"Каждой твари - по паре! "- сказал учитель, выставляя оценки.
В школе я очень любил получать хорошие оценки. Все меня за них хвалили, маленького гладили по голове и давали конфеты с пряниками, а когда стал постарше, то обещали купить гитару, магнитофон и отправить в деревню на всё лето, что для меня было лучшим подарком в детстве. До пятого класса я учился без троек, потом стал "хорошистом" (больше половины четвёрок), а в последних классах мне так надоело учиться, что тройки прочно прописались в моём исписанном вдоль и поперёк замечаниями дневнике. Когда возникала опасность получить двойку за четверть, в школу вызывали родителей. Приходил обычно папа, всем улыбался, мило кивал, поддакивал, соглашался с тем, что возраст у меня трудный, переходный, надо больше заниматься и уделять мне внимания, обещал принять все возможные меры и в ближайшее время исправить положение. Учителя просто млели от такого идеального родителя и руки у них не поднимались вывести мне двойку за четверть. Меня брали в оборот с двух сторон - в школе на меня смотрели с укором и давили на жалость: "- Как тебе не стыдно, у тебя такой хороший папа, он так за тебя переживает, хочет, чтобы ты вырос умным человеком, а ты не можешь выучить то-то и то-то. Давай соберись, завтра мы тебя спросим и ты исправишь все двойки". Дома родители силой усаживали меня за стол вечерами, пытались проверить, как я выучил то, что задали, показывали мне свои Почётные грамоты и пугали работой дворника, мол, кроме метлы и лопаты с такими оценками рассчитывать не на что. Дураком я никогда не был, память была хорошая и поэтому, на время опять все успокаивались, до конца следующей четверти.
В Конаковском энергетическом техникуме от хороших оценок зависело получение стипендии. Это придавало нам дополнительный стимул, хотя стипендия была больше похожа на пособие по бедности - первый год по 20 рублей в месяц, потом увеличили до 30 рублей. Вот мы и жили впроголодь на десять рублей в неделю.
В Ивановском государственном университете, тем заочникам, кто учился без "хвостов", присылали оплачиваемый вызов на сессию. Но мы и здесь пошли нетрадиционным путём. Как только нахватали "неудов", сразу подружились с секретарём деканата (так и звали её - "наша мама", в смысле - кормилица). Она нам высылала оплачиваемый вызов, а мы ей в благодарность везли тушёнку, сгущёнку, копчёные колбасы и прочие деликатесы. (В Иванове снабжение было, как и по всей России - ужасное.) Выходило дешевле, чем без оплаты брать отпуск, да и на работе отношение было соответствующее - старается парень, грызёт гранит науки, сам декан ему письма подписывает, уважает.
Через два года после окончания университета стал преподавать каменные и малярные работы в Межшкольном учебно-производственном участке и только тут до конца осознал, какая это ответственность - оценить правильно знания и труд своего ученика. С парнями проблем не было: старается, пусть даже не всё получается сразу - ставлю хорошие оценки; если бездельничает или обманывать начинает - получает то, что заслужил, пусть потом исправляет, если захочет. С девочками было сложнее, всё-таки 9-10-й класс, модницы, почти невесты, все с разными характерами, к каждой подход надо было найти, чтобы нечаянно не обидеть. Обычно на одной из первых лекций, когда рисовалась перед ними перспектива учёбы на два года и получение профессии, я сразу, вроде бы как в шутку, рассказывал им о своей методике обучения. Мол, самым красивым можно вообще ничего не учить, просто приходите, сидите тихо и стройте мне глазки, пятёрки вам по всем строительным предметам обеспечены, так как сама ваша красота уже является как бы готовым аттестатом зрелости и пропуском в большую и светлую жизнь. После таких слов, те, кто считал себя красивыми, расправляли плечи, гордо поглядывали на одноклассниц и вдвое шире улыбались мне, считая свою учёбу почти законченной, а меня или дурачком c большим прибабахом, или сексуально озабоченным маньяком. А я продолжал свою речь дальше, пугая остальных всеми тяготами теории и особенно производственной практики - в грязи, на сквозняках, среди диких военных строителей из Средней Азии и с Кавказа. Заканчивал своё выступление одой в честь красивых. Всё-то им в жизни само плывёт в руки - и женихи красивые, и деньги, все их любят, подарки дарят, поэтому и у меня рука не поднимается ставить им оценки ниже пятёрки, давайте уж, не будем нарушать вековые традиции наших предков. Выходили они из класса немного ошарашенные, так как в восьмидесятые годы такой метод преподавания и оценки знаний был суперсмелым словом в советской педагогике. Если бы дошло до ГОРОНо, мне наверняка влепили бы выговор и не дали в конце года очередную Почётную грамоту.
Впоследствии, если приходилось наказывать красивую и ленивую ученицу, то я делал вид, что она совсем уж не такая и красавица, как казалась с первого взгляда, а поэтому ей тоже можно смело ставить крепкие твёрдые "троечки". Как говорится, по Сеньке и шапка.
Во все годы моей учёбы и преподавания в МУПУ, система оценки знаний была 5-бальной. (В некоторых странах Европы тогда была зеркальная к нашей система оценок. Единица – это отлично, а пятёрка – совсем плохо.) Учеников у нас в зависимости от оценок так и называли: пятёрочник (отличник), четвёрочник (хорошист), троечник (лентяй), двоечник (бездельник или тупица). Колы или единицы ставили редко и в основном в назидательных целях – наказывали за прогулы и неуважение к учителям, поэтому и слова такого не было – единичник или колополучатель. Конечно, мы краем уха слышали, что где-то за границей есть другие системы оценок знаний, но нам они тогда казались полной глупостью и сумасбродством дикарей из пампасов. И вот эта очередная беда докатилась до нашей многострадальной России. Мало нам тысяч дураков чиновников и расхлябанных дорог, теперь и образование дерьмократы с либерастами решили развалить. Для начала ввели ЕГЭ по 100-бальной системе и понеслось.
Сатирик Михаил Задорнов высмеивает со сцены сотни примеров глупостей чиновников, внедряющих у нас западную систему образования. Волосы встают дыбом от того, что творят эти дуболомы по всей стране. Мало того, добрались они и до оценок. С сентября 2009 года в России начался эксперимент по переходу на 10-бальную шкалу оценок успеваемости учащихся. Не будет теперь отличников, хорошистов, троечников и двоечников в старом советском понимании. Как теперь называть ученика, который получил 7 с плюсом или 9 с минусом? Полный атас в образовании.
Кстати, во многих московских школах 10-бальную систему оценок ввели уже десять лет назад, только нам ничего не говорили. Новые требования к знаниям такие: 1 – очень слабо, 2 – слабо, 3 - посредственно, 4 – удовлетворительно, 5 – недостаточно хорошо, 6 – хорошо, 7 – очень хорошо, 8 – отлично, 9 – великолепно, 10 – прекрасно. Эта система перекликается с ЕГЭ – хорошо видно, кто сдал, а кто нет. Если набрал 50 баллов из ста, это соответствует – 5 в оценках (недостаточно хорошо). Всё прозрачно. Беда в другом – ЕГЭ отучает учеников думать и приучает механически запоминать сумму фактов, дат, чисел и т.п.
В Сургуте в одном из лицеев знания учеников уже оценивают по 12-бальной системе. Это уже напоминает бред пьяного Ельцина, когда он развалил СССР и предложил чиновникам брать столько суверенитета, сколько они унесут. Скоро в каждом городе будет своя 13, 15, 25, 32, 43-бальная и так далее система оценок.
Для справки: кто ещё пошёл на поводу у запада. Все школы Белоруссии перешли на 10-бальную систему с 1 сентября 2002 года. Школы Молдавии используют шкалу оценок в 10 баллов, Украина – 12 баллов, Франция – 20 баллов. (Российская газета, № 201, 22.10.2009, стр. 22.)