Он воспитывал уважение к труду

Анна Ганюшкина
 

        Есть люди, жизнь которых вместила в себя так много душевной человеческой отдачи, так насыщена угаданным жизненным Делом, что дума-ется: человек успел за эти спрессованные годы жизни выполнить своё пред-назначение. Не всем это удаётся. Но Александру Ивановичу Клёнкину, мне кажется, удалось. 23 апреля исполнится три года, как он ушёл из жизни. Но память о нём жива, его мысли, его опыт – они остались в детях, в которых он воспитывал уважение к труду. Дети эти растут, идут по жизни с приобретён-ными трудовыми навыками, и будут потом учить своих детей труду, который никогда не испортит человека, и который, к великому сожалению, сейчас не в почёте. А это противоестественно для человека. Для того и руки даны ему, чтобы уметь делать всё необходимое, и сверх необходимого - создавать кра-соту…Прослеживая жизненный путь Александра Ивановича, только диву да-ёшься и восхищаешься наполненностью его совершенно непраздного време-ни, которое он отдавал своим воспитанникам – школьникам. А между тем, юный Саша совсем и не помышлял стать педагогом, но жизнь развернула его на этот непростой путь. Родился Александр Иванович Клёнкин в селе Ни-кольском в 1939 году. Рано остался без отца, как и многие его сверстники – дети военного поколения. Отец, Иван Васильевич Клёнкин  погиб на фронте в марте 1942 года, похоронен на станции Погостье Ленинградской области. Мать, Мария Матвеевна Клёнкина одна воспитывала сына. Во всём он при-вык помогать маме, понимая, как ей трудно одной. В 1957-м году Александр закончил Никольскую школу и поступил в строительное училище № 1 города Орска. В 1959-м году, закончив училище, и получив специальность столяра, приехал по распределению в Сакмару и начал работать столяром в комбинате бытового обслуживания. Паренёк понимал, что рабочая специальность все-гда будет востребована, и позволит в любых обстоятельствах крепко стоять на ногах, иметь на жизнь пропитание. Через год директор Сакмарской сред-ней школы Павел Трофимович Дегтярёв, приметив трудолюбивого парниш-ку, предложил  ему вести  уроки труда в школе. С этого времени началась педагогическая деятельность Александра Ивановича. Работая с детьми, он одновременно продолжает учёбу, и в июне 1964 года получает аттестат о среднем образовании, который свидетельствует о том, что им закончен пол-ный курс заочного отделения Сакмарской средней общеобразовательной трудовой политехнической школы  с производственным обучением Орен-бургского района Оренбургской области. К этому времени он с супругой Ма-рией Дмитриевной уже растили двух дочек-двойняшек –Танечку и Людочку. Для Александра Ивановича школа стала вторым домом. Он продолжает вести уроки труда с учащимися 4- 8-х классов, занятия проводятся в мастерской, где ребята получают хорошие теоретические и практические знания, учатся пользоваться молотком, рубанком, лобзиком, пилой. На столярном и токар-ном станках они учатся обрабатывать древесину и металл. В 1988 году для учащихся 8-х классов Сакмарской средней школы в цехе ширпотреба мех.лесхоза были выделены рабочие места, и каждую субботу 8-классники под руководством мастера производственного обучения школы  А.И.Клёнкина вставали за настоящие рабочие станки. Работу они выполняли несложную, посильную: сбивали штакетник в звенья. За свою работу, выпол-ненную умело и качественно, дети получали первую в жизни зарплату. Включившись в производственные отношения, они узнали, что такое трудо-вая и производственная дисциплина, заработанная плата, учились ценить трудовой рубль.
На уроках труда мальчишки соприкасались с таинством мастерства, и постепенно инструменты, дерево, металл становились послушны их рукам. А тем, кому уроков не хватало, кому хотелось изобретать что-то, конструиро-вать, предоставлялась возможность заниматься в кружке «Умелые руки», ко-торым Александр Иванович руководил много лет. Ребята с огромным увле-чением и интересом выпиливали и выжигали по дереву сказочных героев, мастерили непревзойдённые деревянные шкатулки, всевозможные поделки, сувениры, разделочные доски, скалки. Какую испытывали радость и гордость за свой труд эти ребята, когда дарили своим мамам к празднику подарки, сде-ланные своими руками! В мастерской оформлялись выставки работ кружков-цев. Со своими красивыми изделиями ребята принимали участие в ярмарках солидарности, которые проводились в школе, в районных выставках, занима-ли призовые места. А.И.Клёнкин старался воспитывать у детей бережное от-ношение ко всему прекрасному, и учил создавать это прекрасное своими ру-ками. Он всегда поддерживал своими советами, ободрял, помогал, если в этом была необходимость. На протяжении многих лет Александр Иванович являлся руководителем методического объединения учителей труда. Своим богатым опытом он делился с молодыми коллегами. Коммунист, он относил-ся по-коммунистически не только к своим учительским обязанностям, но и к общественным. Долгое время был председателем профсоюзной организации Сакмарской школы, командиром добровольной народной дружины, кроме того, много лет был народным заседателем в районном суде. Ветеран труда. За многолетний, добросовестный труд А.И.Клёнкин был награждён  Почёт-ными грамотами РОНО, облОНО, медалью «За отличную охрану обществен-ного порядка». Выросли его дочки – Татьяна и Людмила, обе после оконча-ния ОГПИ преподают иностранный язык – одна в родной Сакмарской школе, другая – в оренбургском лицее. Помнят и любят своего отца, привившего им, как и своим подопечным – школьникам, любовь и уважение к труду, ко все-му прекрасному, что окружает нас в жизни…
Остаётся добавить, что моя мама дружила с т. Марусей Клёнкиной (мамой Александра Ивановича), они ходили друг к другу в гости, хорошо общались. Позже, когда тётя Маруся умерла, Александр Иванович, приезжая в Никольское на её могилку, каждый раз находил хотя бы несколько минут, чтобы забежать к нам, проведать нас с мамой. И всегда при этом говорил: «Здесь, в Никольском вы одни у меня остались…». Пусть эта статья будет данью памяти светлым людям – Александру Ивановичу Клёнкину и его ма-ме, Марии Матвеевне – вечным труженикам, как называла их мама…