Перо павлина

Анатолий Субботин
На стене – картина. В багетной рамке на черном фоне белое перо павлина. Это память о Праге…
Близ Валленштейнского дворца гуляли мы с женой, живыми коридорами подстриженных кустов проходили.
У искусственного пруда, где прозрачна и проточна вода, с золотистыми карпами, с возвышающейся на островке статуей Геракла, который бьёт палицей Гидру и одновременно писает на неё, – паслось несколько павлинов. А один, белый (пава?), сидел на дереве. И когда мы покидали сад, уронил (уронила) на дорожку, прямо жене под ноги, перо.
– Возьми, сказал я, это добрый знак.
Жена брезглива, но суеверна. Достав из сумочки салфетку, она подхватила перо.
Потом она хотела оставить его в гостинице. Но я вымыл перо с мылом. Так оно попало в наш чемодан, а оттуда – на стену нашей квартиры.

Я не суеверен. Но, глядя на перо, я вспоминаю рассказ Честертона, где говорится о страхе перед павлином.
Герой, объясняя причину этого страха, упоминает средневековую картину: на небе готовится битва. Архистратиг Михаил раздаёт ангелам копья, а гордый, самоуверенный до безумия Сатана – павлиньи перья – своему воинству.
Понятно, что красивые, но бесполезные, как искусство, павлиньи перья проигрывают. Смущает одно: почему ангелы вступили в бой с безоружным, по сути, противником? Где их мудрость и благородство? Или Сатане только это и надо было? Спровоцировав божье войско, он как бы говорит: посмотрите на этих безумцев, что воспринимают всерьёз несерьёзное!

2014