Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 6

Александр Пале
          Глава 6

      Христос, которого
       мы не знаем
 
  ... Я пришел разделить 
     человека с отцом его,
    и дочь с матерью ее...
    ... И враги человеку -
        домашние его... 
               
      Матфей 10.34-37

Что известно об Иисусе Христе людям, не удосужившимся затруднить себя чтением Библии, а тем более внимательным чтением. Тогда их знания о Сыне Божьем будут складываются из того, что в церквях и храмах принято говорить по данному вопросу. А говорят там, в основном о многочисленных чудесах, Им совершённых, пересказывают Его проповеди и мудрые притчи. Всё это без сомнения очень важно и является основополагающим для раскрытия Божественной сущности Христа.

Однако существует евангелический материал, который мягко говоря, не принято упоминать перед широкой аудиторией. Почему? А потому, что там написанное, несколько в ином свете преподносит нам, как образ Самого Учителя, так и постулаты Его учения. И надо сказать, что выводы, появляющиеся в результате анализа этого материала, несколько корректируют ранее сложившиеся стереотипы.

Сейчас вашему вниманию будут представлены некоторые, мягко выражаясь, моменты противоречия, имеющиеся в высказываниях Христа.

                Так что же нам делать с "врагами нашими"?

После принятия крещения в водах Иордана, Иисус из Назарета покидает родной город и направляется в Капернаум. Данный населённый пункт располагался на берегу Галилейского озера и его жители занимались в основном рыбным промыслом. Вот из среды этих самых рыбаков Он призывает на апостольское служение Своих первых учеников.

Матфей 4.2-253  "… И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя… и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных… и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана…".

Матфей 5.1,2  "… Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…".

В этой знаменитой первой проповеди, Христос излагает всем собравшимся основные постулаты Своего учения. Здесь же уточняется и разъясняется, как, по Его мнению, это новое будет соотноситься с основополагающими догмами древней иудейской веры. Давайте слегка отвлечёмся и ещё раз сделаем акценты в христианском "Божественном табеле о рангах".

Итак, ветхозаветный Иегова, избравший еврейский народ для дальнейшего над ним покровительства, в новозаветной интерпретации является "Богом Отцом". Иисус Христос в евангелиях называет Себя "Сыном", т.е. согласно догмату о "Единодушии" является Вторым Лицом Троицы, - "Сыном Иеговы". Третье лицо, т.е. "Бога Духа Святого" в данном аспекте затрагивать не будем. А теперь давайте вникнем в суть сказанного Христом своим ученикам и публике во время первой проповеди:

Матфей 5.17-19  "… Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить… истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота… не прейдет из закона… Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших… тот малейшим наречется в Царстве Небесном…".

Как видите, Христос уверенно говорит, что Он пришёл в этот мир "законы" и "заповеди" не нарушать, но исполнять. Следовательно, те 10 основополагающих установок, начертанных в своё время Иеговой, т.е. "Богом Отцом" на каменных скрижалях и вручённых Моисею на одной из гор Синая, не будут забыты и "Богом Сыном". Здесь всё как будто ясно и понятно. А сейчас мы заглянем в еврейские своды законов, то бишь книги "Левит" и "Второзаконие". Читаем:

Левит 24.17,19-22  "… Кто убьет какого - либо человека, тот предан будет смерти… Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал… так и ему должно сделать… кто убьет человека, того должно предать смерти. Один суд должен быть у вас… ибо Я Господь, Бог ваш…".

Второзак. 19.11,19-21  "… если кто будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти... то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему… и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу…".

Как видите у Бога Отца всё предельно чётко и, надо сказать, с точки зрения нормального человека справедливо. Так должно было поступать 12-ти коленам потомков сынов Иакова в процессе своего сосуществования, как единого этнического организма. И именно так, этот образовавшийся народ и поступал на протяжении долгих веков своего национально-религиозного становления и развития.

А теперь вернёмся к "Нагорной проповеди". Посмотрите, что насчёт слов Отца "… тому должно сделать то же, что он сделал…", думает Сын, обещавший никакой закон "…не нарушать…".

Матфей 5.38,39,43-45  "… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас… да будете сынами Отца вашего Небесного…".

Ну, и как прикажете "совместить несовместимое"? По чьим всё-таки заповедям поступать, - Бога Отца или Сына? Как понять исходя из принципа "Единосущия Божественной Троицы" этот мягко выражаясь, конфликт из области "Отцы и Дети"? Лично у меня, к сожалению не получается. Вот поэтому до сих пор мучаюсь вопросом, так следует всё-таки "забрать душу" у твари, изнасиловавшей и убившей девочку-ребёнка или эту же тварь "полюбить", простив ей всё?

              Как же нам поступать с "родителями нашими"?

Теперь обратим свои взоры на людей, подаривших нам жизнь. Напомню, что в отношении родителей гласит древний закон, согласно "заповеди № 5". Вот как это было озвучено Богом Отцом на горе Хорив "из среды огненной" Моисею и еврейскому обществу:

Второзак. 5.16  "… Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь…  чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…".

Вначале Сын Божий по данному вопросу придерживается такого же мнения. Читаем у "Матфея", а также у "Марка".

Матфей 19.16-19  "… И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную… Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать…".

Марк 7.5,6,9,10-13  "… Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев… Он сказал им в ответ… хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван… тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим…".

Всё на данном этапе ясно и понятно, родителей следует "почитать". Понятие это весьма объёмное, но один его аспект мы рассмотрим несколько углублённо. Я имею в виду, следует ли детям отдавать свой последний скорбный долг родителям в части захоронения. У древних это было незыблемым и никакой альтернативы не допускалось. На это не влияли ни дальность их проживания друг от друга, ни (подчёркиваю) складывающиеся в семье взаимоотношения.

К примеру, Измаил, первенец патриарха Авраама и второй его сын Исаак были отнюдь не друзьями, если не сказать большего. То же самое применимо к Исаву и Иакову, сыновьям второго патриарха Исаака. Но, тем не менее, свой сыновий долг они свято выполнили и сделали это вместе.

Бытие 25.8-10  "… и скончался Авраам, и умер в старости доброй… И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле… на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его…".

Бытие 35.29  "… И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу
своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его…".

Взаимоотношения между 12-тью сыновьями третьего патриарха Иакова-Израиля были также отнюдь не безоблачными. Из глав первое части данной книги вы это заметили, однако читаем:

Бытие 49.33; 50.13  "… И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему… и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпеле…".

А теперь, как говориться ещё одна "ложка логического несоответствия" во всепоглощающей христианской "бочке добра и всепрощения", исключающей всякую ненависть в душе человека. Сейчас я приведу некоторые евангелические цитаты со словами Христа, но воздержусь от комментариев. Почему? Да потому, что обратно-таки не знаю, как увязать ранее сказанное Сыном Божиим с тем, что записано ниже евангелистами с Его же слов. Вы уж сами постарайтесь разобраться, чему же следовать, - любви и всепрощению или …?

Матфей 9.57-61  "… Случилось, что когда они были в пути… Иисус сказал… следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов… Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия…".

Матфей 10.34-37  "… Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…".

Лука 14.25-26  "… С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником…".

Вот так то! Иегова, т.е. "Бог Отец" в первых заповедях повелел народу поклоняться только Ему, однако при всём этом не забывать и о родителях. Одно, как говориться не исключало другое. Но вот уже Бог Сын требует для Себя полного сыновьего отречения и даже ненависти в отношении своих близких. А как же Любовь и Всепрощение к пусть даже и "насолившим" чем то родителям? Выходит к данной категории лиц это не относиться? Момент конечно интересный.

                Наказание без вины?

Когда безвременно умирает вполне сложившийся человек, это всё же можно понять, если отнести случившееся на счёт его греховности. Сотворил нечто, нам простым смертным неведомое, разгневал Небеса, вот и получи. Здесь как будто всё логически объяснимо. Но как понять смерть ребёнка и пожить то ещё не успевшего, а не то, что нагрешить? В каждом таком случае невольно возникает вопрос: "Господи! За что?". У Церкви ответ давно заготовлен и трактуется в зависимости от обстоятельств, приблизительно одинаково. Это, мол, за грехи предыдущих поколений (родителей, дедушек, бабушек и т.д.). На чём основано это утверждение? Вначале книги "Второзаконие" есть следующее:

Второзак. 5.1,2,4,5,8-10  "… И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль… Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве… Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня… Он [тогда] сказал… Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои…".

Как видите, Бог Отец обещает наказывать 4-ре поколения в роду "врага своего", т.е. вплоть до праправнуков. Однако чуть дальше в правовых параграфах этой книги, есть установка, которую можно воспринять, как некую корректировку вышесказанного. Читаем:

Второзак. 24.16  "… Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление…".

И хотя в этих моментах, просматривается "некая разноголосица", но в обоих случаях, как вы могли наблюдать, понятие "вины" присутствует. А теперь обратимся к евангелиям Нового христианского Завета. Есть там один эпизод, склоняющий к мысли, что Небеса могут наказать и безо всякой вины. Но вначале хочу познакомить вас с одной мудрой притчей Христа. Из неё можно понять, что никогда и никому, а тем более "хозяину положения" не следует торопиться с выводами и резкими поступками в отношении всех от него зависящих. Не всё кажущееся на первый взгляд есть истина.

Луки 13.6-8  "… И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее…".

Далее. В своей "Нагорной проповеди" Христос сказал следующее:

Мат. 7.18-20  "… Не может дерево доброе приносить плоды худые… дерево худое приносить плоды добрые… дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь… по плодам их узнаете их...".

Конечно в обоих случаях "дерево" и "плоды" проходят, как метафора. Речь естественно идёт о том, что оценивать человека нужно по его делам и судить его можно (и нужно) только за содеянное. А теперь вернёмся к самым евангелическим истокам и посмотрим, что происходило с Христом сразу же после принятия крещения.

Лук. 4.1-3  "… Иисус… поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он… ничего не ел… а по прошествии их напоследок взалкал…  И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то…".

Как видите "… диавол…" ждал, пока Христос окончательно проголодается и только тогда начал свои искушения. Сорокадневная пытка голодом заставила Сына Божьего "…взалкать…", но и тогда не сломила Его волю. Согласитесь, что 40 дней это не неделя и тем более не один день. А сейчас собственно по теме.

По прошествии некоторого времени с Сыном Божьим, в плане "голода" произошёл один весьма интересный и довольно странный случай. И именно это навевает мысль, что наказание может произойти, так сказать и "на ровном месте".

Марк 11.11-14,20,21  "… И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и… как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня… Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла…".

Вызывает удивление, что простое однодневное голодание привело Христа в состояние озлобления и толкнуло на действие, противоречащее Его же прежним мудрым установкам. Остаётся только процитировать апостола Иоанна, бывшего вместе с другими учениками свидетелем "суда над смоковницей":

Откровение Иоанна Богослова 15.3  "… чудны дела Твои Господи Боже Вседержитель!".

"Чудны, то они чудны", но ведь растение ну никак не могло "ходить во врагах у Господа". За что же была отобрана жизнь у дерева, на котором пока по его природе и должны быть только листья, - "… ибо еще не время было [собирания] смокв…"? Ведь "ни худого" плода, "ни доброго" ещё не выросло, а суд состоялся? Вины нет, а наказание произошло?

Книга пророка Осии 14.10  "… Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни…".

И если Небеса всегда "правы" и их "понять", нам не дано, то и не вопрошайте над мёртвым детским тельцем: "За что же так сурово, Господи!?". И хотя ответа не будет, но почему то мысли о той "безвинно проклятой смоковнице" настойчиво лезут в голову.

                Кому изначально готовилось "Царствие Небесное"

Мы так "плотно срослись" с мыслью, что Христос пришёл в этот мир ради спасения всего рода людского, что об ином не хотим даже и помышлять. Да, в настоящее время врата Царствия Небесного, как утверждает Церковь, открыты всякому, кто уверовал в Сына Божьего. Но всегда ли так было? Оказывается, что далеко и нет.

Вначале нашего исследования по данному вопросу, хочу вас познакомить с кое какой информацией. В главе Загадки царей Иудейских мы уже знакомились с Северным государственным образованием под названием "Израиль", которое возникло на руинах "развалившегося" царства Соломона. В самом начале его появления на сцене истории, их столица находилась в Фирце. Но Амврий, 6-ой царь Израиля решил "переехать" и для этой цели выкупил участок земли и заложил новый стольный град. Читаем:

3 Царств 16.23,24  "… воцарился Амврий над Израилем [и царствовал] двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею…".

Новая столица развивалась довольно быстро. Её гордостью стал великолепный царский дворец, а стены окружавшие город, сделали Самарию неприступной крепостью. По прошествии 50-ти лет соседняя Ассирия решила испытать прочность данных оборонительных сооружений и начала осаду города.

4 Царств 17.1,3,4-6,24  "… воцарился Осия, сын Илы, в Самарии над Израилем… Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Осии измену… И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию… И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил [их] в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею…".

Этих поселенцев стали называть самаритянами. В начале своего проживания на новых землях народ, как и водится, покланялся в основном своим бывшим богам. Но с течением времени и обстоятельств им понравилось Пятикнижие Моисея (Тора), а Иегове в городе Шхем был сооружён приличный Храм. Данное культовое сооружение было воспринято коренными иудеями, как наглое противопоставление иерусалимскому Дому Бога. Самаритяне так и не стали для евреев "своими" и по-другому, как язычниками их не считали. Вот приблизительно такая обстановка по данному вопросу сложилась на момент земного служения Христа.

А теперь о Царствии Небесном и кого Христос там желал видеть при своей земной жизни. Читаем:

Матфей 10.1,5-7 "… И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь…  Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева… ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное...".

Матфей 15.21-28  "… Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка… кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его… просили Его: отпусти ее… Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева…  нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их…".

Иоанн 4.22 "…  Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев…".

Лука 22.28-30  "… вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой…  сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых…".

Как видите ни какие язычники, как на территории самой земли обетованной, так и за её пределами на тот момент Христа не интересовали. Царствие Небесное вначале было предназначено только для потомков патриарха Иакова. Но этих самых потомков царствие на небесах, которое проповедовал новый Пророк, не заинтересовало. Евреи не приняли учение Сына, а остались верны старым установкам Отца. Христос был казнён.

После Воскресения Он кардинально поменял взгляды по данному вопросу. Евреи отошли на вторые роли, по принципу, - "не хотят и не надо, была бы честь предложена". Теперь все надежды и чаяния на пополнение заоблачного Царствия новыми членами, были переложены на "плечи язычников". Именно их в будущем предстояло встречать апостолу Петру у ворот Рая. Читаем.

Марк 16.14-16  "… Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери]… И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет…".

Матфей 28.16-19  "… Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему... И приблизившись Иисус сказал им… Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…".

Вот собственно, таким образом, нас допустили к "живительному источнику вечной жизни". А ведь не откажись евреи от вечного блаженства и что тогда?