Бани

Александр Воронин-Филолог
                В Дубне в советские времена стабильно работали три городские бани, по одной в каждой части города. В большеволжской и левобережной я ни разу не мылся, а вот в институтской части города - посещал баню с раннего детства. На Моховой улице, где мы жили,  сначала вообще не было ванн, а позднее поставили колонки, которые топили дровами. Но это такая волокита: достать дрова, протопить, дым, грязь, золу выносить. Об чугунную печку можно было хорошо обжечься. И воды всё равно на семью из пяти человек не хватало. Поэтому мы с папой в выходные днём ходили в баню.
                Мама нам собирала маленький картонный чемоданчик, обшитый чёрным  дерматином (ни спортивных сумок, ни рюкзаков тогда ещё не было, одни авоськи). Мы долго сидели в очереди в мужской половине бани. Потом заходили в раздевалку, где стояли деревянные скамейки с высокими  спинками и крючками на них для одежды. Обувь задвигали под сиденья. Вход был через предбанник с двумя дверями, чтобы не выпускать тепло. Общий зал для мытья был разделён на две части стеной с арочным проходом посередине. В каждой  было по одному месту, где наливали воду в тазы, а по углам по два душа. Скамейки были каменные с железными гнутыми ножками. Их ошпаривали кипятком и садились.  Воду выливали на себя прямо на скамейках и она стекала в решётки на полу.
                В парилку вела отдельная дверь. Там с одной стороны в ней поддавали пар, а с другой деревянные ступени-полки  поднимались  до потолка. В детстве я редко когда поднимался наверх, обычно сидел на трёх нижних ступенях. Мне жары хватало. Но я любил смотреть, как из парилки вываливались красные, как раки мужики, и выливали на себя тазы холодной воды. Мылись и парились мы по несколько часов, время никто не ограничивал.  Несколько раз выходили в раздевалку и остывали там, сидя на газетах. Выходить голыми на улицу в полотенцах, тогда моды не было. Частенько в раздевалку заходил в белом халате дядя Коля – истопник и уборщик  бани. Он подметал, уносил газеты и старые веники, спрашивал, как пар и все ли довольны баней. Как правило, недовольных не было. За все годы хождения в баню, не помню ни одного случая скандала или драки в бане. Все уходили  уставшие,  довольные и умиротворённые.
                Одевшись,   мы заходили в банный буфет, заставленный деревянными бочками с пивом. Папа пил пиво, а я лимонад.
                В старших классах школы в баню я ходил редко, так как получили квартиру с ванной и горячей водой. А работая в СМУ-5, мог по два раза в неделю ходить в сауну, которая располагалась в подвале нашего здания. Это экономило много времени, но не давало той радости, с которой выходишь из  бани.
Кстати, у моего деда Ивана Кузьмича  почему-то никогда не было своей бани. Хотя он был в 1960-е года  большим человеком в деревне: коммунист, заведующий фермой, член правления колхоза, ветеран войны. Все мылись по очереди  в избе в русской печи (или ходили к соседям в баню).  Бабушка Лукерья стелила внутри печи солому и мы на ней сидели. Свод  был высокий, места много - мылись по двое. Горячая вода  стояла в  закрытых  чугунах с утра, холодную наливали в тазы из вёдер. Там же и тёрли друг друга мочалкой с мылом. А чистой водой обливались  в железной ванне   на кухне, когда вылезали из печи. Потому что отверстие входное было узкое,  и  слегка  коснувшись стенок, мы сразу пачкались чёрной  ядрёной  сажей. Бабушка Лукерья, заталкивая нас, детей,  в печку или принимая оттуда, всегда напутствовала одним  и  тем  же словом: “- Легонько!  Легонько! Не спеши, полегоньку  давай! Голову пригни!” Тут же у печки мы вытирались, одевались, стоя на золотистой соломе и бежали в комнату пить чай или молоко с ватрушками или сдобными лепёшками, которые бабушка испекла утром в этой же печи.
Про бани уже столько всего написано, что нет смысла повторять общеизвестное. Приведу лишь некоторые факты, заинтересовавшие меня, как любителя попариться в хорошей компании.
                На Руси бани появились в глубокой древности. Строили их из смоляных пород дерева, которые при нагревании источали особый аромат. Русская баня всегда была паровая, с влажностью  воздуха до 100%  и  температурой 50-70 градусов. В русской бане тело  хорошо  прогревается на всю глубину, до костей.
                За  долгую жизнь я  парился в разных банях: в частных деревянных и в городских каменных. В Дубне, в Ленинграде, в Кеми, в Конаково, в деревне Горка, в посёлке Антропово Костромской области.
                Обычно я делал по три захода. Первый – просто долго сидел, сколько мог вытерпеть жару,  и прогревался. Второй – хлестался веником до тех пор, пока весь не покраснею, как рак. Если рядом были друзья или напарники, то мы хлестали по очереди друг друга. Потом мылся с мочалкой и в третий заход просто слегка прогревался на дорожку, чисто для настроения, чтобы осталось ощущение, что не зря сходил в баню. Если парился больше трёх раз, начинала болеть голова и всё удовольствие от бани пропадало. Уже не хотелось пить пиво или заниматься чистой любовью. 
В бане, как и во всём в жизни, всё зависело от здоровья человека. Одни вообще не парились, только мылись, а другие бегали в парилку по десять раз, но сидели там недолго. Любители попариться делали всё не спеша, основательно и снисходительно поглядывали на бледных намыленных помывщиков. Сами они были всегда красные, распаренные, в крупных каплях пота и с прилипшими листочками от веников. В городских общественных банях после парилки выливали на себя таз холодной воды и шли посидеть в раздевалку или на крыльцо бани, закутавшись в простыни. Иногда зимой, проезжая мимо бани в автобусе, замёрзшие пассажиры с интересом разглядывали полуголых красных мужиков, от которых валил пар.
                Про баню  написано много стихов и песен, рассказов и трактатов, сложено басен  и анекдотов. Но классикой, конечно, навсегда останется песня Высоцкого “Протопи ты мне баньку по белому”. Лучше и пронзительнее него никто не смог рассказать, что значит для русского человека баня, чем и как она лечит. У нас, у русских, на протяжении всей истории сама жизнь напоминает баню  (иногда даже кровавую) – бросает то в жар, то в холод. Совсем другая жизнь на старом  Западе, на задумчиво-созерцательном Востоке или в   деловой  Америке. Им непонятна загадочная русская душа.   Русский человек на войну идёт с песней, замуж в слезах, на смерть – рванув рубаху на груди.  Ни в одном фильме американцы, немцы или англичане не  бегут в атаку с криком: “- За Родину!”   А у нас это главный лозунг, объединяющий и  поднимающий  народ на подвиг.  Родина для простого человека – это отчий дом в деревне, или двор в городе: те места, где прошло детство - речка, лес, поле, озеро, дороги и, конечно, хорошие люди, встретившиеся на пути. Вот за всё это и идёт на смерть русский человек. А не за государство и глупых чиновников. (Кстати,  русские молятся: “Спасите наши души!”, а американцы -   “Спасите наши задницы!” Это тоже говорит о жизненных ценностях и о том, что главное у того или иного народа, чем он больше всего дорожит.)
                Второй классический пример – это рассказ Василия Шукшина  “Алёша Бесконвойный”. Простой деревенский мужик безотказно работает шесть дней в неделю. Но наступает суббота и всё – что бы ни случилось, кто бы ни пришёл в гости – у него  баня. И никто с ним ничего не может поделать: ни жена, ни председатель колхоза. Пусть горит всё синим пламенем, он с места не двинется.  До обеда  Алёша  носит воду, колет дрова, топит баню и, глядя на огонь,  не спеша  вспоминает лучшие дни своей жизни. После обеда начинается сама баня – праздник для души и тела. Алёша -  один из целой галереи  шукшинских чудиков, понимающих мир по своему, и живущих по своим внутренним законам. Баня по субботам –  это его своеобразный протест против суровой действительности,  выработка иммунитета, сыворотки жизни. Вот  вы меня всю неделю заставляете делать то, что вам нужно, пожалуйста. Но в субботу я буду делать то, что мне нравится. Его поведение  напоминает очень простой механизм: или спускной клапан для пара или сжатую до предела пружину, которой  нужно иногда распрямиться. Если в русском человеке нет такого внутреннего индивидуального  протеста, то он или спивается, или берётся за топор.  А русский  бунт, как писал классик, страшен и беспощаден.
                И  ещё в бане очень много значит компания. Если не повезло с компанией, то и баня не радует. Это будет уже не баня, а помывка. Для русского человека   баня давно стала частью национальной культуры. Ещё в средние века заезжие иностранцы удивлялись тому, как дикие русские поджаривали себя в банях, а потом прыгали в снег или ледяную воду. Ничего подобного в грязной и немытой Европе не было. Там даже короли не мылись годами и покрывались лишаями и коростой. А уж блохи и всякие твари ползали по ним тучами. Поэтому  эпидемии чумы,  холеры и прочих болезней в Европе были обычным явлением, в отличие от  чистой Руси.
                В кино баню  любят показывать, как неотъемлемую часть русской жизни. Тут уж кому что нравится. Есть  комедии: “С лёгким паром”,  “Особенности национальной охоты”.   Есть и женщины в бане: “А зори здесь тихие”,  “Любить по-русски”.
Эротический рассказ  “Баня”  приписывают  графу Алексею Толстому. Раньше мы печатали его на машинке, под копирку и в нескольких экземплярах. Сейчас просто заходи в Интернет и скачивай сотни  подобных рассказов или видеоверсий банных утех. Вместо водопровода, во времена перестройки,  Горбачёв подключил  нас к западной канализации,  и  вся  эта дрянь и вонь  хлынула в  Россию –  на видеокассетах,  в  журналах, книгах  и  порнухой  в Сети.
                Турецкие бани и римские термы с патрициями видел только в кино и на картинках. Они холодные, по сравнению с нашими. В турецких банях моют надутыми  мыльными подушками. Когда  был в Турции в 2008 году, то на баню долларов не хватило. Хотя заходил в неё в отеле и даже посидел    на мраморных скамейках.
                В отличие от русской влажной бани, в сухих саунах температуру поднимают до 90-100 градусов при влажности 10-15%. В сауне за одну процедуру теряешь до 1 литра воды. Зато в русской бане сильнее прогревается тело изнутри. Банный жар прочищает поры кожи, а резкая смена температур (обливание холодной водой или валяние в снегу) – хорошая гимнастика для сосудов.
Много значит и выбор веника. Берёзовый - хорошо очищает кожу, заживляет раны, успокаивающе воздействует на мышцы и суставы. Дубовый - оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему. Липовый - устраняет головную боль, оказывает заживляющее и жаропонижающее действие. Можжевеловый - улучшает кровообращение. Эвкалиптовый - выделяет эфирные масла, которые хорошо прочищают носоглотку и бронхи.  Крапивный - снимает боль и ломоту в суставах, мышцах и пояснице.
                Русская  баня издавна и широко представлена  в устном народном творчестве, в  поэзии, прозе, в кино, сейчас на сайтах в интернете. В былинах богатыри обязательно  парятся в бане после походов и дел ратных.  В сказках, сказаниях, фольклоре баня тоже занимает не последнее место. Во многих сказках сама Баба Яга парит в бане добрых молодцев. В лесу живёт леший, в болоте – водяной, в реках и озёрах – русалки, в доме – домовой, а в бане – банник. И чтобы пар был лёгким и не угореть, есть много способов, как задобрить банника.
                Если театр начинается с вешалки, то Россия (а также Япония) – начинаются с бани. Ещё в древних былинах и сказках уставшего с дороги героя вели сначала в баню, а потом уже кормили и укладывали спать – утро вечера мудренее. В древней Греции и Италии был обычай мыть знатному гостю  ноги. Я в детстве долго не понимал – почему только ноги, а всего помыть разве нельзя? Они что  не потеют? Потом дошло: там нет зимы, все ходят круглый год в сандалетах и в тунике (по-нашему в халатике). Асфальта ещё не было, и пыль на дорогах лежала кучами. Да и с водой у них  всегда были проблемы.
Точно так же во многих странах Европы до сих пор умываются не текущей водой из крана, а налитой в тазик. Русскому человеку с его широкой душой  и безграничными просторами за окном, это кажется верхом скупердяйства и глупости. Вода у нас всегда лилась рекой, без всякой экономии. По крайней мере в центральной части России, где  я прожил  всю  жизнь.
                Ещё  в детстве я не понимал одну фразу диктора, ведущего утреннюю зарядку. В конце он всегда говорил: “А теперь приступаем к водным процедурам. Или обтирайтесь влажным полотенцем”.   До 18 лет  я прожил в городе и после каждой зарядки мог принять ванну или душ. Вытирался всегда сухим полотенцем и не понимал, почему он советует обтираться влажным. И только в техникуме в общежитии до меня дошло – не у всех есть ванна под боком. В общаге по утрам мы мылись по пояс в общем умывальнике. Душ находился в подвале и большую часть времени  был или закрыт,  или вообще не работал. Потом я три года жил в частном доме в Костромской области. Там вообще зимой  и летом умывались на улице.
В Японии городские бани называют – онсены. Построены они на горячих источниках и там есть всё: процедуры, массаж, магазины, кафе, караоке, игровые автоматы, сад для прогулок и т.д. Женщины и мужчины моются отдельно. Вход в купальниках и простынях запрещён, выдают маленькие полотенца. Бани работают с 7 утра до 2 ночи, сеансов по времени нет – сиди хоть весь день. Билет стоит от 18 долларов, массаж от 1000 иен (2011 год).
                За двадцать лет перестроечного воровства и передела имущества в стране почти не осталось городских общественных бань – их или закрыли, или переоборудовали в сауны с бешеными ценами.  В 2014 году в Московской области  работает  571 баня или сауна. Но по санитарным нормам, этой услугой полностью обеспечено население лишь в трёх местах: в Электрогорске, в Талдомском и Шатурском районах – по 7 банных мест на тысячу жителей.  В остальных городах и весях – острейший дефицит. Мало того, есть города вообще без бань: в Можайске недавно закрыли единственную баню, а в Звенигороде уже 10 лет нет ни бань, ни саун, в Павловском Посаде всего одна, в Дубне – три.  И ничего, русский народ пока терпит. Губернатор Воробьёв дал задание чиновникам построить сто бань в области в 2014-15 годах. Строительство одной новой бани обойдётся бюджету в 200 млн рублей,  а ремонт старой – от 50 до 100  млн.
                В интернете можно посмотреть сотни нарисованных картин и карикатур про бани и разные истории в них. Есть очень даже ничего по замыслу и исполнению. Особенно, где нарисованы известные политики, артисты и другие знаменитости в интересных ситуациях. У меня самого есть несколько задумок на эту тему. Пока в памяти живы картины банных утех, а руки не разучились держать карандаш и кисть, попробую воплотить их в жизнь. Чтобы внуки увидели, что их дед в молодости был настоящим русским мужиком и умел держать в руках не только ложку, но и берёзовый веник.

       Банька  по белому                В.С.Высоцкий

Протопи  ты  мне  баньку,  хозяюшка  -
Раскалю  я  себя,  распалю,
На  полоке,  у  самого  краюшка,
Я  сомненья  в  себе  истреблю.
Разомлею  я  до  неприличности,
Ковш  холодной  -  и  всё  позади, -
И наколка  времён  культа  личности
Засинеет  на  левой груди.
Протопи  ты  мне  баньку  по белому, -
Я  от  белого  свету  отвык, -
Угорю  я  -  и  мне,  угорелому,
Пар  горячий  развяжет  язык.
Сколько    веры  и  лесу  повалено,
Сколь  изведано  горя  и  трасс!
А  на  левой  груди  -  профиль  Сталина,
А  на  правой  -  Маринка  анфас.
Эх,  за  веру  мою  беззаветную
Сколько  лет отдыхал  я  в  раю!
Променял  я  на  жизнь  беспросветную
Несусветную  глупость  мою.
Протопи  ты  мне  баньку  по белому, -
Я  от  белого  свету  отвык, -
Угорю  я  -  и  мне,  угорелому,
Пар  горячий  развяжет  язык.
Вспоминаю,  как  утречком  раненько
Брату крикнуть  успел:  “- Пособи!”  -
И  меня  два  красивых  охранника
Повезли  из  Сибири  в  Сибирь.
А  потом,  на  карьере  ли,  в топи ли,
Наглотавшись  слезы  и  сырца,
Ближе  к  сердцу  кололи  мы  профили,
Чтоб  он   слышал,  как  рвутся  сердца.
Не  топи  ты  мне  баньку  по белому, -
Я  от  белого  свету  отвык, -
Угорю  я  -  и  мне,  угорелому,
Пар  горячий  развяжет  язык.
Ох,  знобит  от рассказа  дотошного!
Пар  мне  мысли  прогнал  от  ума.
Из  тумана  холодного  прошлого
Окунаюсь  в  горячий  туман.
Застучали  мне  мысли  под  темечком:
Получилось - я зря им клеймён,
И  хлещу  я  берёзовым  веничком
По  наследию  мрачных времён.
Протопи  ты  мне  баньку  по белому, -
Чтоб  я  к  белому  свету  привык, -
Угорю  я  -  и  мне,  угорелому,
Ковш  холодной  развяжет  язык.
Протопи!..
Не  топи!..
Протопи!.. 1968.



Пословицы и поговорки про баню:
- Кто в бане парится, тот не старится.
- В бане веник – дороже денег.
- Веник в бане – над всеми начальник.
- банный веник душу тешит, да тело нежит.
- Был бы веник, а спина найдётся.
- Генералов в бане нет.

Юмор  про  баню:
- Банька по белому.  Дамы  приглашают  кавалеров.
-  Самые  горячие   девки  в  бане.
- Еврею говорят в городской бане: - Абрам, ты или прикройся, или нательный крест сними.

Выражения  со  словом  баня:
-  Задать баню!                - Пошёл ты в баню!
-  Кровавая  баня.                - Если баня мешает работе, надо бросать работу.