Фестивали новый вариант

Надежда Хисметова
ФЕСТИВАЛИ

III ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ГЕРОИ ГОНЧАРОВА НА СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЕ»

С 12 по 15 ноября 2009 года в стенах Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова  проходил III Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». Интересным и необычным было открытие фестиваля. В фойе театра было много экспонатов из Ульяновского дома-музея Ивана Александровича Гончарова. Уже перед спектаклем публика была удачно погружена в мир гончаровского творчества и эпохи, в которой это творчество происходило и получило столь глубокое развитие. Если говорить честно, то ощущаешь с каждым фестивалем всё более серьёзное отношение ульяновцев к фестивалю и к творчеству театральных коллективов, которые несут мысли и чувства гончаровских героев со сцены в зрительный зал. И это единение сцены и зрительного зала с каждым годом становится всё более органичным и обоюдным.
Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова 12 ноября открыл фестиваль спектаклем «Трилогия страсти» (сцены из спектаклей «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история» по мотивам романов И. А. Гончарова). Я лично на сцене не заметила никаких страстей. Видимо, сами спектакли, которые я смотрела ранее на ульяновской сцене, произвели когда-то на меня такое сильное впечатление, что фрагменты из этих спектаклей выглядели очень бледно и жалко. Видимо, для объективного восприятия этого спектакля мне мешало сильное впечатление, возникшее после увиденных мною ранее трёх гончаровских спектаклей на ульяновской сцене. Актёры играли прекрасно, костюмы и декорации шикарны, но, возможно, чего-то не хватало в режиссуре для органического восприятия страсти на сцене.
Но уже 13 ноября в романтическом путешествии «Фрегат «Паллада» Дзержинского театра драмы я почувствовала страсть и дыхание морской стихии. Режиссёру Андрею Подскрёбкину и сценографу В. Святынину удалось передать и сложность путешествия, и опасность в борьбе с морскими стихиями, и всю непредсказуемость в получении результатов дипломатической миссии, возложенной на команду фрегата. Очень интересна сцена посещения японскими представителями фрегата. Очень красив был на сцене праздник масленицы. Много актёрских удач. Очень эффектны декорации и реквизиты в спектакле. Это первое воплощение гончаровского произведения на сцене. Я считаю его очень удачным и убедительным.
14 ноября коллективом Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого зрителям была представлена замечательная лирическая комедия «Обыкновенная история». Я её, вообще, воспринимала со сцены как притчу об общих закономерностях эмоционального развития любви и привязанностей для всего человечества в целом.  Она отличалась от горячо любимой мной ульяновской «Обыкновенной истории» многими театральными моментами, хотя художественным руководителем постановки этого спектакля, также как в Ульяновском театре, является Леонид Хейфец. Инсценировка спектакля очень была приближена к тексту романа «Обыкновенная история». В спектакле был показан более продолжительный промежуток времени. По-другому, чем в ульяновском спектакле, были решены декорационные моменты. Очень интересны сцены в усадьбе матери около живой воды, оригинальны декорации пригородов, рыбалки. Но, главное, до зрителей был очень хорошо донесён дух эпохи, культура взаимоотношений этого периода в Санкт-Петербурге. Меня просто очаровала игра народного артиста РФ Михаила Янко. Спектакль очень понравился ульяновской публики. Конечно, все сравнивали ульяновский и липецкий спектакли. Все были довольны, что при различном прочтении материала достоверность гончаровского романа была сохранена в том и в другом спектакле. А у меня появилось острое желание увидеть нашу лирическую комедию вновь. Уж больно были хороши в этом спектакле Сергей Кондратенко и Денис Ярыгин. Но от невозможности осуществления этого желания даже защемило сердце…
Нам был в спектакле показан обыкновенный человек, который последовал за своим «неодолимым стремлением, жаждой благородной деятельности», для которых в деревне было тесно. Ему был необходим Петербург, который сделал его несчастным. Воистину «благими намерениями устлана дорога в Ад». Очень сложно во все времена сохранить Рай в душе, дарованный человеку с рождением, с приходом на нашу грешную землю. Этот «спектакль о Любви в её очень широком и глубоком понимании. Это - история каждого из нас. Очень обыкновенная история!» Развитие темы Любви на протяжении всего спектакля напоминает зрителям, что по Любви Господь будет различать нас. А Господь всегда убеждает людей, что нельзя требовать от другого человека любви, любовь можно давать любимому всем сердцем и в той форме, которую приемлет твой любимый человек. Любящий, прежде всего, должен желать добра и счастья возлюбленному. Любовь можно только отдавать бескорыстно или принимать также бескорыстно. То есть, надо позволять себя любить, не унижая другого человека. «Мы - просто люди и не сможем постичь Божественный Замысел через рассудок…». Любовь есть Бог. «Путь разума, знаний – это не путь любви». Надо в счастье и Любви доверять чаще сердцу. «Мы ещё не потеряли себя: каждый из нас ищет верный путь. Но очень часто повторяется история, когда мы, открытые и чистые, выбираем неверную дорогу и каждый день рискуем окончательно утратить Рай и никогда в него не вернуться. Цивилизация оказалась крайне губительной и страшной для души человека. Мы сами творим себе Ад на земле».
В спектакле тщательны высвечены все важные законы зарождения любви, её апогея, её угасания и смерти, если в людях с пелёнок не закладывается любовь к долгу. Личность с развитым чувством долга и верностью данным обязательствам никогда не бросит любимого человека. Так как воспитанный в лучших нравственных традициях человек твёрдо знает, что терпение и терпимость во все времена были лучшими спутниками любви. Если человек в этом великом чувстве видит только себя, он, несомненно, повторит обыкновенную историю Александра Адуева. Молодой Александр Адуев (актёр Евгений Азманов) очень искренен, восторжен, непосредственен, но в то же время очень легкомысленен. Он легко забывает свою первую любовь Софью. Но не может простить того же Наденьке Любецкой (актрисе Лилии Ачкасовой). Как меняется внутренне на сцене человек. Ничего не осталось от прежнего, приехавшего из деревни Александра Адуева. Он озлоблен. Стал меньше ростом. Мечется по сцене как крыса. Как ему жаль себя! Но в нём нет никакой жалости к потерявшей себя в любви Юлии Павловне Тафаевой (заслуженная артистка России Ольга Мусина). Жестокий поступок по отношению к влюбившейся в него женщине окончательно добивает его. Он почти превратился в ничтожество. Если бы не решительное вмешательство в его очередное приключение отца Лизы (актёр Вячеслав Михеев), то он соблазнил бы несвершеннолетнюю Лизу (актриса Алевтина Коваленко).    
Показанная Орским государственным драматическим театром имени А. С. Пушкина угаровская драма «Смерть Ильи Ильича» меня настолько покорила и высоким профессионализмом актёров, и шикарностью костюмов и декораций. Короче говоря, я ещё никогда не видела такого спектакля Михаила Угарова на ульяновской сцене.         
Когда гениальная драматургия ставится не менее талантливым режиссёром Сергеем Тюжиным из Москвы да на театральной сцене земляков Ивана Александровича Гончарова, поверьте, это - ЧТО-ТО. Я никогда не видела такого светлого, гармоничного, жизнеутверждающего спектакля об Илье Ильиче Обломове. Исполнитель роли Обломова Сергей Чиненов как будто был создан природой и взращённый людьми для воплощения этого образа на сцене. Внешняя красота и мягкость характера, одухотворённость на лице, благородство манер, изысканность речи, невероятная внутренняя монолитность и собранность, которая очень ярко подчёркивает способность героя отстаивать свои жизненные позиции, не разрушая гармоничности человеческих отношений, - всё было присуще любимому герою современности на сцене. Сценография представления завораживает, околдовывает. Зрители буквально врастают в сценическое действие, ловят мельчайшие нюансы в жестах, в позах, в динамике передвижения актёров по сцене, потому что артисты не играют, а живут жизнью своих очень незаурядных персонажей, заставляя публику и жюри вместе с ними проживать и переживать, и переосмысливать судьбу каждого. Мысль правит всеми ежесекундно, заставляет напрягаться внутренне, чтобы постоянно рассуждать вместе с героями о правильности их выбора, о праве на этот выбор, о возможности отстоять свою позицию, чтобы доказать всем правомерность своего выбора. А возможностей для противостояния и согласования своих жизненных позиций тьма. Ведь этот философский спектакль обо всём! Он о любви, о возможностях сделать объект своей любви счастливей, об ответственности за любовь, за любимого человека, о желании сделать великое чувство любви вечным, прекрасным, неземным в обычных земных человеческих отношениях. Но, прежде всего, спектакль утверждает, что, несмотря на все неизбежные страдания и испытания, человеческая жизнь - праздник. И если этот праздник невозможно реализовать в повседневных делах и событиях – не стоит отчаиваться. Создай себе этот праздник в мечтах. Если нет способностей и возможностей жить красно, удивительно и счастливо в обыденных условиях, то создавайте прекрасные образы в мечтах. Нет гармонии и эстетики вокруг тебя, так пусть она явится тебе во сне. Но для того, чтобы видеть удивительные сны и грезить прекрасным наяву, необходимо иметь чистую и незамутнённую душу и светлые помыслы. На протяжении всего спектакля Обломов борется спокойно и стойко за реальную возможность сохранения чистоты души и помыслов, не причиняя вреда окружающим. На протяжении одного часа сорока минут мы получили возможность лицезреть на сцене подвиг во имя сохранения личности, любви, дружбы, способности независимо мыслить, философствовать, радоваться чужому счастью и успеху. Наблюдая за исполнителем роли Обломова, ощущаешь невероятную любовь актёра Сергея Чиненова к воплощаемому на сцене образу. Сергей Чиненов буквально пропитан любовь ко всему, что его окружает на сцене, которая красива, ярка, очень выразительна, благодаря усилиям художника Александра Пономарёва. До чего же всё радует глаз на сцене и обстановка, и общий интерьер условного помещения. А как красивы люди и костюмы на них! В таких обворожительных, милых, пластичных в каждом движении дам невозможно не влюбиться. И Обломов влюбляется в них и любит их всех душой, боясь обидеть их и нарушить их душевный покой. А женщины в спектакле восхитительные: красивая, умная, чуткая, способная на глубокое и высокое чувство к Илье Ильичу Ольга Сергеевна (исполнительница роли актриса Екатерина Манаева) и мягкая, мудрая, с покладистым характером Агафья Матвеевна Пшеницына (исполнительница роли актриса Татьяна Горелова). Спектакль переполнен божественной музыкой, которая облагораживает и поднимает на очень высокую планку мироощущение и само романтическое состояние действия спектакля. Музыка помогает осуществить мыслям, высказываемым персонажами спектакля, высокий полёт, и подчеркнуть всю глубину гуманистических размышлений действующих лиц, показывая серьёзную эволюцию их душ в результате человеческих отношений, направленных на гармонизацию и совершенствование жизни с её бытом, житейскими проблемами и милыми мелочами. Вся сцена пронизана ярким, сочным, живительным для восприятия жизни светом. Это удивительная солнечность на сцене воспринимается, как гимн вере, надежде, любви, жизни, впрочем, и смерти, которая представляется уже зрителями как всего лишь переход в другое более комфортабельное для души состояние. В небольшом по протяжённости спектакле показан сонм человеческих отношений. Взаимоотношения Обломова с любимыми женщинами, с другом Штольцом (исполнитель роли артист Денис Бухалов), в последствии ставшим мужем Ольги, со слугой (исполнитель роли артист Валерий Хамин). Что больше всего подкупает зрителей, наблюдающих за этими отношениями из зала такого же уютного и успокаивающего, как и декорации на сцене? Конечно же, необыкновенная искренность, мудрость и доброжелательность. Обломова ни на секунду не покидает постоянный анализ происходящего, а также ощущение целесообразности, правильности и необходимости помыслов, поступков и действий в окружающем его мире. Он отлично понимает, что женщину, которую Господь послал ему, как подарок судьбы, ему не сделать счастливой, так как в мире, который окружает Ольгу и Илью Ильича, для того, чтобы сделать счастливой такую женщину, как Ольга Сергеевна, он должен в корне перемениться. Но он не может уже совершить такой жизненный подвиг ради любимой. Он счастлив, узнав, что его любимая женщина вышла замуж за его друга Андрея Штольца, умного и предприимчивого человека. Обломов искренне рад их счастью. Его новая муза, Агафья Матвеевна, очень близка Обломову возможностью находить радости и утешение в малом. Он очень благодарен ей за то, что она сумела ему подарить те мелкие радости человеческого бытия, о которых он часто мечтал в одиночестве. Искренняя благодарность за счастье в тесном домашнем кругу просвечивается в каждом слове, в каждом жесте актёра, как в бытовых, так и интимных сценах спектакля. И объект тихого мирного счастья Ильи Ильича так мил, так задушевен, так, по-своему, поэтичен. В исполнении актрисы Татьяны Гореловой Пшеницына одновременно и романтичная пастушка, и мудрая домоуправительница, и умелая во всех отношениях, трудолюбивая домашняя хозяйка, и очень привлекательная, женственная и полная внутреннего достоинства и способная на глубокие чувства женщина. Он с ней покоен, умён, свободен и гармоничен. Наблюдая за развитием действия в спектакле, мы понимаем, что обществу нужны такие предприимчивые, энергичные, находящиеся в состоянии постоянного профессионального совершенствования люди, как Андрей Штольц, благодаря которым, общество развивается и совершенствуется, создаёт новые производственные отношения. Но именно таким персонажем, как Штольц, просто жизненно необходимы такие друзья, как Обломов, которые всей своей жизнью борются за чистоту человеческих отношений. Эта гармоничная дружеская пара очень украшает спектакль. Исполнитель роли Денис Бухалов на протяжении всего спектакля постоянно подчёркивает, как Обломов необходим ему для внутреннего самосовершенствования. Обломов состоится как личность в любых жизненных условиях, он сохранит всегда душу, чистоту помыслов и внутреннюю гармонию. Штольц без Обломова может уподобиться жителям Спарты. Штольц отлично понимает, что ему очень много нужно работать душой, чтобы его любила Ольга. Так та теплота, душевность и искренность, которую девушка ощутила при общении с Ильёй Обломовым, будет преследовать её душу всю жизнь, так как им трудно найти равноценную замену в рациональном, размеренном темпе жизни, сложившейся в браке со Штольцом. Эта уникальность и неповторимость отношений с людьми и окружающим миром очень точно передана актёром Сергеем Чиненовым. Смотришь спектакль и завидуешь Захару, свободному и благородному слуге. Да общаться с таким хозяином, как Обломов, не кабала, а счастье человеческого общения, которое так ценил автор «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Исполнители всех ролей спектакля очень молоды. И это правильно. Ведь спектакль о человеческих душах, находящихся в постоянном развитии и испытании на прочность сохранения человечности, доброты и любви.

20.11.2010 год.               
 
ЛИЦЕДЕЙ 2010

Четвёртый областной фестиваль драматических театров в Ульяновском областном драматическом театре открывался широко, торжественно, красочно. Много официальных лиц явилось на открытие фестиваля в дом Мельпомены. Среди присутствующих на форуме были губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов, главный редактор московского театрального журнал «Страстной бульвар, 10» Анастасия Олеговна Ефремова, многие члены попечительского совета.
Публика, присутствовавшая на празднике, была нарядная, оживлённая, торжественно настроенная.
В день открытия фестиваля 24 марта 2010 года состоялась премьера спектакля А. Островского и П. Невежина «Блажь». Об этой комедии, честно говоря, я лично не слышала раньше.
Но настолько оказалось злободневным и важным в настоящее время содержание этого драматического произведения для зрителей!
В этом спектакле Юрий Копылов поставил особо остро женский вопрос в России.
Как и в двух последующих спектаклях, представленных Ульяновским областным драматическим театром имени Ивана Александровича Гончарова: «Три сестры», 25 марта; завещание Дон Жуана», 26 марта; - в «Блажи» утверждается, что женщины решают в этой жизни многое, а порою и всё. Какая женщина рядом – таким и становится мужчина.
Если в спектакле «Три сестры» основной удар делается на нравственно-этическую сторону в поведение женщин в обществе, то в комедии «Блажь» вопрос поставлен шире. Если в спектакле «Три сестры» очень много подтекстов и недосказанности в поведении, в монологах, в диалогах, в репликах героев, то в спектакле «Блажь» всё очень чётко: поставлены все точки над i и всё тщательно разложено и положено по своим местам.
Открывается занавес! И что мы видим? Роскошные декорации богатой помещичьей усадьбы!!!
Всё очень красиво… Но сразу зритель чувствует, а здесь что-то не так… Слишком развязано ведёт себя прислуга, управляющий очень дерзок в обращении с хозяйкой усадьбы (как со старшей, так и с младшей). Но, главное, окружающие читают и обсуждают содержание чужих писем. А прочтение содержания письма без согласия пишущего всегда было дурным тоном в помещичьей среде. Режиссёру, нагнетающему так стремительно обстановку удалось сразу озадачить зрителя и завладеть его вниманием.
А тут ещё появляются сразу очень много для сцены посторонних лиц. И публика чувствует: что - то ещё будет!!!
И много чего будет на этой сцене. Но, основной вопрос, поставленный этой комедией, крайне сложно решаемый, а, может быть, и не разрешаемый в наше время вообще. Если Островский вопрос поставил остро, напряжённо, и финал пьесы высоконравственен, то Юрий Копылов уже даёт зрителю возможность заколебаться: «А, можно ли так легко решить эту проблему в настоящее время?»
И вместе с Копыловым мы понимаем, что в настоящее время комедия, написанная Островским в XIX веке, в XXI веке может быть только трагедией.
Если в XIX веке вопросы страсти, любви, долга были втиснуты в определённые нравственные устои, религиозные понятия и в особо развитое у россиян чувство долга.
В комедии представлено три типа пожилых женщин. Серафима Давыдовна Сарытова (её роль очень напряжённо, по-философски глубоко исполнила заслуженная артистка РФ Ирина Леонидовна Янко), опекунша и крёстная мать двух своих младших сестёр Ольги (исполнительница роли Юлия Ильина) и Насти (исполнительница роли Екатерина Позднышева). Эта женщина когда-то заменила мать своим маленьким сёстрам, подняла их, поставила на ноги, выучила. Но вот женщина как будто потеряла голову, впала в морок, ею овладела страсть, поздняя любовь к смазливому юноше-гимназисту, Степану Грирорьевичу Баркалову. Она совращает молодого человека, делает управляющим в имении своих младших сестёр, и транжирит на него деньги, ей не принадлежащие.
Кроме того, чтобы удержать около себя Баркалова, она даёт ему огромные суммы денег на карманные расходы, которые  занимает у своего очень богатого молодого соседа Лизгунова, который влюблён в одну из её сестёр Ольгу. Она обещает Лизгунову взаимность в любовных чувствах с сестрой и даже даёт надежду на брак с Ольгой, хотя отлично знает, что у сестры есть любимый, за которого она собирается выйти замуж, мечтая в дальнейшем поставить своего будущего мужа управляющим имения. Янко очень мастерски исполняет роль старой барыни, живущей одним заветным желанием-ожиданием видеть своего возлюбленного, которого она уже развратила до такого предела, что он стал опасен окружающим.
Серафима Давыдовна, постоянно мечущаяся по сцене, совершенно потеряла голову: она любую случайно появившуюся у неё копеечку отдаёт Баркалову. Женщина настолько поглощена страстью, что совершенно не задумывается о своём внешнем виде. Она не думает о нарядах. Она изгоняет из родного дома своих сестёр, лишь бы никто не мешал ей наслаждаться обществом горячо любимого молодого человека. Её страсть не имеет никаких границ. Её страсть не имеет никаких границ. Женщина позабыла о долге, об ответственности, перестаёт соблюдать хоть какие-то элементарные приличия. Те разрушения, которые она наносит окружающему её миру, страшны. Прислуга занимается развратом. Её горничная Марья (актриса Любовь Юдина) бродит по имению в очень свободной форме одежды: плечи, грудь, руки у неё практически всегда обнажены и готовы для утех с её ухажёром Митрофаном. Всё свободное время она проводит со своим обожателем на уютном чердаке беседки. Но Серафима Давыдовна ничего не замечает. Она не видит как жестоко Баркалов (актёр Денис Давыдов) обращается с её младшей сестрой. Сцена глумления над Настей Сарытовой (актриса Екатерина Позднышева) так мастерски сыграна Денисом Верягиным, что буквально хочется выскочить на сцену и вместе с Настей дать решительный отпор его издевательствам. Отчаяние, охватившее Настю в исполнении Екатерины Позднышевой так велико, что не вызывает никакого удивление её желание выйти замуж за первого встречного. Она быстро увлекается и легко принимает ухаживания Митрофана (актёр Максим Варламов), воспитанника Гурьевны, которому она в принципе безразлична. Нравственное падение Серафимы Давыдовны так велико, что она уговаривает сестру Ольгу Давыдовну выйти замуж (или хотя бы подать надежду на возможный брак), только бы добыть для своего альфонса денег у Лизгунова, влюблённого в среднюю из сестёр Сарытовых. Серафима Давыдовна в исполнении актрисы Янко требует у юной девушки жертвы для утоления одолевающей её страсти к молодому распущенному человеку, совершенно не задумываясь о чувствах сестры. Серафима Давыдовна в исполнении Ирины Янко живёт одной страстью. В её поведении на сцене порою проявляется что-то сомнабулическое. Она переполнена претензиями ко всем. Янко делает свою героиню настолько уверенной в правомерности своего поведения, превращаясь в настоящего деспота, что порой она вызывает не осуждения, а искреннего сочувствия у зрителя из-за своей полной безответственности, всепоглощающей любви. Янко представила свою героиню в буквальном смысле этого слова «без царя в голове», забыв себя и Бога.
Но самое удивительное в этой ситуации то, что окружающие её родственники: тётка Прасковья Антоновна (народная артистка РФ Зоя Михайловна Самсонова), её младшие сёстры всем сердцем жалеют потерявшую рассудок от страсти женщину. Сострадание к впавшей в сонмабиозное состояние женщине постоянно присутствует на лице средней сестры Сарытовой (актриса Ильина, которая способна ради неё на большие жертвы, и в поведении тётки Прасковьи Антоновны, которая готова уплатить за неё все долги, если бы это имело смысл). Постоянная духовная работа внутри себя этих двух персонажей буквально заражает публику в зале сочувствием к Серафиме Давыдовне. И уже Баркалов (актёр Денис Верягин) на сцене выглядит исчадием ада, на которого нет никакой управы. Ан! Нет! Есть управа. Интенсивное бурление мыслей в головах этих женщин (Ольги Сарытовой и Прасковьи Антоновны) даёт результаты; и они принимают решение, которое разрешает трагическую ситуацию на сцене. И трагедия семьи, представленная яркой игрой актёров мгновенно становится комедией.
Серафима Давыдовна в полном отчаянии. Янко на сцене на глазах у зрителей старится не меньше, чем на десять лет.
Перед нами уже не порхающая по сцене с мольбертом, изнывающая от страсти и любви женщина, это - уже старуха, раздавленная жизнью, с трудом отрывающая своё тело от скамьи. Она выглядит старше своей тётушки. Актрисой на сцене представлено наглядное разрушение человека от страстей. В исполнении Ирины Янко так показательно, так назидательно, так предупреждающе поучительно представлена разрушительность тела, духа, нравственности в человеке от пагубных страстей и потери чувства долга перед окружающими. И невольно возникает мысль, что у нормальной женщины бальзаковского возраста сразу появляются чувства страха и осторожности по отношению к таким страстям и ощущениям. Тут же вспоминаешь слова Фёдора Тютчева: «О, как убийственно мы любим!»
И невольно внутренний голос обращается к Богу: «Господи! Избавь меня от таких напастей! Сохрани мне душу и тело! Они мне ещё для многого хорошего пригодятся…»
Но комедия есть комедия. В ней происходят такие метаморфозы…
Выслушав все проклятия от своей бывшей покровительницы Серафимы Давыдовны, он уже задумывается о том, как жить в одном имении с умной и предприимчивой новой покровительницей Прасковьей Антоновной, заплатившей за него все долги Лизгунову.
Денис Верягин (исполнитель роли Баркалова) очень удачно и ярко встаёт в нужную позу и с достоинством произносит свой обвинительно-оправдательный, очень назидательный монолог, который адресован его бывшей пассии Серафиме Давыдовны. И, увидев гнев на лице бедной униженной женщины, тут же подслащивает горькую пилюлю, выражая искреннюю благодарность своей благодетельнице, и желает ей искренне всяческих благ. И так нежно и мило целует Серафиму Давыдовну в губки, что, глядя на чистое, безмятежное выражение лица актёра, даже начинаешь верить в искреннюю его благодарность.
Да в комедии XIX века всё сложилось хорошо и благородно. Ольга и Настя искренне прощают свою сестру Серафиму Давыдовну и обещают любить её как родную мать.
Пытавшийся купить деньгами Ольгу Давыдовну (актриса Юлия Ильна) богач Лизгунов (актёр Юрий Морозов) остаётся ни с чем. Всю лирику и любовь, как рукой, сняло. Влюблённое лицо артиста Юрия Морозова, мгновенно превращается в непроницаемую маску делового человека. Эта роль – большая удача артиста.
Серафима Давыдовна пристыжена, но не отвергнута роднёй и даже по-прежнему любима. На лице у неё печать утраты, но в то же время и надежды, что вместо страсти она обретёт былое благодушие и равновесие.
Да на сцене в комедии XIX всё решилось очень просто, чтобы было XXI веке - страшно даже представить.
Очень интересен образ Гурьевны, уездной свахи и комиссионера, в исполнении народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ Кларины Ивановны Шадько. Эта ухоженная, внутренне очень собранная женщина невольно вызывает уважение у зрительного зала, несмотря на пренебрежительное отношение к ней персонажей пьесы на сцене. Она искренне любит своего воспитанника Митрофана. Воспитанника – не сына!!! Она готова для него на всё. Если Серафима Давыдовна готова гнать из собственного дома сестёр, то Гурьевна готова для воспитанника всеми правдами завладеть имением Сарытовых. Возможно, у неё очень завышена оценка внешних и внутренних качеств Митрофана, но она абсолютно уверена, что её Митрофанушка в состоянии привлечь внимание и даже покорить сердце Насти Сарытовой. Что почти получается в финале у её воспитанника. За её искреннюю привязанность к юноше, за её желание любой ценой вывести воспитанника в люди Гурьевны невольно прощаешь её корысть и стяжательство по отношению к окружающим людям.
Конечно, очень выразителен, обаятелен, зажигателен, искрится умом  в спектакле образ Прасковьи Антоновны. В ней столько энергии, оптимизма, деловой хватки. Её очень развитое чувство долга и ответственности за судьбу близких людей сквозит в каждом жесте, в каждом слове исполнительницы роли, народной артистки РФ Зои Самсоновой. Её больной престарелый муж Семён Гаврилович Бондырев (народный артист РФ Алексей Данилович Дуров) светится от чистоты и ухоженности. В него, калеку, может влюбится и молодая женщина. В элегантном костюме, в шикарных туфлях, с аккуратной стрижкой на голове и ухоженной бородкой он уверен в себе, вальяжен и импозантен. А инвалидная коляска придаёт ему даже шик. С мужем-инвалидом Прасковья Антоновна успевает справляться со всеми обязанностями в имении. И берёт к себе управляющим Баркалова, чтобы спасти имение сестёр, чтобы вытащить членов семьи из долговой ямы.
Очень удачно и убедительно сыграна роль Марьи, горничной, которая столь обворожительна, столь лукава и пленительна да ещё с хорошими манерами, что рядом с ней меркнут красавицы-помещицы Ольга и Настя. Очень выразительно на сцене её постоянное молчание. Ведь молчащий человек, часто, кажется умнее и изысканнее говорящего. Кроме того, в каждом жесте и движении тела актрисы столько жизненной энергии, задора и много обещающего порыва в чувствах.
В спектакле очень милое и безмятежное музыкальное оформление. Олег Яшин всей музыкой в тёплых тонах подчёркивает очень важную философскую мысль спектакля: «Всё пройдёт, и это то же. Главное, остаться человеком». Гитара постоянно присутствует на сцене. Ни только её звуки, один только её вид придаёт необыкновенный лиризм каждой сцене, каждой картине.
В спектакле меньше танцев, чем обычно, но они очень выразительны в движениях и вносят в атмосферу динамики и подвижности персонажей лёгкую упорядоченность и артистизм.
Художник, лауреат Государственной премии, Станислав Шавловский постоянно нам напоминает, что на сцене XIX век, чтобы мы, зрители, ни на минуту не забывали о том, что таких лёгких решений в XXI веке не бывает. Спектакль очень злободневен, так как в России в настоящее время очень много женщин, забывающих главное своё природное предназначение на Земле. Очень много детей, подростков, только вступивших в самостоятельную жизнь молодых людей, предоставлены сами себе. Они обделены необходимым в этом возрасте теплом и вниманием со стороны женщин старшего возраста. Что очень усложняет нормальное вступление во взрослую жизнь, а порой делает это невозможным. Очень много пьющих женщин и наркоманок, которые не могут отвечать за свои поступки, не говоря уж об исполнении материнского долга. Пропиваются квартиры, в результате дети и мать оказываются на улице. Очень много женщин полностью отдают себя карьерному росту, и дети практически не видят своих матерей. Но на очень многих женщин в бальзаковском возрасте, как и в представленном на суд зрителей спектакле, в буквальном смысле этого слова находит блажь. Обуреваемая страстью к выжимающему из неё все соки альфонсу, который заставляет потерявшую от нахлынувшей на неё блажи, адекватность в поведении, принуждающему женщину отталкивать от себя детей, правда, иногда она делает это и по собственной инициативе, или очень увлёкшуюся каким-либо хобби и отдающую ему все свои силы: спорту, искусству, литературе, - она забывает о главной обязанности её в этом мире – украшать собой и близкими этот мир, делать его уютным и милым для семьи. Раньше это называлось свить гнёздышко. Блажь страшна и опасна для общества не меньше революций, войн, стихийных бедствий. Спектакль призывает зрителей: «Остановитесь, осмотритесь!!! Проверьте своё сердце: не стало ли оно чёрствым и ограниченным в чувствах и обязанностях, не дайте страсти овладеть вашим умом и телом, не ройте сами себе яму, не толкайте себя в омут, не лишайте себя счастья и благополучия в зрелые и преклонные годы!!!» То есть будьте бдительны. А, главное, прививайте с пелёнок своим детям тягу к истинным ценностям, не взращивайте альфонсов и легкомысленных людей…   
Второй спектакль, представленный Ульяновский областным драматическим театром имени Ивана Александровича Гончарова на фестивале «Лицедей 2010», поставлен по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры», написанной автором в начале XX века (в 1901 году, в канун русско-японской войны и первой русской революции). Пьеса, поставленная в начале XXI века (в 2009 году, в преддверии 150-летия со Дня рождения Антона Павловича) на сцене Ульяновского областного драматического театра, прежде всего, показала зрителям, что проблемы в России те же, несмотря на то, что прошёл целый очень страшный для российского народа век. Единственно, что мы можем сказать себе, присутствуя в зале на этом гениальном спектакле: «Да! Россия стала значительно меньше в размерах, а проблемы те же. И волна геноцида и самоуничтожения российского народа всё также на гребне «Девятого вала» Ивана Айвазовского. Но почему-то, несмотря на то, что в жизни героев всё плохо, в финале спектакля, в душе каждого, покинувшего театр, после просмотра «Трёх сестёр», остаётся твёрдая уверенность, что Россия выстоит и новый «Девятый вал» не раздавит страну и её народ.
Прочтение пьесы народным артистом России, народным артистом Латвии Кацом гениально. Тонкий психолог и эстет, не менее талантливый автор подтекста, чем автор драмы Антон Павлович Чехов, режиссёр очень точно доносит до нас действие, заложенное в произведении: тонкое сочетание юмора и лиризма, высокую любовь и жёсткую тоталитарность, внедряющуюся настойчиво в это великое чувство.
А, самое главное, режиссёр заставляет задуматься каждого, сидящего в зале о том, что никакая революция, реформы не достигнут успеха на земле, если они обходят проблемы простого рядового человека со своими каждодневными делами и заботами. Режиссёр особенно остро подчёркивает мысль драматурга, что любое действие во имя жизни и во имя человека, должно быть, прежде всего, гуманно. Антон Павлович в тексте драмы отражает постоянно мысль, что добро должно быть сильным и всегда иметь чистые руки.
В пьесе нет текстов о революции и эволюции нет призывов переделать мир. Все герои всего лишь хотят трудиться на радость себе и людям. Такое благородное желание, а осуществить его практически невозможно…
И режиссёр демонстрирует очень наглядно и образно причины этой трагедии. Она в постоянных исканиях интеллигенции, в её недовольстве обывательским существованием одних представителей, и в то же время душевная смиренность и сложение оружия перед пошлостью жизни других её представителей.
С первых мгновений на сцене чувствуется непрерывная борьба между представителями этих двух враждебных кланов интеллектуальной элиты в этом небольшом губернском городе. Режиссёр, как когда-то и драматург, переносит напряжённость развития всего действия на женские образы.
Как когда-то Чехов, предупреждавший соотечественников, что все тяготы и ужасы жизни в России в XX веке лягут на плечи российских женщин, так и режиссёр Кац предупреждает всех сидящих в зале зрителей, только духовная цельность и чистота российских женщин может спасти Россию в XXI веке. Кац тщательно выписывает каждый женский образ на сцене. Каждый! Например, горничная в доме Прозоровых…
Если в первом действии она приглашается к танцу офицером – гостем семьи, то в конце последнего действия новая хозяйка дома Прозоровых, Наталья Ивановна, своей репликой: «(Строго) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной.) Зачем здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит.) Молчать!», полностью уничтожает горничную, как личность.
Как и Чехов, перечисляя действующие лица, первыми пишет  Прозорова Андрея Сергеевича и Наталью Ивановну, а затем трёх сестёр по старшинству, так и у режиссёра главные действующие лица Андрей и Наталья Прозоровы, разрушившие основы дружной семьи Прозоровых, изгнавшие из дома членов семьи (трёх сестёр). Кац подчёркивает каждым словом, каждым жестом этих героев на сцене: «Вот будущее России!!!»
Эти люди изгонят после Великой Октябрьской революции соотечественников из России. И сейчас опять изгоняют всё лучшее из России.
Невольно задумываешься: как и в 1901 году, в 2001 году образованные и красивые женщины из провинции твердят: «В Москву! В Москву! В Москву!» А, попав в Москву, многие уже твердят: «За границу! За границу! За границу!» Многие сразу из провинции устремляются за границу. Режиссёр Кац и актрисы: Дарья Долматова (Ольга) и Екатерина Позднышева (Ирина) всеми мыслями уже давно живут в Москве. Почему они так стремительно пытаются убежать из этого города? Да потому что они отлично понимают, что не нужны ему.
Уже из первых фраз, произнесённых со сцены усталым голосом Ольгой (актриса Дарья Долматова), всё ясно: «Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шёл снег… Помню, когда отца несли, то играла музыка, на кладбище стреляли. Он был генерал, командовал бригадой, между тем народу шло мало. Впрочем, был дождь тогда. Сильный дождь и снег». То есть, Ольга честно говорит зрителям, что генерал не был популярен в городе.
Пример из моей личной жизни. Моя мама, простая женщина, умерла 19 мая, и в этот день шёл снег. Двери нашей квартиры не закрывались, несмотря на непогоду. И в день похорон за её гробом шло много народа, несмотря на неожиданное сильное похолодание в день похорон. Моего папу хоронили 23 марта в его родной деревне Старо-Дрожжаное, из которой он уехал в 19-летнем возрасте перед Великой Отечественной войной поступать в военное училище. Но сколько людей пришло с нами разделить горе!..
Этот факт очень хорошо характеризует жителей небольшого северного губернского города, где не популярен генерал, воспитавший таких милых обаятельных трёх сестёр, скромных, одетых со вкусом.
И далее актриса Долматова с такой же искренностью и доверчивостью констатирует факт не принятия их интеллигентной и дружной семьи городом: «Одиннадцать лет прошло, а я помню там всё, как будто выехали (из Москвы, прим. Автора статьи) вчера… И в самом деле, за эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы и молодость…»
Смотришь на Дарью Долматову, простодушно и доверчиво беседующую, прежде всего с нами со сцены, и удивляешься, как она оказалась не принятой коллективом гимназии и детьми в гимназии. Да и их отец был, судя по выросшим детям, прекрасным человек и семьянин. Он очень много дал своим детям, но, к сожалению, даже дети не до конца понимают значение их образования и воспитания в будущей жизни.
Очень хорошо, как бы извиняясь перед кем-то за поведение отца, сказал об этом артист Денис Верягин, исполнитель роли Андрея Прозорова, и участникам сценического действия и зрителям: «Да. Отец, царство ему небесное, угнетал нас воспитанием. Это смешно и глупо, но в этом всё-таки надо сознаться, (после его смерти я стал полнеть, и вот располнел в один год, точно моё тело освободилось от гнёта. Слова в скобках взяты из текста пьесы. Прим. Автора статьи). Благодаря отцу, я и сёстры знаем французский, немецкий и английские языки, а Ирина знает ещё по-итальянски. Но чего это стоило!»
И Маша (исполнительница роли Юлия Ильина) с вызовом и одновременно с какой-то особой горечью и разочарованием и даже озлоблением добавляет: «В этом городе знать три языка ненужная роскошь. Даже и не роскошь, какой-то ненужный придаток, вроде шестого пальца. Мы знаем много лишнего».
И только, что приехавший из Москвы Вершинин (актёр Сергей Анатольевич Кондратенко): «Искренне недоумевает: «Вот те на! (Смеётся.) Знаете много лишнего! Мне, кажется, нет и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен умный, образованный человек. Допустим, что среди ста тысяч населения этого города, конечно, отсталого и грубого, таких, таких как вы только три. Само собою разумеется вам не победить окружающей вас тёмной массы; в течение вашей жизни, мало-помалу вы должны будете уступить и затеряться в стотысячной толпе, вас заглушит жизнь, но всё же вы не исчезнете, не останетесь без влияния… Человеку нужна такая жизнь, и если её нет пока, то он должен предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец. (Смеётся.) А вы жалуетесь, что знаете много лишнего».
Доброжелательный Вершинин (Кондратенко) дал бедной Маше капельку Надежды. Но как преобразилось, каким прекрасным стало её лицо. Честно говоря, Маша произвела на Вершинина, очень опытного ловеласа, в одно мгновение сногсшибательное впечатление. У него подкосились ноги, подогнулись колени, он падает, а не садится на стул, чтобы собраться с мыслями и вести дальше хоть какой-то разговор. Он тут же влюбился в неё и не может этого скрыть, но он уже сразу осторожен, так как абсолютно уверен, что его чувство не сделает её счастливой. 
Дети генерала Прозорова, да кстати сказать, и все остальные действующие лица этого спектакля не только в монологах, но и в диалогах, репликах, общих сценических разговорах обращаются не только к участникам сценического действия, а, прежде всего к зрителям, тем самым, весь зал невольно становится участником и разговоров, и главным слушателем, и главным действующим лицом в спектакле. Зрительный зал в данном зрелище – это неслучайная толпа людей, а самый мудрый, внимательный и сочувствующий собеседник в спектакле. Он ни на минуту не становится глух или невнимателен к растерянным, порою не слушающим и не слышащим друг друга  участникам разговоров на сцене. Этот удивительный и магнетический приём режиссёра создаёт очень мощную энергетику спектаклю, где энергетический обмен происходит, где-то, в остро ощущаемом участниками спектакля, четвёртом измерении, которое постоянно корректирует и преображает общепринятое трёхмерное пространство, и делает героев пьесы современными, и, порой, родными по духу зрителям людьми. Уже на премьере в зале не было ни одного равнодушного, не сопереживающего участникам спектакля человека. На фестивальном спектакле актёры с первой секунды полностью овладевают вниманием и сердцами зала.
Смотришь на сцену, видишь, вроде бы, счастливых, неплохих мужчин, но понимаешь сразу, что не могут они сделать женщин счастливыми, чего-то главного не хватает в них. И сразу невольно вспоминаешь гениального Владимира Владимировича Маяковского, давшего на заре века образ мужчины ХХ-го столетия: «Не мужчина, а облако в штанах!» И понимаешь восторг униженного и обиженного ещё в отроческие годы Алексея Горького: «Буря! Скоро грянет Буря!»
Но Антон Чехов не разделяет восторга Алексея Горького – буревестника революции. Антон Чехов за эволюцию, но никак не за революцию. Но он понимает, что убеждённым революционерам не сможет противостоять инфантильные мечтатели: Вершинин и барон. Только женщины в спектакле чувствует острую необходимость в вере, в идеалах. Мария Сергеевна Прозорова говорить Вершинину, что человеку, прежде всего, необходима вера, только глубоко верящий в свои идеалы человек может жить и чего-то достигать в новом мире отношений. О долге и любви постоянно мечтают и рассуждают Ольга и Ирина. Мужчины же, в основном, мечтают о чём отвлечённом, отдалённом и не очень важном для гармоничных отношений между людьми и жалуются постоянно на судьбу. Они ищут опору и поддержку в женщинах. У представителей сильного пола нет глубоких убеждений, а главное глубоких знаний. Когда они начинают мечтать о том, что будет на земле через триста лет, то нам становится смешно. Через триста лет люди будут летать на воздушных шарах и примитивных летательных аппаратах. Уже в отсталой России, после трёх революций и трёх войн (японской, первой мировой, гражданской) в тридцатые годы появляется мощная авиация, позволившая команде Чкалова, перелетев через Северный Полюс, попасть в США, а в 1957 году запустить первый искусственный спутник земли. И только высокообразованный Андрей Сергеевич Прозоров понимает, насколько прогнило и разложилось российское общество. Но он не собирается противостоять этому разложению. Андрей Прозоров устремляется в первые ряды разлагающихся членов общества. Поэтому некому будет противостоять по глубине убеждений и знаний руководителям большевиков. Сейчас все обвиняют Владимира Ильича Ленина в нелюбви к российскому народу и России. Но только он смог, вскочив на броневик около Финского вокзала, выдвинуть лозунги и программу, понятные простому люду и повести народ за собой. Антон Павлович уже в 1901 году предчувствовал катастрофу, он видел её в инфантильности мужчин высших слоёв общества и, главное, в среде офицеров и интеллигенции. Не о том они беседовали, ни о том философствовали, ни о том мечтали, не чувствовали назревающей революционной ситуации в России.
И только заслуженный артист РФ Евгений Редюк, исполняющий роль нелюбимого Марией Сергеевной мужа Фёдор Кулыгина,  выглядит похожим на мужчину, на которого можно положиться. Его всепрощающая любовь к жене, забота о родственниках жены: как он искренне жалеет брата Маши Андрея из-за того, что он весь в долгах! Как старается сделать мир добрее! Он очень объективен в самооценке. Да, он порядочный человек, прекрасный педагог… Но он не может дать Маше того, что так привлекает её так в Вершинине. И он не борется с ним, он терпеливо ждёт, когда судьба разлучит его жену с Вершининым, так как он отлично понимает, что Вершинин легко оставит Машу, которая в конце концов станет для него обузой, как и все её предшественницы. Так как за любой ослепляющей людей страстью придут отрезвляющие людей будни, в которых Фёдор умеет находить радость. И несмотря на все душевные страдания Кулыгин, как и                счастливый, человек, который в любви, прежде всего, стремится отдавать. Заботится о любимом создании для него уже счастье… Конечно, убедить в этом зрителей Редюку помогает мощная мужская хоризма, которая заложена в этом актёре от природы, и невероятное личное обаяние. И, вложив в образ Кулыгина все свои притягательные человеческие качества, артист призывает со сцены всех нас любить и прощать многое, так как все люди несовершенны в своей основе. Иначе бы мир и Россия были бы другими.   
Вот почему мы вместе с режиссёром и актёрами тщательно изучаем в процессе действия пьесы каждое слово, каждый жест, каждый вздох, анализируем и раскладываем по полочкам, начинаем разделять беспокойство драматурга, понимая, что эти проблемы не решены в России до сих пор.      
Третий спектакль фестиваля «Завещание, исповедь целомудренного бабника» А. Крыма – последний урок для мужчин: как спастись им, как виду, и помочь женщинам, оставаться женщиной. Игра Дона Жуана (в исполнении Сергея Кондратенко) обворожительна. Он так убедительно показывает всем мужчинам со сцены, как должен жить мужчина, несмотря на любой недуг. Любой мужчина, пока он дышит, должен иметь стержень и волю, а, главное, любить искренне, неподдельно и ненавязчиво и всей душой женщину. Больной, израненный, старый Дон Жуан убеждает зрительный зал, что для любви, прежде всего, необходим полёт. Плотские отношения упрощают и приземляют любовные отношения без полёта душ. И состояние полёта необходимо поддерживать в женском сердце верностью и преданностью мужчины, который готов каждую секунду отдать жизнь за любимое создание.   
Женщина – это существо, которое может облагородить любого мужчину, если его чувство к ней глубоко и беспредельно. Исполнители всех ролей этого остросюжетного и захватывающего необычной театральной динамикой спектакля со дня премьеры всегда были на высоте. Но фестивальный спектакль потряс всех необычной энергетикой и зрелищностью.
Прекрасную, обаятельную, чистую, наивную, впитывающую как губка законы любви, дающую душе состояние полёта, Анну, ради которой мужчина готов на всё, восхитительно, талантливо и запоминающееся на долгие годы исполнила на фестивале Юлия Ильина. Она играла так выразительно, подчёркивая каждую секунду и природную красоту своей героини, и шикарность её туалетов, и аристократичность манер и невероятную жизнестойкость, что дока в женских типах и душах Дон Жуан с гордостью согласился быть её отцом. Как благодарен он своей возлюбленной Анне за то, что она вырастила какое обворожительное создание! Будь достойным мужчиной! И в смертный час не будешь одинок. С тобой будет и верный друг Лепорелло (заслуженный артист РФ Владимир Кустарников – истинное украшение спектакля). Пластичный, артистичный, неподражаемый Кустарников покорил сердца всех детей, которые попали на этот фестивальный спектакль. Выходящие из зрительного зала дети говорили только о Кустарникове. Этот живой в веках неувядающий образ слуги одновременно преданного хозяину и очень независимого, как личность, буквально магнетически притягивает к себе сердца зрителей. Все абсолютно уверены, что без столь незаурядного Слуги не может существовать столь блистательный Господин женских сердец.
Денис Верягин почти на клеточном уровне показал преображение личности юноши под влиянием твёрдости духа Дона Жуана. И к концу спектакля монах становится его истинным сыном. В спектакле очень хорошо, красной нитью проходит мысль, что без воспитания, достойного примера не возможно вырастить достойных мужчин и истинных женщин. Сергей Кондратенко очень чётко подводит зрительный зал к мысли, что мужчина ни на минуту не должен быть безразличен в этом мире ни к чему. Он должен быть активен каждую секунду бодрости, а, может быть, и во сне. Он должен быть готовым в любой момент не только обнажить свою шпагу, но и сердце. Как бы сложилась судьба молодого монаха, Анны, дочери его возлюбленной, да его слуги, если бы Дон Жуан смертельно раненный, просто смиренно ждал своего конца? После его смерти осталось бы три неприкаянных человека. Как Сергей Кондратенко возрождается на сцене к жизни ради людей, ради любви, ради личного счастья случайных, первых встречных. Актёр так убедительно доказывает зрительному залу, что миссия мужчины на земле столь велика и столь ответственна. Он обязан оставить о себе след и в легендах, которые порой преувеличивают его деяния и поступки, и в последователях своей миссии – умер Дон Жуан, но его место на земле тут же занял Казанова. Сергей Кондратенко так искренне и преданно служит Любви на земле, что ему веришь, что он необходим на Небесах. Иначе, зачем туда стремиться людям. Он доказывает всей своей жизнью, что состояние полёта на Небесах в любви, более значимо, чем на Земле. И невозможно без слёз слушать его финальный монолог в спектакле. И за его простёртой к Небесам рукой устремляются не только взоры, но сердца зрителей. Пластика спектакля неподражаема, очень хрупка и изящна. Очень выразительные и говорящие без слов мимы: Арлекино (исполнитель Виктор Савченко), Коломбина (исполнительница Евгения Сергеева-Речкина), Пьеро (исполнитель Иван Сергеев).
Красивы костюмы (заслуженный работник культуры РФ Ольга Соломко). Спектакль как всегда красочен и соответствует духу времени, который он отражает. Сценография безупречна и выразительна, в чём несомненная заслуга режиссёра-постановщика – народного артиста РФ, лауреата Государственной премии, лауреата Международной премии К. С. Станиславского Юрия Копылова и художника и сценографа спектакля лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля искусств РФ Станислава Шавловского.
Спектакль стал несомненным украшением фестиваля, он очень злободневен и актуален в наше время, которое теряет облик мужчины-рыцаря и женщины-дамы сердца, вдохновляющей своей внутренней красотой и богатым духовным миром на подвиги мужскую половину человечества. Быстрый темп жизни упрощает отношения между полами, выравнивает представителей разных полов внешне. Мужская и женская одежда отличаются сейчас редкими деталями. Но, взглянув на чарующую своей красотой со сцены Юлию Ильину, так хочется внешне преобразиться, надев шикарное платье. Так хочется вырастить длинные волосы и сделать из них пышную, замысловатую причёску. А игра Сергею Кондратенко задевает мужчин в зале и каждый про себя думает: «Неужели я хуже его?» И, конечно, каждому вышедшему из зала мужчине очень хочется проверить свои чары на жене, невесте, возлюбленной!

31.03.2010 г.    

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ             

IV Международного фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене», который проходил в Ульяновском областном драматическом театре им. И.А. Гончарова с 10 по 14 ноября 2010 г, произвёл в публике настоящий бум.
10 ноября фестиваль открыла труппа Московского Художественного театра имени А.П. Чехова, пьесой Адольфа Шапиро по роману И.А. Гончарова «Обрыв». Прославленный театр, основанный К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, представил на суд жюри и зрителей свой премьерный спектакль с прекрасными декорациями и мощным актёрским составом. Мне, как зрителю, сложно быть объективной после просмотра спектакля «Обрыв», сыгранного ульяновской труппой. До сих пор, несмотря на прошествие нескольких лет, перед моими глазами стоят образы, созданные нашими выдающимися актёрами. До сих пор мне кажется, что на сцене никто не создаст образ бабушки лучше Кларины Ивановны Шадько (лауреата Государственной премии РФ, народной артистки России). Сложно забыть Алексея Кирилина в роли Бориса Павловича Райского. А каков был Алексей Данилович Дуров в роли Председателя палаты Нила Андреевича Тычкова! Да и сцена изгнания Председателя из дома бабушки в исполнении труппы Ульновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова постоянно стоит у меня перед глазами. Так что меня было сложно чем-либо потрясти, тем более в премьерном спектакле. Но я испытала потрясение и истинный восторг после просмотра спектакля от глубины и точности следования гончаровскому образу Райского в исполнении этой роли заслуженным артистом РФ Анатолием Белым. Конечно, сцена изгнания Председателя из дома бабушки выглядела намного слабее и убедительней, чем в ульяновском спектакле, но Крицкая в исполнении заслуженной артистки РФ Дарьи Юрской и Председатель в исполнении заслуженного артиста РФ Николая Чиндяйкина мне очень понравились. И я чувствую, что эти образы, созданные на сцене театра надолго запомнятся и мне, и ульяновским зрителям. Но самое удивительное и потрясшее моё воображение в спектакле МХТ им. А.П. Чехова – это люди на огромном строении. Они выглядели порой, как куры, на насесте, или птицы на ветвях раскидистых древних деревьев, или птички на проводах огромных линий ЛЕП. Персонажи этого спектакля не парили над обрывом, а просто улетали подальше от него, ища надёжное укрытие.
12 ноября Московский молодёжный драматический «АпАРТЕ», представивший на Малой сцене нашего театра на суд ульяновской публики и жюри лирическую трагикомедию в 2-х действиях «Обломов. Эпизоды», совершил целое, потрясшее нас всех событие в городе. Мы все увидели такого Илью Ильича Обломова, такую Ольгу Сергеевну Ильинскую, такого Андрея Штольца, какими их представлял ульяновский зритель, читая страницы великого романа.
Актёры: Александр Иванков, Денис Манохин, Ольга Додонова, Анастасия Зыкова, заслуженный артист РФ Владимир Воробьёв, буквально жили в мире созданном И.А. Гончаровым, говорили его языком и задыхались в огромном полотне материи цвета болота, увядания и осени. Это декорационное полотно мешало им с одной стороны двигать и дышать, в то же время защищало, держало над болотной ряской, не давая окончательно погибнуть в его топях. Все образы, живущие на сцене, постоянно находятся в подвешенном состоянии, и крючья, свисающие со стального холодного и бездушного остова жизни, постоянно хотят превратить живых людей в марионетки. Но люди, живущие на сцене, несмотря ни на что, сумели сохранить силу духа, остались верными долгу, любви, порядочности и надежде. Придя сюда на испытания и страдания, они уверены, что сохранят в себе чистоту души, целостность натуры и неподкупное сердце. Но, главное, они донесли до нас великую истину, что счастливым может быть только тот человек, который от души будет радоваться счастью близких людей. В спектакле очень ярко была показана самая важная гончаровская мысль, нельзя ощущать полноты счастья и жизни, если некогда очень любимый тобой человек несчастен…
С Малой сцены, очень близкой и доступной публике, на зрителей буквально шёл поток любви и грусти из-за невозможности ощутить полноту гармонии жизни, сложности быть самим собой, оставаться индивидуальностью и неповторимостью в многообразии человеческих личностей. Никто из героев спектакля «Обломов. Эпизоды» не идеализирован на сцене, никто не втоптан в грязь. Но отчего такая щемящая сердце боль в конце спектакля? Почему так жалко каждого из персонажей, созданных на сцене актёрами? Почему постоянно конфликтовавшие при жизни Илья Ильич и Захар, после смерти Ильи Ильича как бы становятся неразделимым целым. Захар согласен бродяжничать до конца жизни, но только бы иметь при этом возможность - оставаться подле могилы хозяина. То есть Захар осознаёт глубокую привязанность к Обломову не только из-за любви и признательности, понимая, что главная причина его тоски в утрате человеческих отношений с Обломовым, в которых Илья Ильич позволял Захару быть самим собой.      
В спектакле очень хорошо показано, как в связи со смертью Обломова, Захар потерял себя как личность, то есть утратил возможность быть самим собой…
На сцене мы ощущаем исключительную честность и доверительность в человеческих отношениях героев спектакля. Захар ни на минуту не собирается скрывать своё недовольство от постоянных придирок раздражённого хозяина.
Илья Ильич открыто говорит Ольге Сергеевне о том, что ему необходимы в отношениях восторги любви, он умоляет Ильинскую полюбить его таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками. Он почти требует от неё, чтобы она не ломала и не изменяла его насильственно, иначе он в результате утратит чистоту души и доброту сердца.
Ольга Сергеевна, совершенно не скрывая от  Обломова своих глубоких чувств к нему, требует от него постоянных и позитивных изменений в характере, облике, образе жизни. Она открыто заявляет ему, что для их совместного счастья Обломов должен создать определённые условия.
Илья Ильич честно признаётся Ольге Сергеевне, что его деревенский дом да всё имение находится в упадке и почти полном разорении, и что, как порядочный человек, в настоящее время он не может жениться на ней.
Она также честна перед Ильёй Ильичом: «Или сейчас, или никогда!!!» Ольга Сергеевна категорична в своих требованиях, добиваясь от Обломова постоянной работы над собой…
Жизнь так сложна… Андрей Штольц готов Ольгу Сергеевну в любой момент схватить и носить на руках всю жизнь, быть во всём ей опорой. Но она постоянно как бы вытекает из его объятий, становится аморфной и бесформенной.
Обломову же жизнь несёт Ильинскую на руках, но он, увы, не протягивает руки, чтобы схватить и сжать её в своих объятьях. Ольга Сергеевна стремится к Обломову, летит, как на крыльях. Рядом с ним она как натянутая струна. Но он так осторожен, не протягивает к ней руку, не желает, чтобы она зазвенела от прикосновения его пальцев.
Почему так? Да по тому, что Обломов с его тонкой, одухотворённой, мечтательной натурой чувствует, что Ольга – это сама музыка, сама гармония, воплощение мечты-женщины на земле для любого самого совершенного мужчины.
Обломов понимает, что судьба дала ему лучшую из женщин, само совершенство. И, осознавая, что в нём недостаточно сил для создания атмосферы полного счастья для любимой, он глубоко страдает.
А, что Штольц и Ильинская? Они страдают оттого, что Обломов, как бы, выпал из их жизни.
С самыми лучшими намерениями Штольц приезжал через пять лет разлуки к Илье Обломову, рассказать о своём семейном счастье с бывшей пассией друга.
И Илья Ильич, узнав о семейном счастье друга с бывшей возлюбленной, ото всей души радуется за них и категорически отвергает просьбу Штольца ехать в его имение. Андрей умоляет друга уехать с ним, объясняя ему, что он не может явиться к Ольге без него. Но Обломов также становится неумолим, как в последствии и его слуга Захар, с необычайной верностью и преданностью живущий подле его могилы.
Смотришь спектакль и ещё раз, сопереживая героям, живущим гончаровскими мыслями и действиями на сцене, понимаешь, как сложен мир человеческих отношений.
Как часто несбыточны и удивительно огромны наши желания!!! И как тонок и прозрачен мир человеческих отношений! Как сложна жизнь!!! И как нужны покрова, что укрыться, когда ты недостаточно силён, чтобы вступить на этот тонкий и прозрачный лёд этого порой скрытого отчуждения или неожиданного потепления, когда тебе становится страшно, что лёд оттает, и всё в одно мгновение может рухнуть.
И ты понимаешь, что в жизни столько удивительного и непредсказуемого. Рядом с простой вдовой, матерью двух детей от первого брака, находящейся в постоянных трудах и заботах, совершенно не имеющей никаких претензий к Илье Обломову, этот невероятно умный человек-философ, тонко чувствующий окружающий мир, бежит от него. Рядом с Агафьей Матвеевной Пшеницыной Ильи Ильич обретает покой и возможность получить какое-никакое семейное счастье, имеет сына Андрея, названного в честь любимого и верного друга, несмотря на то, что в его судьбе произошёл крупный облом.  Возможно, этот великий философ с молоком матери усвоил великую истину – нельзя завышать планку своих человеческих возможностей, так как сложно соответствовать её высоте весь свой век. Ведь, если не потянешь, разрушишь свою душу и обманешь ожидания любящих и верящих в тебя людей и сделаешь их несчастными. Спектакль не навязывает зрителю конкретного жизненного решения и определённой житейской развязки. Сценическое действие просто заставляет всех задуматься о своём месте в жизни, любви, дружбе, долге, человеческих привязанностях, глубокой философии, высокой духовности, о жизни и смерти, а, главное, о надлежащем, правильно выбранном месте личности в человеческом обществе, об умении жить своей жизнью, полной фантазий и нереализованных возможностей, не мешая окружающему миру стать наполненным гармонией и счастьем на сколько это возможно на земле. Образ Обломова, созданный Александром Иванковым, – это личность, общение с которой так необходимо людям, но которая так боится стать навязчивой и обременительной окружающему миру. Это – не человек в футляре, созданный Чеховым. Обломов – это целый микрокосмос, частицей которого мечтает стать каждый.
Много я видела Обломовых на своём веку.
Олег Табаков – красивый, ленивый, добрый барин, любящий весь мир, умирающий от любви к этому миру, вследствие перемещения себя в другой мир, полный фантазий, но лишённый всякого динамизма и развития.
Борис Александров – великий философ и эстет, мятущийся между желаниями и отсутствием возможности осуществлять их, погружающийся добровольно в мятежный сон, чтобы сохранить чистую и спокойную душу и любящее сердце.
Сергей Чиненов – полный добродушия и любви к человечеству, оригинальный философ, красавец, изысканный собеседник, можно сказать дамский угодник, душка во всех отношениях, но, увы, не понятый окружающим его миром, таким каков он есть, а только страдающий от постоянного нажима на его человеческое начало этим окружающим миром, требующим от него непрерывной трансформации всех человеческих качеств, и в результате за свою стойкость и постоянство в человеческих привязанностях и слабостях губящего его, не сумев замутить ясности и покоя вечной, чистой человеческой души Ильи Ильича.
Евгений Пеккер, актёр Московского театра им Е. Вахтангова, - философ, учёный, гуманист, теоретик эстетики человеческих отношений, знаток и ценитель женской души.
Владимир Кустарников – эксцентричный фантазёр и мечтатель, стремительно бегущий от жизни, ищущий райские кущи на земле.
Денис Верягин – красавец, стоик и борец за свободу личности и возможность жить на земле по Божим очень близким ему законам совести и гуманизма, ценитель женской красоты, эстет, тонко чувствующий музыку и тончайшие движения человеческой души, умеющий довольствоваться малым и видящим радости жизни в покои, гармонии человеческих отношений, ставший брюзгой по мелочам из-за крупных разочарований и постоянных финансовых и нравственных ударов от соприкосновений с внешним миром.
И, наконец, Александр Иванков – Обломов, в котором я, узнаю себя, и которого так тщательно лепил и создавал из разочарований в своей жизни Иван Гончаров. Цельность и монолитность этого трагического образа на сцене так велика и высока, что, наблюдая за каждым жестом, словом, движением актёра на сцене, наконец-то, осознаёшь всю ту горечь и неосознанность вины дотоле к этому великому человеку-образу, психотипу, который будет существовать вечно, пока существует человечество на земле. Александр Иванков призывает зрителей своей игрой защищать и сохранять Обломовых в нашей среде. Исчезнут Обломовы – исчезнет чистота и высокая нравственность человеческих отношений. Он убеждает нас, что необходимо быть терпимым к людям, не втискивающимся в общепринятые нормы поведения только по той причине, что они боятся своими неосознанными и непонятными другими людьми поступками нарушить покой близких и гармонию мироздания. Со сцены звучит призыв Александра Иванкова: «Берегите - Обломовых!!!»
Спектакль необычно пластичен и музыкален, наполнен таинственным светом и каким-то тонко вибрирующим воздухом.
Костюмы подчёркивают удивительную текучесть и мягкость каждого образа на сцене, усиливая постоянную трансформацию образов в спектакле. Воздушная, как эльф, наполненная свежим ветром, как парус, и в то же время аморфная, мягкая, как воск, Ольга Сергеевна. Капитальный, монументальный, одновременно очень мобильный и хорошо упакованный в свои наряды Штольц. Ярка, пластична и в то же время бесформенна в своём очень практичном удобном на все случаи жизни платье Агафья Матвеевна. Эксцентричен и нелеп в своём небрежном одеянии слуга Захар, который своему внешнему виду, а также внешнему облику своего хозяина не придаёт никакого значения.
Всё действие спектакля идёт по замкнутому кругу, вернее сказать, периметру, в котором вещи, предметы очень подвижны и как бы постоянно съедаются огромным зыбким полотном-болотом жизни.
Как в болоте происходит очищение воды, так в объятиях этой живой, пузырящейся постоянно ткани происходит очищение человеческих душ через страдания героев. Состояние болота как очищающего фактора человеческих отношений постоянно подчёркивается режиссёром Никитой Люшенко. Каждый персонаж старательно вырывается из топей, которые пытаются поглотить их, затянуть в дышащую живую гать. Несколько раз невольно вспоминала во время спектакля живую, постоянно меняющуюся в окраске и форме материю, пытающуюся поглотить человека в фильме Тарковского «Солярис». Ткань пытается лишить героев целей и света, но они постоянно вырываются на поверхность за очередным глотком чистого воздуха, чтобы сохранить чистоту душ и помыслов. Но, как это всё сложно. И зрители понимают, что обломовщина – это не прозябание и лень, а упорная борьба с прессующей человека действительностью.
12 ноября зрители и жюри с большим интересом смотрели спектакль с необычной трактовкой романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова. Возможно, оттого, что спектакль предназначен для особого зрителя (детей и юношества), в нём слишком превозносится тот момент в судьбе главного героя, когда в жизнь Александра Адуева на смену романтизму и искренним порывам молодой души вошли голый расчёт и жажда деятельности, укрепляющей материальное состояние человека. И нет ни в ком из героев спектакля на сцене сожаления о прежней возвышенной и сентиментальной мечтательности Александра, которое очень чётко и выразительно подчеркнули в постановке Ульновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова народный артист РФ Леонид Хейфец и Денис Кожевников. Пётр Иванович и Елизавета Александровна Адуевы в финале ульяновского спектакля уходят, держа друг друга под руки, со словами сожаления о прежнем Александре. Возможно, в современной России необходим такой призыв к молодёжи, быть сверх деятельной и расчётливой, прозвучавший в финале спектакля Татьяны Дунаевской, чтобы активизировать её деятельность и тем самым умножить богатство страны, чтобы отвлечь её от  пьянства и наркотиков. Мне трудно судить… Но я поняла, что лучшей «Обыкновенной историей», чем созданная труппой Ульяновского областного драмтеатра, премьера которой состоялась 23 сентября 2008 года в городе Санкт-Петербурге, я вряд ли увижу на своём веку.
Но я действительно была покорена и режиссурой, и актёрским мастерством ульяновской труппы в этом потрясающем человеческое воображение и душу спектакле, что невольно сравниваю с ним каждый вновь увиденный мною спектакль. Я не увижу, наверное, больше никогда такого Александра Адуева, которого сыграл на нашей сцене Денис Ярыгин, Петра Ивановича Адуева, образ которого с невероятным мастерством, самоотдачей и мудростью исполнил Сергей Кондратенко. И никто, наверное, и никогда так красиво и достойно не раскроет тайну своего быстрого угасания от респектабельной жизни на сцене, как это сделала Дашенька Долматова.
И навсегда в моём сердце будет царить образ отчаявшейся от неразделённого чувства красавицы Юлии Павловны Тафаевой в исполнении Юленьки Ильиной. Часто вечерами, когда с книгой лежу дома на диване или сижу, удобно устроившись в кресле, персонажи спектакля красивые, чёткие и выразительные проплывают передо мной под потрясающе точно подобранную Олегом Яшиным к этому спектаклю необыкновенную музыку для этой обыкновенной истории. А о массовых сценах в этом спектакле в исполнении ульяновской труппы я просто тоскую…
Я не могу сказать, что спектакль Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества мне не понравился, он разочаровал меня финалом спектакля. Неплохие декорации и костюмы, выразительная и эмоциональная игра актёров – всё это есть в спектакле Татьяны Дунаевской. Но там затерялся Гончаров, выпали из спектакля глубокая философия автора и его сожаление о том, что любая человеческая жизнь со всеми её страданиями и испытаниями всего лишь на всего превращается обычно в обыкновенную историю. Конечно, зрителям, только начинающим жить в ещё более сложном мире, чем гончаровские времена, наверное, и не нужно знать об этом.
И, видимо, Леониду Хейфецу и Денису Кожевникову удалось представить на ульяновской сцене такое чудо, которое невозможно повторить. Спектакль так созвучен переживаниям моей души, так точно выражает авторскую мысль о трагедии каждого жившего на земле человека, возникающей от глубоких переживаний юности в период становления характера личности из-за неразделённой любви, которая ближе к старости уже кажется комедией в результате тяжёлой духовной работы уставшего от жизни человека, идущего по сложной и необычной для каждого судьбе, где цинизм становится спасительной оболочкой, чтобы человека не разорвало на части от всех выпавших на его долю страданий. Леонид Хейфец заставляет каждого задуматься о том, через какие духовные и нравственные испытания должен пройти он, чтобы в результате его необыкновенная судьба стала обыкновенной историей.
13 сентября Русский театр города Берлина (Германия) очень выразительно и ярко представил своё видение образа Обломова, очень любимого в Германии. Там именем Обломова названы кофе, рестораны. Даже одна из футбольных команд носит его имя. Своим спектаклем актёрам удалось выразить огромную любовь к нашему любимому национальному психотипу, созданному гением Гончарова, который, как и наш фестиваль, то же стал международным.
В воскресенье 14 ноября прошло закрытие IV Международного фестиваля.
Заключительным спектаклем фестиваля стал спектакль-событие, спектакль-путешествие «Фрегат «Паллада», поставленный коллективом Ульяновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова. Спектакль привнёс дух романтики и радости от исполнения мечты человека, которая была задумана им в детстве.
Респектабельность, комфорт и благополучие постепенно вытесняют из юных сердец романтику поиска, новых открытий и приодолений трудностей. Когда смотришь спектакль - немного завидуешь Ивану Гончарову и всей команде фрегата «Паллада». Даже невольно задаёшь себе вопрос: «Можем ли мы, сегодняшние, так открыто и романтично ощущать новизну новых мест и впечатлений, как люди XIX века?»
Хочется верить, что мы тоже способны на это.
Спектаклю удалось передать ветер и свежесть морских странствий. Очень красивы были в морской форме наши мужчины–актёры. Сидишь в кресле и любуешься ими. Кстати, смотря спектакль, я поняла для чего у матросок такие воротники. До этого я даже не догадывалась, что они укрывают шеи и головы матросов от пронизывающего ветра во время штормов. Да, кстати, так здорово придумано: быстро подоткнул под бескозырку воротник – и уши с шеей защищены.
Конечно, спектакль очень красивый, красочный динамичный и развлекательный.
Прекрасные костюмы и богатые реквизиты. А, главное, - потрясающие декорации. Смотришь в зал и веришь, что пред тобой настоящий фрегат, с настоящими парусами, палубой, капитанским мостиком, трюмами. А на этом фрегате не актёры, а морские волки, которыми командует красавец-адмирал и настоящий боцман. И, вообще, актёрам, несмотря на обилие сценических образов в этом спектакле, удалось их все сделать очень запоминающими, выразительными и многоплановыми. Каждый эпизод в спектакле оригинален, свеж, выразителен и неординарен. В спектакле очень много актёрских удач. Даже не хочется никого особо выделять. Каждый персонаж этого спектакля запоминающийся, отличающийся от других героев. Даже матросы, несмотря на единую форму совершенно непохожи друг на друга. И, конечно, Иван Александрович Гончаров очень хорош. Этот сценический образ, несомненно, - большая удача актёра Дениса Верягина. Единственно, что не было подчёркнуто особо в спектакле одно обстоятельство, что если Николай Михайлович Карамзин открыл культурной России Европу, то Иван Александрович Гончаров – Восток. Кроме того, он ведь совершил кругосветное путешествие. Путешествие по суше для него было не менее увлекательным, чем морские странствия. Об этом нужно было сказать несколько слов в спектакле. Но эти претензии уже к автору пьесы, а не к режиссёру Сергею Тюжину.   
Фестиваль закончился. Как всегда немного грустно. Но, если от праздников, особенно продолжительных, устаёшь, то после театральных фестивалей душа обретает силу, а тело какую-то новую физическую прочность. И ты с нетерпением ждёшь: «Когда же наступит день открытия нового фестиваля-праздника?»
Ну, так до новых встреч, дорогие друзья!

16.11.2010 г.