Воспитательная роль истории

Георгий Асеев
               
                Доклад на VIII Всероссийской конференции
      «Актуальные вопросы преподавания Истории в средней и высшей школе»
         (Москва, Институт всеобщей истории РАН, 17-18 ноября 2014 г.)
         писателя, теолога Исаева Григория Евгеньевича на тему:
          «Воспитательная роль изучения отечественной истории»


            Без зрелого национального самосознания нет свободной личности, а значить нет ни достоверного общественного мнения, ни достойного гражданского общества, ибо только светлая и добрая память о доблестях предков побуждает любить и защищать свою Отчизну – родную землю, сиречь Родину, на которой они жили и трудились; где, ты, родился сам.
            Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности склада   личности, и национального духа в целом.
            Россия, как и вся Европа, исторически принадлежит к христианской цивилизации, основанной на жизнеутверждающей вере в Бога – Духа свободы и любви – и в бессмертие души.   
            Как форма художественной деятельности общественного сознания, как эстетика символа, искусство изложения истории – прежде всего способ познания истинных законов мироздания и развития общественного бытия. Учебник по российской истории должен выражать эстетику национальных символов и нравственную силу героических образов, раскрывающих суть русской души, а также прививать почтение к святыням, сохраняющим связь времён в народной памяти.
            Русская историческая мысль отличается интуитивным чутьём «идеала». Интуиция, как духовный камертон, настраивает   человека на   симфоническую тональность Божественной Любви. Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии: в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь.
            В качестве хрестоматийного материала в пособие по российской истории следует включить развёрнутые цитаты отечественных светочей духа, классиков литературы, касающиеся исторической миссии русского народа.
            Имя преподобного Нестора Летописца со школьной скамьи известно всем и каждому на Украине, России и Беларуси. Его чтут как былинного героя, первого отечественного историка и агиографа, запечатлевшего для последующих поколений устроение Промыслом Божиим великой державы, ставшей оплотом православной веры на одной шестой части планеты.
            Девять столетий назад преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд «Повесть временных лет» — основу наших знаний о Руси, летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры. «Повесть временных лет» является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории. Летопись святого Нестора — это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора.
           «Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания». Под таким углом зрения можно, например, рассматривать назидательный духовный смысл воззваний (по случаю подписания Брестского мира в 1918 году) святого патриарха Тихона. Самоотверженный призыв святого патриарха Тихона пронёсся через десятилетия и отозвался в годину испытаний второй мировой войной – «дружная семья народов нашей страны» (состоящая тогда в значительной степени из поколений воспитанных царской Россией), как встарь, сплотилась, по-братски, с верою вокруг своего «вождя и отца всех народов», забыв про «несуразные» внутригосударственные (национально-автономные, краевые, областные, республиканские) границы, искусственно возникшие на просторах бывшей Российской Империи; выстояла и победила, несмотря на огромные потери, благодаря верности многовековому, овеянному ратной славой народному девизу «За Веру, Царя и Отечество». Победа в Великой Отечественной войне была обусловлена прежде всего «силой инерции» православного имперского духа, господствующего в русском крестьянском самосознании (причём в те годы крестьянство составляло наибольшую часть населения страны). Современные «Иваны непомнящие родства и заветов старины глубокой» разделили нажитое потом и кровью «отеческое» (царское) наследие, поправ братский дух любви, единомыслия и уважения к «семейному старшинству». Стали, подобно евангельскому блудному сыну, «прожигать» нажитое предками общенациональное достояние. «Снятие порчи», нанесённой тоталитарной деспотией, с души народа означает снятие благодатью Божией печати разделяющего беспамятства с равнодушных сердец и принятие ими любовного участия в борьбе добра со злом.
             Ф. М. Достоевский в Слове о русском сердце заметил: «Родина свята для русского сердца, потому что Родина для него высшая и последняя правда».
             Председатель Московского психологического общества, профессор Московского университета, доктор государственных наук Иван Александрович Ильин в 1919 году, в разгар гражданской войны, в труде «О сущности правосознания» писал: «Подлинная государственность строится здоровым правосознанием, т. е. религиозно созерцающей волею».               
             В Декларации русской идентичности, принятой 11 ноября 2014 года на XVIII ВРНС в Москве, определено: «На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». 
             Будущее России немыслимо без сохранения духовных основ русского народа, а успешное решение «русского вопроса» неразрывно связано с творческим осмыслением и претворением в различных сферах (государственной, общественной, семейной) жизни двухтысячелетнего наследия православной христианской культуры.