Гипноз - это великое дело!

Аркадий Соколовский
 Невыдуманная  история
                Г И П Н О З — ЭТО  ВЕЛИКОЕ  ДЕЛО!

     Всяким премудростям нашего сознания и подсознания я увлекся со времени своей работы на киевской киностудии научно-популярных фильмов, куда я поступил в1970 году на должность ассистента режиссера.
      Мой первый фильм был посвящен именно гипнозу , его разнообразным тайнам и возможностям, к которым начал меня приобщать Марк Марков — режиссер картины и
одновременно известный гипнотизёр.
     Как гипнотизерам удается угадывать в полном зале желания зрителей, о которых они сообщают в записках, посланных в специально избранное жюри?
     Секрет, оказывается, довольно прост: гипнотизер просит ,отправившего записку,зрителя взять его за руку и приказывает ему после этого усиленно думать о своём желании и отчетливо представлять все действия, которые при этом нужно гипнотизеру совершать. Дальше происходит парадокс: зритель сам ведет гипнотизера  к нужному месту, подсказывая ему все необходимые при этом действия.
       Почему?Да потому, что мысль зрителя независимо от его воли руководит движениями его руки, дающей гипнотизеру необходимые подсказки. Не верите?
      Тогда возьмите перед собой на вытянутой руке небольшой грузик, подвешенный на нитке, и убедитесь необычному действию мысли сами. Во-первых,
зафиксируйте неподвижное  положение своей руки, во-вторых, как бы назло своей неподвижной руке,  мысленно прикажите грузику не висеть неподвижно,а двигаться в определенном направлении: вдоль или поперёк или вообще совершать какие-то круговые движения. Не пройдет и минуты, как , открыв глаза, вы увидите, к своему изумлению, что  грузик уже четко выполняет вашу команду. Коротко говоря,одна только мысль о движении  уже заставляет двигаться ваши соответствующие мышцы.   
     С помощью режиссера овладел я и разным премудростям аутогенной тренировки, позволяющей   расслаблять своё тело, а также засыпать легко и надёжно, стоило только для этого  представить себе , что тело твоё -  очень тяжёлое, словно стало свинцовым...
     Помню, как я испугался, когда, по  совету режиссера , решил проверить точность своих биологических часов , перед сном приказав себе проснуться ровно в три часа и тридцать пять минут ночи. Когда засыпал, был уверен, что после многократного внушения проснусь ночью обязательно, но насчет точности сомневался, думая, что , если проснусь где-то в промежутке между тремя и четырьмя часами, и то будет хорошо.
      А испугался я потому, что во время пробуждения у меня было такое ощущение, словно во время моего сна в холодной комнате кто-то снял с меня теплое одеяло. В это мгновенье я ощутил физически ,как уходил от меня сон, начиная с затылка и кончая пятками. После этого испугался еще  больше, когда, открыв глаза,увидел точное заданное время часов: минута в минуту. Это показалось уже мне сверхъестественным, чуть ли ни связанным с какой-то нечистой силой...
      Во время съемок этого фильма мне пришлось познакомиться со многими известными гипнотизерами страны, увидеть их сеансы, систематизировать все их особенности.
      Особенно поразил меня тогда доктор Жуков из  третьей курортной поликлиники города Хосты. Особенно поразили меня три случая, которым я был личным свидетелем.
     В первом случае ,это была пожилая женщина-терапевт, что много лет безуспешно пыталась вылечиться от тяжелой формы бронхиальной астмы.
     «Ведь я сама — медик,- говорила она,- испробовала для лечения все возможные средства,но ничего не помогло, отчего я  пришла от отчаянья к гипнотизеру,- так, на всякий случай, и вылечилась сразу же  после первого же сеанса. Я поняла бы, если бы он излечил меня от какой-то нервной болезни, но тут вдруг внезапно исчезла и мокрота, которую я беспрерывно отхаркивала. Это чудо просто не укладывается в голове!»
      Второй случай был еще более поразительным: среди больных, ожидающих приема,оказалась как-то и молодая девушка, страдающая сильным косоглазием. Можете себе представить, как были поражены все люди, ожидающие приёма,когда через полчаса после входа в кабинет врача, эта девушка вышла оттуда совсем другим человеком, глаза которого уже смотрели совершенно нормально, как у всех остальных!
     «Просто и ей и мне тогда — очень повезло!- рассказывал потом доктор Жуков.-Эта девушка пришла ко мне лечиться от бессонницы. Когда я спросил её: давно ли она страдает косоглазием и отчего, оказалось, что в основе этого было большое нервное потрясение:пьяный отец при ней ударил ножом её маму. К тому же после проверки оказалось, что она - сомнамбула, то есть редкий человек, входящий в состояние гипноза довольно легко. Именно поэтому я и решил попробовать, как говорится, выбить клин клином, и, к счастью, нам это удалось!»
     Третий случай произошёл лично со мной, немало времени страдающим до этого от постоянной бессонницы.  Когда я, пользуясь случаем,как-то пожаловался об этом доктору Жукову,  то он, даже не поднимая глаз от бумаг, которые тогда заполнял, сказал мне в ответ, как бы между прочим: » Никакой  бессонницы у вас уже нет !»-после чего моя бессонница , действительно, сразу же испарилась...
      Поразительным был тогда у доктора Жукова и специальный музей его исцелений, где хранились всякие вещи, ставшие его больным  после  лечения уже ненужными, как, например, даже  костыли и инвалидные  коляски...
     Впервые мне удалось проверить собственные способности гипнотизера во время подбора исполнителей для одного из эпизодов нашего фильма, для которого отбирались только сомнамбулы. Для этого на киностудии был оборудован гипнотарий — специальная тихая комната, в которой проверял способности приходящих мой режиссер - профессиональный гипнотизер.
     За время совместной работы я так изучил все его действия и слова, что однажды, ради интереса, предложил заменить его, уже заметно уставшего. Когда он согласился, успокоив меня тем, что будет при этом меня подстраховывать,у меня тут же распустились крылья. Я сразу же набросил на себя его белый халат и предложил очередному посетителю  удобно усесться в кресло напротив меня. Поскольку посетителем оказалась симпатичная девушка, азарта у меня сразу же прибавилось.
      Я попросил её крепко сжать переплетённые пальцы обеих рук и сосредоточенно смотреть  в мою переносицу, после чего я грозно объявил, что буду считать до десяти, что с каждым счетом пальцы её  будут сжиматься всё сильнее и сильнее, когда же произнесу цифру десять,то ладони её сольются как бы в  стальной брусок, после чего она уже не сможет разъединить свои ладони   без моей специальной команды...
     Девушка, на моё счастье,оказалась очень послушной сомнамбулой , я же после этого впервые почувствовал себя почти сверхчеловеком. После этого я начал практиковать в новом качестве всё чаще и всё успешней.
     Еще больше мне удалось распустить свои крылья в городе Петропавловске-Камчатском,  куда меня после отправили готовить съемку в местном медицинском техникуме. После того,как в самом техникуме я успел уже отобрать нужное количество сомнамбул, молодежь повадилась приходить вечерами ко мне в гостиницу , уважительно общаясь со мной, как с признанным гипнотизером, часто прося меня рассказывать о тайнах гипноза и особенно - хоть что-то показать.
     Поскольку съемочная группа должна была прилететь только через неделю, то я там - развернулся во-всю. С большим успехом я показывал им не только то, что сам до этого видел,но даже и то, о чём только читал, как ,например, об угадывании желаний знаменитым Вольфом  Мессингом. Когда после многократных успешных демонстраций моих чудес и     восторженных аплодисментов все мы толпой вышли на вечернюю улицу и  молодёжь начала уговаривать меня устроить такие же демонстрации  гипноза  для всего техникума , а потом и для местного театра, и  я подумал, что , действительно, видимо, пришла мне пора стать
знаменитым волшебником, совершающим по всей стране свои замечательные  гастроли, то именно в этот миг произошёл очередной нежданный сюрприз. Студенты,до сих пор глядящие на меня с восторгом,вдруг начали шептаться между собой, а потом  меня  вдруг взяли с обеих сторон под руки, словно я не  могучий сверхчеловек, а тщедушный старичок, что вот-вот может упасть. Оказалось,что их очень напугал мой внезапный бледный вид, который они разглядели под уличным фонарем. Когда они сказали мне об этом, то я ужаснулся, потому что
действительно почувствовал себя совершенно пустым, словно воздушный шарик, только что проткнутый иглой.
    Студенты с трудом довели меня обратно до гостиничного номера, где я , приходя в себя, провалялся более суток, понимая, что во время демонстрации своих гипнотических возможностей выложил до конца все свои силы и что далее шутить с этим очень опасно...
     Когда фильм, над которым мы работали более года, был наконец-то успешно сдан, студия наградила меня бесплатной  24-дневной путёвкой на Кавказ - в пансионат «Пицунда»,что был в то время лучшим курортом Советского Союза. Вместе со мной по ещё одной такой путевке поехал и режиссер-мультипликатор нашей студии  Михаил Мартылевич. Мы жили с ним в одном двухместном номере  центрального корпуса «Апсны», сидели в столовой за одним столом и вскоре крепко подружились. Когда он узнал о моих способностях гипнотизера, то, не шибко
веря в это, как-то перед сном попросил меня продемонстрировать хоть что-то из своего богатого арсенала.
     Тогда я, не мудрствуя лукаво, просто поднял у лежащего руку , объявив, что его рука - одеревенела и что он ею не может  даже  пошевелить, как бы он этого ни хотел.   
     Как Миша потом признался,он хотел в ответ показать мне фигу, а затем снова спрятать свою руку под одеяло, но , к  своему ужасу, понял, что рукой ,действительно, перестал владеть. Еще более зауважав меня после этого, он попросил меня помочь ему бросить  курить. Когда мне удалось сделать сделать и это, он пришел в такой неописуемый восторг, что начал, как Петька - Чапаева, донимать меня постоянным вопросом: а мог ли бы я делать такое не наедине, а, как говорится, « в мировом масштабе».
      Своим восхищением он вскоре поделился с начальником клуба, после чего тот начал уговаривать меня дать представление в большом концертном зале.
     «Эх, была ни была!-как-то всё -таки согласился я, хоть и хорошо помнил свой камчатский урок. -Ведь представляется мне такая редкая возможность!» .
      Хоть клубный начальник   обещал за это солидную сумму , я решительно заявил, что  такой вечер проведу совершенно бесплатно.
     Уже через день  весь курорт был оклеен афишами, сообщающими о том, что
воскресным вечером известный гипнотизер  из Киева проведет лекцию о гипнозе с последующей демонстрацией разнообразных гипнотических опытов.
     Потом я подобрал в клубе маленький серебряный шарик из ёлочных украшений для фиксации зрительских взглядов, составил подробную программу и более суток перед выступлением накапливал свои силы , неподвижно лежа в постели.
      «А вдруг в этот огромный зал никто не придёт?!» - со страхом думал я , отправляясь на свой эшафот, но испугался еще больше, когда увидел битком набитый зал, где люди стояли в проходах, возле стен и даже вокруг сцены, чему, конечно же, очень  содействовали , как отмена вечернего фильма  и вечера танцев, так и плохая, дождливая погода.
     Поднявшись на трибуну, я около часа рассказывал о гипнозе, причем, специально таким монотонным голосом, чтобы люди побыстрей захотели спать еще до демонстрации  самого гипноза. После этого я немного заколебался в выборе метода гипноза: что лучше: пригласить ли на сцену желающих или гипнотизировать весь зал, чтобы затем выводить на сцену наиболее крепко спящих? В очередной раз решив всё-таки подстраховаться я, конечно же, достав шарик, начал усыплять весь зал. Когда я спустился вниз, чтобы отобрать сомнамбул ,
сделать это было довольно просто, поскольку они отличались тем, что их ресницы и глазные яблоки во время сна были совершенно неподвижными.
     Усадив отобранных на сцене в заранее подготовленные кресла, я начал внушать им множество самых разнообразных картин: то было им жарко, то холодно, то они ездили на воображаемых велосипедах, то собирали воображаемые яблоки, то отбивались от внезапно налетевших на них воображаемых пчёл, то встречали на воображаемом вокзале своих любимых...Самой яркой оказалась сценка внушения страшной жажды, от которой все они усиленно пили воображаемую воду, с последующей сценкой внушения того, что выпили они не воду, а чистый спирт, после чего на сцене начало твориться что-то невообразимое...
     Коротко говоря, демонстрация всех опытов, вплоть до угадывания желаний по методу Вольфа Мессинга ,  прошла с большим успехом и в конце своего выступления я, как большой знаток гипноза, посоветовал всем присутствующим смелее использовать именно гипноз для лечения многих болезней, а прежде всего, имеющих в своей основе какие-то нервные потрясения. Объяснил, что гипнозу подвластны все без исключения люди.  Разница только в том,  что одни из них усыпляются мгновенно, а с другими требуется для этого какое-то время. Лучшим доказательством этому служит всемирно  известный опыт «загипнотизированный гипнотизёр», при котором два  гипнотизера усыпляют одного.
     Чтобы в  возможностях  гипноза  мог убедиться каждый, я предложил всем зрителям скрестить свои пальцы, решив именно видом такого массового исцеления эффектно закончить свой вечер. Однако, и здесь ждал меня необычный сюрприз: после  постоянных моих внушений: «Ваши пальцы деревенеют всё больше и больше!», зал вдруг разразился нежданными криками: »Доктор, доктор! Смотрите: несут!»
      Я посмотрел в глубь зала и обомлел от страха: несколько мужчин тащили  оттуда пожилую женщину, которую, одеревеневшую целиком, несли, словно бревно...
     Обомлел я потому, что сразу сообразил: у этой женщины по причине повышенной внушаемости случился, так называемый,  «каталептический мост» , который иногда вызывают гипнотизеры специально, чтобы, уложив такого человека на спинки двух стульев,продемонстрировать силу своего  гипнотического внушения. Для этого подбирают обычно молодых, здоровых мужчин, у моей же пожилой женщины может оказаться больное сердце,что может привести к трагедии.
      Если бы такое случилось бы,сидеть бы мне за тюремной решеткой, так как такое массовое  зрелище имеет право проводить только  законный  врач -гипнотизер, да ещё  имеющий  для этого специальное разрешение  , а не такой, как я, всего лишь  - нахальный авантюрист.
      Поэтому я тут же белым лебедем прыгнул через оркестровую яму в зал, чтобы, подбежав к печальной процессии, прислонить эту женщину к стене и усиленно делать ей соответствующие внушения...
     Мне повезло: мышцы её расслабились, щёки порозовели и мне удалось вернуть
исцелённую на её прежнее место. После этого,   запланированная мной концовка , сбылась в ещё более лучшем виде : когда я вывел на сцену  множество людей  с одеревеневшими ладонями, то после их эффектного исцеления в зале долго звучали оглушительные аплодисменты...
      ...Уже на следующий день я начал ловить со всех сторон восхищенные взгляды и сталкиваться с назойливыми просителями почти на каждом шагу. Поскольку  почти каждый   из них просил, в виде исключения, срочно принять именно его, я тоже решил, в виде исключения, провести вторую половину своего отпуска в облике всемогущего гипнотизера  и  целыми днями проводил в своем номере приём посетителей, делая перерывы только для посещения столовой. Так как мой сосед Миша вместе с еще несколькими добровольцами останавливал просителей  в вестибюле, чтобы, соблюдая очередность,потом запускать их ко мне, я, окончательно обнаглев, начал вести себя, как достойный  ученик неповторимого графа Калиостро. Сразу же уловив, что если терпеливо слушать больного, желающего открыть тебе всю свою израненную душу, то только на одного такого может не хватить и целого дня, я разрешал  им отвечать только на мои конкретные вопросы.
     Из множества самых разных посетителей мне особо запомнился красавец-грузин, явившийся с жалобой на импотенцию, и мама с двумя сыновьями-мальчишками, что жаловалась на их ночное недержание мочи. Запомнились они , во-первых, тем, что внушение с ними я провел довольно быстро, почти как сам доктор Жуков, исцеливший меня когда-то  от бессонницы, для чего я  делал внушения мальчикам по восемь и десять лет одновременно;во-вторых, тем, что и грузин и мама потом прислали мне в Киев свои восторженные  письма.
      Еще одна интересная деталь: хоть я настойчиво указывал своим ассистентам, что принимаю посетителей бесплатно, всё равно перед обедом и ужином они предварительно выставляли на стол разные бутылки с вином и коньяком и целые горы сочных кавказских фруктов...
     Так задавался я всё больше и больше, пока   администрация  нашего корпуса не начала меня настойчиво приглашать к главному врачу курорта, пожелавшему меня срочно видеть.
       Я отлынивал, как мог,  от этой , не сулящей ничего хорошего,  встречи, но  всё равно пришлось к нему придти, предварительно оставив другу Мише свой домашний адрес и телефон.
     К моему великому удивлению, он совсем не собирался меня арестовывать,а, наоборот: предложил провести в концертном зале еще один вечер , но уже для всего медицинского персонала санаториев и пансионатов не только Пицунды, но и соседних городов:  Сочи, Адлера и Хосты. В награду мне предлагалась не только солидная сумма, но и большой бочонок прекрасного коньяка.
     «Дело в том, - откровенно поведал он, - что после вашего выступления множество отдыхающих просят, чтобы их, в первую очередь, лечили с помощью гипноза! Кстати, если это не секрет: у кого вы набирались такого мастерства?»
      Мне пришлось назвать, знаменитых тогда, московского профессора Рожнова и харьковского профессора Вельвовского , у которых мы проводили съемки своего фильма,  но, коротко говоря, удалось мне отделаться от повторного выступления с очень большим трудом.
     ...Когда я, окрыленный своим могуществом, вернулся после отпуска на свою киностудию,то и там снова ждал меня очередной сюрприз: директор киностудии Борис Остахнович , уже осведомленный о моих головокружительных успехах, предложил  мне выбрать для дальнейшей  работы только что-то одно: или гипноз или кино.
   Я заверил его в своей нерушимой верности нашему общему киноделу, после чего, сдержав обещание, успешно проработал на киностудии режиссером более четверти века.
    ...Хоть быстро мелькнувшие годы успели уже превратить наглого красавца-авантюриста в  тихого и одинокого старичка-инвалида, я и теперь , если не спится, начинаю с помощью аутогенной тренировки привычно внушать себе, что всё мое тело превратилось в тяжёлый свинцовый брусок , а, когда дохожу до глаз, то тоже привычно твержу им: »Мои веки - тяжелеют, глаза — слипаются и я всё больше погружаюсь в приятный и глубокий, в очень приятный и глубокий   сон!»
       Всё-таки самовнушение и гипноз — это великое дело!

  Аркадий Соколовский
  Вюрцбург
  Германия