Гастроли 2010 года на сцене Ульяновского драматиче

Надежда Хисметова
ГАСТРОЛИ

С 12 по 16 декабря 2009 года на сцене Ульяновского областного драматического театра имени И. А. Гончарова проходили гастроли известного московского коллектива Театра Романа Виктюка. Роман Виктюк – художественный руководитель театра, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств РФ.
Эти гастроли произвели на зрителей неизгладимое в художественном восприятии впечатление. Мне бы хотелось остановить своё внимание на двух пьесах этого замечательного коллектива: на пьесе Жана Жене «Служанки» и пьесе Романа Виктюка «Сны Ивана Бездомного» по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему я хочу заострить своё внимание именно на этих постановках? Да, наверное, потому что ничего подобного я никогда на театральной сцене не видела. Спектакль «Служанки» я смотрела дважды. Второй просмотр я воспринимала, как совершенно новый спектакль и понимала, что третий, наверное, снова предстал предо мной как третья непредсказуемая вечно манящая иллюзия. То есть мир иллюзий, после второго просмотра спектакля, я поняла, - абсолютно безграничен.
Я, конечно, как и все мои коллеги прочитала высказывания Жан-Поля Сартра и Жана Жене о пьесе «Служанки» во вкладыше программы, и этот текст я продублирую в своей статье для читателя. При первом просмотре этого спектакля меня, прежде всего, потрясли необычные гортанные звуки, исходящие на сцене от персонажей, их удивительные движения, порой напоминающие жесты из ритуальных танцев язычников, а иногда мне казалось, чтоб я присутствую на показательных выступлениях представителей различных школ восточных единоборств; появлялось и ощущение, что я присутствую на спектакле классического балета, а также на постановке последнего варианта модерна в современном танце. Но у меня не было какого-то окончательного, целостного восприятия спектакля, как театрального зрелище. Всё, что происходило на сцене, я воспринимала, как нечто существующего за гранью реального бытия. Такие шикарные многоговорящие костюмы. Каждая складка этой удивительно интригующей, загадочной одежды, говорящей о театральном персонаже столько важного, дополняющего виртуальное восприятие образа… Мне не удивительно, что сценограф, художник по костюмам в этом спектакле одно и то же лицо - Алёна Коженкова. В каждой линии фарсового облачения театральных героев мы видим продолжение их движения по сцене. То они купаются в своих одеждах, как в водах бурных рек. То они погружаются в них как манящую к самоубийству заводь пруда. То они парят и летают в крылатых ставших на какой-то миг оперением порхающих в вихре страстей тканях, то они закрывают своим одеянием от опасности подлинных чувств, которые не в состоянии пережить их ранимая, находящаяся в постоянном напряжении психика. То одежды срываются, так как персонажи пьесы уже не в состоянии жить и дышать в них и, если они не сорвут их с себя, то одеяния, в которые они облачены, просто задушат, уничтожат их. Зритель получает удовольствие только оттого, что часами наблюдает за связью движений актёров и их облачений. Связь тел и тканей на глазах публики становится настолько органичной, что театральные костюмы публика воспринимает уже по ходу действия, как вторую кожу, которую на сцене актёры со змеиными и вьющимися телами сменяют постоянно. Как им хочется поменять свой облик за счёт одежды!!! Но служанки так и остаются служанками, облачаясь в наряды своей госпожи. А МАДАМ, как она совершенна!!! Какие бы шикарные наряды не облекали её стан, они не могут прикрыть ни одну совершенную черту её великолепного тела. И чем больше грима мы видим на лице актёра Алексея Нестеренко, тем больше понимаем в необходимости этого грима на столько прекрасном лике, на который без грима и смотреть невозможно. Алексей Нестеренко создал настолько совершенный женский образ на сцене, что возникает иллюзионное ощущение, что женщине-актрисе это было бы сделать не по силам. Мы видим МАДАМ, о которой мечтают мужчины вселенной. Это мираж, который не доступен человеческому восприятию в реальной жизни вне сцены. Актёр-мужчина поёт своим воплощением гимн женской красоте, о которой он мечтает в реальной жизни, но кроме иллюзии на сцене, он ничего подобного в земной обычной жизни не встретит и не ощутит. Служанок играют тоже женщины. И мы понимаем как это им необходимо, для того, чтобы выжить героиням спектакля на сцене. Страсти, которые раздирают служанок на сцене не по силам милым женским созданиям. Волею судьбы они должны жить внутренним миром своей госпожи, любить её мужчину, а, следовательно, постоянно ревновать её к нему. Кроме того, им досталась добродетельная госпожа, постоянно балующая своих служанок, очень снисходительная к их поступкам и проступкам, она постоянно погружена в столь глубокие чувства, что ей совершенно нет никакого дела до присутствующих рядом с ней служанок. То это всепоглощающее её чувство любви к Месье, то это скорбь от неожиданной утраты любимого, то это невероятная, брызжущая через края радость при возвращении после внезапной разлуки любимого на лоно любви. Служанки не могут ей простить безразличия к их постоянному присутствию, к их не меньшему обожанию и поклонению, которое постоянно исходит от Месье. Они ревнуют МАДАМ к Месье, они ревнуют МАДАМ друг к другу. Они ненавидят горячо любимых ими МАДАМ и Месье. Они способны на ужасные поступки, преступные поступки. Анонимными письмами они доносят на любовника МАДАМ. Месье из-за них попадает под стражу. Они решаются умертвить МАДАМ, как только лжесвидетельство раскрывается, но терпят неудачу. Потом возжелают убить друг друга. И это безумие жутких страстей бесконечно. Кроме того, страстная Соланж (заслуженный артист России Дмитрий Бозин) стремится постоянно покорить, поставить в полную зависимость от себя вторую служанку Клер (артист Дмитрий Жойдик). Единоборство двух служанок только усиливает драматизм происходящего. В конце концов, одна из служанок не выдерживает накала многосторонней борьбы и кончает жизнь самоубийством. Вторая торжествует. Теперь с неё взятки гладки, она опьянена свободой от преступления и торжествует, выказывая своё торжество в высокомерных позах и вычурных движениях победительницы. Но она всё равно остаётся только служанкой и МАДАМ в любой момент может принять новую служанку соперницу, и всё вернётся на круги свои. Эти страсти без конца и начала. Один только Месье (артист Иван Никульча) статичен и постоянен в своих великолепных движениях. Даже одет в классический мужской костюм: фрак, тройка, цилиндр, трость, перчатки, бабочка, белая сорочка из нежнейшей ткани и брюки классического фасона. Он – постоянный объект вечных желаний трёх женщин, как статуя Давида, на которую любуется весь Рим! Очень интересным было пространственное решение постановки, всё поле действия напоминает ринг, на котором идёт постоянная битва. Хотя пространство этого условного ринга огромно, но служанки постоянно находятся на его границах, они как неудачники-боксёры виснут на его верёвках и никак не могут вырваться за его границы. МАДАМ всегда божественна, изысканна и недоступна не каким земным посягательствам своих служанок, она всегда над ними, она всегда свободна и легко покидает пределы ринга. А Месье? Он, вообще, ни при чём… Он для МАДАМ, он для спектакля, он для иллюзии. Он – главная иллюзия в театральном спектакле. Он вроде существует и в то же время – главная фальшь, подделка, искусственность на сцене, так как без него не было бы никакого действия. И он в тоже время несёт в себе все страсти, всю любовь и ненависть…
При втором просмотре понимаешь, что замкнутое канатами пространство не только ринг, скорее это цирковой манеж, по которому мечут словно загнанные  звери служанки и среди этого безумного постоянного кружения страстей два дрессировщика, красивых, холённых и недосегаемых, так как в руках у них хлыст, а на случай полного неповиновения огнестрельное оружие. Обезумившие от постоянного кружения и страстей животные даже не могут броситься друг на друга, так как их всегда разделит кнут или в худшем случае револьвер. И мы понимаем, в конце концов, что в этом спектакле противопоставляем жизнь и сцену, мы понимаем, что сцена может обнажить такие чувства людей, которые реальная жизнь не допускает. На сцене можно умирать в спектакле каждый день, в реальной жизни этот процесс необратим. Спектакль предупреждает каждого пришедшего в зрительный зал: быть служанкой в жизни очень сложно… И если ты стал по своему положению в обществе служанкой, то становись бесстрастной, бесполой и очень умеренной в своих желаниях личностью. Так как выполнение твоих даже самых сокровенных желаний зависит от желаний твоей госпожи МАДАМ и её господина Месье… А грим и врастающие в тело одежды, сливающиеся с телом, необходимы, как служанкам, так и господам. И когда ты донашиваешь одежду с барского плеча, никогда не надейся, что с этой одеждой передаётся малюсенькая частичка положения её бывшего хозяина!
Закончился спектакль «Служанки». Я и зрительный зал в шоке… Что же это было? Мистерия, переполненная мистикой? Или исполнение мифического обряда в древнем храме? Или нам было показано грандиозное театральное представление в греческом амфитеатре? Но самоубийца-служанка воскресла и лихо отплясывает кан-кан с остальными не ушедшими в мир иной персонажами… Или это ритуальные танцы и обряды о вечной жизни, в которой, как не странно, должна существовать смерть во имя торжества жизни? Наверное, в этом спектакле всё: и Велесовы обряды вечной и в то же время условной смерти Зимы-Снегурочки и появление (рождение) Весны; эротические жизнеутверждающие танцы шамана с языческими богами народов Крайнего Севера; экзальтированные персонажи индейских танцев Северной Америки, или сама древняя Первозданная Африка дышит жарким дыханием нам в лицо. Форма так прекрасна, так жизнеутверждающе экзотична и экзальтированна, что уже не волнует даже содержание трагедии о служанке, загнанной в угол обстоятельствами жизни. И в голове рождается мысль, а, может быть, прежде чем умереть по-настоящему и, чтобы родиться уже для Бога, человек должен тысячи раз умереть духовно от очередного порока, а потом родиться (возродиться) для радостей жизни до следующего своего морального падения. Ох, уж эти мне французы… Эх, уж этот Роман Григорьевич Виктюк…    
«Сны Ивана Бездомного» - очень радикальная пьеса. В ней чётко поставлены все точки над i. Иван Бездомный может попасть с Мастером в один сумасшедший дом, в совершенно нормальном состоянии и психики, и мозга, но никогда не сможет стать на позиции Мастера, потому что литературный персонаж Михаила Булгакова – Мастер (артист Фатеев), так же как и Воланд (заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин) вне места и вне определённого времени. Оба они могут путешествовать в пространстве и времени, но кроме дерзких поступков ничего не смогут изменить ни во времени, ни в данном месте. Мастер может, конечно, написать сюрреалистический роман, Воланд устроить шикарный бал для нечисти и подонков разных мастей, но не больше… Мастера судьба может всё-таки наградить любовью Маргариты, которая во «Снах Ивана Бездомного» искренняя, но не созидательная. И Иван Бездомный крепким своим крестьянским умом понимает, что если такое глубокое чувство, которое соединяет двух неплохих людей как Маргариту (заслуженная артистка Екатерина Карпушина) и Мастера не приносит счастья, не позволяет людям духовно расти, то в обществе явно, что-то не так. Мастер бессилен, как и Пилат – они не могут противостоять силам тьмы, поэтому на них возлагает история роли соглашателей, которые понимают и принимают истину таковой, какая она есть, но не отстаивают её, то есть внешне соглашаются с тем, с чем внутренне не согласны. Ведь Воланд их ни к чему не принуждает, а только предлагает выбор. Выбор в спектакле делают все сами и Мастер, и Пилат, и Маргарита, и Берлиоз (заслуженный артист РФ Олег Исаев). И все они, как не странно, заслуживают в спектакле «Сны Ивана Бездомного» снисхождения. А что сам Иван Бездомный? А с ним так ничего не стало ясным по результатам его же снов… Возможно, в реальной жизни он ещё сможет прийти к Богу. Но пока в своих снах он от Него так же далёк, как и все персонажи в пьесе. Им в основном движет любопытство и желание найти путь к истине, что невозможно в данный момент из-за его полной бездуховности, несмотря на доброе сердце. Спектакль очень пластичен и ненавязчив. Только очень давят на психику бюсты Сталина.
А так все, включая свиту Воланда, вызывают жалость. Очень трогателен образ Маргариты в исполнении Екатерины Карпушиной. Этой очень красивой женщины удалось передать со сцены такую тоску, такую безысходность из-за её жалкого состояния и положения. Но к Воланду идти добровольно тоже не следует…
Спектакль такой-то текучий, сверх эластичный, все персонажи аморфны и бесформенны. Только на сцене Воланд как статуя чёрный прекрасный и одинокий. Он устал. У него как и у всех героев спектакля нет выхода во «Снах Ивана Бездомного». Его сарказм и ирония от бессилия. Ему скучна и его свита, и неизъяснимая тоска постоянно овладевает им: некого соблазнять, некем управлять. Мастер и Маргарита симпатичны ему и губит он их с большой неохотой…
Очаровывать своей красотой некого, соблазнять и подталкивать на дурные поступки сложно, потому что москвичи, как материал для искушения потеряли для него ценность: их испортил квартирный вопрос. Вот он, как мудрый змей-искуситель понаблюдал за их падением без его участия и глубоко задумался, где из кого набирать ему новую свиту для нового бала. Мельчают подонки! А другие так мерзко грешат, что Воланду и смотреть тошно. Ни страстей, ни невероятных ощущений страшных падений… Одни мелкие пакости и мерзости. Его незаурядной свите и развернуть свои способности негде и не с кем. И Коровьев (артист Евгений Атарик), и Азазелло (артист Иван Никульча), и Бегемот (артист Михаил Руденко), и Берлиоз (заслуженный артист Олег Исаев) так необычны и так отличаются от общепринятых, так тщательно выписанных Михаилом Булгаковым образов. Это очень захватывает публику и очень напрягает. Люди, сидящие в зале понимают, что как текуче и в тоже время стабильно многое в наше время. Зрители понимают, что люди на земле во многом уже превзошли Воланда и в искушениях, и в злодействах, и в кошмарах, и в падениях. Воланд и Маргарита, падшая и обозлённая женщина, становятся в результате бала, который в какой-то степени является моментом истины, выглядят, как жертвы своих же собственных деяний. Со сцены Воланд напоминает людям, что в этом мире ничто не забывается ни зло, ни добро. За все злодеяния и добрые поступки нам всем ещё придётся держать ответ. Сможем ли мы жители земли ХХ-го века жить в Раю. И найдётся ли нам, столько натворившим на земле безобразий место у Воланда? Получит ли кто из нас приют у Воланда, как Мастер и Маргарита? Что с нами будет за все наши поступки и помыслы, где мы будем? Самое удивительное, что Воланд своим поведением на протяжении всего спектакля вызывает симпатию? Каков же наш мир, если Дьявол выглядит в нём симпатичной сущностью? Образ, созданный Дмитрием Бозиным в этом спектакле, выписан с такой любовью и состраданием, что получился сродни лермонтовскому Демону. Чтобы победить нам общего врага – Сатану, мы должны стать такими совершенными, мы должны быть намного лучше его. Но в результате просмотра спектакля, начинаешь понимать, что во многих моментах жизни, в своих поступках ты опаснее сущности, которая должна тебя соблазнять… Наверное, поэтому лицо Воланда только частично черно, даже интересно, каковы наши лица по окраски в этом неведомом нам параллельном мире зла?..
Очень интересна сценография спектакля Владимира Боера. Она настолько многопланова, динамична и эксцентрична одновременно. Многочисленные группы актёров и их непрерывное движение по сцене не вызывают распылённость и хаос, а, наоборот, концентрируют внимание на определённых событиях и действиях постановки. С удивительной пластикой (режиссёр по пластики Артур Ощепков) и невероятным магнитизмом в мимике Потусторонних Существ, призванных открыть людям другую истину, если те смогли всей душой принять Слово Боже, лучшие шуты мира: Коровьев (артист Евгений Атарик), Азазелло (артист Иван Никульча), Бегемот (артист Михаил Руденко), - во главе с Воландом (заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин) объясняют зрителям со сцены, что зло и добро равноценно в подлунном мире, каждый своими поступками принимает сторону или Иешуа (артист Дмитрий Малашенко), или Воланда. Третьего не дано. Даже полное забвение и покой не просто заслужить в этом мире. Маргарита стала ведьмой, Мастер попал в дом сумасшедших. После встречи с Мастером и продолжительных бесед с ним Иван Бездомный в своих снах понимает, что бывают такие времена, что оказаться в сумасшедшем доме - уже большое счастье. Так как стены этого дома защищают порой человека от более страшных безумий таких, как ГУЛАГ или страх попасть туда, или оказаться в более ужасном состоянии – превратиться в меркантильное существо, которое добывает мелкие удовольствия и ценности самой страшной расплатой - ценой своей души. Анализируя идею постановки Романа Виктюка, начинаешь опасаться и за свою совесть, которую, оказывается, так легко потерять. Если Иешуа порой в спектакле мало инициативен и даже бывает инфантилен, то свита Воланда не дремлет. И даже иногда страшно от мысли, что нам неизвестно каким образом будет вершиться Страшный Суд на земле. А, может быть, он уже начался? И Воланд - уже не Воланд, соблазняющий человечество, а переосмысленный Романом Виктюка образ, который проверяет человеческие души на прочность и ищет теряющуюся в постоянной борьбе за сытое и комфортное состояние Совесть? На эту мысль наводит и грустный, прекрасный образ Воланда, ищущего хоть что-то святое в поступках окружающих его людей, и музыка такая же грустная и прекрасная, как Воланд, отчаявшаяся от разлуки с любимым Маргарита, покинутый всеми в трудный час испытаний Иешуа и потерявшие голову и волю Мастер и Пилат. Спектакль предупреждает зрителей: «Люди! Будьте бдительны! Дружите и будьте всегда в ладу со своей совестью…»               
Во время гастролей я посмотрела ещё один спектакль Театра Виктора Виктюка «Ромео и Джульетта». Прекрасные декорации, отличные актёры (в цирке таких акробатов не увидишь!) и примитивный сюжет. Экваториальная жара. На приколе строит учебное судно с курсантами морской королевской английской академии. От невыносимых климатических условий и невозможности выйти на берег у курсантов буквально закипают мозги в душной каюте. И чтобы хоть как-то вывести парней из ужасного во всех отношениях состояния их заставляют разделиться по ролям и читать вслух трагедию Уильима Шекспира «Ромео и Джульетта». В начале ребята воспринимают это задание, как садистское глумление над измученными духотой и жарой воспитанниками-матросами. Но как увлекает их сюжет и серьёзные переживания персонажей этой самой печальной повести средневековья (по словам самого Шекспира). Несмотря на полный дискомфорт, гениальное повествование о том, к чему привела вражда двух богатых родов Мантеки и Капулетти, как они потеряли своё будущее в лице полюбивших друг друга детей, тронуло сердца парнишек. Такую страсть, какое глубокое чувство вкладывали они в каждое произнесённое ими слово. Они вместе с героями метались по учебному кораблю, они изнывали от неукротимого желания, что исправить в предложенном тексте. Но из песни слов не выбросишь… Вместе с героями Шекспира они прошли до конца… И духовно преобразились, повзрослели, стали мудрее и гуманнее. Что ж… Роману Виктюку удалось этой пьесой доказать великое влияние классики Эпохи Возрождения на сердца и души наших современников. Да и мы, зрители ушли со спектакля потрясённые. Наблюдение за релаксацией и рефлексомоторикой персонажей этой пьесы показало нам, что парнишки изменились не только внутренне, но и внешне. Они стали внешне красивее, их лица излучали благородство и мудрость, и какую-то неюношескую суровость. И публика верила актёрам, что их исполнение трагедии в таком виде изменила внутренне и их, и нас. После спектакля мне удалось немного пообщаться с актёрами. Они не могли быстро выйти из оболочек образов, созданных ими только что на сцене. Они говорили со мной, а сами продолжали быть там на сцене. Они ответили мне на несколько простых вопросов, заданных мною им в коридоре около гримёрок: «Да они рады представившейся им возможности играть в этом спектакле», «Да, им понравился город Ульяновск. Им никогда ещё не приходилось играть на сцене с такой удивительной аурой»; «Ульяновские зрители очень доброжелательны»; «Находясь в Ульяновском драматическом театре, они ощутили что-то такое, что не выскажешь словами. Возможно, необыкновенный уют, исходящий даже от стен этого старинного здания, редкая в наше время доброжелательность, как руководства, администрации, так и каждого служащего в этом театре. С удовольствием приехали бы ещё раз сюда!» Я им от всего сердца пожелала везде встречать такой же приём. И, конечно, пригласила их приехать к нам ещё раз, возможно, не имея на это никакого права. Мальчики мне рассказали, как они готовились к исполнению столь необычных ролей. И, что мне было особо приятно то, что та невероятная нагрузка, которую они испытывают при исполнении столь подвижных образов ничто по сравнению с тем, через какие сложные духовные трансформации при переходе от одного образа к другому, они испытывают каждый раз на сцене. Я зашла за кулисы, чтобы передать письмо со стихами, которые я сочинила после общения с Дмитрием Бозиным на сцене и за кулисами. Но Бозин уже уехал. И я отдала рукописный текст письма одному из беседовавших со мной актёров. Текст письма я решила привести в статье, так как я его писала ночью под копирку:
«Дорогой, уважаемый Дмитрий Бозин!
Вы очень удивили и потрясли меня своей игрой в спектаклях: «Служанки» по пьесе Жана Жене и «Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного» в пьесе Романа Виктюка. Своей игрой Вы вдохновили меня написать посвящение, которое я Вам дарю в первозданном виде». Возможно, когда я соберусь его опубликовать, будут в посвящение внесены изменения при необходимости редактирования.            

Посвящается Дмитрию Бозину после просмотра спектаклей
Театра Романа Виктюка: «Служанки» по пьесе Жана Жене и «Мастер и
Маргарита. Сны Ивана Бездомного» в пьесе Романа Виктюка

Ведь Сатана нас соблазняя,
Лишь путь греховный предлагает.
А мы к греху идём уж сами
Своими мыслями, ногами.
Нас, Дмитрий, в этом убедили,
Когда Служанкой старшей были,
Когда нам Воланда играли,
Игрой своею подтверждали
И очень быстро убеждали:
Соланж и Маргарита стали
Творцами собственных грехов.
Но соблазнитель столь суров
И только трезво торжествует,
Порою яростно ликует,
Как Клер и Воланд (Пусть на сцене…)
Грехопадение изменит
Иль напугает мир земной
Суровой, страшною ценой.
Но ужас, испытавший зритель,
Поищет лучшую обитель,
Чем тихую, как смерть дорогу
К забвенью озера. Убого
Собой лишь только наслаждаться
И вечно в ласках жить, купаться
Или попасть на круги Ада
На вечность из пустой бравады.

Ценю поджарых и красивых,
Талант умеющих нести
Лишь в них таинственную силу
Театр может обрести.
Пусть Бог избранников балует,
Вновь поднимая к Небесам.
С ним зритель страстно возликует,
Испив Божественный бальзам,
Узрев на сцене Зло, как маску,
Из личной жизни изживёт
И превратит свой быт вновь в сказку
Иль гимн, что Господи поёт.
Меня Вы, Дмитрий, изумили:
Как Воланд ваш красив и смел.
И с ним Добро Вы победили:
Таков ведь на Земле удел…

Но, не снимая чёрной краски
На сцене с мудрого лица,
В себя впитали столько массы
Болезней, горечи, свинца.
Вы грешный мир обогатили
На сцене… Но ушла толпа
Вы в столб солёный обратили
Грехи. И как всегда глупа
Мысль, что грехи восторжествуют,
Что миром правит Сатана.
Над нами бедный он горюет:
«Да! Люцифер испил до дна
Всю горечь, боль, сверх пораженье
И им осознана вина:
Его дорога к просветленью
И торжеству преграждена.
И учит, учит он соблазном
Людей отверженных любить
Миг, когда Господом отважным
Смогли все души получить.
И сохранять их очень трудно,
Почти, поверьте, невозможно
Порою нам спасать их нудно:
Нас Люцифер так осторожно
В запретный мир греха манит.
Да, очень сложно, очень сложно
Виктюк со сцены говорит,
Так назидательно, тревожно:

«Страдать и верить только в Бога.
О, эта светлая дорога!
То униженья, то отчаянья.
Да много очень испытаний
Нам Воланд на Земле готовит,
Между отчаявшихся бродит,
И соблазняет их мгновеньем
Иль глупым сказочным везеньем.
Ведь «рукописи не горят!»
И нас приводят часто в Ад.
И людям не бывает скучно,
Где очень жарко, очень душно,
Где смрад, огонь, дым, гарь и пар,
Где не выдерживают жар,
Но от него не умирают,
А только в вечности страдают.
И Сатана в нём одинок!!!
Не в силах Божий снять зарок!
Пусть он прекрасен, совершенен,
Но служит он одной Гиене…
А так влечёт Седьмое Небо!!!
Там нет ни жалких тел, ни хлеба,
Там Мысль блаженно торжествует,
Любовь сияет и ликует,
Там творчество путь освещает!
И Дмитрий Бозин понимает,
Что место там нельзя купить,
Его лишь можно заслужить
Великим душам и твореньям.
Иначе Озеро Забвенья
Вас, зритель, может ожидать,
Раз в Ад вас не смогли отдать.
Там так прохладно, тихо, скучно.
Отраву вам собственноручно
Сам Азазелло поднесёт
В красивой чаше. И проход
Туда по лунной лишь дорожке,
Посыпанной из яда крошкой.
О, бойтесь Вы туда попасть.
Ведь это место, как напасть:
Там Мастер Маргарите служит,
Об Иешуа с Пилатом тужит.
Там вечный мрак, покой и сон.
Там всё в забвении: Закон,
Сверх восхищенье, суета,
Короче, жизнь там сверх пуста!
Нас Дмитрий Бозин защитит
Игрой, что Зло как монолит
На сцене страстно разрушает.
И сила гения играет
И в каждой мышце, взоре, слове.
Он нам напомнит о позоре,
Что Люцифер сам совершил.
А ведь Творец его любил
И выделял как совершенство.
Но потерял он сверх блаженство.
И Воланд корчится здесь в муках,
От нас, скрывая, что лишь скука –
Его пожизненный удел.
Но скрыть он это не сумел,
И чёрной силы жуткий бал
Его так мало развлекал.
Пустое странно развлеченье,
А он мечтает без сомненья
С Творцом дерзать и восхищать
Седьмого Неба верных Рать.
И как Архангелы творить!!!
Но этому уже не быть!..
И он летает над Землёй
Красивый, гибкий, но иной
Хотел иметь Дьявол предел.
Но вечно враг наш не у дел.
И будет он меж нами жить…
И как служанка век платить
Он будет злом за доброту
Творцу. И не поднять мечту
Ему из рабских грёз и зла.
И жуткая о нём молва
Тысячелетия ползёт.
Армагедон его лишь ждёт!!!
Спасибо за предупрежденье!
И, Бозин, нервные творенья
Служанки, Воланда толпы
Нас уведут от суеты,
Откроют чудный мир чудес,
Где Воланд навсегда исчез,
Чтоб нам творить, мир обожать
И ВСЁ от скверны защищать.
Пусть страстно Сатана шипит!
Но путь к Добру ему закрыт!!!

16.12.2009 г.»

К сожалению, мне не удалось посвящение отдать лично в руки Дмитрию Бозину, он уже уехал домой в Москву. Я так и не узнаю никогда, на сколько он согласен с текстом моего посвящения, написанного лично для него. Кстати, актёр, через которого я передала посвящения, сказал мне, что Дмитрий Бозин очень любит поэзию, и сам пишет стихи. После этого сообщения Дмитрий Бозин мне стал роднее и ближе. Я даже меньше стала переживать о его реакции на мои стихи, так как истинные поэты очень снисходительны к стихотворениям дилетантов. Они понимают, что мы - непрофессионалы, пишем только тогда, когда нас переполняет искреннее чувство. И, вспоминая наш разговор с актёром, я уверена, что из Ульяновска Бозин увёз много тёплых воспоминаний и приятных моментов. Он сам мне сказал, что у здания Ульяновского драматического театра очень приятная аура: здесь чувствуешь себя как дома. Уютно и в гримёрке, и в зрительном зале, и на сцене. Здесь всё мило и располагает к творчеству и открытому общению. Люди очень открытые. Улыбки на лице приветливые, тёплые, искренние. Все стараются как можно быстрее исполнить просьбы. Всё под рукой и гостиница, и транспорт. Не выходя из театра, можно вкусно и быстро поесть. Чувство полного комфорта не покидает ни на минуту. В заключение беседы он подарил мне красочно оформленные программки, оставил мне несколько автографов. Все они были с наилучшими пожеланиями в любви и в судьбе. Он пообещал мне использовать любую возможность, чтобы вновь посетить наш славный театр и уютный, милый город. Я сказала в ответ, что будем ждать. Очень приятно было познакомиться с двумя другими актёрами Алексеем Нестеренко и Иваном Никульча. Им тоже очень понравился наш театр. Они признались, что им никогда так не было комфортно на гастролях. «Даже не хочется, чтобы они заканчивались…» - признались они в один голос. После спектаклей я сфотографировала на память актёров, сделала на память и фото с ними. И я уверена, что часто буду доставать снимки с этими красивыми, мужественными мужчинами и любоваться их прекрасными лицами и телами. Ну, что ж до встречи!!!    
 

ЧЕТЫРЕ ВЕСЁЛЫХ ДНЯ НА УЛЬЯВСКОЙ СЦЕНЕ, НЕСМОТРЯ НА СТРАСТИНУЮ НЕДЕЛЮ

С 1 по 4 апреля в Ульяновском областном драматическом театре имени Ивана Александровича Гончарова проходили гастроли Московского областного государственного камерного театра (сцена малого зала областного дома искусств) под девизом комедии на любой вкус. Московские гости привезли в Ульяновск шесть спектаклей. Два спектакля для юных зрителей: «Именины Бабы Яги» Е. Цагиной и «Вождь краснокожих» О* Генри, - и четыре спектакля для взрослых: философско-эротическая комедия в двух частях Э.-Э. Шмита «Распутник», комедия М. Полищука «Мари и Пьер», лирическая трагикомедия в воспоминаниях и мечтах Валентина Распутина «Диалог самцов» и сентиментальная комедия Б. Слейда «Каждый год в тоже время». Весёлые гастроли начались 1 апреля в тёплой непринуждённой обстановке. Красивая, воодушевлённая на самые сердечные встречи с неизвестным для меня коллективом Наталья Александровна Никанорова, директор Ульяновского областного драматического театра имени Ивана Александровича Гончарова, тепло приветствовала режиссёра, приехавшего на гастроли театра, заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств России Валерия Якунина и вручила ему шикарный букет. Валерий Якунин очень растерялся, получив из рук прекрасной дамы букет, так растерялся, что попытался передарить цветы назад, но Наталья Александровна спокойно объяснила гостю, что этот дар не от неё лично, а от всего творческого коллектива Ульновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова, включая его ряды и её, конечно. У всех очень поднялось настроения от удачного каламбура. Публика была готова ко встречи в день смеха в первый день страстной недели с новым комедийным репертуаром и новым коллективом, который для меня лично был, так сказать, «котом в мешке».
Гастроли закончились… и, конечно, не потрясли меня, зрителя избалованного такими гениальными режиссёрами, как Юрий Копылов, лауреат Государственной премии, лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России; Аркадий Кац, народный артист России, народный артист Латвии, лауреат Государственной премии; Вера Ефремова, народная артистка РФ;
В. Н. Яковлев, народный артист СССР, Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ и ЧР, дважды лауреат Госпремии Чувашии, лауреат Госпремии России; Александр Славутский, народный артист России, лауреат Госпремии России, лауреат премии Татарстана им. Тукая; Роман Виктюк, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств РФ; Евгений Редюк, заслуженный артист РФ; а также другими известными и оригинальными режиссёрами такими, как Сергей Красноперец и Сергей Тюжин;  художниками и сценографами, как лауреат Государственной премии РФ Станислав Шавловский  и народный художник Латвии Татьяна Кац, художник, член Союза художников РФ Ирина Соловьёва, такими балетмейстерами, как заслуженный работник культуры РФ Маргарита Январёва и балетмейстер из Казанского академического драматического театра имени Качалова заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана Сергей Сентябов. А уж, что и говорить о музыкальном оформлении Олега Яшина, который уже одной музыкой полностью и глубоко погружает в тему спектакля и уже в начале спектакля углубляет восприятие зрителями каждого художественного образа, созданного на сцене, индивидуальной музыкальной темой. Но, тем не менее, я очень рада, что познакомилась с творчеством этого замечательного театрального коллектива. Что можно отметить по окончанию гастролей, после того, как были подведены все итоги работы этого многообещающего в своём творчестве коллектива. Грандиозно, высоко эстетично, наглядно их творчество во многих аспектах. Мне удалось посмотреть только четыре спектакля этого новаторского коллектива: «Именины Бабы Яги» Е. Цапиной; «Распутник» - философско-зротическая комедия в двух частях Э.-Э. Шмитта; «Мари и Пьер» - комедия в двух действиях М. Полищука о великом открытии лауреатом Нобелевской премии Марии и Кюри; детский спектакль «Вождь краснокожих» О* Генри.
Я неслучайно начала перечень просмотренных мною спектаклей с детской пьесы «Именины Бабы Яги». Прекрасная постановка. Режиссурой только в этом спектакле можно восхититься, в остальных постановках нам, избалованным Юрием Копыловым зрителям, сложно чем-то потрястись. Всё располагает к внимательному просмотру зрителя в этом спектакле - прекрасные декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, а, главное, отличные актёрские работы всего состава коллектива. Особо хочется отметить работу в рассматриваемом мною спектакле заслуженной артистки РФ Елены Михеевой. Такой задушевный, обаятельный женский образ Бабы Яги Груши сложно сейчас встретить в современных театральных постановках. Как она миловидна, до чего она непосредственна, женственна и, я бы сказала, сексуально притягательна на сцене. Давно я не встречала такого цельного логически завершённого женского образа на театральной детской постановке. Этот спектакль буквально потряс взрослый контингент ульяновских зрителей, которые, в принципе, пришли всего лишь сопровождать своих детей на спектакль. В данном сценическом сказочном действии поставлены очень реальные злободневные вопросы про житьё-бытьё российской глубинки – глухомани. Не только обыкновенным жителям глухомани, но и хранителям тайных законов леса стало очень скучно жить в лесной глухомани. Покинули лесные чащобы и Леший, и кикиморы, и многие другие необходимые для правильного функционирования лесных угодий сущности. Тех, кто остался в глухом лесу, исходя из рассуждений персонажей постановки, можно по пальцам пересчитать: три Бабы Ёжки да Лихо, одноглазое, которого все обитатели леса бояться не меньше, чем люди.
Скучно весёлому, остроумному и изобретательному семейству Баб Ёг существовать в лесу. Что там говорить об Иванах Царевичах, случайных прохожих в лесах не встретить. Бабы-Ёги очень внимательно следят за жизнью людей, прослушивая все сплетни сорок, что те приносят на хвостах. Им очень интересна человеческая жизнь, но при этом они прекрасно осознают, что люди совершенно перестали интересоваться глухоманью. Они сами себе дарят подарки, по очереди играют для себя в почтальонов Печкиных, даже младшей Бабе Яге Татьяне удалось заманить к себе в глухомань настоящего почтальона Печкина. А люди? Что люди?.. Люди совершенно безразличны к судьбе лесных сущностей. Они настолько дезинформированы о положении, а также образе жизни лесных сущностей, что даже не хотят признать и оценить 500-летний ёговый подвиг. Ведь уже пятьсот лет Бабы Ёжки скрывают в своём доме на курьих ножках от Кащея Бессмертного заколдованную им умницу и красавицу Василису Премудрую! За половину тысячелетия в их глухомань даже случайно не забредал ни один Иван-Царевич. Чтобы расколдовать Василису на сцене без участия коварного Лиха, Бабы-Ёги идут на всевозможные хитрости, изощрения. В финале пьесы они обращаются на прямую в зрительный зал, наполненный милыми ребятишками. И, к сожалению, мы видим, что готовую, добытую без серьёзных трудностей Василису Прекрасную, не каждый мальчик собирается расколдовывать. Правда, на каждом спектакле нашлись смельчаки, которые провели этот процесс с невероятным трепетом, они поцеловали заколдованную красавицу. Василиса Премудрая и Прекрасная расколдована. Она выручает из беды своих друзей, отпирая без ключа клетку, в которой заперты одноглазым Лихом Баба Яга Груша, Баба Яга Аграфена и настоящий почтальон Печкин. А что же дальше делает Василиса? Она, освобождённая случайным мальчиком из зрительного зала, отправляется разыскивать в Тридевятое царство Ивана-Царевича, потому что, как особа, очень премудрая, она понимает – бестолку ждать Ивана-Царевича в глухомани, его нужно упорно и очень настойчиво искать только в Тридевятом царстве: Василисы Премудрые в России не нужны!!! Дети в зрительном зале недопонимают ещё всей трагедии, заложенной в этой музыкальной комедии. А взрослые уходят из зрительного зала, я предполагаю, глубоко задумавшись…
Хитростью старая Баба Яга Аграфена выскакивает замуж за Лихо и тут же, получив опору в захудалом, не сумевшем приспособиться без её участия в существовании,  как нечисти мужичонке, собирается вместе с сёстрами переселиться в город, так как там у неё есть какая-то возможность пристроиться и получить пенсию. Горькое Лихо она собираться пристроить в цирк. То есть, персонаж, который тысячелетия вызывал только ужас у людей и нечисти, имеет для неё, старенькой Бабы Яги Аграфены, теперь очень важный статус сущности, на которую можно опереться в городской, суетной жизни. Конечно, стоит призадуматься жителям России о ситуации, возникшей в современных сказках, где Бабы Ёги видят в Лихе опору. А ведь полстолетия тому назад, они беспощадно пожирали добрых молодцев. Да эта бесхитростная на первый взгляд сказка поднимает очень много вопросов… Куда же собирается пристроиться юная Баба Яга Татьяна? В торговлю, конкретно, продавать шляпки, как кикиморы. А куда же пойдёт Груша в городе? Для многих это так и останется загадкой… А Груша может попасть даже на панель. В России большой спрос на экслюзив… Вот такова жизнь в российской лесной глухомани… Сюжетная линия сказки, продолжительностью в один час так строго выдержана в композиционных решениях, так что и взрослые, и дети смотрели эту мудрую сказку, затаив дыхание. Кроме того, хочется отметить, что в сказке очень много режиссёрских находок: обрезание когтей на курьих лапах Избушки Танюшей, младшей Бабой Ягой, постоянные сбои в работе часов-Петушка на трубе избушки, почти цирковые трюки героинь при обхождении с домашней утварью, чудное явление призрака, который оказался Василисой Премудрой. Это воспринимается как намёк, что в реальности Василисы Премудрые, как и призраки, нет почти барышень, типа Василисы Премудрой, и сложно отыскать Ивана-Царевича, готового отдать жизнь за любимую девушку. Только одноглазому Лиху и понадобилась Василиса Премудрая и то, в основном, в корыстных целях: терем построить, забор соорудить и т.д. Впоследствии возлюбленная Василиса Премудрая стала не интересна даже безобразному одноглазому Лиху. Исключительно тонкая и необычная сценография спектакля. Каждый персонаж наделён неподражаемой, сказочной пластикой и манерой двигаться по сцене. Даже современные избитые трюки в движениях актёров наделены какой-то еле уловимой, как тонкий аромат духов, сказочностью. Даже современные танцы в исполнении Баб Ёжик на сцене напоминают таинственные шаманские ритуалы. Но мы, зрители, видим, что, несмотря на редкий профессионализм, тщательность, пунктуальность и удивительную для лесной глуши дисциплину, также организованность, Бабушки Ёги не нужны современной цивилизации. Кто и что им придёт на смену в лесной глуши? Многофункциональные компьютеры? Лазерные установки, наводящие порядок в лесной глухомани? Или функции лесных сущностей будут исполнять приборы, установленные на сверх современных спутниках в поднебесье? Сложно ответить… Но замена последним  убегающим в отчаянии сущностям нужна. Так как, если эти сущности покинут наши леса – лёгкие планеты, мы задохнёмся, кричат нам со сцены добрые, таинственные и настолько привлекательные в своих сказочных, лесных и одновременно современных костюмах эти милые создания. Жуткий вид Лихо в его болотном, упырином облике должен напугать нас горожан. Так страшно, что сущность, которая раньше пряталась в горах и в лесах, да в непроходимых болотах, пожалует к нам в город. Деревенские жители, возможно, и справились бы с Лихом, но нам, горожанам, это явно не под силу. О костюмах персонажей в этом спектакле можно говорить бесконечно, так как каждая деталь этих новых по духу, содержанию и внешнему виду одеяний нечисти говорит о многом. Каждая рюшка, каждая складочка, каждая подвязка, каждый карманчик могут очень многое рассказать в этой постановке знатокам российской древней и в то же время очень юной мифологии, которая преследует тонкого и наблюдательного россиянина на каждом шагу. А, может быть, действительно мы такие необычные и отличные во многом ото всех жителей планеты. Мы посмеёмся над комедией, поплачем над трагедией, увидим себя в драме, но пронять нас можно только сказкой, вечной сказкой, в которой «есть всегда намёк, добрым молодцам урок…»
Эрик-Эммануэль Шмит очень заинтересовал меня своими проблемами, которые он с едкой иронией, а где с добрым юмором пытался разрешить в своей философско-эротической комедии в двух действиях «Распутник». Прекрасная игра актёров: философ Дени Дидро магнетически притягателен в исполнении заслуженного артиста РФ Григория Фирсова, художница Анна-Доротея Тербуш в исполнении заслуженной артистки РФ Елены Цагиной – обворожительна, блистательна в своём модернистском цинизме, но постоянно вызывает у меня жалость из-за отсутствия духовности, которая грозит персонажу полным опустошением и деградацией человеческой личности, и хоть героиня Цагиной вернулась к глубочайшему мыслителю и широкомасштабному философу и гению любви Дени Дидро, который обещает Анне-Доротеи ужин любви, вечер любви, ночь любви, утро любви с последующей беседой, на какую вряд ли способен современный философ. Так как это обещание звучит в его устах настолько многогранно и многообещающе, что появляется некоторая надежда. Но и он, по всей вероятности, потерпит фиаско. Женщины берегите душу и смело идите на встречу любви, если её объект обещает и в состоянии носить вас всю жизнь на руках. (Если, конечно, такая личность встретится на вашем пути…)
Но с появлением на сцене заслуженной артистки РФ Елены Михеевой, исполняющей роль жены Дидро, Антуанетты, тут же понимаешь, чтобы быть таким великим философом, как Дени Дидро, необходимо имеет рядом гениальную жену, которая  никогда не позволит мужчине рядом с ней расслабиться. Ты не в тонусе – и ты повержен первой же случайной знакомой.
Артистический состав этого спектакля постоянно находится в тонусе, не только благодаря редкому дару Антуанетты Дидро держать всё, включая мысли и поступки мужа, на недосягаемой по высоте и накалу напряжённости, кроме того, в спектакле есть очень оригинальные находки и увёртки режиссёра. Я не знаю, каким образом режиссёру Александру Каневскому, удаётся удержать меня в постоянном волнении за судьбу картин. На сцене философские страсти, любовные интриги, мошеннические махинации, а я больше всего переживаю за картины, которые должны быть подарены Екатерине II. Баронне запирает все полотна в библиотеке, а сердце моё болит о них с ещё большей силой. «Да наплевать мне на всё это! Ведь всё выдумано! Это всего лишь спектакль!» - уговариваю я себя. А сердце болит. Или созданный с такой фанатической силой образ мошенницы мне не даёт покоя, или убеждённость, что женщина, разочаровавшаяся в любви очень опасна для общества, и от неё нет ни сил, ни средств защититься, или чудовищное вырождение, которое произошло в душе Анны-Доротеи, вызывает у зрителей фобию? Но когда Анна-Доротея возвращается к Дени Дидро за возрождением пленительного чувства любви в душе, я всё равно продолжаю переживать за полотна, запертые секретарём уже в библиотеке. Чувство, что Анна-Доротея вернулась лишь за тем, чтобы более изощрённо  обокрасть философа, или просто добиться от него поступка, чтобы он их просто подарил ей добровольно, не покидает меня, когда я возвращаюсь домой в маршрутке, и даже сейчас, когда я пишу эту итоговую статью. Как добивается режиссёр от меня этой тоски из-за потери шедевров, которые, наверняка, не пропали и, может быть, до сих пор висят в Эрмитаже, или лежат в его заказниках. Наверное, хитрый приём Александра Каневского, создавшего эфемерный образ любви на сцене: любви от скуки у молодых особ Мадмуазель Гольбах, дочери барона, и Анжелики Дидро, дочери философа; любви, как средства к существованию, у Анны-Доротеи Тербуш; любви, как вечной игры и интриги, которой всю жизнь занимается Антуанетта Дидро, чтобы удержать мужа подле себя, а также стимулировать в нём постоянное напряжение мысли для добывания хлеба насущного, любви Дени Дидро, чтобы отстаивать своё мужское достоинство в мире фальшивых женщин. Режиссёр всем напряжением и сложным сюжетом спектакля приводит публику к мысли, что на сцене всё эфемерно и живопись, и философия, и любовь, и страсти, только картины, спрятанные от глаз людских, и представляют истинную художественную, материальную и духовную ценность. Только истинным шедеврам в полотнах Дени Дидро отдаёт всю свою душу, поэтому Великая Екатерина II и доверила ему такую великую миссию – пополнить шедеврами мировой культуры галереи Эрмитажа.
Понимая, что и сам Дидро сомневается в ценности всего окружающего: и своей философии, и любви, как наслаждения, обожания, поклонения по отношению к объекту этого чувства. Его огромное разочарование в дочери, в художнице, которая во имя мнимого шедевра заставила его раздеться до гола, в философии, которой он кормится, приводит зрителя к странному чувству, что нет абстрактных духовных ценностей, вот, что материально, то и надёжно. И этот абсурд, который порой главенствует часто над мыслями Дидро, приводит меня в ужас, несмотря на то, что я смотрю комедию.
Весь спектакль очень помпезен, шикарен, богат и держит публику в постоянном напряжении. Он не даёт зрителю расслабиться ни на секунду. И даже доброжелательный и весёлый, всех примеряющий финал не дал никому расслабиться до конца, и зритель идёт домой, а в мозгах у него философские проблемы, а в сердце житейская мудрость: один Господь знает истину, а мы к ней, может быть, приблизимся на некоторое мгновение. И невольно задумываешься: что тебе принесёт большую пользу в жизни глубокая философская мысль или совет умудрённой горьким опытом женщины?..               
Спектакль «Мари и Пьер» М. Полищука я смотрела с галёрки, что только усилило масштабность и яркость постановки.
Я не помню спектакля, где меня бы в такой мере потрясли декорации и реквизиты. Вместе с актёрами публика ощущала холод подвала лаборатории. Вместе с актёрами мы отогревались огнём металлической печки с несовершенным затвором. Вместе с актёрами зрители совершали научный подвиг. Только полностью отдав себя науки, можно взамен получить выдающееся открытие, которое перевернёт весь мир, своей игрой на сцене нас убеждают актёры. Каждый жест, каждая фраза за рампой так жизненны и достоверны! Что публика ни на секунду не сомневается в том, что так и было в действительности. Артисты несут с подмостков театра такую высокую внутреннюю духовность и открытость для человеческого общения, что невольно завидуешь учёным, шагнувшим в никуда. Конечно, завидуешь и не только их удивительно открытию, которое было результатом огромного труда, сложного поиска, веры в свою интуицию, невероятного риска на грани фола, но и облику самоотверженных и неподкупных учёных, которые прекрасны среди пыли, грязи и смрада лаборатории, которая стала их пристанищем для великих свершений в науке. Они не узники, не рабы, Мари и Пьер Кюри просто очень счастливые люди, нашедшие в огромном мире друг друга и своё призвание в жизни, сумевшие подчинить законам открытия и науку, и окружающий их мир. Мария Складовска и Пьер Кюри всей своей сущностью воспринимали факт вероятного научного открытия, к которому их приближала судьба. Актёры находятся в постоянном напряжении. И это напряжение так естественно. Это напряжение заряжает зрителей. Они живут вместе с актёрами, вернее с персонажами, созданными артистами на сцене. Им уже кажется, что даже сцены, выполненные с ярко выраженным гротеском и гиперболические преувеличения страстей, для публики почти не заметны, только так и должны двигаться, говорить, существовать в виртуальном мире кумиры многих поколений всего мира, учёные-ядерщики. Как птицы ощущают, только вылупившись из яйца, факт, что они созданы для полёта, так супруги Кюри чувствуют всеми фибрами души, что они созданы для выдающегося открытия. И весь зрительный зал верит в это. Несмотря на то, что действие происходит в подвале, вид декорации не давит на зрительный зал. Герои комедии ограничены во времени, в деньгах, но только не в пространстве. Актёры буквально летают, порхают по сцене. Очень интересный режиссёрский приём: каждый заходящий в лаборатории комедийный персонаж, останавливающийся на площадке перед тем, как опуститься вниз по лестнице, на самом деле как бы готовится к полёту и обретает крылья. Эта площадка как бы окрыляет духовно каждого, вступившего на неё. В конце концов, каждый стоявший на этой площадке в той или иной степени подталкивает супругов Кюри к научному подвигу и преображается внутренне при общении с очень свободными духом людьми. Очень хорошо, что автор пьесы М. Полищук выбрал для театрального действа, отражающего великие изменения в научном восприятии такой жанр, как комедию. Только люди, наделённые необыкновенным чувством юмора и спасительной иронии по отношению  к себе и окружающему миру, могли так стойко и даже, я бы сказала весело, перенести все переживания, испытания, жизненные неудобство, постоянное давление на психику со стороны начальства и прийти в результате к такому невероятному по глубине и ценности открытию. События так стремительны в их жизни, что супруги часто не уделяют ни одной лишней минутки для анализа происходящего вокруг них. Для них самое главное самим остаться людьми в этих нечеловеческих условиях. Путь к новому всегда тернист. Только чрез тернии можно подняться к звёздам. Это состояние блаженства и восторга, упоения и заворожённости перед открытием постоянно присутствует и на первом, и на втором, и на всех планах сцены.
Когда здравомыслящий и деловой Гюстав Бемон (артист Сергей Вершинин) был изгнан супругами Кюри из этого душного, грязного подвала-лаборатории. Весь зал жалел его:
«О, как ты недалёк! Ты ради мелких радостей жизни уходишь из мира созидания, сфер открытия и полёта человеческих мыслей».
Комедия, если бы все, сидящие в зале, не знали, что супруги Кюри – Нобелевские лауреаты, выглядела из-за выпавших на долю героев пьесы испытаний, если не трагедией, то серьёзной драмой. Но как комичен и порою, не предсказуем путь к открытию. Смотришь эту комедию и ещё раз убеждаешься в справедливости фразы: «Неисповедимы пути Господни». Супружеская пара открывает теорию радиоактивности благодаря сомнительному промыслу Мари Складовска (она печатает порнографические фотографии для знакомого Гюстава Бемона, чтобы хоть как-то улучшить условия своего нищенского существования. Ведь негативы совершенно случайно кладутся под кусочки урана и излучение, исходящее от кусочка урана, удаляет изображение на этих фотографиях. Супругов Кюри прожигает мгновенно мысль, что они открыли радиоактивное излучение. Крупным планом на экране зрителям показывают идентичные на всех негативах дефекты. Но они прекрасно понимают, что это будет сложно доказать в короткий срок. А истину во все времена доказать сложно! .. убеждают своей талантливой игрой Олег Курлов (Пьер Кюри) и Елена Доронина (Мари Складовска). Даже гениальный Резерфорд стал на их пути. И ему тоже надо доказать, что радиоактивность существует. Но как сложно это доказать… Помощь приходит неожиданно – радикальное решение подсказывает прислуга Жоржет. Мари Кюри, лишённая снобизма, в отчаянии не отказывается уже ни от чьей помощи. Она быстро организует с Пьером подсказку Жоржет в реальные действия. Но чтобы это открытие доказать – за три недели необходимо переработать 2 тонны руды, привезённой из Швейцарии, чтобы, наверняка, добыть 1 грамм нового элемента – радия.  Режиссёр спектакля превращает подвальную лабораторию в настоящий завод. Супруги Кюри превращаются в чернорабочих, круглые сутки они занимаются непосильным трудом. Но времени не хватает всё равно. Руководство ставит перед учёными нереальные сроки. И кто же выручает супружескую пару? Это трудно предположить… Но в почти безвыходном положении их выручает некогда изгнанный ими Гюстав Бемон. Он буквально влетает в грязную лабораторию на крыльях своего открытия и вместе с учёными Кюри в присутствии спящего под столом напившегося от отчаяния и сложных душевных переживаний директора физической школы доказывает спектральным анализом правильности результатов, а, соответственно, верности открытия такого явления в физике, как радиоактивность. Игра актёров в этой комедии потрясающая.. Они натурально мёрзнут, очень естественно падают, дерутся, напиваются, долбят руду и при этом очень натурально функционируют их агрегаты и декорационные приспособления, и оборудование. Всё очень хорошо, даже великолепно, страсти в науки и в любви, а также поиски в науки поглощают полностью внимание зрительного зала, что передать романтику и революционности, и настоящий героизм, и высокую научную этику французских учёных. Находящаяся в зале публика отлично понимает, что и в XIX веке гениальной революционной мысли также было трудно пробиться и утвердиться, как и в XXI веке. Но чего-то всё-таки не хватает? Слабая режиссура? Не знаю, может быть, и неслабая, просто сегодня страстная суббота… Не время для лицедейства. Все устали, нужно идти в церковь, а мы на спектакле… Уже на втором…
Утром был просмотр детского спектакля «Вождь краснокожих» О*Генри (инсценировка А. Болдина), – вестерн в одном действии без антракта.
Честно говоря, я, лично, смотрела с таким вниманием этот спектакль, так как роль одного из бандитов играл в вестерне сын Юрия Семёновича Копылова – Максим Копылов. Максим очень старался, он знал, что за ним следит и за него переживает весь Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова. Парнишка очень хороший: красивый, стройный, подвижный, с хорошо поставленным голосом, с прекрасным чувством ритма.
Спектакль обычный. Он, возможно, был показан ульяновским зрителям, как ширма необходимая во время монтировки грандиозных и замысловатых декорационных сооружений. Говорят, для спектакля «Мари и Пьер» было привезено три тонны железа. Всё это нужно было смонтировать на новой, совершенно другой по размерам сцене.
Бандит Максима Копылова имел слишком благородный и статный облик. Короче говоря, мне он очень понравился. Только бы ему в его артистической карьере не помешали бы его благородная внешность и сходство с младшим Дворжецким. Спектакль получился очень динамичным, очень органичным по исполнению актёрским работ. Но совершенно не запоминающимся. Видимо, столько террористических актов было в стране в последнее время, что это комичное похищение на сцене просто сложно всерьёз воспринимать. Да от нас этого не требовала актёрская труппа. Но зрители, выходящие из зала, как взрослые, так и дети были в восторге. Особенно спектакль понравился тем, кто ездил в буквальном смысле этого слова на спине менее благородного бандита.
Несмотря на то, что театр приехал на страстную неделю, спектакли заканчивались очень поздно, зрители пришли, вопреки своим религиозным убеждениям. То есть, они развлекались в театре комедиями, несмотря на драматичность происходящего в этот период события в христианском мире и, несмотря на трагичность событий, происходящих в России, теракты происходили один за другим. Зрители просили передать главному режиссеру Валерию Якунину и всему творческому коллективу театру, и актёрской труппе особо огромную благодарность. Среди зрителей не было недовольных, все уходили в приподнятом настроении и весёлые. Всё-таки смотрели комедии.
Для меня эта встреча тоже не прошла бесследно. И явно не была бесполезной. Короче говоря, москвичи надолго запомнились ульяновским зрителям и оставили глубокий след в их восприимчивых к театральному искусству душах.
4.04.2010 г.