В Дубне в советские времена стабильно работали три городские бани, по одной в каждой части города. В большеволжской и левобережной я ни разу не мылся, а вот в институтской части города - посещал баню с раннего детства. На Моховой улице, где мы жили, сначала вообще не было ванн, а позднее поставили колонки, которые топили дровами. Но это такая волокита: достать дрова, протопить, дым, грязь, золу выносить. Об чугунную печку можно было хорошо обжечься. И воды всё равно на семью из пяти человек не хватало. Поэтому мы с папой в выходные днём ходили в баню.
Мама нам собирала маленький картонный чемоданчик, обшитый чёрным дерматином (ни спортивных сумок, ни рюкзаков тогда ещё не было, одни авоськи). Мы долго сидели в очереди в мужской половине бани. Потом заходили в раздевалку, где стояли деревянные скамейки с высокими спинками и крючками на них для одежды. Обувь задвигали под сиденья. Вход был через предбанник с двумя дверями, чтобы не выпускать тепло. Общий зал для мытья был разделён на две части стеной с арочным проходом посередине. В каждой было по одному месту, где наливали воду в тазы, а по углам по два душа. Скамейки были каменные с железными гнутыми ножками. Их ошпаривали кипятком и садились. Воду выливали на себя прямо на скамейках и она стекала в решётки на полу.
В парилку вела отдельная дверь. Там с одной стороны в ней поддавали пар, а с другой деревянные ступени-полки поднимались до потолка. В детстве я редко когда поднимался наверх, обычно сидел на трёх нижних ступенях. Мне жары хватало. Но я любил смотреть, как из парилки вываливались красные, как раки мужики, и выливали на себя тазы холодной воды. Мылись и парились мы по несколько часов, время никто не ограничивал. Несколько раз выходили в раздевалку и остывали там, сидя на газетах. Выходить голыми на улицу в полотенцах, тогда моды не было. Частенько в раздевалку заходил в белом халате дядя Коля – истопник и уборщик бани. Он подметал, уносил газеты и старые веники, спрашивал, как пар и все ли довольны баней. Как правило, недовольных не было. За все годы хождения в баню, не помню ни одного случая скандала или драки в бане. Все уходили уставшие, довольные и умиротворённые.
Одевшись, мы заходили в банный буфет, заставленный деревянными бочками с пивом. Папа пил пиво, а я лимонад.
В старших классах школы в баню я ходил редко, так как получили квартиру с ванной и горячей водой. А работая в СМУ-5, мог по два раза в неделю ходить в сауну, которая располагалась в подвале нашего здания. Это экономило много времени, но не давало той радости, с которой выходишь из бани.
Кстати, у моего деда Ивана Кузьмича почему-то никогда не было своей бани. Хотя он был в 1960-е года большим человеком в деревне: коммунист, заведующий фермой, член правления колхоза, ветеран войны. Все мылись по очереди в избе в русской печи (или ходили к соседям в баню). Бабушка Лукерья стелила внутри печи солому и мы на ней сидели. Свод был высокий, места много - мылись по двое. Горячая вода стояла в закрытых чугунах с утра, холодную наливали в тазы из вёдер. Там же и тёрли друг друга мочалкой с мылом. А чистой водой обливались в железной ванне на кухне, когда вылезали из печи. Потому что отверстие входное было узкое, и слегка коснувшись стенок, мы сразу пачкались чёрной ядрёной сажей. Бабушка Лукерья, заталкивая нас, детей, в печку или принимая оттуда, всегда напутствовала одним и тем же словом: “- Легонько! Легонько! Не спеши, полегоньку давай! Голову пригни!” Тут же у печки мы вытирались, одевались, стоя на золотистой соломе и бежали в комнату пить чай или молоко с ватрушками или сдобными лепёшками, которые бабушка испекла утром в этой же печи.
Про бани уже столько всего написано, что нет смысла повторять общеизвестное. Приведу лишь некоторые факты, заинтересовавшие меня, как любителя попариться в хорошей компании.
На Руси бани появились в глубокой древности. Строили их из смоляных пород дерева, которые при нагревании источали особый аромат. Русская баня всегда была паровая, с влажностью воздуха до 100% и температурой 50-70 градусов. В русской бане тело хорошо прогревается на всю глубину, до костей.
За долгую жизнь я парился в разных банях: в частных деревянных и в городских каменных. В Дубне, в Ленинграде, в Кеми, в Конаково, в деревне Горка, в посёлке Антропово Костромской области.
Обычно я делал по три захода. Первый – просто долго сидел, сколько мог вытерпеть жару, и прогревался. Второй – хлестался веником до тех пор, пока весь не покраснею, как рак. Если рядом были друзья или напарники, то мы хлестали по очереди друг друга. Потом мылся с мочалкой и в третий заход просто слегка прогревался на дорожку, чисто для настроения, чтобы осталось ощущение, что не зря сходил в баню. Если парился больше трёх раз, начинала болеть голова и всё удовольствие от бани пропадало. Уже не хотелось пить пиво или заниматься чистой любовью.
В бане, как и во всём в жизни, всё зависело от здоровья человека. Одни вообще не парились, только мылись, а другие бегали в парилку по десять раз, но сидели там недолго. Любители попариться делали всё не спеша, основательно и снисходительно поглядывали на бледных намыленных помывщиков. Сами они были всегда красные, распаренные, в крупных каплях пота и с прилипшими листочками от веников. В городских общественных банях после парилки выливали на себя таз холодной воды и шли посидеть в раздевалку или на крыльцо бани, закутавшись в простыни. Иногда зимой, проезжая мимо бани в автобусе, замёрзшие пассажиры с интересом разглядывали полуголых красных мужиков, от которых валил пар.
Про баню написано много стихов и песен, рассказов и трактатов, сложено басен и анекдотов. Но классикой, конечно, навсегда останется песня Высоцкого “Протопи ты мне баньку по белому”. Лучше и пронзительнее него никто не смог рассказать, что значит для русского человека баня, чем и как она лечит. У нас, у русских, на протяжении всей истории сама жизнь напоминает баню (иногда даже кровавую) – бросает то в жар, то в холод. Совсем другая жизнь на старом Западе, на задумчиво-созерцательном Востоке или в деловой Америке. Им непонятна загадочная русская душа. Русский человек на войну идёт с песней, замуж в слезах, на смерть – рванув рубаху на груди. Ни в одном фильме американцы, немцы или англичане не бегут в атаку с криком: “- За Родину!” А у нас это главный лозунг, объединяющий и поднимающий народ на подвиг. Родина для простого человека – это отчий дом в деревне, или двор в городе: те места, где прошло детство - речка, лес, поле, озеро, дороги и, конечно, хорошие люди, встретившиеся на пути. Вот за всё это и идёт на смерть русский человек. А не за государство и глупых чиновников. (Кстати, русские молятся: “Спасите наши души!”, а американцы - “Спасите наши задницы!” Это тоже говорит о жизненных ценностях и о том, что главное у того или иного народа, чем он больше всего дорожит.)
Второй классический пример – это рассказ Василия Шукшина “Алёша Бесконвойный”. Простой деревенский мужик безотказно работает шесть дней в неделю. Но наступает суббота и всё – что бы ни случилось, кто бы ни пришёл в гости – у него баня. И никто с ним ничего не может поделать: ни жена, ни председатель колхоза. Пусть горит всё синим пламенем, он с места не двинется. До обеда Алёша носит воду, колет дрова, топит баню и, глядя на огонь, не спеша вспоминает лучшие дни своей жизни. После обеда начинается сама баня – праздник для души и тела. Алёша - один из целой галереи шукшинских чудиков, понимающих мир по своему, и живущих по своим внутренним законам. Баня по субботам – это его своеобразный протест против суровой действительности, выработка иммунитета, сыворотки жизни. Вот вы меня всю неделю заставляете делать то, что вам нужно, пожалуйста. Но в субботу я буду делать то, что мне нравится. Его поведение напоминает очень простой механизм: или спускной клапан для пара или сжатую до предела пружину, которой нужно иногда распрямиться. Если в русском человеке нет такого внутреннего индивидуального протеста, то он или спивается, или берётся за топор. А русский бунт, как писал классик, страшен и беспощаден.
И ещё в бане очень много значит компания. Если не повезло с компанией, то и баня не радует. Это будет уже не баня, а помывка. Для русского человека баня давно стала частью национальной культуры. Ещё в средние века заезжие иностранцы удивлялись тому, как дикие русские поджаривали себя в банях, а потом прыгали в снег или ледяную воду. Ничего подобного в грязной и немытой Европе не было. Там даже короли не мылись годами и покрывались лишаями и коростой. А уж блохи и всякие твари ползали по ним тучами. Поэтому эпидемии чумы, холеры и прочих болезней в Европе были обычным явлением, в отличие от чистой Руси.
В кино баню любят показывать, как неотъемлемую часть русской жизни. Тут уж кому что нравится. Есть комедии: “С лёгким паром”, “Особенности национальной охоты”. Есть и женщины в бане: “А зори здесь тихие”, “Любить по-русски”.
Эротический рассказ “Баня” приписывают графу Алексею Толстому. Раньше мы печатали его на машинке, под копирку и в нескольких экземплярах. Сейчас просто заходи в Интернет и скачивай сотни подобных рассказов или видеоверсий банных утех. Вместо водопровода, во времена перестройки, Горбачёв подключил нас к западной канализации, и вся эта дрянь и вонь хлынула в Россию – на видеокассетах, в журналах, книгах и порнухой в Сети.
Турецкие бани и римские термы с патрициями видел только в кино и на картинках. Они холодные, по сравнению с нашими. В турецких банях моют надутыми мыльными подушками. Когда был в Турции в 2008 году, то на баню долларов не хватило. Хотя заходил в неё в отеле и даже посидел на мраморных скамейках.
В отличие от русской влажной бани, в сухих саунах температуру поднимают до 90-100 градусов при влажности 10-15%. В сауне за одну процедуру теряешь до 1 литра воды. Зато в русской бане сильнее прогревается тело изнутри. Банный жар прочищает поры кожи, а резкая смена температур (обливание холодной водой или валяние в снегу) – хорошая гимнастика для сосудов.
Много значит и выбор веника. Берёзовый - хорошо очищает кожу, заживляет раны, успокаивающе воздействует на мышцы и суставы. Дубовый - оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему. Липовый - устраняет головную боль, оказывает заживляющее и жаропонижающее действие. Можжевеловый - улучшает кровообращение. Эвкалиптовый - выделяет эфирные масла, которые хорошо прочищают носоглотку и бронхи. Крапивный - снимает боль и ломоту в суставах, мышцах и пояснице.
Русская баня издавна и широко представлена в устном народном творчестве, в поэзии, прозе, в кино, сейчас на сайтах в интернете. В былинах богатыри обязательно парятся в бане после походов и дел ратных. В сказках, сказаниях, фольклоре баня тоже занимает не последнее место. Во многих сказках сама Баба Яга парит в бане добрых молодцев. В лесу живёт леший, в болоте – водяной, в реках и озёрах – русалки, в доме – домовой, а в бане – банник. И чтобы пар был лёгким и не угореть, есть много способов, как задобрить банника.
Если театр начинается с вешалки, то Россия (а также Япония) – начинаются с бани. Ещё в древних былинах и сказках уставшего с дороги героя вели сначала в баню, а потом уже кормили и укладывали спать – утро вечера мудренее. В древней Греции и Италии был обычай мыть знатному гостю ноги. Я в детстве долго не понимал – почему только ноги, а всего помыть разве нельзя? Они что не потеют? Потом дошло: там нет зимы, все ходят круглый год в сандалетах и в тунике (по-нашему в халатике). Асфальта ещё не было, и пыль на дорогах лежала кучами. Да и с водой у них всегда были проблемы.
Точно так же во многих странах Европы до сих пор умываются не текущей водой из крана, а налитой в тазик. Русскому человеку с его широкой душой и безграничными просторами за окном, это кажется верхом скупердяйства и глупости. Вода у нас всегда лилась рекой, без всякой экономии. По крайней мере в центральной части России, где я прожил всю жизнь.
Ещё в детстве я не понимал одну фразу диктора, ведущего утреннюю зарядку. В конце он всегда говорил: “А теперь приступаем к водным процедурам. Или обтирайтесь влажным полотенцем”. До 18 лет я прожил в городе и после каждой зарядки мог принять ванну или душ. Вытирался всегда сухим полотенцем и не понимал, почему он советует обтираться влажным. И только в техникуме в общежитии до меня дошло – не у всех есть ванна под боком. В общаге по утрам мы мылись по пояс в общем умывальнике. Душ находился в подвале и большую часть времени был или закрыт, или вообще не работал. Потом я три года жил в частном доме в Костромской области. Там вообще зимой и летом умывались на улице.
В Японии городские бани называют – онсены. Построены они на горячих источниках и там есть всё: процедуры, массаж, магазины, кафе, караоке, игровые автоматы, сад для прогулок и т.д. Женщины и мужчины моются отдельно. Вход в купальниках и простынях запрещён, выдают маленькие полотенца. Бани работают с 7 утра до 2 ночи, сеансов по времени нет – сиди хоть весь день. Билет стоит от 18 долларов, массаж от 1000 иен (2011 год).
За двадцать лет перестроечного воровства и передела имущества в стране почти не осталось городских общественных бань – их или закрыли, или переоборудовали в сауны с бешеными ценами. В 2014 году в Московской области работает 571 баня или сауна. Но по санитарным нормам, этой услугой полностью обеспечено население лишь в трёх местах: в Электрогорске, в Талдомском и Шатурском районах – по 7 банных мест на тысячу жителей. В остальных городах и весях – острейший дефицит. Мало того, есть города вообще без бань: в Можайске недавно закрыли единственную баню, а в Звенигороде уже 10 лет нет ни бань, ни саун, в Павловском Посаде всего одна, в Дубне – три. И ничего, русский народ пока терпит. Губернатор Воробьёв дал задание чиновникам построить сто бань в области в 2014-15 годах. Строительство одной новой бани обойдётся бюджету в 200 млн рублей, а ремонт старой – от 50 до 100 млн.
В интернете можно посмотреть сотни нарисованных картин и карикатур про бани и разные истории в них. Есть очень даже ничего по замыслу и исполнению. Особенно, где нарисованы известные политики, артисты и другие знаменитости в интересных ситуациях. У меня самого есть несколько задумок на эту тему. Пока в памяти живы картины банных утех, а руки не разучились держать карандаш и кисть, попробую воплотить их в жизнь. Чтобы внуки увидели, что их дед в молодости был настоящим русским мужиком и умел держать в руках не только ложку, но и берёзовый веник.
Банька по белому В.С.Высоцкий
Протопи ты мне баньку, хозяюшка -
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной - и всё позади, -
И наколка времён культа личности
Засинеет на левой груди.
Протопи ты мне баньку по белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди - профиль Сталина,
А на правой - Маринка анфас.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
Протопи ты мне баньку по белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: “- Пособи!” -
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.
А потом, на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как рвутся сердца.
Не топи ты мне баньку по белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.
Застучали мне мысли под темечком:
Получилось - я зря им клеймён,
И хлещу я берёзовым веничком
По наследию мрачных времён.
Протопи ты мне баньку по белому, -
Чтоб я к белому свету привык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи!..
Не топи!..
Протопи!.. 1968.
Пословицы и поговорки про баню:
- Кто в бане парится, тот не старится.
- В бане веник – дороже денег.
- Веник в бане – над всеми начальник.
- банный веник душу тешит, да тело нежит.
- Был бы веник, а спина найдётся.
- Генералов в бане нет.
Юмор про баню:
- Банька по белому. Дамы приглашают кавалеров.
- Самые горячие девки в бане.
- Еврею говорят в городской бане: - Абрам, ты или прикройся, или нательный крест сними.
Выражения со словом баня:
- Задать баню! - Пошёл ты в баню!
- Кровавая баня. - Если баня мешает работе, надо бросать работу.