Кассандра. Ч. 2. Главы 1-4

Глафира Кошкина
                ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

                1.

        Время затаило своё дыхание, утренний зной ещё не успел растопить голубой кристалл неба, ясный и бесконечно чистый. Розовый свет ласкал облака и мягкие волны виноцветного моря. Лёгкий ветерок чуть шевелил складки одежды стоящей на берегу задумчивой женщины. Суровыми и мрачными были её глаза и мысли, чуждые неге природы, как маленький черный камешек на берегу среди белой гальки.

        - Я – Клитемнестра Тиндарида, - Тиндарида, как и сестра моя Елена. Появившиеся на свет на свет в один день и час, мы непохожи друг на друга, и наши судьбы разнятся, как лучи Гелиоса и Селены. Моя молодость проходит в страшном дворце Атреев, а Елена купается в славе, любви и роскоши.

        Мы обе – дочери Леды, но её отцом стал великий Зевс, а моим – земной царь Тиндар. Мы обе называемся Тиндаридами, а великий жребий выпал только ей.

        Когда пришла пора нам выходить замуж, многие правители собрались у нас, и каждый хотел стать её мужем, её, а не моим. По совету мудрого Одиссея мужа себе выбирала она и выбрала спартанского царя Менелая. А брат его, Агамемнон, отвергнутый ею, женился на мне. Смогла ли я забыть это? Против воли меня привезли в этот зловещий дворец, в Микены.

        О, сколько неверных жён проклято богами! Но почему не Елена? После её бегства с Парисом в Трою, верные обету помогать друг другу бывшие женихи собирают войско, и муж мой, к которому я почти привыкла, бросает меня с тремя малыми детьми и уплывает к Троянскому побережью. А потом – о, ужас, смогу ли забыть? Простить? – для умилостивления богов он приносит в жертву Ифигению, нашу старшую дочь! Из-за неверной жены и боевой славы…
 
        О, ненавистная сестра!

        Твой жених достался мне в мужья, ты отняла у меня дочь, но тебе не отнять у меня права на славу!

        Как ты, я изменила мужу. Пусть любовником моим стал не прекрасный Парис-Александр, а кровный враг Агамемнона – Эгист, пусть он не отличается ни умом, ни сильным и мужественным характером, но и из-за моей измены быть кровавой битве. Пусть не Троянской войне, но и эта битва останется в песнях для потомства! И споют потомки о славе, которую обрел мой муж, защищая твою честь и которую потерял, защищая честь собственную!

        Я тоже Тиндарида!

        А белая пена солнечного света всё прилетала и прилетала с горизонта, где глубокая синева моря сливалась с легкой голубизной неба. Прилетал свет – сама бездыханность и вместе с тем глубокое дыхание.

        Но Клитемнестра уже отвергла его, отвергла всем своим существом способность к нехитрому первозданному счастью быть таким светлым, так мерцать, так невесомо парить над волнами виноцветного моря.


                2.

        Удивительно голубой и чудесный стоял день и за много миль от несчастной женщины там, где плыл корабль, несущий с войны её мужа с прекрасной пленницей. Небо вздымалось над ним, как гигантский шелковый шатёр. Влажная свежесть утра еще держалась в уголках парусов, кричали чайки, точно на свете существовал только солнечный день, их далёкие гнезда и начавшиеся в них юные жизни их птенцов.

        О чем думала Кассандра Приамида, плывя на корабле Агамемнона в то последнее утро своей жизни? Кто знает…

        Всё было кончено.

        Глядя на море, она вспоминала морской берег, слова Прометея о играющей правде волн, о гордости троянцев, о нарушенной гармонии сердца и разума.

        Её сердце давно изболелось, а мысль блуждала в потёмках прошлого и будущего. Зачем она просила дар предвидения у Аполлона? Чем помогла, что изменила в судьбе своего народа? Все мертвы, только где-то Гелен строит свою Трою, да Эней плывёт к италийской земле.


              3.
       
        Волны, волны…

        Эта волна похожа на Париса, издалека кажется высокой, могучей и прекрасной, а подплыла ближе, коснулась корабля мутно-зеленым телом и растворилась бесследно и быстро, оставив на теле корабля лишь мертвую нить водоросли, прихваченную, должно быть, с глубоких лугов Посейдона.

        Все десять лет войны он ненавидел её и знал, что она отвечает ему тем же. Ему ли не знать, что такое ненависть! Его ненавидели все! Греки – как похитителя чужой жены, троянцы – как труса. Все видели, что он гораздо охотнее проводит время в покоях Елены, чем с копьем и щитом на равнине Скамандра.

        Незадолго до его смерти поздно вечером столкнулись они в одной из террас. Парис хотел пройти мимо, но что-то остановило его. А может быть, сама Кассандра и остановила его, ведь именно тогда она сказала, что не ненавидит его больше.

        - Прости меня, - её слова удивили его безмерно.

        - За что?

        - Я видела в тебе причину войны, вещунья безумная.

        «Вот уж действительно вещунья безумная», - подумал Парис, усмехнулся, а вслух сказал:

        - О моей любви к Елене, о крови, пролитой за эту любовь, будут сложены песни. Злая судьба предназначена людям для того, чтобы их деяния остались в песнях для потомства. Так говорит и Елена.

        - Ты всё-таки глуп и тщеславен, - горько усмехнулась Кассандра, - но не гордись пролитой кровью, не ты ей вина!

        - А кто же?

        - Мы. Все.

        Даже в темноте Кассандра почувствовала невыразимое презрение во взгляде Париса.

        - Безумица! – бросил он ей и пошел своей дорогой.

        Вскоре его сразила меткая стрела Аякса Теламонида . Тяжело раненый, он вспомнил о целительном даре своей первой жены, но Энона, оскорблённая его неверностью, отказала ему в помощи. А когда он перешел в царство Аида, долго плакала и покончила с собой на его могиле. Наверное, только одна она и любила его, ведь Елена на другой же день после смерти Париса вышла замуж за его брата Деифоба, отрубленные уши которого подарила первому мужу Менелаю в день взятия Трои.


        4.

        … Волны, волны…

        Эта волна кажется похожей на Гелена: издалека яркая, многоцветная, вблизи она оказалась такой же мутно-зелёной, как все, а отличилась лишь тем, что не разбилась о корабль, а плавно изогнувшись и омыв его корму, поплыла своим путем в даль неведомую.

        Незадолго до конца войны зашел Гелен к прежде любимой сестре. Осторожно заглянув ей в лицо, он негромко сказал:

        - Скоро всё будет кончено.

        - Я знаю, - отозвалась Кассандра.

        - Что ты будешь делать после падения Илиона?

        - Меня возьмёт в плен Агамемнон, и я погибну от ножа его жены.

        - Знаешь свою участь и ничем не попытаешься изменить её?

        - Подобное ожидает всех троянов. Мой долго – разделить до конца удел своего народа.

        Они помолчали.

         - Я десять лет войны был рядом с троянцами. Как мог, помогал советами воюющим братьям. Полагаю, что долг перед Троей выполнил. Время подумать о себе.

        - Что же ты надумал?

        - Уйду к грекам. А когда они отплывут в свои владения, построю город, назову его Троей, где в тиши и мире доживу свои дни. Гектора скоро убьют. Его жена Андромаха рано или поздно будет моей. Но я пришел звать тебя с собой, сестра!

        - Зачем я тебе?

        - Мы оба награждены Аполлоном, он не оставит нас.

        - Не тронь это имя!

        - Почему?

        - Ты выполнил долг перед Троей, а искупил ли ты вину Трои перед богами?

        Гелен в изумлении почти застыл на месте. Сделал шаг назад.

        - О какой вине ты говоришь?

        Кассандра молчала.

        Гелен оценил её молчание по-своему.

        - Говори, прошу тебя! Нас никто не слышит. Ты, наверное, думаешь, что нас подслушивают, и пытаешься снова быть безумной? Но я знаю, что ты не безумная, говори же!

        - Вину Трои перед богами можно искупить только смертью Огнём и смертью.

        Тень разочарования, сменившегося презрением, промелькнула на лице Гелена.

       - Она всё-таки безумна. А жаль, - пробормотал он, уходя прочь.

       Всё, всё, о чём мечтал, сбылось у Гелена. Вскоре он перешел к грекам. Выдав несколько военных секретов троянских воинов, спас себе жизнь. Андромаха, потеряв сначала мужа, а потом и сына в плену, действительно стала его женой. И жизнь свою Гелен закончил в тиши и мире, в построенном им маленьком городе с милым его сердцу названием «Троя».

Продолжение следует.http://proza.ru/2014/10/27/986