было трое под домом. Дети кормили нас,когда они гурьбой выбегали,мы бегали с ними. Нам было весело. Однажды я услышал,как баба Маня,дворничиха,говорила бородатому мужику.-Макарыч,забери этих щенят от греха подальше. Жучка наша старая выкормила их,а сама сдохла. Щенки подросли бегают с ребятишками,боюсь как бы кого не покусали.Директор у нас строгий приказал что бы завтра их не было.-Помоги милок,а я тебе за это маленькую справлю.
-Куда же я их дену.-Ведь они тоже создания божьи,им тоже жить хочется.-Макарыч у Бога нас много не убудет,а я тебе и на закусочку дам.-Ты их сунь в мешок да в Ворю, а я уже помолюсь за душеньку твою.

Разговор-то я слышал,только вот ничего не понял,маленьким еще был. Мы уже спали повизгивая во сне,когда Макарыч собрал нас в мешок. Мои братья лизали ему руки,думали что он их ласкает,когда он завязывал их одной веревкой с камнем. Быстрое течение реки отнесло далеко в низ, жалкое поскуливание и глухой шлепок о воду.Из открытого мешка я видел,как Макарыч перекрестился на реку,прокряхтев,-Господи прости мою душу грешную.-Потом вытащил меня из мешка. Рука была жилистая и теплая,я лизнул ее в ладонь.-Тебя малец я не утоплю,слишком ты хорош. Будешь жить сказал он.- Мы долго шли. Дед привел меня на конец деревенской улицы. Снял веревку с моей шеи.-Живи Черныш ,здесь тебе найдется кусок хлеба. Взял бы я тебя,да век мой подходит к концу.-Беги топнул он ногой,остерегайся злых людей.

На этой улице мы и встретились с тобой Рекс-.Да, ты был тогда маленьким пушистым,глазки пуговицы.-По собачьи улыбнувшись тявкнул Рекс.-Скажи Рекс,-опять затявкал Черныш.-Почему наш друг не берет нас к себе в дом?Были бы и мы хозяйские, он же ведь любит нас.Вот какую нам будку сделал,теперь ни дождь,ни снег нам не страшен.Рекс дернулся,очередная блоха укусила за спину-Вот сволочи,прорычал он,нет с ними никакого сладу.Скорее бы зима.Филька рассказывал,наш друг его с шампунью моет,что бы блох не было.Ошейник какой-то специальный одевает,помогает.
-Рекс,ты не ответил на мой вопрос,-слегка поскулив,спросил Черныш.
-Друг как-то гладил меня и говорил,что я очень похож на его Рекса.
-А где же он?
-Умер от старости. Была у него еше одна собака большая красивая,трагически погибла.Тяжело ему,человеческое сердце такое же как и наше собачье только сучит по другому,а болит так же.
-А как же он Фильку взял?
-Пожалел, да и чувствовал наверное,что хозяин вернется.-
Дорога петляя уходила в низ,повеяло прохладой. Еще немного и они оказались на берегу маленькой речушки. В деревне называли ее Окалинкой. Она была маленькой, но чистой. Путаясь,в лабиринтах темно-зеленых зарослей,сбегала в Ворю. Была эта речушка излюбленным местом купания местных собак и даже кошек. Черныш и Рекс,забравшись по самые холки в текущую прохладу,жадно и торопливо пили ее.
-Скажи Рекс-опять заскулил Черныш,-а ты был хозяйской собакой?.
-Да,мне было тогда уже два года,когда хозяин умер. Дети дом продали,меня с собой не взяли. Между нами собаками говоря я бы и не пошел. Кто за ним теперь за моим хозяином присмотрит. Иногда прихожу к нему на могилу,ложусь и долго лежу на ней и кажется мне,что лежим мы в сарае на сеновале. Хозяин мой любил летом спать там и я рядом. Уже сколько лет прошло,а мне кажется,что я хозяйский и хозяин мой рядом.
Черныш лег на живот,вода накрыла его по самые уши,потом восторженно взвизгнув бросился на Рекса,слегка покусывая его за шею. Рекс принял игру,повизгивая,барахтаясь в воде они побежали в заросли,вниз по течению навстречу   недалеко шумевшей Воре.

Однажды Черныш пропал на несколько дней, Рекс забеспокоился,облазил все знакомые места,не лежит ли где больной. Черныш как в воду канул. Друг несколько раз спрашивал.-Рекс,где наш Черныш,может загулял? Рекс молча смотрел грустными глазами на него.Он-то знал,что подружку Черныша,Альму на днях сбила машина,и ее закопали в лапухах на поле. Дружба у них была настоящая,позавидуешь. Однажды,устав от повседневной службы на деревне,Рекс уснул в будке. Кстати сказать,служба у Черныша и Рекса была очень ответственная. На своей улице они знали всех своих,которые жили здесь постоянно и кто приезжал в гости. Своих встречали и провожали помахивая хвостами и не злобно лая. В сезон сбора грибов и ягод сопровождали желающих в лес,охраняли особенно детей и так до самого вечера. Чужих не любили,встречали громким лаем. Особенно не любили чужаков на машинах. Бесстрашно с лаем бросались им на встречу,рискуя оказаться под колесами. Добивались своего,водитель увлекшийся быстрой ездой давил на тормоза. Предупрежденные лаем люди открывали окна,выходили на улицу,присматривались к приезжим. На улице был порядок. Слух об этой улице и собачьей охране,вышел далеко за пределы деревни. Жители знали чужак не пройдет. Каждый хозяин считал своим долгом держать какую-нибудь посудину с едой возле дома.

Рекс проснулся от того,что кто-то толкнул его в бок. В будку,как-то крадучись заползал Черныш. Был он каким-то напуганным,худым. Черная его шерсть свалялась клочьями,от него дурно пахло.-Что с тобой Черныш,где ты был? Мы тут с другом на ушах стояли,-прорычал Рекс.
-Ели оклемался в камышах у речки,боялся выходить. У тебя тут нет кусочка хлебушка. Напротив у соседей стояла миска с едой. Черныш с жадностью набросился на нее. Облизав миску,обнюхав вокруг землю на всякий случай,не осталось ли чего, Черныш с трудом поплелся к будке.

Не веселую историю поведал Черныш. В тот день,-рассказывал он,я шел от Альмы домой. На берегу речки у костра сидели молодые ребята. От костра шел умопомрачительный запах. Мои ноги непроизвольно понесли чуть ближе,хотелось узнать,что там так вкусно пахнет. Кода я подошел ближе и них узнал меня.-Смотрите ребята,-сказал он -это тот вчерашний пес с ним еще старый кабель был.Они нам чуть весь вечер не сорвали. Собрались с мужиками шашлычки сделать,ну и рванул я на своей ласточке за мясом. Магазин вот ,вот закроется. Решил сократить путь,проехать по деревне. Откуда не возмись две шавки под колесами. Раздавил бы их с большим удовольствием да тут на лай народ вышел. Пришлось по тормозам,быстрее бы пешком до магазина добрался.Продавщицу пришлось уговаривать. Один из ребят  встал и бросил мне кусок мяса.-Иди ко мне еще дам,-ласково говорил он. Сзади меня чем-то ударили. Били меня все,кто чем мог. Ногами,палками,потом бросили в пруд. В воде я пришел в себя. Хотел вылезти на берег. Меня отталкивали назад,добивая палками по голове. Хорошо,что пруд был не глубоким,сплошная трясина. Я отполз на его середину.
В меня бросали камни,бутылки. Лезть в пруд ни один из них не захотел. Кто-то сказал,-пусть подыхает там шавка,и до старого кабеля доберемся.-Это они про тебя Рекс. Вылез я из пруда только через день. Сил не было,дополз до камышей. Несколько дней зализывал раны. Только сегодня ночью с трудом дошел до тебя.-Эх люди,люди, не ведаете что творите,-тяжело вздохнул Рекс.

Через неделю Черныш окреп,пришел в себя. Хорошо кормил Друг,да и соседи приносили хорошую еду. Самое лучшее лекарство для собаки это ласка и доброта. Только вот после этого случая перестал он близко подходить к людям. Даже к другу,который раньше давал ему косточки из рук,больше чем на два метра не подходил. Ночью иногда стал выть болели лапы,накатывала на голову какая-то муть.-Тяжело тебе дружок,дорого тебе обошлась доверчивость,-говорил друг. Ну нечего все заживет,время говорят лечит. Обязанность свою по охране улицы, не смотря на свои страхи и боли Черныш исполнял исправно.
Прошло несколько лет,прежде чем Черныш опять стал подходить к другу и брать из его рук лакомство. Понемногу вернулась его вера к людям. Только вот не оставляли его уже боли,особенно в лапах. Идет,идет иной раз и встанет на задние лапы. Стоит,как суслик,как буд-то чего просит. По началу так все и думали,удивлялись-наверное у Фильки в свое время научился-говорили они. Потом уже поняли,болят у пса перебитые лапы.
Накупавшись в реке,навалявшись в горячем песке,Рекс и Черныш решили идти домой. Хотелось есть да и работа ждала. Как там на улице без них?. Решили пойти через деревню. На горе возле магазина,стояла машина с открытым кузовом. Возле нее суетились люди. Двое из них держали какие-то палки в руках. Рекс заворчал,-бежим отсюда Черныш- Он вспомнил,что это за страшные палки. Один из тех людей с палками со словами,- на ловца и зверь бежит,-поднял ее и направил в сторону Черныша. Рекс знал,что грохота не будет,он увидел как Черныш завалился на бок,прикрывая передними лапками нос. От жуткого страха Рекс бросился бежать. Черныш умирал не тяжело,после удара в грудь ему стало жарко. Он увидел,что лежит у печки,рядом сидит друг и гладит его по спине. Его охватила радость,друг взял его домой,теперь и он стал хозяйской собакой.
Двое подошли к нему,взяли за лапы и понесли к машине.-Смотри Коль,какой добротный пес,из него может получится хорошая шапка.
В этот день у Рекса первый раз отказали задние лапы. Пролежав в кустах у Окаленки до самого утра,он немного пришел в себя. Неуверенно,поджимая задние лапы добрел до того места,где вчера умирал Черныш. Знакомый, родной запах ударил в нос. Первый раз в жизни,сев на задние лапы,Рекс завыл во всю мощь своих легких.


                Рекс.

Рекс умер ерез два месяца после гибели Черныша. Было начало октября,стояла чудесная осенняя погода,уходящее лето щедро отдавало последнее не растраченное тепло. Филька в это время жил у друга.Деда Ваню,сын отправил в саноторий подлечить сердце. Перед своим отъездом он сам привел его к другу. Рекс немного повеселел,после гибели старого друга он не находил себе места.
Каждый день троем: Он,Филька и друг ходили на речку. Ему было не легко,сдавали ноги,но он старался не отставать. Переплывал с ним на противоположный берег реки,помогая ему отыскивать норки кротов. Всем своим видом старался показать,что он еще силен и здоров. Беда,как бывает и у людей пришла неожиданно. Было раннее солнечное утро,Друг с Филькой вышли на прогулку.
Рекс услышал скрип калитки,сердце радостно забилось,предвкушая новый день и встречу с друзьями. Он приподнялся что бы вылезти из будки,с ужасом понял,что задние лапы его больше не слушаются. Похожее с ним уже было в тот день,когда погиб Черныш. Друг,соседи друга помогли ему,подлечили и он встал. Ему тогда очень хотелось жить.
Теперь у него все померкло перед глазами,слабость и боль прижали к земле. Подбежал Филька,ткнул своим носом ему в нос.-Ты,что разлегся,пошли видишь Друг ждет.-Рекс превознемогая боль и тяжесть вылез из будки,но встать не смог. Филька все понял и заскулил.-Рекс дружок,что с тобой? Подошел Друг,-ну что тут у вас?,да плохи дела,старость не радость-.Рексу было уже пятнадцать лет. Рекс лизнул протянутую руку и виновато завилял хвостом.-Прости хозяин,больше я не ходок,идите без меня.-как бы сказал он.
Ни еды ни лекарств Рекс больше не принимал. Подходили жители улицы на которой несли службу Черныш и Рекс. Каждый нес что-нибудь вкусное. Рекс с трудом поднимал глаза. Многих еще узнавал,пытаясь вильнуть хвостом. В полном бессилии опускал голову на лапы. Он еще слышал,как люди жалели его.-Шутка ли-говорили они,-больше десяти лет служил верой и правдой. Рекс не мог сказать,но он тоже жалел и любил этих людей. Похоронил его Друг,на опушке леса в котором два верных пса встречали и провожали всех желающих пособирать грибы и ягоды.