Взгляд сквозь годы Николая Молокова

Сергей Лелеко
    Тема истории Тюменского футбола неисчерпаема. Всегда в ней были победы и поражения, взлёты и падения, захватывающие поединки и «проходные» игры. За всеми этими событиями мы иногда забываем главного созидателя этой истории, Человека Тюменского футбола – футболиста, тренера, арбитра, болельщика. И хорошо, что есть люди, скрупулёзно собирающие эту историю для нас и будущего нашего футбола. Один из них  Дмитрий Труфанов -  знаток истории нашей команды мастеров, представляющий читателю свою первую работу об одном из «доморощенных» спортивных талантов.



                Совсем ещё юный тюменец Николай Максимович Молоков, как и многие его ровесники, учившиеся в 50-ой «железнодорожной» средней школе, бегал погонять мяч на близлежащий стадион "Локомотив". Тренеров тогда не было, но опытные футболисты  следили за детьми, и самым способным давали возможность попробовать силы в детской команде "Локомотив". Таким футбольным «дядькой» для Коли Молокова был опытный футболист паровозного депо Николай Петрушин. К слову, в этой детской команде  к тому времени уже играл будущий партнер Молокова по команде мастеров - Юрий Агиенко.  В 1954 году  14-ти летнего Николая пригласили в «молодёжку».

В 1958 году, в возрасте 18-ти лет, Молоков был принят кочегаром в паровозное депо станции Тюмень. Сейчас бы это называлось «получил первый взрослый контракт» с футбольным клубом.

В то время в футбольной Тюмени пальма первенства принадлежала самому популярному клубу города – «Динамо».  Тем не менее, железнодорожники в 1959 году, с Молоковым в составе, смогли выиграть Кубок города.
Конечно же, не одним футболом жил герой этого рассказа. Прекрасно играл в популярный в то время в Тюмени хоккей с мячом, настольный теннис и увлекался шахматами.

В феврале 1960 года, будучи уже довольно известным в городе и перспективным молодым футболистом,  Николай увольняется из депо в связи с сокращением штата, и устраивается на завод «Механик».  И очень быстро стал одним из ведущих игроков команды,  в то время  на городском и областном уровне бывшей далеко не на последних ролях.

Успехи Молокова  в 1960-м году не могли остаться незамеченными...
     Уже более года руководство тюменского спорткомитета «ломало голову» над вопросом – как собрать  команду мастеров по футболу.  Все соседние города уже успешно выступали в первенстве СССР, а в Тюмени по-прежнему игрались лишь областные и городские турниры.

            Наконец, в мае 1960 года решение о создании Тюменской команды  класса «Б» для участия в первенстве СССР было принято. Одновременно назначили тренерский совет, который занялся созданием первой и второй сборных города в целях отбора наиболее подходящих местных футболистов для выступлений на более высоком уровне.

      Николай Молоков был зачислен в состав второй сборной города, однако в одной из контрольных игр получил досадную травму, и дальнейшее комплектование первого состава тюменской команды мастеров прошло без него.
         В октябре того же 1960 года Николая Молокова пожелали видеть в своей команде командиры тюменского военного училища (ТВВИКУ),  и призвали в армию.

      За три года, проведенные в армейской команде,  Николай стал задумываться о необходимости получения образования и продвижению футбольной карьеры. По предложению знакомых, в сентябре 1963 года он уезжает поступать в Институт сельского хозяйства на Украину, в город Мелитополь. Там он присоединяется к местной футбольной команде "Буревестник", довольно успешно выступающей в украинской зоне класса "Б" первенства СССР. Всё было вроде хорошо, но уже через два месяца Николай начинает скучать по дому. В Тюмени осталась одна мама, да и, по словам самого Николая Максимовича, что называется, "попал не в своё болото". В конце октября того же года он переводится в тюменский лесотехнический институт, возвращается в родной город, где его с распростертыми объятиями встречает завод «Механик» и его одноименная футбольная команда.


На фото вверху - «Механик», 1963 года после финальной игры первенства  ДСО «Труд" с командой «П/я – 45»    -  2 : 1 .  Справа налево: Александр Трифонов (капитан), Владимир Ступаков (вратарь), Николай Лебедев, Герман Табанаков, Александр Важенин, Николай Щепкин, Александр Русляков, Анатолий Булдаков, Николай Молоков (не все в кадре).

     Правда, вновь выйти на поле в составе «Механика» на футбольное поле у Молокова не получилось, так как сезон был закончен, и наступила зима. А уже в феврале 1964 года его приглашают в городской спорткомитет и предлагают поехать на сборы вместе с тюменской командой мастеров «Прибой». От такого предложения не отказываются...

           На предсезонных сборах в  узбекском городе Намангане Николай Молоков довольно легко вписывается в коллектив: многие ребята были ему хорошо знакомы по прежним командам. Старший тренер «Прибоя» Марк Судат наигрывает Молокова на позиции полузащитника, и в апреле выпускает в стартовом составе в первой же игре сезона на Кубок СССР с Ленинабадским «Памиром».

       В течение чемпионата СССР 1964 года Николай Молоков сыграл за «Прибой» практически во всех календарных играх, и забил один гол в ворота «Динамо» из Целинограда. Но, в целом, с турнирной точки зрения, этот год стал одним из самых неудачных для тюменской команды мастеров, и по окончании сезона футбольный клуб был передан от судостроительного завода в структуру «Главтюменьнефтегаза»,  переименован в «Нефтяник». Зачислен в «нефтяники» был и Молоков.

     Весной 1965 года он вместе с командой отправился на предсезонные сборы, но вернувшийся в коллектив  после годичного расставания  старший тренер Виктор Владимирович Мизинов,  принял решение отчислить Молокова и ещё ряд футболистов,  объяснив это необходимостью сокращения численности состава.

   Впрочем,  Николай Максимович не особенно расстроился такому решению тренера. Было много планов: надо было дальше учиться,  и очень хотелось попробовать себя на тренерском поприще. В этом же году он вновь возвращается на завод «Механик», но там, к тому времени, со спортом было уже не так «сильно».  Зато на заводе Строительных машин руководство очень любило и футбол и хоккей.  Именно этот завод  и стал местом работы Николая Молокова на следующие 37 лет.

В 1966 году он принимается туда тренером по футболу и хоккею, активно продвигается по профсоюзной линии, одновременно увлекается судейством. Сначала обслуживает городские соревнования по футболу и хоккею с мячом, а затем привлекается к общесоюзным соревнованиям. В 1970 году получает квалификацию судьи Республиканской категории по футболу, а в 1973 году аналогичную квалификацию в хоккее с мячом. С 1974 года обслуживает матчи класса «А» первенства СССР по обоим видам спорта.

       В 1979 году поступает учиться и заканчивает Омский институт физической культуры.
Когда в Тюмени стали забывать о русском хоккее, Николай Максимович прилагал все усилия чтобы мальчишки продолжали играть в эту прекрасную игру. Своими силами заливал вблизи собственного дома каток и набирал группу для занятий. Но усилий одного Молокова оказалось недостаточно, и со временем этот вид спорта ушел из жизни нашего города.

В 1994 году Николай Максимович Молоков был назначен заместителем директора по учебно-воспитательной работе спорткомплекса «Строймашевец», одновременно продолжая тренировать молодых футболистов.

После окончания трудовой карьеры он не оставил спорт, и уже несколько лет состоит в судейском комитете Тюменской федерации футбола. Продолжает работать на благо тюменского спорта, показывая пример настоящего жизнелюбия и преданности делу всей своей жизни.