На родине Канта

Юрий Шпилькин
Грант, полученный за звание «Лучший преподаватель вуза» дал возможность сбыться многолетней моей мечте - побывать на родине великого Канта. В Калининграде, бывшем во времена Канта Кенигсбергом.  Поэтому основной целью моей поездки был сбор материала о жизни великого философа, которая практически вся связана с этим городом. Город Кенигсберг получил свое развитие из объединения трех поселений: Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф. На острове Кнайпхоф в 1333 г. было начато строительство Кафедрального собора.
 
А в 1544 году рядом с собором открылся университет, названный впоследствии Альбертиной — по имени герцога Альбрехта, основателя университета, ныне этот университет носит имя Канта. В 1724 году три города, многочисленные посёлки, посады и предместья, а также замок, который до этого не входил в состав ни одного из городов, а имел особый статус правительственной резиденции, были объединены в единый город Кёнигсберг.
Во время Семилетней войны русские войска в 1758 г. оккупировали Восточную Пруссию, граждане которой принесли присягу на верность русской короне, а от имени русской императрицы правили генерал-губернаторы. Но после смерти тетки - императрицы Елизаветы, Петр III, преклонявшийся перед Пруссией, в 1762 г. заключил договор о мире с Пруссией. Согласно договору Россия выходила, из Семилетней войны и добровольно возвращала Пруссии территорию, занятую русскими войсками, включая Восточную Пруссию, в том числе и Кенигсберг.
 В Кёнигсберге 22 апреля 1724 года в небогатой семье ремесленника, шорника-седельщика родился Иммануил Кант. Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет.
Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант с 1747 г. работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в селении Юдшен (ныне поселок Веселовка Черняховского района) в семье пастора. В доме пастора, или, как его теперь называют, «Домик Канта», он написал свой первый философский труд «Мысли об истинной оценке живых сил». Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. Скажу честно, было стыдно и больно, что домик Канта рассыпается, а местная власть не находит средств на его восстановление. Не понимаю, надо ли бороться за право проведения ЧМ по футболу 2018 г., если к этому времени домик Канта разрушится?
 
  В 1755 г. Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне» и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете.
 В 1758 году жители города, в том числе и Кант, присягнули на верность императрице Елизавете, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.(Сохранен стиль перевода на русский язык 1896 года).

"ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ ФИЛОСОФА КАНТА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ.
  Еммануэль Кант, магистр, всеподданнейше умоляет Ея Императорское Величество всемилостивейше назначить его на освободившееся место ординарнаго профессора по кафедре логики и метафизики в Кёнигсбергском университете.
 Пресветлейшая, великодержавнейшая Императрица, Самодержица всея России, всемилостивейшая Императрица и великая жена!
  Со смертью покойнаго доктора и профессора Кипсе кафедра ординарнаго профессора логики и метафизики в нашей Кёнигсбергской академии сделалась свободною. Эти обе науки были доселе предметом особенно внимательнаго изучения с моей стороны.
  С тех пор, как я сделался доцентом в здешнем университете каждое полугодие я читал лекции по обеим этим наукам. Я написал по этим наукам две диссертации, кроме того старался представить некоторую пробу своих занятий в четырех статьях, напечатанных в Кёнигсбергской ученой газете, в трех программах и трех других философских трактатах.
  Надежда, каковою я себя льщу быть назначенным на академическую службу по предмету сих наук, особенно же всемилостивейшее расположение вашего императорскаго величества оказывать наукам ваше высочайшее покровительство и снисходительное попечительство, побуждают меня всеподданнейше просить ваше императорское величество всемилостивейше соблаговолить благосклонно утвердить меня на вакантную кафедру ординарнаго профессора, так как я надеюсь, что академический Сенат в разсуждении требуемой на сей предмет способности будет сопровождать мое верноподданическое искание  не   неблагоприятными  показаниями.   Готов   умереть в моей   глубочайшей   преданности  вашего   императорскаго   величества наиверноподданнейший раб Еммануэл Кант».
  Кёнигсберг, 14 Декабря 1758".

Переводчик добавил:"Утверждение ординарным профессором величайшего мыслителя нового времени зависело от Русского правительства. Всеподданнейшее прошение Канта почему-то не было уважено, равно как его ходатайство по тому же поводу перед тогдашним генерал-губернатором Пруссии бароном Корфом". (Правда, через 36 лет Кант будет избран членом Петербургской АН).
 С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. В 1786 г. Кант избран ректором университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. Он был избран членом трех академий: Берлинской (1786), Петербургской (1794) и Сиенской (1798) Академии наук в Италии.
  Его точность следования распорядку вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов даже среди пунктуальных немцев. Кенингсбергцы проверяли часы, когда он выходил на прогулку при любой погоде. Сохранилась липовая аллея вдоль набережной реки Преголи, по которой возможно гулял Кант, есть даже скамья Канта. Его дом, из окон которого был виден Кафедральный собор, не сохранился. Вел он размеренную жизнь, без экстраординарных событий.   Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником.

Вот как описывает выдающийся историк, создатель «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин встречу с Кантом, которая состоялась 19 июня 1789 года, за 15 лет до смерти Канта.
«Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика, который опровергает и Малебранша и Лейбница, и Юма и Боннета, — Канта, которого иудейский Сократ, покойный Мендельзон, иначе не называл, как der alles zermalmebde Kant, то есть все сокрушающий Кант. Я не имел к нему писем, но смелость города берет, — и мне отворились двери в кабинет его. Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были: «Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту». Он тотчас попросил меня сесть, говоря: «Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости». С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель. Надобно было удивляться его историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти; но это у него, как немцы говорят, дело постороннее. Потом я, не без скачка, обратил разговор на природу и нравственность человека; и вот что мог удержать в памяти из его рассуждений:
«Деятельность есть наше определение. Человек не может быть никогда совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к приобретениям. Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту же минуту почувствует, что это все не есть все. Не видя цели или конца стремления нашего в здешней жизни, полагаем мы будущую, где узлу надобно развязаться. Сия мысль тем приятнее для человека, что здесь нет никакой соразмерности между радостями и горестями, между наслаждением и страданием. Я утешаюсь тем, что мне уже шестьдесят лет и скоро придет конец жизни моей, ибо надеюсь вступить в другую, лучшую. Помышляя о тех услаждениях, которые имел я в жизни, не чувствую теперь удовольствия, но, представляя себе те случаи, где действовал сообразно с законом нравственным, начертанным у меня в сердце, радуюсь. Говорю о нравственном законе: назовем его совестию, чувством добра и зла — но они есть. Я солгал, никто не знает лжи моей, но мне стыдно. — Вероятность не есть очевидность, когда мы говорим о будущей жизни; но, сообразив все, рассудок велит нам верить ей. Да и чтобы с нами было, когда бы мы, так сказать, глазами увидели ee. Если бы она нам очень полюбилась, мы бы не могли уже заниматься нынешнею жизнью и были в беспрестанном томлении; а в противном случае не имели бы утешения сказать себе в горестях здешней жизни: авось там будет лучше — Но, говоря о нашем определении, о жизни будущей и проч., предполагаем уже бытие Всевечного Творческого разума, все для чего-нибудь, и все благо творящего. Что? Как?.. Но здесь первый мудрец признается в своем невежестве. Здесь разум погашает светильник свой, и мы во тьме остаемся; одна фантазия может носиться во тьме сей и творить несобытное». — Почтенный муж! Прости, если в сих строках обезобразил я мысли твои!
Он знает Лафатера и переписывался с ним. «Лафатер весьма любезен по доброте своего сердца, — говорит он, — но, имея чрезмерное воображение, часто ослепляется мечтами, верит магнетизму и проч.» — Коснулись до его неприятелей. «Вы их узнаете, — сказал он, — и увидите, что они все добрые люди».
Он записал мне титулы двух своих сочинений, которых я не читал: «Kritik der praktischen Vernunft» и «Metaphysik der Sitten» [«Критика практического разума» и «Метафизика нравов» (нем.)], — и сию записку буду хранить как священный памятник.
Вписав в свою карманную книжку мое имя, пожелал он, чтобы решились все мои сомнения; потом мы с ним расстались.
Вот вам, друзья мои, краткое описание весьма любопытной для меня беседы, которая продолжалась около трех часов. — Кант говорит скоро, весьма тихо и невразумительно; и потому надлежало мне слушать его с напряжением всех нерв слуха. Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, кроме... его метафизики».   Н. Карамзин, 19 июня 1789 года.

 Карамзин пишет о Кенигсберге того времени.
«Кенигсберг, столица Пруссии, есть один из больших городов в Европе, будучи в окружности около пятнадцати верст. Некогда был он в числе славных ганзейских городов. И ныне коммерция его довольно важна. Река Прегель, на которой он лежит, хотя не шире 150 или 160 футов, однако ж так глубока, что большие купеческие суда могут ходить по ней. Домов считается около 4000, а жителей 40 000 — как мало по величине города! Но теперь он кажется многолюдным, потому что множество людей собралось сюда на ярманку, которая начнется с завтрашнего дня. Я видел довольно хороших домов, но не видел таких огромных, как в Москве или в Петербурге, хотя вообще Кенигсберг выстроен едва ли не лучше Москвы».
Современный Калининград и сегодня производит хорошее впечатление. Город понравился. Чистый, ухоженный. Конференция по когнитивной науке проходила в главном корпусе университета. Быть может она поможет выявить когнитивные способности в гносеологии. Тем не менее, университету имени Канта следует больше уделять внимания философии, да и факультет философский не мешало бы открыть. Но вернемся к истории города, однажды он уже принадлежал России.
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. В 1786 г. Кант избран ректором университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. Он был избран членом трех академий: Берлинской (1786), Петербургской (1794) и Сиенской (1798) Академии наук в Италии.
  Вел он размеренную жизнь, без экстраординарных событий.   Женат не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником.
 Умер Кант 12 февраля 1804 г. Был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, отличающимся по стилю от самого собора. На четвертом этаже собора в музее Канта хранится посмертная маска Канта, а также книги и вещи времен жизни великого философа.

Приближаются годовщины победы в Великой Отечественной войне и образования Калининградской области. В 1945 году по решению Потсдамской конференции в качестве контрибуции за понесенные материальные потери Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. Советскому Союзу отошла одна треть Восточной Пруссии вместе со столицей Кёнигсбергом (который был переименован в Калининград), включённая в состав РСФСР как Калининградская область.  Все населенные пункты, и многие географические объекты (реки, заливы Балтийского моря) бывшей Восточной Пруссии были переименованы, сменив немецкие названия на русские. Надо полагать, что среди немногих достопримечательностей – Домик Канта в Веселовке сохранится как память о великом философе. Дом в поселке Веселовка Калининградской области, где в XVIII веке жил и работал великий немецкий философ Иммануил Кант, будет превращен в музейный комплекс. Решение об этом принято на заседании Совета по культуре при губернаторе.  Во всяком случае, губернатор области Николай Цуканов обещал: "Мы проведем реконструкцию здания и сделаем в нем музей нашего знаменитого земляка". Будем надеется…
  Кенигсбергский университет, с 2011 г. Балтийский федеральный университет носит имя Иммануила Канта. История  вуза началась в 1947 году, когда был создан Калининградский государственный педагогический институт. В 1966 году он был преобразован в Калининградский государственный университет, а в 2005-м постановлением Правительства Российской Федерации переименован в РГУ им. И. Канта.

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, являясь одним из инновационных вузов Российской Федерации, стремится сохранить и приумножить академические традиции своего предшественника – Кёнигсбергского университета Альбертина. История Альбертины - одного из старейших вузов Европы - насчитывает более 460 лет. В разные годы здесь преподавали и выступали с лекциями И. Гаман, И. Гердер, Ф. Бессель, К. Якоби, Ф. Линдерман, А. Гурвиц, Д. Гилберт, Г. Гельмгольц; изучал богословие основоположник литовской литературы К. Донелайтис; слушал лекции по философии писатель и композитор Э.Т.А. Гофман.
Самая масштабная фигура в истории Кёнигсбергского университета – Иммануил Кант, великий мыслитель, бывший некоторое время российским подданным. Его имя навсегда связало Кёнигсберг и университет с историей культуры всего человечества и стало своеобразной визитной карточкой региона.
Сегодня БФУ им. И. Канта – крупнейший образовательный, научный, культурный, просветительский центр самого западного региона России. Успешно осуществляется программа горизонтальной и вертикальной диверсификации основных образовательных программ. Вдвое увеличилось количество специальностей и направлений, реализуются программы подготовки бакалавров и магистров. Открыты программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. В настоящее время в университете реализуется около 300 образовательных программ среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования; работает 2,2 тысячи сотрудников и обучается около 16 тысяч студентов, аспирантов и слушателей.
Одним из представительных форумов является Международная конференция по когнитивным наукам. В БФУ им. И.Канта в июне этого года прошла Шестая конференция, которая проводится в Калининграде во второй раз. На форум собрались 450 ученых со всего мира исследующих познание и его эволюцию, интеллект, мышление, восприятие, сознание, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания  и сложных форм поведения. В конференции участвовали психологи, лингвисты, специалисты по педагогике, искусственному интеллекту, когнитивной эргономике, философы, антропологи и другие специалисты, работающие в области когнитивной науки.
Как участнику конференции мне был выдан сертификат.